Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реорганизация государственного управления в 1940-50-е гг.





С началом Великой Отечественной войны система управления страной кардинально перестроилась, были созданы чрезвычайные органы власти и управления. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Главного командования Вооруженных Сил СССР (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования). В нее входили члены Политбюро ЦК.

30 июня 1941 г. был создан Государственный комитет обороны (далее – ГКО) во главе с И. В. Сталиным. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил всю полноту власти в стране. Распоряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. В союзных и автономных республиках ГКО действовал через своих уполномоченных.

Сохраняли свои функции СНК(Совет народных комиссаров) и Советы.Важную роль играли партийные органы всех уровней. Для проведения эвакуации промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на Восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации.

В ноябре 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В республиках, краях и областях, городах образовывались местные комиссии, которые использовали в своей работе деятельность военных трибуналов.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР в довоенное и послевоенное время был СНК СССР. В сентябре 1945 г. был упразднен Государственный комитет обороны, функции которого передали СНК СССР. В 1946 году произошли дальнейшие изменения в высших органах управления ССР, союзных и автономных республик. В марте этого года Верховный Совет Союза ССР принял закон о преобразовании СНК СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в Советы министров, а Наркоматов – в министерства.



Определенную роль сыграли политические процессы, связанные со смертью И.В. Сталина (5 марта 1953 г.). В 1954-1955 гг. проведена крупная реорганизация государственного аппарата, улучшена его структура, произошло сокращение численности государственного аппарата, расширены права союзных республик в области планирования производства и капитального строительства, вопросам развития сельского хозяйства, составления государственного бюджета, в области труда и заработной платы, торговли и т.д.

В новой Конституции 1977 г. подчеркивалось стирание границ между классами, декларировалась единая общность – советский народ. Конституция закрепляла новые формы демократии: референдумы, всенародное обсуждение, но в то же время в Конституции появилась шестая статья о руководящей и направляющей роли Коммунистической партии в советском обществе.

Структура высших органов государственного управления осталась без изменений. На практике высшие органы власти не контролировали обстановку в стране, важнейшие решения принимались без их ведома, например, ввод войск в Афганистан в 1979 г. и др. Развитие местного самоуправления было обусловлено низким уровнем финансирования. На каждый проект исполнительные комитеты городов или районов должны были запрашивать деньги из государственного бюджета.

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР "есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны".

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1936 года ВКП(б) была "руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных" (ст. 126), а в Конституции 1924 года не упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан "объединяться в общественные организации" (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система.

 

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

В новой Конституции был введен новый Раздел IV – "Советы народных депутатов и порядок их избрания", где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов – с 2 до 2,5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, согласно статье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР – до 21 года (ранее – 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти – ВС и СМ СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на на свободный выход из состава СССР.

 


Тема 50. Тенденции развития системы государственного управления в современной России.

Реформы Ельцина.

Запрещены партии во всех сферах – на заводах, школах, институтах, милиции. Созданный Комитет по Чрезвычайным ситуациям (ГКЧП) был разбит, как и КПСС. На тайном совещании с президентом Украины и Белоруссии принято решение о создании СНГ вместо СССР

Экономические реформы – 1. Формирование свободного рынка 2. Снятие ограничения по доходам 3. Приватизация сбственности. Итог – повышение цен в 100-150 раз, обесценивание вкладов в банках, обесценивание денег (на 10000 рублей можно было купить 5 бутылок водки). Началось сокращение производства, народ начал голодать.

Политические реформы – противостояние советов и президента. Ельцин считал, что советы – это пережиток прошлого, тяготивший власть. В стране появляется двоевластие. Президент и правительство начинают решительные действия, которые конституционный суд принимает как государственный переворот. Верховный свет (правительство) штурмом взяли мэрию, но вскоре их штурм был подавлен вооруженным обстрелом.

Принята новая конституция в 1993 г. – страна признавалась демократическим федеративным государством с республиканской формой правления, в ней провозглашались права и свободы граждан. Теперь правительство зависит только от президента – авторитарный режим.

Финансовые реформы. Дефицит финансовых средств – в некоторых случаях возник натуральный обмен, выдача зарплат производимой продукцией. Началось кредитование перспективных предприятий и регулирование цен

 

 

Реформы Путина.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.