|
Специфический характер гарантийПравильного применения оперативных мер И особый характер неблагоприятных последствий, Сопутствующих их применению В-четвертых, как это было впервые отмечено В.П. Грибановым, односторонний характер применения управомоченным лицом этих мер определяет и специфический характер гарантий их правильного применения. Важное значение в связи с этим приобретают два момента: во-первых, разнообразный и во многом индивидуальный характер мер оперативного воздействия, порожденный спецификой регулируемых отношений, предполагает необходимость точного и императивного определения в законе условий их применения; во-вторых, в целях обеспечения их правомерного использования управомоченным лицом закон предоставляет право обязанному лицу в случае необоснованного применения к нему мер оперативного воздействия оспорить правильность их применения в суде1. Упомянутые первыми принципы законодательной регламентации применения мер оперативного воздействия нашли отражение в содер- 1 См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. С. 135. жании значительного числа норм ГК РФ, предоставляющих субъекту того или иного договорного обязательства право на одностороннее изменение или расторжение договора в случае совершения контрагентом определенного в соответствующей норме нарушения условий последнего1. Наиболее явно это прослеживается в положениях ст. 310 ГК РФ, ограничившей, в качестве общего правила, возможность одностороннего изменения или расторжения договора только прямо предусмотренными законом случаями, а по отношению к обязательствам, связанным с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, - помимо названного, еще и случаями, предусмотренными условиями обязательства, притом, что иное не вытекает из закона или существа обязательства. Таким образом, если возможность одностороннего отказа от исполнения договора не предусмотрена ни в законе, ни в самом договоре, обязанное лицо не имеет права заявлять отказ от исполнения последнего вне зависимости от того, какими мотивами и соображениями он при этом мог бы руководствоваться. Например, некая торгово-закупочная база (поставщик) была обязана поставить покупателю по договору пиломатериалы по согласованной сторонами цене. После заключения договора поставщик направил покупателю телеграмму об изменении цены в сторону ее повышения. Поскольку на телеграмму покупатель не ответил, поставщик прекратил поставку пиломатериалов. Между тем, как было справедливо отмечено судом, рассматривавшим данное дело, неполучение ответа на предложение поставщика об изменении условий договора о цене не может служить основанием для одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору, в силу чего суд обязал его выполнить принятые на себя обязательства2. Названное В.П. Грибановым в качестве второго аспекта, в котором проявляется специфический характер мер оперативного воздействия, право обязанного лица в случае необоснованного применения к нему мер оперативного воздействия оспорить правильность их применения в суде, закрепляется в соответствующих процессуальных нормах, и прежде всего - в п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 11 ГК РФ, гарантирующих судебную защиту нарушенных прав, а также в ст. 22 ГПК РФ и 27 АПК РФ, содержащих общие указания о подведомственности арбитражным судам и судам общей юрисдикции соответствующих категорий споров. 1 См., напр., § 2 гл. 3 настоящей работы. 2 Пункт 4 Приложения к письму ВАС РФ № С1-7/ОП-159 от 20 марта 1995 г. «Обзор
При этом лицо, в отношении которого была необоснованно применена мера оперативного воздействия, имеет возможность не только оспорить в суде соответствующую сделку по ее применению и потребовать от контрагента исполнения обязательства надлежащим образом (ст. 12, 309 ГК РФ), но и взыскать с последнего причиненные ему в результате этого убытки (ст. 15, 393 ГК РФ), что было, в частности, отмечено в материалах судебной практики'. Необходимость существования подобных правовых гарантий обусловлена еще и тем, что лицо, применяющее меры оперативного воздействия, принимает на себя определенный риск2: он сам может оказаться в положении лица, нарушившего обязательство, если, например, в последующем выяснится, что отсутствовало основание для применения оперативной меры или лицо нарушило порядок ее применения. Действительно, порой трудно различить грань между правомерными действиями по реализации оперативных мер и действиями по неправомерному отказу от исполнения договора или изменению его условий. В таких случаях последнее слово должно оставаться не за субъективным мнением сторон, а за независимым арбитром, в роли которого выступает суд, способным дать независимую и квалифицированную оценку правомерности соответствующих действий. В-пятых, как уже было отмечено в настоящей работе, неблагоприятные имущественные последствия, наступающие для правонарушителя в результате применения мер оперативного воздействия, имеют особый характер. Во-первых, применение оперативных мер предполагает наступление невыгодных имущественных последствий для обязанного лица, как правило, лишь в итоге3, т.е. в случае применения оперативных мер при определенной положительной реакции со стороны обязанного лица такие последствия могут либо вообще не наступить, либо наступить, но в значительно меньшем размере. Во-вторых, имущественные последствия наступают здесь лишь как попутный результат4. К сказанному, думается, можно было бы добавить, что само по себе наступление соответствующих неблагоприятных последствий для должника не представляет особой ценности для кредитора в отры- ' См.: Постановление Президиума ВАС РФ № 6636/95 от 9 апреля 1996 г. 2 Данный вывод находит подтверждение в том числе и в трудах зарубежных ученых (см., 3 См.: Братусь С.Н. Указ. соч. С. 28. 4 См.: Басин Ю.Г., Диденко А.Г. Дисциплинирующее значение оперативных санкций // ве от основной цели применения рассматриваемых мер, призванных прежде всего защитить нарушенные права последнего и, если это возможно, обеспечить реальное исполнение договорного обязательства. § 5. Функциональные особенности мер оперативного воздействия В-шестых, мерам оперативного воздействия свойствен особый комплекс функциональных возможностей по сравнению с другими способами защиты гражданских прав. В большинстве случаев рассмотрение функционального значения оперативных мер в юридической литературе в первую очередь направлено на выделение обеспечительного характера последних. Так, на подобное свойство оперативных мер прямо указывают в своей совместной работе ЯМ. Шевченко, В.В. Луць и А.А. Собчак, отмечая их направленность на обеспечение надлежащего исполнения хозяйственно-договорных обязательств1. Более того, многие ученые не без основания относят меры оперативного воздействия к непоименованным в законе способам обеспечения исполнения обязательств. В частности, В.С. Ем считает, что к предусмотренным законом, но не указанным в перечне п. 1 ст. 329 ГК РФ способам обеспечения исполнения обязательств необходимо отнести меры оперативного воздействия2. Аналогичные суждения можно найти и в трудах Т.Е. Каудырова, выделяющего не только обеспечительную функцию рассматриваемых мер, но и то, что меры оперативного воздействия относятся к способам обеспечения исполнения обязательств3. Подобного же мнения придерживался и В.П. Грибанов, утверждавший, что обеспечение надлежащего исполнения и есть главная функция мер оперативного воздействия4. Как видно из приведенных высказываний, которые при необходимости можно продолжить5, восприятие мер оперативного воздействия прежде всего как мер обеспечительного характера является если не общераспространенным, то по крайней мере доминирующим в отечественной правовой науке. Однако так ли бесспорен этот тезис применительно к каждому 1 См.: Шевченко Я.П., Луць В.В., Собчак А.А. Указ. соч. С. 117. 2 См.: Гражданское право. В 2 т. Т. 2. Полутом 1. Изд. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: 3 См. Каудыров Т.Е. Указ. соч. С. 55. 4 См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. С. 137. 5 См., напр.: Илларионова Т.И. Механизм действия гражданско-правовых охранительных из видов рассматриваемых мер? В частности, можно ли утверждать, что применение любого вида оперативной меры служит обеспечению надлежащего исполнения обязательства? Очевидно, что в отношении отдельных видов мер оперативного воздействия упомянутое суждение нуждается в существенной корректировке. И прежде всего это относится к мерам, применение которых ведет к прекращению договорного обязательства, - например, полный отказ от исполнения договора. Вряд ли разумно в подобных ситуациях говорить о том, что такие действия управомоченного лица могут побудить контрагента к надлежащему исполнению обязательства, хотя бы по той причине, что последнее в результате таких действий просто прекратит свое существование. При этом на стороне неисправного должника будет уже не обязанность передать товар (оказать услугу, выполнить работы), а обязанность по возмещению кредитору убытков, вызванных нарушением условий договора. Как видно из вышесказанного, более правильно было бы в данной ситуации вести речь о правоохранительной, но отнюдь не об обеспечительной функции таких мер. Но значит ли это, что существуют такие виды оперативных мер, которые в принципе не обладают обеспечительной функцией? Для получения правильного ответа на поставленный вопрос необходимо выделить два условно-самостоятельных структурных элемента правовой конструкции оперативных мер. Первый элемент - возможность применения этих мер в договорных отношениях, которая может быть достигнута двумя способами. Одни меры не требуют от сторон каких-либо позитивных действий для их установления в силу того, что возможность их> применения закреплена в положении закона (например, ст. 328, 397, 405, 468 ГК РФ), регламентирующем соответствующее договорное обязательство, а потому заключение такого договора уже само по себе будет тем условием, которое необходимо для возникновения соответствующих прав у субъекта обязательства. В отношении же других мер оперативного воздействия в силу положений ст. 310 ГК РФ возможность их применения ставится в зависимость от закрепления в договоре необходимых условий (например, право кредитора безакцептно списать с банковского счета должника сумму долга в случае наступления просрочки со стороны последнего и т.д.). Второй элемент - это непосредственно применение оперативных мер к неисправному должнику. Причем данный элемент является полностью производным от первого, так как законность рассматриваемых односторонних действий управомоченного лица находится в прямой $ависимости от наличия соответствующего правового основания. Подобное восприятие структурной особенности мер оперативного воздействия во многом позволяет объяснить присутствие в отечественной цивилистике двух тенденций определения данного понятия применительно к затронутой проблеме. Для одних ученых оперативные меры - это прежде всего предусмотренная в законе или соглашении сторон правовая возможность соответствующего поведения управомоченного лица1. Условно в данном случае можно говорить о мерах оперативного воздействия в узком смысле. Другие же ученые склонны делать акцент не только на том, что оперативные меры представляют собой соответствующие положения закона или договора, но и на том, что данное понятие включает в свой объем, помимо названного, еще и действия управомоченного лица по их применению (хотя и при восприятии оперативных мер в «узком» смысле, связь последних с упомянутыми действиями кредитора очевидна)2. Такой подход к оперативным мерам свидетельствует о понимании мер оперативного воздействия в «широком» смысле. Следует признать, что приведенное различие подходов отнюдь не способствует формированию целостной концепции оперативных мер. К тому же в настоящий момент вряд ли можно утверждать, что в юридической литературе всегда четко разграничиваются указанные категории. Хотя очевидно, что аналогичные проблемы уже возникали в гражданско-правовой доктрине, и в рамках последней все же были выработаны определенные пути их решения. В качестве примера можно привести мнение В.П. Грибанова, высказанное в ходе теоретической дискуссии о соотношении понятий «гражданско-правовые санкции» и «ответственность», где ключевым моментом было разграничение самой нормы (гражданско-правовых санкций) и процесса ее применения (ответственности) в противовес упрощенному пониманию ответственности как одного из видов санкций или как синонима понятия «санкции». Подобный ход мысли вполне мог бы быть использован для решения поставленной выше проблемы, что позволило бы в конечном счете перейти к более узкому пониманию мер оперативного воздействия, одновременно ограничив изучение действий по применению оперативных мер в рамках данной правовой категории лишь теми 1 См., напр.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. С. 133; Опера 2 См., напр., Басин Ю.Г., Диденко А.Г. Имущественная ответственность и оперативные случаями, когда подобное исследование будет способствовать раскрытию содержания соответствующих норм закона и условий договора. Об обеспечительной функции1 как неотъемлемом свойстве всех без исключения оперативных мер, как представляется, можно говорить лишь при их восприятии в узком смысле. Данное утверждение справедливо даже в отношении мер, влекущих за своим применением прекращение договорного обязательства. Ведь сама угроза упрощенного расторжения договора в случае нарушения одной из сторон условий обязательства и соответствующие правовые последствия, которые могут наступить за этим, должны побудить контрагентов более тщательно исполнять свои обязанности, в том числе и потому, что неблагоприятные последствия, которые придется претерпеть в связи с этим неисправному должнику, в большинстве случаев будут существенно больше и наступят они существенно быстрее, чем в той ситуации, когда в договоре отсутствовали бы соответствующие условия. С данным утверждением вполне согласуется суждение М.И. Брагинского о том, что «имущественные меры понуждения в зависимости от того, приводит ли их использование к поставленной цели (исполнению обязательства в натуре) только косвенно или прямо, можно объединить в две группы. В первую группу входят такие меры, которые обеспечивают реальное исполнение. Угроза их применения вынуждает нарушителя договора, исполнить принятое на себя обязательство в натуре (курсив мой. - М.К.) Вторую составляют меры понуждения, выражающие реальное исполнение»2 Если же рассматривать меры оперативного воздействия шире, то необходимо отметить, что при применении. последних активно-обеспечительная направленность проявляется далеко не у всех оперативных мер. Ярким примером тому являются уже неоднократно упоминавшиеся меры, применение которых ведет к прекращению договорного правоотношения. В данном случае разумно было бы говорить 0 том, что у таких мер правоохранительная функция заменяет обес 1 Возможно, более точным было бы признание за оперативными мерами в данном смыс 2 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. С. 338. путем его прекращения1. Примеры подобного функционального дуализма отдельных гражданско-правовых институтов уже были отмечены в юридической литературе, в частности, применительно к такому способу обеспечения исполнения обязательств, как неустойка: «...неустойка одновременно признается и способом обеспечения исполнения обязательств и одной из форм гражданско-правовой ответственности»2. Другие же меры оперативного воздействия, как, например, отказ от принятия ненадлежащего исполнения, сохраняют свою обеспечительную функцию, которая приобретает активный характер, так как эти меры действуют уже не на уровне общей превенции, но посредством активного участия в процессе их реализации самого упра-вомоченного лица, осуществляющего соответствующие правомерные действия. Таким образом, говоря об оперативных мерах в широком смысле, точнее было бы выделить, наряду с обеспечительной, также и правоохранительную функцию этих мер, так как, несмотря на то, что пассивно-обеспечительная функция в равной мере свойственна всем мерам оперативного воздействия, применение значительного числа рассматриваемых мер приводит не к обеспечению надлежащего исполнения обязательства неисправным контрагентом, а к прекращению договорного правоотношения как такового, что не позволяет классифицировать подобные действия управомоченного лица как обеспечительные, хотя они и являются способом защиты нарушенного права и служат правоохранительным целям. В доктрине права были предприняты также отдельные и весьма немногочисленные попытки выделения иных функций мер оперативного воздействия, которые, безусловно, не имеют такого значения для ха-рактеризации сущности оперативных мер, как их правоохранительная (обеспечительная) функция. О воспитательной функции мер оперативного воздействия, например, говорил В.П. Грибанов, отмечая, что «оперативные меры, также, как и гражданско-правовые санкции, имеют большое воспитательное значение»3. Ц.Г. Юдашкина указывает на информационную или «сигнализирующую функцию» оперативных мер, которые, по ее мнению, выполняют функцию средства сигнализации о неблагополучии в производственно-хозяйственной деятельности предприятий4. 1 См., напр.: ст. 328 ГК РФ. 2 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. С. 392. 3 Грибанов В.П. Осуществление и развитие гражданских прав. С. 137. 4 См.: Юдашкина Ц.Г. Указ. соч.. С. 55, 60-61. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|