Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль №2. Древняя Русь. Социально-политические изменения в русских землях (IX-XIV вв.)





Задание №1. Дать определение понятий и уметь аргументировать их на практических занятиях: феодализм, сословия, язычество, христианство, православие, феодально-политическая раздробленность, улус, ярлык (5 балов).

Задание №2. По своду законов «Русская Правда» составить социальное деление общества Киевской Руси и начало формирования сословий. (10 балов).

Задание №3. Составить таблицу: Расселение восточно-славянских племен (5 баллов)

 

Название и происхождение (этнонима) Территория расселения Основные занятия
     

 

 

Модуль №3. От Московского царства к России (XIV-XVII вв.)

Задание №1. Составить таблицу «Особенности российского феодализма в процессе формирования Московского царства». В каждом разделе приведите аргументы доказывающие усиление роли государства, самодержавия и крепостного права.

Усиление роли
государства самодержавия крепостного права
     

 

Заполнив таблицу, ответьте на вопрос «причины формирования этих особенностей феодализма в России?» (10 балов).

Сообщение: Роль боярской думы и земских соборов управлении государством. (10 балов).

 

 

Модуль №4. российская империя XVIII-начало XX вв.

Задание №1. Составить таблицу «Российские реформы XVIII в.» (10 балов).

Реформы Содержание реформ
при Петре I при Екатерине II
  1. Экономические
  2. Социальные
  3. Политические
   

 

На основании составленной таблицы, докажите или опровергните мысль о том, что Екатерина II была преемницей дел Петра I?

Задание №2. Проблемы модернизации Российской империи в XIX веке (10 балов). Составить две таблицы: «Модернизация в программных документах декабристов» и «Модернизация в великих реформах Александра II» (Таблицы составить по документам в хрестоматии по истории России).

 

Таблица №1

Организация декабристов и их программы Вопросы «Южное общество» »Северное общество»
«Русская правда» П. Пестеля Конституция Н. Муравьева
1. О крепостном праве. 2. Демократические свободы. 3. Земельный вопрос. 4. Форма правления 5. Национально-государственное устройство 6.Политический режим    

 

На основании составленной таблицы сделайте выводы по следующим вопросам:

1. Какой из этих проектов был более радикальным?

2. Какой из проектов более приемлем для России?

3. Какой социальный строй пытались реализовать декабристы в проектах?

Сообщение: Следствие и суд по делу декабристов; Н. Муравьев; П. Пестель. (10 балов)

Таблица №3. (10 балов)

Содержание реформ. Основные черты Реформы Сущность реформ
Буржуазные черты Феодальные черты
1. Отмена крепостного права 2. Земельный вопрос. 3. Земская реформа. 4. Городская реформа. 5. Судебная реформа. 6. Военная реформа. 7. печати и цензуры. 8. Реформа образования.    

На основании этой таблицы сделайте выводы по вопросам:

1. Что было заимствовано в этих реформах из программных документов декабристов?

2. Почему развитие капитализма России после реформ осуществлялось не «вглубь», а «вширь», в сельском хозяйстве он был «по-прусскому пути»?

3. Почему в результате такого реформирования к началу XX века перед Россией встала проблема выбору между реформами и революцией?

 

Задание №4. Составить таблицу «Политические партии в первой революции в России 1905-1907 гг.» (10 балов)

№ п/п Название партии, дата основания, лидеры, социальный состав Программа партии по разделам Деятельность партии в революции
  Конституционные демократы (кадеты) 1. Политический. 2.Социально-экономический. 3. Образование. 4.Национальный вопрос.  
  «Союз 10-го октября» (октябристы)
  Социалисты-революционеры (эсеры)
  РСДРП

 

Модуль №5. Советское общество (1917-1991 гг.)

Задание №1. Составить политический портрет одного из лидеров белого движения или командира Красной армии. (10 балов)

Задание№2. Заполните таблицу «Военный коммунизм» и НЭП две модели построения социализма в России. (10 балов)

Вопросы Военный коммунизм НЭП
1. Цели и задачи, сроки проведения. 2. Политика в сельском хозяйстве. 3. Меры в промышленности. 4. Политика в торговле. 5. Итоги проведения.    

 

Сделайте выводы по вопросам:

1. Почему от военного коммунизма перешли к НЭПу?

2. почему НЭП не удалось ввести всерьез и надолго?

 

Задание №3. Письменная творческая работа «Судьба семьи в судьбе страны».

Вы должны рассказать, как Великая Отечественная война отразилась на судьбе вашей семьи, родственников. (10 балов).

 

Задание №4. Изучите текст учебника по истории России, который излагает период 1953-1964 гг. и объясните: (10 балов).

1. «Почему 1953-1964 гг. вошли в историю как «оттепель», не ставшая весной».

2. Объясните слова У. Черчиля: «К сожалению, сейчас имеет человек, который нанес вред стране Советов в 1000 раз больше, чем я. Это Никита Хрущев, так похлопаем ему!»

3. Изложите свою версию: «Почему Л.И. Брежнева называют правителем «Золотого века»»?

4. Напишите ответ на вопрос: «70 – начало 80-х годов в истории советского общества – это эпоха застоя или стабильности»?

(Примечание: каждый выбирает одну работу, выполняет ее письменно и содержание ее излагает на практическом занятии. Возможен и другой вариант: это работа по четырем подгруппам и каждая представляет свою версию в виде презентации, сообщений, таблиц и т.д.) Окончательный выбор за преподавателем.

 

СТРУКТУРА АПИМ И ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

ООП: 050202.6 – Информатика

Дисциплина: Отечественная история

Время выполнения: 80 минут

Количество задании: 41

ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АПИМ

№ ДЕ Наименование дидактической единицы ГОС № задания Тема задания
  Теория и методология исторической науки   Функции истории
  Методы изучения истории
  Методология истории
  Историография истории
    Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв.   Этапы развития истории
  Этапы развития Киевской Руси
  Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Монгольское иго.
  Централизация русских земель. Возвышение Москвы.
    Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства.   Образование Московского централизованного государства.
  Развитие Московского государства в XVI в. Иван IV.
  «Смута» в России.
  Правление первых Романовых.
  Российская империя в XVIII – первая половина XIX вв.   Петр I и начало модернизации в России. Эпоха дворцовых переворотов.
  «Преосвещенный абсолютизм» Екатерины II.
  Политическое и социально-экономическое развитие страны в I четверти XIX века.
  Россия в направлении Николая I.
        Российская империя во второй половине XIX - начале XX вв.     «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III.
  Этапы решения крестьянского вопроса в России в XIX в.
  Общественные движения в России XIX в.
  Экономическая модернизация России на рубеже веков.
  Первая русская революция.
  Возникновение парламентаризма многопартийности в России в начале XX века.
  Россия в условиях I мировой войны и нарастание общенационального кризиса.
  Февральская (1917 г.) революция. Развитие событий от Февраля к Октябрь.
    Советская Россия (1917-1922 гг.)     Октябрьские события 1917 г. Приход большевиков к власти.
  первые преобразования большевиков в политической и социально-экономической сферах.
  Предпосылки нового политического и социально-экономического строя.
  Гражданская война в Советской России.
  СССР (1922-1991 гг.)   Новая экономическая политика (НЭП).
  Образование СССР. Советская модель национально-государственного устройства.
  Форсированное строительство социализма: индустриализация, культурная революция.
  Советская внешняя политика в 1920-е – 1930-е годы.
  СССР во II мировой и Великой Отечественной войне.
  СССР в условиях «холодной войны»
  Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период.
  «Оттепель».
  Противоречивость, общественного развития СССР в середине 1960-х – середины 1980-х годов.
  Перестройка. Распад СССР.
      Становление новой российской государственности (1992 г. – начало XXI в.)     Роль XX века в мировой истории.
  Политическое развитие России в 1992 – начала XXI века.
  Изменение в социально-экономическом развитии России в 1992 г. – XXI века.
  Новая Россия в системе международных связей на рубеже XX–XXI вв.

 

Демонстрационный вариант

Задание№1. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определение…

1. познавательная;

2. прогностическая.

Варианты ответов:

¨ предвидение будущего;

¨ выявление закономерностей исторического развития.

 

Задание №2. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением…

1. сравнительный;

2. типологический.

Варианты ответов:

¨ классификация исторических явлений, событий, объектов;

¨ сопоставление исторических объектов в пространстве во времени.

 

Задание№3. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется…

Варианты ответов:

¨ историография

¨ субъективизм

¨ методология

¨ рационализм

 

Задание №4. Первая попытка создать обобщающий труд по истории принадлежала современнику Петра I…

Вариант ответов:

¨ Ключевский В.О.

¨ Татищеву В.Н.

¨ Ломоносову М.В.

¨ Карамзину Н.М.

 

Задание №5. Укажите правильную хронологическую последовательность событий…

Варианты ответов:

¨ крещение Руси

¨ поход Олега на Киев

¨ разгром половцев в начале XII века

 

Задание №6. Укажите правильное соответствие между термином, относящимся к истории Киевской Руси, и его определение…

1. закуп

2. вотчина

Варианты ответов:

¨ наследственное земельное владение

¨ крестьянин, взявший ссуду

 

Задание №7. Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношение Руси Ордой, и его определением…

1. ярлык

2. выход

Варианты ответов:

¨ ханская грамота, давшая право на княжение

¨ ежегодная плата русичей Орде

 

Задание №8. С возвышением и укреплением Московского княжества связаны даты…

Варианты ответов:

¨ 1223, 1380

¨ 1015, 1480

¨ 1147, 1327

¨ 980, 1237

 

Задание №9. В правлении Ивана III произошло(ел)…

Варианты ответов:

¨ пресечение династии Рюриковичей

¨ созыв Земского собора

¨ введение «правил Юрьева дня»

¨ создание стрелецкого войска

 

Задание №10. К правлению Ивана IV не относится…

Варианты ответов:

¨ создание опричнины

¨ завоевание Казанского и Астраханского ханств

¨ созыв Стоглавого церковного собора

¨ введение подушной подати

 

Задание №11. Укажите соответствие между событием Смутного времени и датой…

1. Избрание царем М. Романова

2. царствование Лжедмитрия I

Варианты ответов:

¨ 1613

¨ 1605-1606

 

Задание №12. «Соборное уложение» - это...

Варианты ответов:

¨ литературный памятник

¨ свод законов

¨ порядок на должности

¨ законосовещательный орган

 

Задание №3. двумя мероприятиями Петра I, направленными на «европеизацию» страны, являлись…

Варианты ответов:

¨ освобождение дворянства от обязательной службы

¨ создание регулярной армии

¨ введение общерусского свода законов – Судебника

¨ упразднение патриаршества и создание Синода

 

Задание №14. Политика «просвещенного абсолютизма» относится к эпохе правления…

Варианты ответов:

¨ Елизаветы Петровны

¨ Павла I

¨ Екатерина II

¨ Петра I

 

Задание №15. В начале XIX века в России были учреждены…

Варианты ответов:

¨ коллегии

¨ министерства

¨ приказы

¨ наркоматы

 

Задание №16. В правлении Николая I имела(о) место…

Варианты ответов:

¨ кодификация законов

¨ создание военных поселений

¨ учреждение Государственного Совета

¨ Отечественная война с Наполеоном

 

Задание №17. Создание земств, введение адвокатуры, переход к всеобщей воинской обязанности связаны с правлением…

Варианты ответов:

¨ Александра I

¨ Екатерины II

¨ Петра I

¨ Александра II

 

Задание №18. Укажите соответствие между датой и этапом решения крестьянского вопроса в России в XIX века…

1. 1842 г.

2. 1881 г.

Варианты ответов:

¨ прекращение временно-обязанного положения бывших крепостных крестьян

¨ указ об «обязанных крестьянах»

 

Задание №19. Одним из основных положений теории революционного народничества в России являлось…

Варианты ответов:

¨ Россия должна последовательно пройдет этап капитализма, а затем перейти к социализму

¨ Россия перейдет к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя капитализм

¨ идеальная форма правления для России – конституционная монархия

 

Задание №20. Курс С.Ю. Витте на формированную индустриализацию предусматривал…

Варианты ответов:

¨ снижение косвенных налогов

¨ передачу производства водки в частные руки

¨ переселение крестьян на Урал

¨ винную монополию

 

Задание №21. К периоду I русской революции относится:

Варианты ответов:

¨ назначение главной правительства Керенского А.Ф.

¨ указ об учреждении Государственной думы

¨ установление двоевластия

¨ отречение Николая II от престола

 

Задание №22. Укажите правильное соответствие направления общественно-политической мысли и политической партии начала XX века…

1. Революционно-демократическое

2. Либерально-оппозиционное

3. Консервативно-охранительное

Варианты ответов:

¨ «Союз русского народа»

¨ кадеты

¨ РСДРП(б)

 

Задание №23. О нарастании общенационального кризиса в России в годы I мировой войны свидетельствовал(а, о)…

Варианты ответов:

¨ распутинщина, «министерства чехарда»

¨ Ленский расстрел на золотых приисках

¨ роспуск IV Государственной думы в 1914 г.

¨ запрещение деятельности политических партий

 

Задание №24. Укажите правильную хронологическую последовательность событий Февральской революции 1917 г.

Варианты ответов:

¨ забастовка на Путиловском заводе

¨ отречение Николая II от престола

¨ создание Временного комитета Государственной думы

¨ расстрел демонстрантов в Петрограде

 

Задание №25. Укажите правильную хронологическую последовательность событий Октября 1917 г.

Варианты ответов:

¨ принятие первых декретов Советской власти

¨ большевизация Советов

¨ открытие II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов

¨ создание ВРК – штаба вооруженного восстания

 

Задание №26. Установите соответствие между датой и событием первых лет Советской власти…

1. разгон Учредительного собрания

2. введение продовольственной диктатуры

Варианты ответов:

¨ май 1918 г.

¨ январь 1918 г.

 

Задание №27. К предпосылкам установления в октябре 1917 г. нового политического и социально-экономического строя относился(ась, ось)…

Варианты ответов:

¨ развитость институтов гражданского общества

¨ общинный характер землевладения

¨ американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве

¨ поощрение государством индивидуализма

 

Задание №28. Причиной начала широкомасштабной гражданской войны в Советской России не являлся(ась, ось)…

Варианты ответов:

¨ интервенция стран Антанты

¨ стремление свергнутых классов вернуть собственность и власть

¨ разгон Учредительного собрания

¨ введение продовольственной диктатуры

 

Задание №29. Хронологическими рамки экономической политики является период…

Варианты ответов:

¨ 1928-1937 гг.

¨ 1921-1928 гг.

¨ 1918-1921 гг.

¨ 1945-1953 гг.

 

Задание №30. В состав СССР в 1941 г. входило ___ республик…

Варианты ответов:

¨ 20

¨ 14

¨ 17

¨ 16

 

Задание №31. Форсированная индустриализация завершилась…

Варианты ответов:

¨ переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства

¨ начало научно-технической революции

¨ обеспечение экономической независимости страны

¨ вступление СССР в постиндустриальный этап развития

 

Задание №32. Укажите правильную хронологическую последовательность внешнеполитических событий 1920-1930-х годов…

Варианты ответов:

¨ начало «полосы дипломатического признания СССР»

¨ советско-финляндская война

¨ вступление СССР в Лигу Ниций

¨ Рапалльский договор с Германией

 

Задание №33. начало «холодной войны» привело к…

Варианты ответов:

¨ роспуск Коминтерна

¨ созданию военно-политических блоков (НАТО, ОВД)

¨ организация Европейского союза

¨ укрепление антигитлеровской коалиции

 

Задание №34. Для политического и социально-экономического развития СССР в 1946-1952 гг. не была(о) характерна(о)…

Варианты ответов:

¨ усиление идеологического давления на интеллигенцию

¨ прекращение политических репрессий

¨ ликвидация монополии США на ядерное оружие

¨ отмена карточной системы

 

Задание №35. Укажите соответствие даты и события периода «оттепели»…

1. 1956 г.

2. 1961 г.

Варианты ответов:

¨ XX съезд КПСС, развенчавший культ личности И.В. Сталина

¨ принятие III программы КПСС – программы построения коммунизма

 

Задание №36. Выберите утверждение, характеризующие развитие СССР в 1964-1985 гг.…

Варианты ответов:

¨ усиление централизации и бюрократизации в управлении

¨ курс на «омоложение кадров»

¨ углубление критики сталинизма

 

Задание №37. «Новое политическое мышление» - это…

Варианты ответов:

¨ внешнеполитический курс М.С. Горбачева

¨ реформа политической системы

¨ реализация «Программы 500 дней» Г. Явлинского и С. Шаталина

¨ программа перехода к рыночной отношениях

 

Задание №38. Двумя характерными чертами мирового развития в конце XX века являлось(ся)…

Варианты ответов:

¨ отказ от оружия массового уничтожения

¨ интернационализация экономики

¨ дезинтеграция мирового рынка

¨ глобализация политических и социально-экономических процессов

 

Задание №39. Согласно Конституции РФ 1993 г. органом представленной (законодательной) власти является…

Варианты ответов:

¨ Администрация Президента

¨ Федеральное Собрание

¨ Правительство

¨ Государственный Совет

 

Задание №40. Укажите соответствие между экономическим преобразованием 1992 г. начало XXI и фамилией главы правительство, его проводившего…

1. либерализация цен, начало приватизации государственной собственности

2. поддержка топливно-энергетического комплекса, деноминация рубля.

Варианты ответов:

¨ Гайдар Е.Т.

¨ Черномырдин В.С.

 

Задание №41. В 1990-е годы России приняла участие в…

Варианты ответов:

¨ программе НАТО «Партнерство во имя мира»

¨ Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

¨ создание Организации Варшавского договора (ОВД)

¨ реформирование Североатлантического договора (НАТО)

 

Учебно-методический комплекс: Отечественная история. Учебная, рабочая программа и методические материалы.

Челябинск, ЧГПУ. 2009.

 

 

Составители: Сидоренко Н.С., Юдина Л.С. – д.и.н., профессора; Ботнер В.Д., Егорова М.В., Гуськова Н.С., Ездина И.А., Коршунова Н.В., Павленко В.Д., Перебейнос А.Е., Решетко Т.Н., Хламкин В.Д. – к.и.н., доцент; Золотова И.А. – ст. преподаватель.

 

 

Ответственные за выпуск: зав. кафедрой истории, культурологии, социологии и права, д.и.н., профессор А.Л. Худобородов, специалист УМО Т.Е. Залозная.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.