Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема : Современные модели организации обучения. Методы, средства, формы обучения. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения.





 

Цели изучения

а) формирование понятий: формы организации обучения, их многообразие и динамика; классно-урочная система, новые технологии обучения в школе.

б) формирование умений: сопоставлять назначение различных форм организации обучения, оценивать их результативность в соответствии с формами организации учебной деятельности учащихся;

в) закрепить понятие о методах, приемах и средствах обучения; об обучающей, развивающей и воспитывающей роли различных методов обучения; научить видеть зависимость выбора того или иного метода от условий конкретной дидактической ситуации;

г) дать понятие о различных способах формирования учебно-познавательной мотивации школьников;

д) сформировать представление о реализации компетентностного подхода в процессе обучения.

 

Основные понятия темы

Метод, прием, средство обучения, мотивация учебной деятельности, активизация познавательной деятельности учащихся, компетентностный подход в процессе обучения.

План

1.Понятие форм организации обучения, их многообразие, динамика.

2. Классно-урочная система, ее эффективность и проблемы.

3.Современный урок. Типы, структура, их разновидности. Пути совершенствования урока в современной школе, инновационные процессы, новые образовательные технологии в школе.

4.Классификация методов обучения. Характеристика различных групп методов обучения. Возможности различных методов обучения в активизации познавательной деятельности учащихся.

5. Компетентностный подход в процессе обучения.

Работа с понятиями

№ 1. Что такое метод обучения?

- взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения;

- способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоения содержания образования;

- систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы;

- упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения;

- часть теории обучения.

 

№ 2. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию "метод обучения"?

 

- внешнее выражение процесса обучения;

- способ достижения конкретной дидактической цели;

- совокупность знаний, умений, навыков;

- способ организации общения;

- способ организации взаимодействия;

- форма реализации процесса обучения;

- способ осуществления воспитания и развития;

- способ контроля учебной деятельности;

- способ мотивации деятельности.

№ 3. В чем заключается различие между понятиями "принцип обучения" и "метод обучения"?

Понятие Общие черты Различия
Принцип Обучения      
Метод обучения      

№ 4. В чем заключается различие между понятиями "форма организации обучения" и "метод обучения"?

Понятие Общие черты Различия
Форма организации обучения      
Метод обучения      

№ 5. Прочитайте и вставьте необходимые термины в следующий отрывок:

«Организационные формы обучения определяются.......... и задачами обучения, учащихся, охваченных дидактическим воздействием, характерными..................... школьных предметов,.......... и временем работы учащихся, обеспеченностью............... учебными пособиями и т.п.»

(Ч. Куписевич. Основы общей дидактики. - М.: Высшая школа, 1986. - С. 243.

Задания

№ 1. Поставьте в соответствие этапам деятельности ученика элементы структуры урока:

Элементы структуры урока Этапы деятельности ученика
  Возникновения интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Упражнение
  Контроль
  Самоконтроль

 

№ 2. Какие методы использованы учителем в данном фрагменте урока? В чем их эффективность?

1) Урок географии, тема “От чего зависит погода. Воздушные массы”. Учитель обращается к ученикам: “Как вы помните, несколько дней назад у нас стояла солнечная, теплая, настоящая весенняя погода. А вчера после полудня вдруг подул слабый, но неприятный, холодный ветер с севера. Ночью и утром сегодня был туман, а сейчас – видите? – мелкий, холодный дождь моросит и с севера тянет все тот же противный ветер. Интересно, почему так изменилась погода? И какую погоду мы можем ожидать завтра?” После этого учитель ставил перед учениками ряд вопросов, ученики отвечали на них, затем следовали другие вопросы: “Какая, мы сказали, была погода на днях? А почему не такая, как зимой? А какое значение имеет высота солнца и продолжительность дня? А как изменилась влажность воздуха за эти теплые дни? Какой воздух принес северный ветер? и т.д.”

2) Урок физики, тема “Инерция”. Учитель: “На моем столе находится штатив с подвешенным к нему на нити грузом, к которому снизу привязана вторая нить. Вверху нить натянута грузом, и если дернуть за нижнюю нить, то можно ожидать обрыва именно верхней нити. Но вот я произвожу опыт. Вы видите, что оборвалась не верхняя, а нижняя нить. Причиной обрыва является новое для вас свойство тел, которое носит название инерции…”

3) Урок природоведения по теме “Дикие звери зимой”. Учитель начинает урок с показа соответствующих рисунков, расположенных в два ряда: “Звери осенью” и “Звери зимой”. В первом – рисунки лисы, ежа, медведя, барсука, волка, лося; во втором - лисы, волка, лося. Задание: “Рассмотреть внимательно рисунки зверей в обоих рядах. Что заметили? Что заинтересовало? Сравните оба ряда.»

4) Урок ботаники, тема “Строение семян”. “Ребята, наша новая тема – “Строение семян”. Объяснять я вам ее не буду. Посмотрим, сможете ли вы с ней справиться сами. Откройте учебник на 36-й странице. Что написано вверху страницы? (“Семена и посев”). А ниже, помельче, но тоже жирным шрифтом? (“Строение семян”). Еще ниже? (“Строение семени фасоли”). Со всем этим материалом вам следует познакомиться. Читайте внимательно, не торопясь. Рассмотрите рисунок. На рисунке найдите все, о чем говорится в тексте. Когда закончите читать, ответьте на вопросы, которые записаны на доске.»

 

Работа с текстами

1. В своей деятельности над реализацией цели обучения учитель включает отдельные детали метода, его составные части называемые методическими приемами. "Прием" - это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему. Это:

· составление плана изучаемого материала;

· постановка вопросов, заданий, задач, подводящих учащихся к необ­ходимости познать новое;

· анализ тех или иных жизненных ситуаций и явлений, с которыми учащиеся сталкиваются в своей практике и т.д.

Между методами и методическими приемами существует взаимос­вязь и переходы.

Необходимость использования учителем широкого арсенала мето­дов обучения вызывается характером содержания образования в сов­ременной школе, спецификой учебного предмета, учетом психологи­ческих особенностей учащихся, уровнем их развития, индивидуальны­ми особенностями учителя. Неправильный выбор учителем того или иного метода могут привести к отрицательным результатам.

Успешная деятельность учителя и учащегося достигается опти­мальным использованием сочетания методов, приемов и средств обу­чения.

Каково соотношение понятий «метод» и «прием» обучения?

 

2. Прочитайте текст и приведите примеры рассмотренных в тексте методов обучения.

Многообразие методов обучения отражается в классификациях, избирающих в качестве основы тот или иной признак. В последние годы приобрела широкое распространение классификация, автором ко­торой стал Бабанский Ю.К. Так его классификация содержит 3 блока групп:

I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

II. Методы стимулирования и мотивации учения.

III. Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Каждая из этих групп включает подгруппы методов по определенному признаку. Так, в подгруппе по источнику передачи и восприятия учебной информации методы в ней подразделяются на словесные, наглядные и практические.

Методы словесного обучения наиболее распространенные, приме­няются в школах разных типов. Объясняется это тем, что слово яв­ляется одним из источников знаний, оно может оказывать направляю­щее воздействие в познавательной и практической деятельности, оно может влиять воспитывающе и способствовать развитию интереса к предмету. Наиболее распространенными словесными методами являются рассказ, беседа, лекция и др. Словесные методы обучения подчиняются определенным педагоги­ческим требованиям - это научность, логическая последовательность и доказательность; ясность, четкость, доходчивость, эмоциональ­ность и культура речи; учет возрастных и индивидуальных особен­ностей школьников; темп и тон изложения материала учителем.

Наглядные методы обучения условно подразделяются на две большие группы: методы иллюстраций (показ ученикам иллюстратив­ных пособий) и демонстраций (демонстрации приборов, опытов и т.д.). Рациональное применение средств наглядности в сочетании со словом способствует большому образовательному и воспитательному эффекту, создает благоприятные возможности для развития абстракт­ного мышления учеников.

Процесс обучения требует не только знаний, но и включает в себя формирование умений и навыков. Во многом этому способствуют практические методы, охватывающие весьма широкий диапазон различ­ных видов деятельности учащихся. К практическим методам можно от­нести: упражнения, работа с учебником и книгой, опытническая ра­бота и др. методы.

Классификации, имеющие в своей основе такой признак, как ха­рактер познавательной деятельности учащихся (по степени самостоя­тельности мышления школьников при овладении знаниями), включающие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристический), исследова­тельский. Эта классификация предполагает такое управление учебным процессом, которое создавало бы простор для оптимального развития природных задатков к творческой деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение этого метода состоит в организации усво­ения информации учащимися, при этом учитель сообщает готовую ин­формацию разными средствами, а учащиеся осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее эко­номных способов передачи учащимся знаний. При использовании этого метода деятельность учащихся складывается, в основном, из воспри­ятия, осмысления и запоминания материала. Но знания, полученные в результате объяснительно-иллюстра­тивного метода, не формируют умений и навыков пользоваться ими. Для приобретения умений и навыков необходима организация деятель­ности школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний, показанных способов деятельности.

Воспроизведение и пов­торение способа деятельности по заданиям учителя являются призна­ком метода, названного репродуктивным. По мере увеличения объема знаний учащихся возрастает частота применения объяснительно-ил­люстративного метода в сочетании с репродуктивным. При любом ва­рианте сочетания этих двух методов первый всегда предшествует второму. Оба метода обогащают знания, навыки, умения учащихся, формируют основные мыслительные операции, но не гарантируют раз­вития творческих способностей школьников.

Эта цель достигается другими методами. И первым из них является проблемное изложение. Суть этого метода заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения, назначение этого метода состоит в том, что учитель показывает образцы науч­ного познания, научного решения проблемы, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо учить выполнению отдельных этапов решения.

Метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска, называется частично-поисковым. При этом учитель учит школьников построить самостоятельно найден­ное доказательство; во-вторых - сделать выводы из представленных фактов; в-третьих - сделать предположение; в-четвертых - постро­ить план его проверки и т.д.

Вариантом этого метода является построение эвристической бе­седы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов. Ученик, охва­ченный этими методами обучения, актуализирует наличные знания, осуществляет самоконтроль, мотивирует свои действия в ходе реше­ния того или другого этапа поставленной проблемы.

Для полноценного усвоения опыта творческой деятельности не­обходим исследовательский метод. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисков творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. На современном этапе развития школы исследовательский метод выполняет важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овла­дение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует определенные черты твор­ческой деятельности. В-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, опе­ративно и гибко используемые знания.

В процессе использования проблемных методов обучения разли­чают четыре основные звена:

· осознание общей проблемной ситуации;

· анализ ее и формирование конкретной проблемы;

· решение проблемы путем выдвижения гипотезы;

· проверка правильности решения проблемы.

Проблемные методы обучения предполагают создание проблемных ситуаций и управление деятельностью по самостоятельному их реше­нию. Таким образом, проблемные методы обучения обеспечивают проч­ное усвоение основ наук, развитие познавательной самостоятельнос­ти и творческих способностей учащихся.

Существуют и другие классификации методов обучения, их мно­го, как и самих методов, содержание и характер могут меняться в зависимости от постановки целей воспитания, обучения и образова­ния в школе.

 

3. Прежде всего обращает на себя внимание то, что очень трудно определить само понятие «организационные формы»... Остановимся на особенностях организационных форм.

Первая состоит в характере внешнего проявления функций учителя и учащихся в соответствии с определенным распорядком - фронтальное слушание рассказа, групповая или индивидуальная работа по заданиям учителя и т.д.

Вторая особенность заключается в режиме, временном и организационном, которому подчиняется та или иная форма. Так, занятие может длиться 45 или 30 минут, быть сдвоенным. Состав учащихся может быть постоянным (класс на уроке, языковая группа), изменчивым (при групповой работе в классе).

Поскольку взаимодействие учителя и учащихся осуществляется в виде непосредственного или опосредованного общения, то организационная форма является и определенным порядком построения общения указанных субъектов. В этом третья особенность организационных форм.

Главный отличительный признак организационной формы состоит в том, что ее рассмотрение не связано непосредственно с характеристикой процесса обучения, его основных закономерностей. Организационные формы влияют на конкретный ход обучения, обусловливая, к примеру, возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, они влияют на общий ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности, например, при достаточном сочетании занятий сплошного изложения материала (лекции) и практических занятий, экскурсий и т.д.

Каковы сущностные характеристики понятия «формы организации обучения»?

 

4. «Помимо уроков в школе существуют такие формы организации обучения, как:

n Факультативные занятия.Задача: углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Право выбора факультатива принадлежит учащимся; состав группы стабильный в течение всего периода освоения темы (проблемы).

n Спецсеминары - учебные занятия на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, используемая в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубления знаний, формирования оценочных суждений.

n Практикумы и учебные практики - применяются для выработки практических умений и навыков.

n Учебные экскурсии - учебное занятие, проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т.д.

n Дополнительные занятия - групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности учащихся; основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету.

n Домашняя учебная работа учащихся - направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов учебно-познавательной деятельности.

n Занятия в предметных кружках, учебно-научных объединениях - форма организации познавательной деятельности, направленной на реализацию определенной образовательной программы, обеспечивающей индивидуальные познавательные потребности и интересы учащихся».

Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999. -

С. 359-360.

Что Вы можете добавить к этому списку с учетом специфики Вашего предмета?

Дополнительная форма организации обучения Цели и задачи
   

5.Урок неизменно выступает основной формой организации обучения. Однако смысл этого всеми признаваемого дидактического положения не всегда понимается однозначно. Так, авторы, пользующиеся терминами «урок», «урок-семинар», «урок-лекция», «урок - практическое занятие» и т.д., само понятие «урок» применяют в двух разных значениях. В одном случае уроком называется самостоятельная организационная форма, рядом существенных признаков отличающаяся от всех других оргформ обучения, в другом - все организационные формы тоже оказываются уроком, так как им присущи некоторые общие с ним признаки (постоянный состав учащихся, определенный уровень их подготовки, единство места и времени и т.д.).

В таком контексте утверждение о ведущей роли урока по отношению к другим организационным формам исподволь приводит к противопоставлению урочной и внеурочной организации учебно-воспитательного процесса в школе <...>

Возникает вопрос: а так ли уж нужно в условиях школьного обучения прямо противопоставлять уроку другие организационные формы?

Целесообразно было бы в одних случаях что-то из свойственного другой форме организации обучения растворить, ассимилировать в уроке, а в других - присутствие иной организации сделать более заметным для учащихся, в явном виде обозначив в уроке некоторые существенные ее черты (например, черты вузовской лекции). Можно было бы пойти на интеграцию разных форм, например, соединив консультацию и зачет.

Проанализируйте данную мысль, приведите свои примеры такой интеграции.

6. Урок химии. Учитель: «Представьте, что вы создаете современный завод по производству искусственного волокна из отходов лесоматериалов. Для этого вам необходимо организовать работу следующих отделов предприятия: химико-технологического, инженерно-экономического, подготовки кадров».

Далее учитель сообщает необходимые цифровые данные. После короткого инструктажа ученики на выбор объединяются по группам, сами решают проблемы лидерства и распределения обязанностей внутри группы. Затем в течение 25 минут урока им предоставляется простор для творчества и самовыражения каждого. О результатах работы группы по пути решения проблемы докладывает ее руководитель, поочередно предоставляя слово «специалистам», а те раскрывают детали защищаемого проекта. Учитель и ученики других групп оценивают работу всей группы и каждого «специалиста».

(Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учеб. Для вузов. – СПб., 2000. – С.210)

Вопросы и задания к тексту

Как Вы думаете, зачем учитель выбрал такую форму организации обучения?

 

7. В середине восьмидесятых годов среди советского учительст­ва были распространены настроения "беженцев от Коменского". Многих учителей угнетало, что жесткая классно-урочная система не развивает личность ребенка, не дает возможности сотрудничать с детьми, заставляет быть начальником над учениками. Пе­дагогика сотрудничества вступила в противоречие с самой при­родой школы. Стремление к творческому воспитанию, вос­питанию в свободе вступает в конфликт с четко регламентиро­ванной организацией школьной жизни. Класс, урок, предмет - три измерения системы Коменского - в конце двадцатого века стали для учителей преградой, камнем преткновения на пути к нормальным отношениям с детьми.

Основной причиной этих противоречий можно назвать отчуж­дение детей от содержания их собственного образования. То, что Коменский считал одним из главных достоинств своей системы, превратилось в огромный недостаток - тщательно отобранный, хорошо скомпонованный учебный материал, который учитель с легкостью (обязательное условие) должен преподавать детям. Оказалось, что если ребенок не участвует в создании, в порожде­нии этого материала, если пищу для его ума и души готовят без участия ребенка, а послушному ученику остается лишь усвоить кем-то приготовленное, ничего не получается. Ни развития, ни сотрудничества, ни свободы.

(Адамский А. Бегство от Коменского // Первое сентября. – 1998. - № 14. – С. 2)

Вопросы и задания к тексту

Может ли «бегство от Коменского» решить новые проблемы, возникающие в современной системе образования?

Задания для самостоятельной работы студентов

Задания А.

1. Подробно охарактеризуйте один из методов обучения (по выбору студента или преподавателя).

2. Сформулируйте особенности использования методов обучения в условиях компьютеризации учебного процесса.

 

3. Перечисленные методы обучения сгруппируйте в соответствии с классификацией, в основе которой лежит источник знаний: 1) лекция, 2) демонстрация, 3) лабораторная работа, 4) беседа, 5) объяснение, 6) практическая работа, 7) наблюдение, 8) упражнение, 9) рассказ, 10) графическая работа.

 

Задания Б.

1. Оцените эффективность использованных методов, приемов, средств обучения в деятельности учителей, описанных на страницах романа Т. Манна «Будденброки». Чем обусловлен их выбор педагогом?

«Господин Штенгель… был заядлый остряк и большой охотник до философских разграничений, вроде: «Тебе надо провести линию, дитя мое, а ты что делаешь? Ты проводишь черту!»… Больше всего он любил на уроке пения заставлять мальчиков разучивать известную песню «Зеленый лес», причем некоторым из учеников приказывал выходить в коридор и …тихо повторять последнее слово, изображая эхо… Но вместо того, чтобы изображать сладкоголосое эхо, они скатывали по лестнице ящик из-под угля, за что и должны были оставаться после уроков на квартире г-на Штенгеля. Впрочем, там они чувствовали себя совсем неплохо. Г-н Штенгель, успевавший за это время все позабыть, приказывал… подать ученикам… по чашке кофе «на брата» и отпускал молодых людей восвояси…

И в самом деле, ученые мужи, просвещавшие юношество в стенах старой, некогда монастырской школы, под мягким руководством добродушного, вечно нюхавшего табак старика директора, были люди безобидные и незлобивые, все, как один, полагавшие, что наука и веселье отнюдь не исключают друг друга…

В средних классах преподавал латынь некий долговязый господин… по фамилии Пастор… Развлекал он учеников… виртуозным умением втягивать губы в рот и вновь выпускать их с таким треском, словно выскочила пробка из бутылки с шампанским. Он любил также, большими шагами расхаживая по классу, с невероятной живостью описывать тому или другому ученику его будущее с целью расшевелить воображение мальчиков. Но тут же становился серьезен и переходил к работе, то есть приказывал им читать стихи – вернее, ловко обличенные им в стихотворную форму правила затруднительных грамматических построений, которые он сам декламировал с несказанной торжественностью...».

(Манн, Т. Будденброки / Т. Манн. – М.: Международные отношения, 1982. – С. 43-44).

 

2. Познакомьтесь с отрывком из романа Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня». Какой метод обучения здесь представлен? К какой группе методов обучения он относится?

«- Детки мои! – Трелони села в кресло с подголовником и обвела взглядом класс. Толстые очки увеличивали ее глаза, и от этого у нее был очень странный вид. – Мы с вами почти уже прошли предсказания по расположению планет. Однако как раз сегодня Марс занял на небе весьма интересное положение, и для нас с вами это замечательная возможность изучить его влияние на судьбу. Я погашу свет, а вы поглядите, пожалуйста, сюда…

Учительница взмахнула волшебной палочкой, и светильники погасли, комнату освещал только огонь из камина. Трелони достала из-под своего кресла чудесную модель солнечной системы под стеклянным куполом. В центре, как и полагается, сияло солнце, вокруг солнца в воздухе вращались все девять планет, а вокруг планет их спутники.».

(Ролинг, Дж. К. Гарри Поттер и Кубок огня / Дж. К. Ролинг. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. – С. 521).

3. Предложите и обоснуйте заголовок для предложенного ниже текста:

«Нужно заметить, что умение работать с учебником на уроке предполагает как бы две стороны… Это умение учителя организовывать деятельность учащихся на материале учебника и умение учащихся работать на уроке с учебником. Одно без другого не бывает.

Например, урок истории, задуманный как показательный в плане использования учебника, спроектированный способным учителем в условиях единодушной и искренней поддержки всех его действий учениками, не состоялся. Школьники не могли обнаружить главную мысль в предложенном фрагменте текста учебника, не сумели отличить вывода от объяснения, тратили долгие минуты на поиски нужного места. Они оказались неспособны на одно - два самостоятельных умозаключения по поводу прочитанного. Их лучшим достижением было дословное повторение текста на вопрос о том, что в нем говорится».

(Журавлев, И.К. Учебник в системе обучения / И.К. Журавлев // Современная дидактика: теория – практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М., 1993. – С. 277.)

Задания В.

1. Прочитайте отрывок из произведения Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Подумайте, что в работе педагога может повлиять на активность учащихся в процессе обучения?

«… был один математик в нашей школе, который отличался от всех других… Не знаю, был ли он гениален, - сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был.

Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нем не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть.

Он сразу установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион…

Бывало, только входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до конца урока. Правда, иногда он заставлял нас смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного».

 

2. Создайте презентацию, посвященную одному или нескольким методам обучения. Подберите соответствующие примеры из предмета, в будущем преподаваемом вами.

 

3. Считаете ли вы целесообразным применение ролевых игр в процессе обучения? Составьте план проведения одной из них и продемонстрируйте ее студентам Вашей группы.

4. Для какого типа урока характерна следующая структура:

- проверка выполнения учащимися домашнего задания;

- проверка ранее усвоенных знаний;

- мотивация учения школьников и сообщение темы, цели, задачи урока;

- восприятие и осознание учащимися нового учебного материала;

- осмысление, обобщение и систематизация знаний;

- подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

 

5. Укажите на факторы, определяющие наиболее эффективные пути индивидуализации обучения на уроке:

- ориентация в обучении на средних учеников;

- выбор методов обучения, соответствующих умственным возможностям учащихся;

- организация помощи слабым ученикам со стороны сильных;

- дифференцированные задания для самостоятельной работы учащихся с различным уровнем учебных возможностей;

- организация дополнительных занятий с отстающими учащимися.

 

6. Сформулируйте и запишите главную мысль следующего текста:

«Чтобы направлять действия учащихся в соответствии с целью, стимулировать их интерес, необходимо знать, как продвигается класс в работе. Средством получения такой информации является контроль, который проводится непосредственно в ходе выполнения заданий. Это дает возможность своевременно корректировать самостоятельные действия некоторых учащихся. Исследования психологов показали, что обратная связь в начале деятельности оказывает сильное мотивационное и регулятивное действие. Слова «хорошо», «правильно», движение руки, кивок – действия-стимулы, в которых нуждается каждый ученик. Поэтому главная функция коррективного контроля – стимулирование деятельности. Он необходим не для внешнего порядка, дисциплины, а для того, чтобы поддержать усилия ученика».

(Жарова, Л.В. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. – М., 1993. – С. 186.)

 

7. Прочитайте отрывок из произведения В. Л. Кисилева «Любовь и картошка». Согласны ли Вы с автором? Что отличает классно-урочную систему?

«Мы не знаем имен людей, совершивших многие важные открытия. Нам неизвестно, кто первым сделал топор, кто изобрел колесо, кто придумал бутерброд, который вот уже на протяжении сотен лет заменяет многим школьникам завтраки и обеды.

Но вот кто первым создал переменку между уроками, нам известно совершенно точно. Это был выдающийся чешский ученый-педагог Ян Амос Коменский. Еще в 1631 году в своем прославленном сочинении «Великая дидактика» он раз и навсегда установил «классно-урочную систему», по которой в старших классах следует проводить по шесть уроков в день, в младших – по четыре, и между уроками должны быть переменки.

Переменка в ходе школьного обучения занимает очень немного времени. Но значение ее в педагогическом процессе ничуть не меньшее, чем значение уроков. И очень часто ученики именно на переменках получают те знания, навыки, взгляды, которые потом сказываются на их будущем не меньше, чем уроки самых лучших учителей»

8. Напишите сочинение на тему «Формы обучения в школе двадцать второго века».

Блок самоконтроля

1. Экскурсия и беседа в одних пособиях трактуется как форма, в других - как метод обучения. Какой подход Вы считаете более целесообразным?

2. Как Вы думаете, правомерно ли использовать такие понятия. как “урок-лекция”, “урок семинар”, “киноурок”, “урок - беседа” (да, нет). Обоснуйте свое мнение.

3. Найдите среди перечисленных ниже словосочетаний синоним понятия “организационные формы обучения”:

· Способы обучения.

· Учебные занятия.

· Учебный процесс.

· Учебная деятельность.

4. Почему нельзя ограничивать учебный процесс и учителя одной постоянной схемой урока? Докажите.

5. В пособиях по дидактике называется различные пути совершенствования урока. Какие пути Вы назвали бы еще? Дайте обоснование Вашего утверждения.

6. П.Ф.Каптерев - видный педагог России второй половины XIX - начала ХХ столетия утверждал: “... урок бывает хорош, когда он интересен, когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но для воли...” Что имел в виду педагог?

7. Чем, на ваш взгляд, обусловлено разнообразие классификаций методов обучения?

8. Можно ли выделить какие-то методы обучения как наиболее эффективные?

9. “Лучший” метод обучения для ученика и “лучший” метод для учителя: всегда ли это одно и то же?

10. Можно ли из всех условий выбора учителем методов обучения выделить главные и второстепенные?

Рекомендуемая литература

Основная

1. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007.

2. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

3. Осмоловская, И. М. Дидактика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М. 2008

4. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. 2007

 

Дополнительная

1. Панина Т.С. Современные средства активизации обучения/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия, 2008.

2. Белухин, Д.А. Личностно-ориентированная педагогика. – М., 2005.

3. Ситаров, В.А. Дидактика: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

4. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. - М. 2006

5. Аствацатуров Г. Педагогический дизайн мультимедийного урока//Учитель. -2006. - №6

6. С. Дейс.Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм//Педагогические технологии. -2007.- №1

7. Михайлов О., Комогорцев В. Лекционная форма обучения (недостатки и способы их устроения) // Alma mater. - 2007.- № 6. - С.24-25

8. Дьяченко В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой // Народное образование. - 2008. - №1. - С. 191-199

9. Шаспольская М. Чтобы метод проектов не остался в проекте// Первое сентября. – 2007. - №7

10. Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием//Народное образование. – 2006. - № 4.

11. Петунин О.Дискуссия как метод обучения в профильных классах//Народное образование. - 2006. - №7

 

Тема: Педагогический контроль. Его место и функции в образовательном процессе.

Цели изучения

-раскрыть место и функции контроля в процессе обучения;

- проанализировать комплекс критериев и показателей оценки знаний, умений и навыков учащихся;

- сформировать у студентов умения и навыки практического владения системами педагогического контроля и учета.

 

Основные понятия темы

контроль, оценка результатов учебной работы; виды контроля; формы контроля; средства контроля; отметка и другие способы выражения оценки

План

1. Контроль и его место в структуре процесса обучения.

2. Виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

3. Методы устного, письменного, практического контроля. Дидактические тесты

4. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков.

 

Работа с понятиями

 

№ 1. Заполните следующую таблицу:

 

Определения понятия. Педагогический контроль - это… Признаки понятия Совпадающие признаки Несовпадающие признаки
«...административно-формал






Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.