|
Книга для родителей (отрывки) (1937 г.) ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 «Основной конфликт» - отсутствие времени - наиболее распространенная отговорка родителей-неудачников. Защищенные от ответственности «основным конфликтом», они рисуют в своем воображении целительные разговоры с детьми. Картина благостная: родитель говорит а ребенок слушает. Говорить речи и поучения собственным детям - задача невероятно трудная. Чтобы такая речь произвела полезное воспитательное действие, требуется счастливое стечение многих обстоятельств. Надо, прежде всего, чтобы вами выбрана была интересная тема, затем необходимо, чтобы ваша речь отличалась изобразительностью, сопровождалась хорошей мимикой; кроме того, нужно, чтобы ребенок отличался терпением.(...) Дорогие родители! Не подумайте, пожалуйста, что всякая беседа с ребенком не имеет смысла. Мы предостерегаем вас только от чрезмерных надежд на разговоры. Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед. Воспитательную работу они рисуют себе так: воспитатель помешается в некой субъективной точке. На расстоянии трех метров находится точка объективная, в которой укрепляется ребенок. Воспитатель действует голосовыми связками, ребенок воспринимает слуховым аппаратом соответствующие волны. Волны через барабанную перепонку проникают в душу ребенка и в ней укладываются в виде особой педагогической соли. Иногда эта позиция прямого противостояния субъекта и объекта несколько разнообразится, но расстояние в три метра остается прежним. Ребенок как будто на привязи, кружит вокруг воспитателя и все время подвергается либо действию голосовых связок, либо другим видам непосредственного влияния. Иногда ребенок срывается с привязи... ... Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ли обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя. Бессмысленна и безнадежна попытка некоторых родителей извлечь ребенка из-под влияния жизни и подменить социальное воспитание индивидуальной домашней дрессировкой. Все равно это окончится неудачей: либо ребенок вырвется из домашнего застенка, либо вы воспитаете урода»1. «...Фокусы в семейном воспитании должны быть решительно отброшены. Рост и воспитание детей - это большое серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, Конечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя. Если вы родили ребенка — это значит: на много лет впе-ред отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только тцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель» Макаренко А.С. Книга для родителей // Макаренко А.С. Педагогические сочинения. - М., 1985. - Т. 5. - С. 13-14. Макаренко А.С. Книга для родителей // Макаренко А.С. Педагогические сочинения.-М., 1985.-Т. 5.-С. 18.
Задания для самостоятельной работы 1. Исполнение роли родителей в семье связано с занимаемыми родителями позициями относительно детей. Определите влияние этих позиций на способ поведения родителей и на развитие ребенка. Заполните таблицу, выбрав соответствующие положения из перечня:
а) неуверенность в себе, фрустрация; б) чрезмерные поблажки или ограничение свободы; в) чувство безопасности, нормальное развитие; г) агрессивность, эмоциональная недоразвитость; д) нежность, занятия с ребенком; е) невнимательность, жестокость, избегание контактов; ж) отсутствие похвал, придирчивость, критика; з) инфантилизм, особенно в общении с другими, неспособность к самостоятельности. По: Казаринова Н. В. и др. Практикум по социологии.– М., 1999.– С. 196–198. 2. С какой из приведенных ниже оценок, данных современному молодому поколению России, вы можете согласиться? Можно ли продолжить перечень определений поколения? Предложите свои названия. 1) прагматическое поколение; 2) разочарованное поколение; 3) скептическое поколение; 4) поколение надежд; 5) агрессивное поколение; 6) циничное поколение; 7) поколение романтиков; 8) обманутое поколение; 9) потерянное поколение; 10) __________________; 11) __________________ 3. Нужно помнить, что каждый ребенок имеет право на компетентное воспитание, на то, чтобы им занимались такие родители, которые в состоянии обеспечить ребенку достаточную степень защищенности и безопасности, необходимых ему для роста и развития. «Психологический Билль о правах», несомненно, должен был бы включать в себя следующие пункты: – право быть любимым – без всяких оговорок, осуждения или неуместной критики; – право расти в физически и психологически безопасной среде, не обремененной родительским беспокойством или чувством вины; – право быть выслушанным и услышанным, с тем чтобы к чувствам ребенка относились серьезно; – право на серьезное и уважительное отношение родителей и других взрослых, право на то, чтобы ребенку говорили правду; – право устанавливать физические и психологические границы и требовать уважения к ним; – право на невмешательство в процесс роста и развития. Воспитание с любовью и логикой / Пер. с англ.– М., 1995.– С. 450. Продолжите этот перечень прав, опираясь и на собственный опыт, и на мнение ваших сверстников (а может быть, и родителей).
4. Проанализируйте следующую ситуацию: Девочка из неблагополучной семьи постоянно держится возле учительницы, говорит с нею о своих проблемах, раскрывает семейные тайны, в которые больше никого не посвящает. Как вести себя учительнице в этой ситуации? Предложите свой вариант поведения учительницы и обоснуйте его. 5. В период школьного практикума познакомьтесь с основными направлениями работы классного руководителя, обсудите в беседе с классным руководителем используемые им формы организации совместной работы школы и семьи, а также предъявляемые в данном образовательном учреждении требования к проведению родительских собраний, конференций, иных форм педагогического просвещения родителей. Запишите тезисы этой беседы:
6. Академик, доктор психологических наук А.В. Петровский, утверждая что характер взаимоотношений взрослых и детей имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка, выделил пять основных стилей или, как он их называет, «тактик семейного воспитания»: - диктат - опека - конфронтация - мирное сосуществование - сотрудничество. Сформулируйте определение для каждой из вышеназванных тактик и дайте нравственно-психологическую оценку соответствующему стилю взаимоотношений взрослых и детей. При анализе тактик воспитания предлагаем вам опираться на те варианты, которые охарактеризовал известный детский психиатр М.И. Буянов, рассказывая о крайностях воспитания: Воспитание по типу Золушки, когда родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно, предъявляя к нему повышенные требования, но не одаряя теплотой и лаской. Дети в таких семьях вырастают, как правило, нерешительными, боязливыми, неспособными постоять за себя, уходящими в мир иллюзий – несбыточных надежд. Воспитание по типу кумира семьи- выполняются все требования детей, которые нередко становятся капризными, упрямыми, не признающими запретов и авторитетов. Эгоизм, необязательность, потребительское отношение к окружающим – все это может быть порождено таким стилем отношений в семье. Гиперопека – вид воспитания, которое сводится к лишению ребенка самостоятельности, инициативы. Гипоопека – ребенок предоставлен самому себе, его никто не контролирует, никто не пытается помочь ему в нелегком процессе личностного развития. Воспитание по типу кронпринца – обнаруживается чаще всего в зажиточных семьях, где родители, преимущественно собой, своей карьерой, не уделяют детям должного внимания. Сопоставьте стили воспитания, предложенные А.В. Петровским и М.И. Буяновым. Можно ли на основании знакомства с двумя названными подходами к классификации стилей сформулировать общую типологию? Попытайтесь сделать это. 7. Прочитайте фрагменты работ о проблемах семейного воспитания и сформулируйте свое педагогическое кредо, в котором в форме аксиом охарактеризуйте роль семьи в формировании личности и требования к организации семейного воспитания. 8. Вас пригласили воспитателем в дом Наташи Ростовой. Следует полагать, что прежде всего Вы, опираясь на уже приобретенные знания в области психологии и педагогики, постараетесь изучить семью Ростовых. Опишите, какие методы психологического и педагогического исследования Вы могли бы использовать при решении этой задачи, разработайте программу изучения семьи и охарактеризуйте ее по схеме: тип семьи (по структуре, составу, характеру взаимоотношений), какие функции она выполняет и как; степень влияния на Наташу Ростову тех особенностей, которые присущи этой семье, подхода к воспитанию и сложившегося стиля взаимоотношений с детьми. Определите стратегию, тактику своего педагогического поведения и воспитательной деятельности с учетом, во-первых, специфики формирующего влияния данной семьи, во-вторых, того, что воспитывать Вам поручили сына и дочь графа Ростова. 9. В российских школах совместно обучаются дети разных национальностей, безусловно, необходимо учитывать специфику формирующего влияния их семей. Попробуйте описать наиболее рельефные особенности воспитания мальчиков и девочек в семьях, сохранивших свои национальные традиции. 10. Что бы Вы предложили включить в план лектория для родителей учащихся 5 и 10 классов? Составьте примерные тематические планы лекториев и кратко изложите аргументы в обоснование выбранного вами содержания.
Блок самоконтроля 1.Обоснуйте, почему школа должна выполнять функции центра организации воспитательной работы с детьми. 2. В каких формах может осуществляться дифференцированный подход классного руководителя к работе с родителями? 3. Какие факторы способствуют, на ваш взгляд, вовлечению семьи в процесс воспитания детей класса? 4. Как уровень воспитанности ребенка влияет на организацию различных форм взаимодействия классного руководителя с семьей ученика? 5. На основании каких признаков семью можно назвать неблагополучной? 6. Какие виды родительского авторитета выделял А. С. Макаренко?
Рекомендуемая литература Основная 1. Еремина, Р. А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя / Р.А. Еремина. - М., 2008. 2. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008. 3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого.– М.: Пед. об-во России, 2007. 4. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ.вузов/ И.П. Подласый.-М: Высшее образование,2008. 5. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина.– М.: Академия, 2007.
Дополнительная 1. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2004. 2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пос. длч студ. высш. уч. зав. / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. 3. Галкина, Т. И. Воспитательная работа классного руководителя в 5-6-классах / Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 4. Гудилина, О.В. Планирование воспитательной работы классного руководителя / О.В. Гудилина // Классный руководитель. – 2009. - № 1. – С. 48 – 54. 5. Еременко, О.А. Анализ форм работы классного руководителя / О.А. Еременко // Классный руководитель. – 2009. - № 7. – С. 64-68. 6. Кучмаева, О.В. Мониторинг воспитательного потенциала семьи / О.В. Кучмаева, Е.А. Марыганова, О.Л. Петрякова // Педагогика. - 2008. - №3. - С.53-59. 7. Морозова, Н.В. Положение о классном руководстве / Н.В. Морозова // Классный руководитель. – 2009. - № 1. – С. 133 – 139. 8. Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации. Приложение к Приказу Минобрнауки России от 3 февраля 2006г. № 21. // Классный руководитель. - 2007. - № 2. – С.4–7. 9. Супрунова, А. Мамы и папы всегда рядом: Как на практике объединить усилия семьи и школы / А. Супрунова // Учительская газета. - 2009. - №25 (10262) от 23 июня 2009 г. 10. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания / Н. Е. Щуркова. – СПб., 2005.
Тема: Целостный педагогический процесс. Реализация принципа возрастосообразности педагогического процесса. Цели изучения Сформировать представление о целостном педагогическом процессе, его структуре; проанализировать диалектику обучения, воспитания, самовоспитания, самообразования и саморазвития; выявить особенности организации и прохождения процессов обучения воспитания, самообразования, саморазвития, самовоспитания в зависимости от возраста субъектов участников. Основные понятия темы Целостный педагогический процесс, воспитание, самовоспитание, программа самовоспитания, принцип возрастосообразности.
План 1. Целостный педагогический процесс, его закономерности и структура. 2. Самовоспитание, самообразование и саморазвитие как результат целостного педагогического процесса. 3. Целостный педагогический процесс и различные возрастные группы. Реализация принципа возрастосообразности.
Работа с понятиями 1. Выстройте иерархию следующих понятий: воспитание, развитие, педагогический процесс, обучение, деятельность, воспитательное взаимодействие. Какое из этих понятий стоит особняком? 2. Что такое педагогический процесс? Отметьте правильный ответ
3. Почему педагогический процесс является целостным? Что обусловливает его целостность? 4. Найдите аргументы за и против утверждения: «Самовоспитание – это волевой процесс».
5. Какие из предложенных понятий являются лишними? Укажите их и обоснуйте свое мнение: а) самообразование; б) самоопределение личности; в) самостоятельная учебная работа; г) самовоспитание; д) самоуправление школы; е) саморегуляция. Работа с текстами 1. Характеризуя специфику процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс, Ю. К. Бабанский пишет: …Можно утверждать, что оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности. Но процесс обучения… непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие названные параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности. Процесс же воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, сильно влияет на ее поведение. Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения».
Как вы думаете, как может педагог стимулировать процесс самовоспитания личности, опираясь на выделенные Ю. К. Бабанским «адресаты» процессов обучения и воспитания – разные сферы личности воспитанника? Приведите примеры (факты, педагогические ситуации), иллюстрирующие идею ученого.
2. Объясните позицию ученых-педагогов. В чем практический смысл высказанного тезиса? Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. 3. Прочитайте то, что писал о воспитанных людях А.П. Чехов. Какие характеристики для вас являются определяющими? Что Вы могли бы добавить? «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… 2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… 3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. 5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь… 6. Они не суетны… 7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. 8. Они воспитывают в себе эстетику.»
4. К. Д. Ушинский в юности наметил для себя следующие правила. Внимательно их прочитайте и попробуйте объяснить, что, на ваш взгляд, вкладывал педагог в эти формулировки. 1) Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2) Прямота в словах и поступках. 3) Обдуманность действия. 4) Решительность. 5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6) Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочется, а не то, что случится. 7) Издерживаться только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживаться. 8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. 10) Никому не показывать этого журнала. Попробуйте, кроме того, «реконструировать» психологический портрет молодого К. Д. Ушинского, исходя из выдвинутых им правил. 5. Вопрос «Кто я?» подразумевает в юности оценку не только и не столько наличных черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану, что случится со мной в будущем, как и зачем мне жить? Размышления о себе и направлении своей жизни возникают непроизвольно, по случайным поводам, часто не вовремя. «Не помню, в связи с чем, на уроке физики шла речь об автомобиле,— рассказывает девятиклассник.— У меня возникла мысль, что моя жизнь — как автомобиль, движущийся по темной дороге. Он освещает ее фарами по мере своего продвижения, он уже немало проехал, а дорога, виднеющаяся впереди, освещена все на таком же небольшом расстоянии. Вот кажется, что впереди в темноте какая-то странная преграда, а подъедешь ближе, осветит ее, и оказывается, что это пустяки, их можно преодолеть, если постараться. Пока я обо всем этом думал, меня вызвали, и перед самым концом четверти я получил двойку. Кроме автомобиля я ничего не слышал, а урок-то был о чем-то другом». Обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто время остановилось. (Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.,1989. – С.88) В чем смысл данного текста для учителя, работающего в старших классах? Задания для самостоятельной работы студентов 1. Составьте программу исследования эффективности педагогического процесса на основе систематизации мнений педагогов о критериях и показателях качества их работы. 2. Прочитайте рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Мальчик мечтал стать рыцарем. Приблизился ли он к своему идеалу? Подумайте, как использовать этот рассказ для беседы со школьниками о самовоспитании. 3. Проанализируйте следующую ситуацию: В одной из школ проходил семинар заместителей директоров школ. Группа педагогов посетила уроки физического воспитания в спортзале. При обсуждении этих уроков один из присутствующих увидел недостатки в работе учителя в следующем: – Вы не обеспечиваете в полной мере целостного подхода к учебно-воспитательному процессу. Это видно из уроков. Вы заботитесь в основном о выполнении упражнений, о соблюдении техники безопасности. А ведь необходимо в комплексе решать воспитательные и учебные задачи. В спортивном зале как-то неуютно, полы грязные, ученики одеты кто как. Везде в беспорядке набросаны мячи, обручи... Спортзал не проветривается как следует, свет тоже тусклый... – Что касается света и чистоты – это я понимаю,– оправдывался учитель.– Никак не приобретем форму. Но все это не имеет, как мне кажется, отношения к физическому воспитанию. У нас есть учителя музыки, литературы, истории. Вот пусть они и занимаются эстетикой. А моя задача – научить ребят, как правильно бегать и прыгать.
Можно ли согласиться с таким утверждением учителя? Проанализируйте воспитательные возможности такого урока. 4. Приведите примеры педагогических ситуаций, в которых педагог может опираться на следующие факторы, стимулирующие самовоспитание: а) требования окружающих; б) притязания ученика на повышение статуса в группе; в) потребность в признании окружающих; г) пример; д) проектирование своего будущего; е) критика окружающих; ж) рефлексия. Блок самоконтроля 1. Пометьте те из перечисленных ниже функций, которые являются функциями педагогического процесса:
2. Почему педагогический процесс развивается последовательно, непрерывно, динамично? 3. Является ли структура педагогического процесса универсальной? 4. В чем содержание и специфика компонентов педагогического процесса? 5. Как связаны между собой в целостном процессе формирования личности человека воспитание, самовоспитание и перевоспитание? 6. В каком школьном возрасте происходит интенсивное проявление потребности в самовоспитании? 7. Верно ли такое утверждение, что воспитывающее обучение, реализующее, наряду с образовательной и развивающей, также и воспитательную функцию, решает все без исключения воспитательные задачи?
Рекомендуемая литература Основная 1. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008. 2. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого.– М.: Пед. об-во России, 2007. 3. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ.вузов/ И.П. Подласый.-М: Высшее образование, 2008. 4. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина.– М.: Академия, 2007.
Дополнительная 1. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2004. 2. Волынкин, В.И. Педагогика: Учебное пособие для студ.вузов/ В.И. Волынкин.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 3. Гогоберидзе, А.Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента: учебно - методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М., 2007. 4. Пономарева, Т.М. Проектирование и организация системы самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов /Т.М. Пономарева; Науч. Ред. А.А. Орлов. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2008. 5. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.С.Селиванов. - М.: Академия, 2004. 6. Сманцер, А. П. Гуманизация педагогического процесса / А. П. Сманцер. – Мн.: Беспринт, 2005. 7. Шайденко, Н.А. Направления эффективной модернизации педагогического образования в условиях реализации национального проекта "Образование"/ Н. А. Шайденко, В. Г. Подзолков, В. А. Панин, А. Н. Сергеев - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2007.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|