Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфический характер гарантий





Правильного применения оперативных мер

И особый характер неблагоприятных последствий,

Сопутствующих их применению

В-четвертых, как это было впервые отмечено В.П. Грибановым, односторонний характер применения управомоченным лицом этих мер определяет и специфический характер гарантий их правильного при­менения. Важное значение в связи с этим приобретают два момента: во-первых, разнообразный и во многом индивидуальный характер мер оперативного воздействия, порожденный спецификой регулируемых отношений, предполагает необходимость точного и императивного определения в законе условий их применения; во-вторых, в целях обеспечения их правомерного использования управомоченным лицом закон предоставляет право обязанному лицу в случае необоснованного применения к нему мер оперативного воздействия оспорить правиль­ность их применения в суде1.

Упомянутые первыми принципы законодательной регламентации применения мер оперативного воздействия нашли отражение в содер-

1 См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. С. 135.


жании значительного числа норм ГК РФ, предоставляющих субъекту того или иного договорного обязательства право на одностороннее изменение или расторжение договора в случае совершения контраген­том определенного в соответствующей норме нарушения условий по­следнего1. Наиболее явно это прослеживается в положениях ст. 310 ГК РФ, ограничившей, в качестве общего правила, возможность односто­роннего изменения или расторжения договора только прямо преду­смотренными законом случаями, а по отношению к обязательствам, связанным с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, - помимо названного, еще и случаями, предусмотрен­ными условиями обязательства, притом, что иное не вытекает из зако­на или существа обязательства. Таким образом, если возможность од­ностороннего отказа от исполнения договора не предусмотрена ни в законе, ни в самом договоре, обязанное лицо не имеет права заявлять отказ от исполнения последнего вне зависимости от того, какими мо­тивами и соображениями он при этом мог бы руководствоваться. На­пример, некая торгово-закупочная база (поставщик) была обязана по­ставить покупателю по договору пиломатериалы по согласованной сторонами цене. После заключения договора поставщик направил по­купателю телеграмму об изменении цены в сторону ее повышения. Поскольку на телеграмму покупатель не ответил, поставщик прекра­тил поставку пиломатериалов. Между тем, как было справедливо от­мечено судом, рассматривавшим данное дело, неполучение ответа на предложение поставщика об изменении условий договора о цене не может служить основанием для одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору, в силу чего суд обязал его выполнить при­нятые на себя обязательства2.

Названное В.П. Грибановым в качестве второго аспекта, в котором проявляется специфический характер мер оперативного воздействия, право обязанного лица в случае необоснованного применения к нему мер оперативного воздействия оспорить правильность их применения в суде, закрепляется в соответствующих процессуальных нормах, и прежде всего - в п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 11 ГК РФ, гарантирующих судеб­ную защиту нарушенных прав, а также в ст. 22 ГПК РФ и 27 АПК РФ, содержащих общие указания о подведомственности арбитражным су­дам и судам общей юрисдикции соответствующих категорий споров.

1 См., напр., § 2 гл. 3 настоящей работы.

2 Пункт 4 Приложения к письму ВАС РФ № С1-7/ОП-159 от 20 марта 1995 г. «Обзор
практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с установлением И
применением цен».

 

 

При этом лицо, в отношении которого была необоснованно применена мера оперативного воздействия, имеет возможность не только оспо­рить в суде соответствующую сделку по ее применению и потребовать от контрагента исполнения обязательства надлежащим образом (ст. 12, 309 ГК РФ), но и взыскать с последнего причиненные ему в результате этого убытки (ст. 15, 393 ГК РФ), что было, в частности, отмечено в материалах судебной практики'.

Необходимость существования подобных правовых гарантий обу­словлена еще и тем, что лицо, применяющее меры оперативного воз­действия, принимает на себя определенный риск2: он сам может ока­заться в положении лица, нарушившего обязательство, если, например, в последующем выяснится, что отсутствовало основание для примене­ния оперативной меры или лицо нарушило порядок ее применения. Действительно, порой трудно различить грань между правомерными действиями по реализации оперативных мер и действиями по непра­вомерному отказу от исполнения договора или изменению его усло­вий. В таких случаях последнее слово должно оставаться не за субъек­тивным мнением сторон, а за независимым арбитром, в роли которого выступает суд, способным дать независимую и квалифицированную оценку правомерности соответствующих действий.

В-пятых, как уже было отмечено в настоящей работе, неблагопри­ятные имущественные последствия, наступающие для правонарушите­ля в результате применения мер оперативного воздействия, имеют особый характер. Во-первых, применение оперативных мер предпола­гает наступление невыгодных имущественных последствий для обя­занного лица, как правило, лишь в итоге3, т.е. в случае применения оперативных мер при определенной положительной реакции со сторо­ны обязанного лица такие последствия могут либо вообще не насту­пить, либо наступить, но в значительно меньшем размере. Во-вторых, имущественные последствия наступают здесь лишь как попутный ре­зультат4. К сказанному, думается, можно было бы добавить, что само по себе наступление соответствующих неблагоприятных последствий для должника не представляет особой ценности для кредитора в отры-

' См.: Постановление Президиума ВАС РФ № 6636/95 от 9 апреля 1996 г.

2 Данный вывод находит подтверждение в том числе и в трудах зарубежных ученых (см.,
напр.: Затие! С. Яткез ^. Ьа\у оГ оЪН§а1юп5 апй 1е§а1 гетеаЧез. СауепаЧзЬ риЪНзЫпв
НггмЫ, 1996. Р. 100-101.

3 См.: Братусь С.Н. Указ. соч. С. 28.

4 См.: Басин Ю.Г., Диденко А.Г. Дисциплинирующее значение оперативных санкций //
Советское государство и право. 1983. № 4. С. 52.


ве от основной цели применения рассматриваемых мер, призванных прежде всего защитить нарушенные права последнего и, если это воз­можно, обеспечить реальное исполнение договорного обязательства.

§ 5. Функциональные особенности мер оперативного воздействия

В-шестых, мерам оперативного воздействия свойствен особый комплекс функциональных возможностей по сравнению с другими способами защиты гражданских прав. В большинстве случаев рас­смотрение функционального значения оперативных мер в юридиче­ской литературе в первую очередь направлено на выделение обеспе­чительного характера последних. Так, на подобное свойство опера­тивных мер прямо указывают в своей совместной работе ЯМ. Шев­ченко, В.В. Луць и А.А. Собчак, отмечая их направленность на обес­печение надлежащего исполнения хозяйственно-договорных обяза­тельств1. Более того, многие ученые не без основания относят меры оперативного воздействия к непоименованным в законе способам обеспечения исполнения обязательств. В частности, В.С. Ем считает, что к предусмотренным законом, но не указанным в перечне п. 1 ст. 329 ГК РФ способам обеспечения исполнения обязательств необхо­димо отнести меры оперативного воздействия2. Аналогичные сужде­ния можно найти и в трудах Т.Е. Каудырова, выделяющего не только обеспечительную функцию рассматриваемых мер, но и то, что меры оперативного воздействия относятся к способам обеспечения исполне­ния обязательств3. Подобного же мнения придерживался и В.П. Гри­банов, утверждавший, что обеспечение надлежащего исполнения и есть главная функция мер оперативного воздействия4. Как видно из приведенных высказываний, которые при необходимости можно про­должить5, восприятие мер оперативного воздействия прежде всего как мер обеспечительного характера является если не общераспространен­ным, то по крайней мере доминирующим в отечественной правовой науке. Однако так ли бесспорен этот тезис применительно к каждому

1 См.: Шевченко Я.П., Луць В.В., Собчак А.А. Указ. соч. С. 117.

2 См.: Гражданское право. В 2 т. Т. 2. Полутом 1. Изд. 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.:
БЕК, 2000. С. 53.

3 См. Каудыров Т.Е. Указ. соч. С. 55.

4 См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. С. 137.

5 См., напр.: Илларионова Т.И. Механизм действия гражданско-правовых охранительных
мер. С. 54; Ойгензихт В.А. Обеспечение исполнения обязательств: традиция и перспек­
тивы // Проблемы обязательственного права. Свердловск, 1989. С. 30.


из видов рассматриваемых мер? В частности, можно ли утверждать, что применение любого вида оперативной меры служит обеспечению надлежащего исполнения обязательства? Очевидно, что в отношении отдельных видов мер оперативного воздействия упомянутое суждение нуждается в существенной корректировке. И прежде всего это отно­сится к мерам, применение которых ведет к прекращению договорного обязательства, - например, полный отказ от исполнения договора. Вряд ли разумно в подобных ситуациях говорить о том, что такие дей­ствия управомоченного лица могут побудить контрагента к надлежа­щему исполнению обязательства, хотя бы по той причине, что послед­нее в результате таких действий просто прекратит свое существование. При этом на стороне неисправного должника будет уже не обязан­ность передать товар (оказать услугу, выполнить работы), а обязан­ность по возмещению кредитору убытков, вызванных нарушением условий договора. Как видно из вышесказанного, более правильно бы­ло бы в данной ситуации вести речь о правоохранительной, но отнюдь не об обеспечительной функции таких мер. Но значит ли это, что суще­ствуют такие виды оперативных мер, которые в принципе не обладают обеспечительной функцией? Для получения правильного ответа на по­ставленный вопрос необходимо выделить два условно-самостоятельных структурных элемента правовой конструкции оперативных мер.

Первый элемент - возможность применения этих мер в договорных отношениях, которая может быть достигнута двумя способами. Одни меры не требуют от сторон каких-либо позитивных действий для их установления в силу того, что возможность их> применения закреплена в положении закона (например, ст. 328, 397, 405, 468 ГК РФ), регламенти­рующем соответствующее договорное обязательство, а потому заклю­чение такого договора уже само по себе будет тем условием, которое необходимо для возникновения соответствующих прав у субъекта обя­зательства. В отношении же других мер оперативного воздействия в силу положений ст. 310 ГК РФ возможность их применения ставится в зависимость от закрепления в договоре необходимых условий (напри­мер, право кредитора безакцептно списать с банковского счета долж­ника сумму долга в случае наступления просрочки со стороны послед­него и т.д.).

Второй элемент - это непосредственно применение оперативных мер к неисправному должнику. Причем данный элемент является пол­ностью производным от первого, так как законность рассматриваемых односторонних действий управомоченного лица находится в прямой $ависимости от наличия соответствующего правового основания.


Подобное восприятие структурной особенности мер оперативного воздействия во многом позволяет объяснить присутствие в отечест­венной цивилистике двух тенденций определения данного понятия применительно к затронутой проблеме. Для одних ученых оператив­ные меры - это прежде всего предусмотренная в законе или соглаше­нии сторон правовая возможность соответствующего поведения упра­вомоченного лица1. Условно в данном случае можно говорить о мерах оперативного воздействия в узком смысле. Другие же ученые склонны делать акцент не только на том, что оперативные меры представляют собой соответствующие положения закона или договора, но и на том, что данное понятие включает в свой объем, помимо названного, еще и действия управомоченного лица по их применению (хотя и при вос­приятии оперативных мер в «узком» смысле, связь последних с упо­мянутыми действиями кредитора очевидна)2. Такой подход к опера­тивным мерам свидетельствует о понимании мер оперативного воз­действия в «широком» смысле.

Следует признать, что приведенное различие подходов отнюдь не способствует формированию целостной концепции оперативных мер. К тому же в настоящий момент вряд ли можно утверждать, что в юри­дической литературе всегда четко разграничиваются указанные кате­гории. Хотя очевидно, что аналогичные проблемы уже возникали в гражданско-правовой доктрине, и в рамках последней все же были выработаны определенные пути их решения. В качестве примера мож­но привести мнение В.П. Грибанова, высказанное в ходе теоретиче­ской дискуссии о соотношении понятий «гражданско-правовые санк­ции» и «ответственность», где ключевым моментом было разграниче­ние самой нормы (гражданско-правовых санкций) и процесса ее при­менения (ответственности) в противовес упрощенному пониманию ответственности как одного из видов санкций или как синонима поня­тия «санкции». Подобный ход мысли вполне мог бы быть использован для решения поставленной выше проблемы, что позволило бы в ко­нечном счете перейти к более узкому пониманию мер оперативного воздействия, одновременно ограничив изучение действий по примене­нию оперативных мер в рамках данной правовой категории лишь теми

1 См., напр.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. С. 133; Опера­
тивные санкции в народном хозяйстве / Под ред. В.В. Качановой. С. 6.

2 См., напр., Басин Ю.Г., Диденко А.Г. Имущественная ответственность и оперативные
санкции в системе хозяйственного механизма// Правоведение. 1984. № 3. С. 33; Сверд-
лык Г., Страунинг Э.
Указ. соч. С. 35.


случаями, когда подобное исследование будет способствовать раскры­тию содержания соответствующих норм закона и условий договора.

Об обеспечительной функции1 как неотъемлемом свойстве всех без исключения оперативных мер, как представляется, можно говорить лишь при их восприятии в узком смысле. Данное утверждение спра­ведливо даже в отношении мер, влекущих за своим применением пре­кращение договорного обязательства. Ведь сама угроза упрощенного расторжения договора в случае нарушения одной из сторон условий обязательства и соответствующие правовые последствия, которые мо­гут наступить за этим, должны побудить контрагентов более тщатель­но исполнять свои обязанности, в том числе и потому, что неблагопри­ятные последствия, которые придется претерпеть в связи с этим неис­правному должнику, в большинстве случаев будут существенно боль­ше и наступят они существенно быстрее, чем в той ситуации, когда в договоре отсутствовали бы соответствующие условия. С данным ут­верждением вполне согласуется суждение М.И. Брагинского о том, что «имущественные меры понуждения в зависимости от того, приводит ли их использование к поставленной цели (исполнению обязательства в натуре) только косвенно или прямо, можно объединить в две группы. В первую группу входят такие меры, которые обеспечивают реальное исполнение. Угроза их применения вынуждает нарушителя договора, исполнить принятое на себя обязательство в натуре (курсив мой. - М.К.) Вторую составляют меры понуждения, выражающие реальное исполнение»2

Если же рассматривать меры оперативного воздействия шире, то необходимо отметить, что при применении. последних активно-обеспечительная направленность проявляется далеко не у всех опера­тивных мер. Ярким примером тому являются уже неоднократно упо­минавшиеся меры, применение которых ведет к прекращению дого­ворного правоотношения. В данном случае разумно было бы говорить

0 том, что у таких мер правоохранительная функция заменяет обес­
печительную, в силу чего защита нарушенного права осуществляется
уже не путем обеспечения надлежащего исполнения обязательства, но

1 Возможно, более точным было бы признание за оперативными мерами в данном смыс­
ле пассивно-обеспечительной функции в противовес активно-обеспечительной, кото­
рая имеет место при применении некоторых оперативных мер, направленных на сти­
мулирование должника к надлежащему исполнению обязательства посредством изме­
нения договорных условий (см.: Илларионова Т.И. Указ. соч. С. 54-55).

2 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. С. 338.


путем его прекращения1. Примеры подобного функционального дуа­лизма отдельных гражданско-правовых институтов уже были отмече­ны в юридической литературе, в частности, применительно к такому способу обеспечения исполнения обязательств, как неустойка: «...неустойка одновременно признается и способом обеспечения ис­полнения обязательств и одной из форм гражданско-правовой ответст­венности»2. Другие же меры оперативного воздействия, как, например, отказ от принятия ненадлежащего исполнения, сохраняют свою обес­печительную функцию, которая приобретает активный характер, так как эти меры действуют уже не на уровне общей превенции, но по­средством активного участия в процессе их реализации самого упра-вомоченного лица, осуществляющего соответствующие правомерные действия.

Таким образом, говоря об оперативных мерах в широком смысле, точнее было бы выделить, наряду с обеспечительной, также и право­охранительную функцию этих мер, так как, несмотря на то, что пас­сивно-обеспечительная функция в равной мере свойственна всем ме­рам оперативного воздействия, применение значительного числа рас­сматриваемых мер приводит не к обеспечению надлежащего исполне­ния обязательства неисправным контрагентом, а к прекращению дого­ворного правоотношения как такового, что не позволяет классифици­ровать подобные действия управомоченного лица как обеспечитель­ные, хотя они и являются способом защиты нарушенного права и слу­жат правоохранительным целям.

В доктрине права были предприняты также отдельные и весьма не­многочисленные попытки выделения иных функций мер оперативного воздействия, которые, безусловно, не имеют такого значения для ха-рактеризации сущности оперативных мер, как их правоохранительная (обеспечительная) функция. О воспитательной функции мер опера­тивного воздействия, например, говорил В.П. Грибанов, отмечая, что «оперативные меры, также, как и гражданско-правовые санкции, име­ют большое воспитательное значение»3. Ц.Г. Юдашкина указывает на информационную или «сигнализирующую функцию» оперативных мер, которые, по ее мнению, выполняют функцию средства сигнализа­ции о неблагополучии в производственно-хозяйственной деятельности предприятий4.

1 См., напр.: ст. 328 ГК РФ.

2 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. С. 392.

3 Грибанов В.П. Осуществление и развитие гражданских прав. С. 137.

4 См.: Юдашкина Ц.Г. Указ. соч.. С. 55, 60-61.








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.