|
Так где же осуществлять сорсинг: на локальном или международном рынке?
Ответ на этот вопрос зависит от стратегии. Если ее цель состоит в достижении максимально низких затрат, вам нужно делать закупки у поставщика, способного посодействовать в этом. Вопрос — имеет ли значение, в какой части мира находится такой поставщик? Пожалуй, если вы просто устанавливаете договорную цену, на которую поставщик согласен, и составляете графики поставок, обязательных к соблюдению, его географическая удаленность от вас не принципиальна. Тем не менее в подобной ситуации ваши отношения наверняка будут сопряжены с большей неопределенностью и повышенным риском. Например, не так-то просто добраться до поставщика, если тот находится за полмира от вас, а руководители завода не говорят на вашем родном языке и не придерживаются производственных принципов, которые соблюдает ваш местный поставщик (но от него вы отказались, поскольку сумели достичь — хоть и на бумаге — снижения стоимости). Не менее сложно будет предугадать перебои в поставках по причине забастовок, цунами, конфискации товара на таможне, споров о тарифах, несчастных случаев в открытом море, простоев и различного рода производственных проблем или преодолеть их последствия. Управлять делами на расстоянии всегда тяжелее, даже в век Интернета и современных систем передачи информации. Как сказал мне один руководитель предприятия, теперь действительно проще, быстрее и дешевле сообщать об ошибках, тем не менее по-прежнему требуется время на их исправление, потому что это предпочтительно осуществлять при личной встрече. Поэтому, возможно, фактор расстояния все же не стоит сбрасывать со счетов (Cairncross, 1998). С другой стороны, если ваша стратегическая задача — отвечать требованиям потребителей и таким образом обеспечивать себе получение обоснованной прибыли, то, вероятно, стоит предпочесть осуществление закупок на локальном рынке, а значит, и поставщиков искать ближе к рынку: это позволит быстрее реагировать на новые тенденции. Логика в данном случае заключается в следующем: высокие издержки компенсируются более коротким сроком выполнения нового заказа по причине значительно более быстрой поставки продукции. Следовательно, если время — важная составляющая процесса достижения конкурентного преимущества, было бы разумно пойти на компромисс. Вероятность возникновения различного рода вопросов снижается за счет регулярного общения с местным поставщиком. Поэтому установление подобных отношений может способствовать повышению вашей конкурентоспособности. Однако на каждый из вышеприведенных доводов вы можете выдвинуть противоположный, но равноценный аргумент и оказаться правым, описывая конкретные обстоятельства. Вот почему вызывает сомнения коллективное принятие решений, практикуемое на многих розничных предприятиях. Предположим, что где-то, скажем, на бизнес-мероприятии или в дружеской компании в лондонском винном баре Corks, собирается группа примерно из 20 байеров. Нетрудно догадаться, что неминуемо зайдет речь о том, чем они занимаются, насколько хорошо идут дела, сколько они получают, как замечательно прошла последняя командировка во Вьетнам или Бангладеш и т. п. Между делом на таких встречах они могут проболтаться (хотя сам факт возможности подобного любым из них будет отрицаться), у кого они закупались, сколько заплатили, насколько плох или хорош тот или иной поставщик и с кем из них вовсе не стоит связываться. Многие ретейлеры говорят об уменьшении вложений в запасы с целью увеличения размера своей прибыли. Но почему никто не задумывается о возможности стать асом в своей области, стараясь лучше понять и максимально удовлетворить потребности своих клиентов? Никакой серьезной маркетинговой составляющей! Впрочем, описание их стратегии существует: уловить тенденцию, купить как можно дешевле и пытаться все успешно распродать. Но если все станут действовать таким же образом и ретейлеры с аналогичным продуктом заполонят главные улицы городов, то покупателю ничего другого не останется, как делать выбор на основе единственного критерия — цены. К сожалению, всеобщая приверженность инстинктивным методам снижения издержек и цены остается по-прежнему актуальной для большинства и влечет серьезные последствия для других заинтересованных сторон всего процесса: поставщиков, акционеров, а в конечном счете — и ретейлеров. Это призыв к изменению стратегии. Если отрасль моды предлагает перемены, то почему так много организаций розничной торговли не обращают внимания на очевидное широко распространенное заблуждение? Теория айсберга издержек и возможностей За последние 15 лет возросла популярность проведения сорсинга за границей, который рассматривается как один из способов снижения затрат. Однако при организации поиска поставщиков за рубежом не всегда учитываются ключевые для процесса принятия решений факторы. В результате подобной недальновидности многими остается незамеченным целый айсберг издержек (отдельные рассматриваются в моем исследовании 1998 года (Hines, 1998)), подводная часть которого включает ряд скрытых, часто осознанно игнорируемых затрат (что становится очевидным, если взглянуть со стороны). Но эти скрытые издержки порой оказываются значительными. Более того, нередко они вовсе утаиваются либо не фиксируются как единицы складского хранения (ЕСХ). К издержкам такого рода (примеры некоторых выборочно показаны в приведенной ниже модели) относятся закупка и время менеджеров, потраченное на приобретение и мониторинг или на исправление ошибок. Еще большее значение имеют упущенные продажи по причине нарушений своевременности и комплектности поставок (из-за путаницы в размерах, стилях, цветах) — факторы, которые едва ли вообще когда-нибудь учитываются.
Закупки
Многие байеры модных товаров проводят длительное время в заграничных командировках в поисках новых товаров (что вполне объясняет, почему затраты для них так существенны) — по два и более месяцев в году. В расходы включают стоимость авиабилетов, телефонных звонков, гостиничные счета, затраты на проживание, не говоря уже о человеческом факторе, измеряемом разрушенными отношениями, одиночеством и усталостью, что неизбежно сказывается на текучести кадров. Кроме того, если сопоставить временные издержки с доходами от размещенных заказов, то порой затраты на снабжение оказываются чрезвычайно высокими, значительно превышающими указанную в счете-фактуре закупочную цену — вероятно, единственную из статей расходов, которая оценивается. Следовательно, затраты на осуществление закупок имеют все шансы так навсегда и остаться неучтенными в себестоимости товара. Как правило, подобные издержки относят к категории накладных расходов крупных организаций. Более того, такие затраты, если они вообще учитываются, чаще всего списываются на другую продукцию или произвольно распределяются среди товаров, к которым никакого отношения в принципе не имеют.
Время менеджера
Менеджеры тратят время на общение с поставщиками до, во время и после совершения покупки. Количество задействованных менеджеров и затраченного времени может быть значительным. На большинстве розничных предприятий имеются целые команды таких специалистов, координирующих сделки с поставщиками за границей. Группы менеджеров часто посещают производства с целью контроля и планирования технологического процесса, устранения проблем и повышения эффективности. Затраченное время также не всегда учитывается в себестоимости товаров, на которые был израсходован этот ресурс.
Цена упущенных возможностей Безусловно, наиболее серьезной издержкой и, возможно, самой большой частью айсберга является цена упущенных возможностей продажи. Если товаров не оказывается в магазине в тот момент, когда покупатель желает их приобрести, продажа не состоится. Но не факт, что наконец прибывшие на ваш склад товары — пусть даже с самой низкой себестоимостью — спасут положение. Согласно теории поведения, потребитель может заменить один товар другим, но на практике в рамках одного розничного магазина это не всегда возможно. Иногда заменой товара вы непреднамеренно способствуете росту продаж ваших конкурентов. В этой части айсберга закупка у иностранных поставщиков для вас невыгодна. Местные поставщики находятся ближе к вашему рынку, и даже если произойдет небольшая задержка в производстве, она совсем не обязательно приведет к несвоевременности или некомплектности поставки. А вот из-за задержки в производстве за границей, вероятнее всего, дата отгрузки будет сорвана; могут потребоваться радикальные меры по осуществлению перевозки товаров авиатранспортом, значительно увеличивающие ваши издержки — те самые, которые не включаются в стандартную розничную цену. Как показывает практика, на доставку от дальневосточного поставщика требуется 8-12 недель, из Великобритании на это же уйдет 4-6 недель и примерно на неделю больше — из Марокко, Португалии, Египта и Восточной Европы. На рисунке 2.1 изображен айсберг издержек, а также области, в которых поставщики Великобритании могли бы потенциально создать конкурентное преимущество: если издержки айсберга для поставщика из Великобритании менее существенны, чем для иностранного поставщика, то логично было бы предположить, что первый может использовать сильные стороны, недоступные второму. Теория айсберга предлагает несколько возможностей, позволяющих поставщикам с локальных рынков или из близлежащих стран добиться конкурентного преимущества перед более далеким иностранным поставщиком. В определенных обстоятельствах целесообразнее осуществлять закупки на локальном рынке, то есть — в своей стране. Однако не сам айсберг, а его размер определяет относительное преимущество: в некоторых случаях айсберг существует, но его недостаточная глубина не позволяет поставщику из Великобритании воспользоваться им. Чем прочнее отношения между поставщиком и ретейлером в Великобритании, тем менее вероятно появление крупного айсберга, которым может воспользоваться альтернативный поставщик, и наоборот.
Операционные издержки, как правило, представлены двумя основными составляющими (Clemens, 1993):
Операционные издержки = издержки координирования + операционный риск.
Издержки координирования связаны с обменом и передачей информации и ее использованием в процессе принятия решения. В частности, при принятии решений о поиске поставщиков и закупках это информация о товаре, цене, наличии на складе, проектных изменениях, погрузке и т. д. Операционный риск — издержки, понесенные по причине уклонения других сторон от выполнения своих обязанностей, например в случае просрочек по доставке, низкого качества товара или поставки товара неверного количества, цвета или модели (табл. 2.2).
Источник:Hines, 2005.
Таблица 2.2, Операционные издержки
В литературе по операционным издержкам рассматриваются следующие три вопроса: 1) характер активов; 2) неопределенность; 3) рынки и иерархии (Grover, 2003). Специфичность активов подразумевает, что они могли быть приобретены для определенного контракта и не подлежат передаче для осуществления других сделок. Например, поставщик может купить конкретный станок по пошиву одежды для конкретного ретейлера. и вне этого контракта данный станок не имеет никакой или почти никакой ценности. На практике доводится сталкиваться с двумя типами неопределенности: по причине внешних факторов, например из-за изменений в технологии, вызывающих моральный износ оборудования, и неустойчивости спроса (объема и ассортимента), — которые могут быть спровоцированы изменениями тенденций в моде. Наконец, рынки и иерархии рассматривают: 1) способность рынков координировать спрос и предложение; 2) вопросы управления. Например:
• Разумно ли рынок распределяет ресурсы в части «закупщик — поставщик»? • Можно ли контролировать эти потоки вне зависимости от того, кто является владельцем цепочки создания стоимости?
Прежде чем мы приступим к рассмотрению двух вышеозначенных вопросов, необходимо подробнее ознакомиться с понятием «совокупная стоимость владения», так как непосредственно на нее и влияют операционные издержки закупщика.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|