Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Какой принцип обучения иллюстрирует описанная ситуация?





 

Блок самоконтроля

1. Что такое дидактика? Отметьте правильный ответ:

а) теория обучения и образования;

б) теория воспитания;

в) теория обучения;

г) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;

д) теория обучения, образования и воспитания.

2. Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения: непродолжительность, планомерность, систематичность, спонтанность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность?

3. Что является движущей силой процесса обучения?

а) ответственность учащихся за свои знания;

б) требования учителей, предъявляемые школьникам;

в) внутренние противоречия, присущие этому процессу;

г) понимание учащимися необходимости получения образования.

4. Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения:

а) коррекционная;

б) образовательная;

в) диагностическая;

г) воспитательная;

д) развивающая;

е) оздоровительная.

3. Поставьте в соответствии с этапами деятельности ученика этапы деятельности учителя в процессе обучения.

 

Этапы деятельности учителя Этапы деятельности ученика
  Возникновение интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем.
  Процесс запоминания.
  Упражнения.
  Самоконтроль.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

2. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007.

3. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. 2007



4. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. - М. 2006

Дополнительная

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.

2. Крылова Н.. Репродуктивность обучения и продуктивность учения // Народное образование. – 2007. - №7. - С.152-160

3. Гликман И.. Обучение и внутренний мир школьника // Народное образование. – 2007. - №8. - С.175-179

4. Асмолов А. Образование как ценностное полагание: диалог между педагогикой сотрудничества и культурно-исторической психологией // Народное образование. – 2008. - №5. - С.48-53

5. Сериков В.В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. - 2007. - №10. - С.3-12

6. Образование в судьбе современной России. Круглый стол // Педагогика. – 2008. – № 1. – С. 3-28.

7. Беспалько В.П. Дидактический процесс// Школьные технологии. - 2007. - № 1. - С.57

 

 

Тема: Содержание образования. Различные подходы к его конструированию. Компетентностный подход к отбору содержания образования. Понятие об образовательных программах, их многообразии.

Цели изучения

а) выявить взаимосвязь целей обучения и содержания образования;

б) показать место компонента «содержание образования» в структуре процесса обучения;

в) раскрыть сущность современных подходов к содержанию образования и возможности их реализации на примере модульного построения базисного учебного план;

г) уметь анализировать авторские программы.

 

Основные понятия темы

Содержание образования; знания, умения, навыки; общее образование, профессиональное образование, государственный образовательный стандарт, базисный учебный план, федеральный, региональный компоненты содержания образования, учебная программа, учебник; дополнительное образование; компетенция, компетентностный подход; образовательная программа.

План

1. Понятие содержания образования. Современные концепции содержания образования.

2. Понятие базовой культуры личности. Приоритетные направления развития базовой культуры – основа содержания образования.

3. Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Учебная программа. Требования к современным учебникам.

4. Особенности отбора содержания образования в новых типах учебных заведений (лицей, гимназия и др.)

5. Компетентностный подход к отбору содержания образования.

 

Работа с понятиями

1. Покажите, как связан компонент «содержание образования» со всеми другими компонентами процесса обучения.

2. Чем отличается учебный план гимназии от учебного плана лицея? Почему?

3. Докажите, что содержание образования является мощным средством формирования социальных установок, ценностей. Сравните при этом роль гуманитарных и естественно-научных предметов.

 

Задания

1. Заполните следующую таблицу:

 

Определения понятия. Содержание образования - это… Признаки понятия Совпадающие признаки Несовпадающие признаки
1. …система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков (Б. П. Есипов, Н. К. Гончаров).      
2. …основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний (Т. А. Ильина).      
3. …научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формированиепознавательных способностей и творческих сил учащихся (И. Т. Огородников).      
4. …во-первых, усвоение опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитание типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственное и физическое развитие человека (В. С. Леднев).      
5. …та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему (В. С. Безрукова).      
6. …система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения (И. П. Подласый).      

 

Работа с текстами

 

1. Как вы думаете, в чем социокультурное предназначение образовательного стандарта?

2. О преимуществах разновозрастных детских коллективов рассуждают часто. Только, к сожалению, обычно о них говорят лишь в связи с воспитанием детей, а не с их обучением. В системе дополнительного образования не только успешно сосуществуют дети разных возрастов, но эта разноликость бывает просто необходима как ребятам, так и преподавателям: спортивные секции и турклубы, хор и изостудии, кружки юннатов и авиамоделистов строят свою работу на совместном творчестве, передаче опыта от старших к младшим…

Там не ставят детям отметок, нет обязательных программ, туда никто не может заставить детей ходить. Однако они продолжают заниматься с завидным упорством.

Что же не позволяет детям бросать эти занятия, заставляет потом, через много лет после окончания школы, вспоминать именно эти секции, студии, кружки как самые главные места учебы?

(Леонтьева О. Идея разновозрастного коллектива// Первое сентября. 1999. – 14 августа (№ 53). – С.12)

3.1 Вопросы и задания к тексту

Дайте ответ на вопрос, поставленный автором, используя известные Вам понятия педагогики и психологии?

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание А.

1. Прочитайте главу 5 «Содержание обучения и формирование индивидуальности человека» в учебнике В. Оконя «Введение в общую дидактику» - М., 1990. - с. 93-110. Ответьте письменно на вопросы в конце главы.

 

Задание Б.

Внимательно прочитайте предложенный текст. Какова главная мысль данного текста? Ответьте письменно.

«Учебник по своей природе противоречив: он может быть вредным и полезным, а подчас и практически нейтральным. Полезен природосообразный, культуросообразный учебник. Вредит детям использование учебника как материала для заучивания, материала, не имеющего отношения к жизни детской души.

Природе детской души более соответствует диалог, иллюстрация, интересное задание, увлекательные способы самопроверки. Важно предусмотреть в учебнике практические задания. Способы обучения примам мышления, демонстрацию основных положений самообоарзования, мобилизацию воссоздающего воображения учащихся, варьирование заданий в соответствии со склонностями и особенностями учащихся, драматизацию, краеведческую работу, систематическое использование справочной литературы, междисциплинарные связи».

(Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. / Б.М. Бим-Бад – М., 1996. – С. 27-28)

 

Задание В.

Прочитайте отрывок из романа Н. Соротокиной «Гардемарины, вперед!». Что вызывает недоумение автора при описании особенностей навигацкой школы? Что лежит в основе отбора содержания образования в настоящее время?

«Навигацию в школе преподавал мрачного вида англичанин по кличке Пират. Изъяснялся он на немыслимом жаргоне из смеси русских, английских и даже испанских слов… понять было невозможно. Штык-юнкер Котов вел… курс «Рыцарская конная езда.. Трудно себе представить что-либо бесполезнее для моряка…».

(Соротокина, Н. М. Гардемарины, вперед! / Н. М. Соротокина. – Т.: Приокское издательство, 1992).

 

Задание Г. (в рамках компетентностного подхода).

1. Обобщенная формулировка задачи. В школе сложилось такое положение дел, при котором родителям явно не хватает информации о целях, результатах и содержании образовательного процесса, участниками которого являются их дети. Растет число мелких и крупных конфликтов, связанных с неинформированностью или недостаточной информированностью родителей. Директор вынужден решать многочисленные «мелкие вопросы» с родителями лично. Для изменения ситуации решено создать «Справочник для родителей» (по начальной, средней и основной школе, соответственно).

2. Задание студенту. Разработайте структуру такого справочника для одной (для каждой) ступени образования. Обоснуйте необходимость наличия там соответствующих разделов. Сформулируйте рекомендации по его общему стилю, тону. Напишите краткий «бизнес-план» по осуществлению проекта на практике.

Критерии оценки решения задач таковы: четкая формулировка профессиональной задачи; теоретическое обоснование решения/предъявляемого «продукта»; широкий охват источников информации; предъявление способа решения; логика решения (как последовательность шагов, способствующих решению задачи); полноценная презентация «продукта» решения.

 

Блок самоконтроля

1. Среди ниже перечисленных терминов отметьте термины, не соответствующие остальным:

- метод обучения;

- учебная программа;

- нормативный документ;

- учебный план;

- дидактическая система;

- содержание образования.

 

2. Укажите признаки, относящиеся к понятию "содержание образования":

- действие, доведенное до автоматизма;

- способ достижения конкретной учебной цели;

- межпредметные связи;

- учебное занятие;

- знание;

- календарно-тематический план;

- учебный план;

- умение.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007.

2. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

3. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. - М. 2006

Дополнительная

1. Бершадский, М. Содержание образования в школе будущего /М. Бершадский, В. Гузеев // Народное образование. – 2008. - № 8. – С. 167-174.

2. Беспалько, В.П. Учебник: отбор и организации содержания / В.П. Беспалько//Школьные технологии. – 2006. - № 5.

3. Куркин, Е. Судьба образовательного стандарта: что дальше, каким ему быть? / Е. Куркин // Народное образование. – 2008. – № 4. – С. 50-57.

4. Лебедев, О. Восемь проблем модернизации содержания школьного образования / О. Лебедев // Народное образование. – 2007. - №7. - С.142-145.

5. Лернер, П. Новое содержание образования: повседневное знание становится основным / П. Лернер // Народное образование. – 2008. - № 7. – С. 165-172.

6. Новичков, В. Необходима новая теория содержания образования / В. Новичков // Народное образование. - 2007. - №7. - С.147-152.

7. Осмоловская, И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе / И. Осмоловская // Народное образование. – 2006. - №5

8. Поташник, М. Чему отдать приоритет: ЗУНам или ценностям?/ М. Поташник // Народное образование. – 2008. - № 1. – С. 208 -212.

9. Разумова, Е. Стандартизация образования - одна из болевых точек образовательной политики / Е. Разумова// Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 34 – 41.

10. Сидоркин, А.М. Факультет ненужных вещей / А.М. Сидоркин // Школьные технологии. – 2007. – № 6. – С.3-6.

11. Теремов А.В.. Интеграция содержания образования как условие целостности образовательного пространства личности школьника //Преподаватель 21 век. – 2007. - № 1.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.