Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предпосылки конфликтной ситуации психологического содержания делятся на две большие группы: объективные и субъективные.





К объективным предпосылкам относятся:

1. Неблагоприятные и субъективно неприемлемые санитарно-гигиенические условия труда (именно в этих условиях чаще всего возникают конфликты).

2. Нарушения в организационно-технических и технологических условиях труда (недостаток спецодежды, неритмичность производства, неопытность кадров и т. п.).

3. Нервно-психическое перенапряжение (устойчивое, постоянное) работников, не компенсируемое необходимым отдыхом.

4. Несоответствие стиля работы руководителя и психологической структуры коллектива (например, замалчивание оценок работы, ограничение контактов неприемлемы во вновь созданном, молодежном, женском коллективах).

5. Неточность (приблизительность) формулировок содержания должностных положений и инструкций.

6. Несогласованность между руководителями и подчиненными в понимании функций, прав и обязанностей, ответственности и властных полномочий каждой из сторон.

7. Несоответствие формы оплаты труда и его организации, оплаты и вложения труда (оплата сдельная, но работа – периодическая).

8. Многочисленность несогласованных источников информации (руководителей) для одного исполнителя (бригадир направляет на один участок работы, а начальник цеха – на другой).

9. Различные недостатки в информационном обеспечении исполнителей (фрагментарность информации, необоснованная избирательность предъявления, несогласованность между источниками информации, недостаток времени для восприятия, переработки, осознания).

Нередко считается, что конфликтность в коллективе определяется тяжелым характером человека. Однако проявление свойств личности связано с конкретной ситуацией (субъективные предпосылки):

1) Субъективная значимость ситуации, выполнения задания и т. п. Например, отстаивание определенной точки зрения может быть продиктовано интересами укрепления собственного авторитета или же интересами коллектива.

2) Деформация позиции (переход от делового, конструктивного решения вопроса к отягощающим обстоятельствам «он безответ-ственный человек», поэтому и вопрос не решить).

3) Искаженные черты личности участников служебно-делового общения (завышенная или заниженная самооценка, подозрительность, предубежденность и т. д.).

4) Различные источники и объемы информации по одному и тому же вопросу у разных собеседников.

Для предупреждения и смягчения наметившейся конфликтной ситуации целесообразно воспользоваться следующими предпосылками:

1. Улучшение санитарно-гигиенических и эстетических условий труда (в психологическом аспекте важно обеспечить гласность проводимой работы).

2. Формирование и развитие коллективистского отношения членов трудового коллектива.

3. Реализация индивидуального подхода к работе с кадрами (учет возраста, пола, стажа работы, оборудования, социально-бытовых условий жизни). Например, женщины быстрее мужчин переживают ситуации, влияющие на условия личной жизни (сменность работы, время отпуска, обеспечение детскими учреждениями). Или другой пример: у людей с более высоким уровнем образования сильнее выражено стремление к реализации своего потенциала: интеллектуального, познавательного, личностного.

4. Активизация трудящихся в подготовке, разработке и реализации решения проблемы, составлении планов работы и т. д. Работник станет сознавать себя как ответственного специалиста, а не только как объект управления со стороны руководителя.

5. Своевременная коррекция стиля работы руководителя. Это особенно актуально для вновь принятых лиц на должности руководителей.

6. Психологическая подготовка сотрудников к предстоящим изменениям в организации работы.

7. Обеспечение обратной связи членов коллектива по вопросам его жизнедеятельности.

Можно выделить пять основных вариантов психологического решения конфликтной ситуации:

- изменение своей позиции;

- игнорирование конфликта;

- компромисс;

- директивность;

- сотрудничество.

Следует соблюдать основные психологические условия общения в конфликтной ситуации:

1) Обращайте внимание на неречевые свидетельства (мимика, жестикуляция, интонация) того, что слова собеседника расходятся с его мыслями или чувствами.

При выявлении четко выраженного противоречия выносите это на открытое обсуждение.

2) Избегайте скрытых ложных предположений. Если обнаруживаете их у себя или у собеседника, то обсуждайте открыто во избежание возможных ошибок.

3) Говорите о том, что думаете или чувствуете, и побуждайте к этому вашего собеседника.

4) Просите объяснить непонятное. Если вы оказались непонятыми, разъясните терпеливо свою мысль.

5) Соблюдайте принятую форму обращения, используйте этически допустимые речевые штампы.

6) Слушайте активно, позитивно, т. е. проявляйте сочувствие, интерес, дайте понять собеседнику, что он услышан и понят.

Стиль поведения в конфликтной ситуации – это самоанализ и самоорганизация. Деятельность делового человека, руководителя, агента фирмы (рекламного, торгового и т. д.) нередко протекает в обстановке расхождения с собеседником во взглядах, позициях, функциях. Нахождение общего языка может послужить предпосылкой выгодной сделки, новых деловых контактов, источником полезной информации. Поэтому очень важно осознавать собственный стиль поведения в сложной обстановке, реконструировать его для успешного решения конфликта, правильно распознавать стиль поведения собеседника.

Основные пять стилей поведения в сложной (конфликтной) ситуации описаны К. Томасом и Р. Килменном в 1972 г. (рис. 7.3).

 

 
 

 


Рис. 7.3. Стили поведения в конфликтной ситуации

Каждый стиль есть результат сочетания двух основных элементов: энергичности и направленности удовлетворения интересов.

Элемент энергичности имеет степени выраженности от пассивности до активности, а элемент направленности удовлетворения интересов – от индивидуальных до коллективных.

Стиль поведения в конфликтной ситуации (табл. 7.1) может в широком диапазоне изменяться самим человеком, который хочет и умеет это делать.

Таблица 7.1







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.