Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правоохранительный характер мер оперативного воздействия





Итак, во-первых, мнение большинства ученых сходится в призна­нии правоохранительного характера оперативных мер1, который, как полагает В.П. Грибанов2, проявляется в возможности применения опе­ративных мер исключительно в связи с фактом нарушения контраген­том договорных обязательств, который по времени обязательно дол­жен предшествовать применению названных мер, а также в том, что применение управомоченным лицом данных мер в значительной сте­пени направлено на устранение для него в будущем возможных убыт­ков. Таким образом, вряд ли удачным можно назвать точку зрения не­которых авторов, определяющих оперативные меры как «установлен­ные законом или договором средства самостоятельного (автономного) стимулирующего воздействия хозорганов друг на друга в целях укреп-

' См., напр.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. С. 134; Пугин-ский Б.И. Правовые средства обеспечения эффективности производства. С. 29; Клеанд-ровМ.И. Указ. соч. С. 54..

2 Грибанов В.П. С. Осуществление и защита гражданских прав. С. 134.


ления договорной дисциплины в хозяйственных отношениях»1. Если абстрагироваться от несколько архаичного восприятия целей примене­ния оперативных мер, основным недостатком приведенной дефиниции будет именно отсутствие указания на правоохранительный характер этих мер.

Следует ли при этом считать, вслед за довольно распространенным в отечественной цивилистике мнением, что правоохранительный ха­рактер мер оперативного воздействия проявляется исключительно в возможности их применения после нарушения должником условий договора? Очевидно, ответ должен быть отрицательным. И подтвер­ждением тому может служить ст. 328 ГК РФ, предоставляющая креди­тору право либо приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от его исполнения и потребовать возмещения убытков в случае наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что надле­жащее исполнение не будет произведено должником в установленный срок. В подобных случаях кредитор получает возможность соверше­ния соответствующих действий еще до момента нарушения договора. Это в полной мере отвечает функциональным задачам оперативных мер, которые служат для кредитора помимо прочего как средством минимизации неблагоприятных последствий нарушения договора со стороны неисправного должника, так и средством, обеспечивающим реальное исполнение последним своих обязанностей.

Однако на данную проблему можно взглянуть и с иной точки зре­ния. Ведь сторона, подобным образом исполняющая договорное обя­зательство, как представляется, уже допускает правонарушение, так как в силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежа­щим образом, а указанное поведение должника, свидетельствующее о неминуемом наступлении просрочки исполнения, все же следовало бы отнести к ненадлежащему исполнению договорных обязанностей. Не­смотря на небесспорность такого суждения, оно все же позволяет еще раз подтвердить неразрывную связь оперативных мер с фактом право­нарушения даже в том случае, если речь идет о мерах превентивного характера.

В юридической литературе был также поднят вопрос о возможно­сти рассмотрения предусмотренного в законе права стороны в любой момент отказаться от исполнения договора в качестве разновидности меры оперативного воздействия (ст. 687, 699, 782 ГК РФ и др.). В ча­стности, В.П. Грибанов отмечал, что предусмотренные законом случаи

' Оперативные санкции в народном хозяйстве / Под ред. В.В. Качановой. С. 5.


одностороннего отказа от договора не всегда являются мерами опера­тивного воздействия. Отказ от договора может быть отнесен к мерам оперативного воздействия только в тех случаях, когда он применяется управомоченным лицом в ответ на нарушение обязанностей другой стороной. В тех же случаях, когда закон допускает отказ от договора «в любое время», т.е. независимо от нарушения договора другой сто­роной, отказ от исполнения договора следует рассматривать лишь как способ одностороннего прекращения обязательства, но не как меру оперативного воздействия1. К сказанному можно добавить, что в пре­дусмотренной в законе возможности отказа стороны от исполнения договора в любой момент отсутствует обеспечительная функция, свой­ственная оперативным мерам. Ведь в данном случае возможность дос­рочного и упрощенного прекращения договорного правоотношения никак не связана с последствием нарушения одной из сторон договор­ного обязательства, а следовательно, ни в коей мере не стимулирует должника к надлежащему исполнению своих обязанностей2. Это, в ча­стности, подтверждается и предусмотренными в законе правилами о распределении расходов, связанных с односторонним расторжением договоров: применение отказа от договора как меры оперативного воз­действия на неисправного контрагента влечет за собой также и обязан­ность последнего возместить причиненные кредитору убытки, тогда как, воспользовавшись правом одностороннего отказа от договора, при от­сутствии нарушения договора обязанным лицом, у правомочен ный субъ­ект сам в ряде случаев обязан возместить другой стороне ущерб, причи­ненный своим отказом3.

Правоохранительный характер оперативных мер проявляется и в том, что последним свойственно существование единого основания и единого условия их применения. Единственно необходимым основа­нием применения оперативных мер является факт нарушения договор­ного обязательства контрагентом или, что является менее характерным для мер данного рода, угроза такого нарушения со стороны контраген-

1 Грибанов В.П. С. Осуществление и защита гражданских прав. С. 152-153.

2 Хотя, безусловно, мотивом одностороннего расторжения договора при этом может
послужить нарушение договорных обязательств со стороны должника. Например, в
соответствии со ст. 782 ГК РФ заказчик отказывается от исполнения договора воз­
мездного оказания услуг, дабы избежать для себя наступления убытков или увеличе­
ния размера последних, из-за неисполнения договорных обязанностей со стороны
контрагента. Подобное поведение управомоченного лица по своей природе, скорее,
ближе к понятию разумных мер по уменьшению размера убытков, чем к мерам опера­
тивного воздействия.

3 См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. С. 153.


та, а единственно необходимым условием - предусмотренная в законе, а в определенных случаях - и в договоре, возможность их применения. В настоящее время общие принципы одностороннего отказа от ис­полнения обязательства и одностороннего изменения его условий, в том числе одностороннего отказа от исполнения договорного обяза­тельства или одностороннего изменения его условий в результате применения оперативных мер, закреплены в ст. 310 и п. 3 ст. 450 ГК РФ. Несмотря на то, что ст. 310 ГК РФ предусматривает в качестве общего правила недопустимость указанных односторонних действий, эта же статья содержит два исключения. Во-первых, в отношении лю­бых обязательств законом все же могут быть предусмотрены случаи, в которых подобные действия субъектов являются допустимыми. А, во-вторых, в соответствии с той же ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторона­ми предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, преду­смотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Необходимо отметить, что в последнем случае под сто­ронами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, сле­дует понимать не только профессиональных предпринимателей, т.е. коммерческие организации и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но и некоммерческие организации, которым в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ при со­блюдении определенных условий законом предоставлено право осу­ществлять подобную деятельность.

Одновременно с этим гражданское законодательство не устанавли­вает по отношению к самим неправомерным действиям контрагента, " повлекшим нарушение договора, никаких специальных условий, нали­чие которых требовалось бы доказать для квалификации действий управомоченного лица по применению оперативных мер в качестве правомерных. Так, при применении оперативных мер управомоченное лицо не ограничено в своих действиях необходимостью оценки по­следних с точки зрения их соразмерности нарушению и с точки зрения того, не выходят ли они за пределы действий, необходимых для его пресечения, как это требовалось бы в случае самозащиты гражданских прав, а в отличие от применения такой меры ответственности, как воз­мещение убытков, при применении оперативных мер нет необходимо­сти учитывать вину неисправного контрагента в нарушении договор­ных обязательств.


В подтверждение данного тезиса можно привести суждение В.П. Гри­банова о безусловном характере применения одной из мер оперативно­го воздействия - отказа от принятия просроченного исполнения, кото­рое, как представляется, в своих общих положениях было бы верно, даже если бы речь шла не о конкретной оперативной мере, но о рас­сматриваемом институте в целом: «отказ от принятия просроченного исполнения не является мерой гражданско-правовой ответственности, не является санкцией, а представляет собой меру оперативного воздей­ствия кредитора на неисправного должника. Поэтому отказ от приня­тия просроченного исполнения может последовать и в тех случаях, когда просрочка должника имела место и не по его вине, а следова­тельно, с этой точки зрения такой отказ может быть признан безуслов­ным. Из этого, конечно, не вытекает, что отказ от принятия просро­ченного исполнения вообще не ограничен никакими условиями. Для применения этой меры оперативного воздействия необходимо: а) что­бы такой отказ был допустим в силу закона или договора; б) чтобы налицо была просрочка исполнения должника; в) чтобы при этом не было просрочки со стороны самого кредитора и г) чтобы просроченное исполнение утратило интерес для кредитора»1. Как представляется, из четырех перечисленных В.П. Грибановым критериев лишь первый можно назвать объективно необходимым условием применения любой оперативной меры. Фактическое же наличие просрочки должника при отсутствии просрочки кредитора является необходимым условием для признания должника нарушившим обязательство, что подтверждает неразрывную связь данного критерия с вышеупомянутым основанием для применения оперативных мер, поскольку в противном случае должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (п. 3 ст. 405 ГК РФ).

Последний критерий также трудно назвать универсальным и объек­тивным условием для применения всех без исключения оперативных мер. Предусмотренное в ст. 405 ГК РФ право кредитора отказаться в случае утраты интереса от принятия просроченного исполнения, пожа­луй, единственная оперативная мера, возможность применения которой закон ставит в непосредственную зависимость от утраты управомочен-ным лицом интереса в предоставленном исполнении. По сути данная норма представляет собой исключение из общего правила, так как исхо-

1 Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. С. 159.


дя из содержания п. 1 ст. 65 АПК РФ, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ1 и п. 2 ст. 405 ГК РФ должник вправе доказывать, что такой утраты интереса у креди­тора нет2, оспаривая тем самым законность подобных действий кредито­ра как противоречащих предусмотренному в законе условию их осуще­ствления.

Прежде чем вновь приступить к рассмотрению условий и основа­ний применения мер оперативного воздействия, следовало бы упомя­нуть, что для применения отдельных мер оперативного воздействия необходимо наличие определенных предпосылок, обусловливающих достижение положительного результата от применения соответст­вующих правоохранительных мер, как, например, это имеет место в случае с предусмотренным в договоре правом кредитора на безакцепт­ное списание денежных средств с банковского счета должника или перевод последнего на расчеты в порядке аккредитива3.

В силу вышесказанного вряд ли удачными являются попытки неко­торых ученых определить меры оперативного воздействия как осно­ванные исключительно на законе «меры самозащиты предприятий, производственных объединений от правонарушений их контраген­тов»4. В данном случае уместно было бы отметить, что как ранее в со­ветском5, так и в действующем российском гражданском праве, не су­ществовало и не существует исключительно законодательного закреп­ления мер оперативного воздействия, и это, в частности, находит под­тверждение и в большинстве упомянутых в настоящей работе источ­никах юридической литературы. К тому же, рассматривая данное оп­ределение, хотелось бы отметить, что по причинам, указанным ранее, в целом представляется сомнительным подход к оперативным мерам как к разновидности мер самозащиты.

1 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (Соб­
рание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012); Гражданский процессуальный ко­
декс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. (Собрание законодательства РФ.
2002. № 46. Ст. 4532).

2 См., напр.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части пер­
вой (постатейный). Изд. 2 / Под ред. О.Н. Садикова. С. 768 (автор - В.Ф. Яковлев).

3 См. об этом: § 4 гл. 3 настоящей работы.

4 Оперативные меры защиты прав предприятий и производственных объединений / Под
ред. В.А. Рясенцева. С. 11.

5 См., напр.: пункт 20 Положения о поставках сельскохозяйственной техники и иных
материально-технических средств колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным
организациям, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР № 581 от
29 июня 1983 г.








Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.