Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Палеолитическое искусство: пещерная живопись, скульптура, графика.





В искусстве позднего палеолита проявилось богатство духовного мира древних охотников и собирателей. Хотя начало изобразительной деятельности можно относить и к эпохам позднего ашеля и мустье, ее расцвет приходится на пору верхнего палеолита. Открытые в конце XIX в. образцы верхнепалеолитической живописи были столь совершенны, что современники сначала отказывались верить в их древний возраст, и лишь в результате длительной и бурной дискуссии они были признаны подлинными.

 

В настоящее время феномен палеолитического искусства общепризнан и является предметом всестороннего изучения. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра): монументальное — пещерная живопись и рельефы; искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками); прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и пр.

Зарождение и расцвет верхнепалеолитического искусства свидетельствует о завершении формирования сознания, о появлении новой, совершенно специфической — человеческой деятельности, направленной на создание первой модели мира.

Основными изобразительными мотивами пещерной живописи и мелкой пластики были образы зверя и человека. Некоторые рисунки и скульптуры выполнены столь реалистично, что палеонтологам удается определить по ним вид животных, вымерших ныне. Особенно часто встречаются среди изображений мамонт, бизон, лошадь, хищники.

Считается, что зооморфные изображения появляются несколько раньше, чем антропоморфные. Наиболее ранним памятником пещерной живописи (28 тыс. лет назад) в настоящее время является пещера Шове во Франции, где представлены прекрасные композиции изображений лошадей, львов и других животных. Монументальные росписи наиболее полно представлены в пещерах юга и юго-запада Франции, севера Испании, Италии, а также Сербии, Хорватии. Там известно около 120 таких объектов. Такие памятники, как пещеры Альтамира, Ляско, Пеш-Мерль, Нио, Трех Братьев, представляют яркие примеры полихромных живописных композиций. По мнению одного из крупнейших археологов XX в. А. Леруа-Гурана и многих других ученых, пещерные росписи не были просто бессистемным рядом изображений, а могли служить «записями-иллюстрациями» к древнейшим мифам. Так, бизон в пещерной живописи олицетворял женское начало, лошадь — мужское, а различные сочетания их изображений могли отражать какие-то мифологические сюжеты. Изображения человека достаточно редки в монументальном искусстве и, в отличие от изображений животных, более условны. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Как правило, их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией. Таковы, например, фигура «шамана» из пещеры Трех Братьев или сцена ритуального поедания бизона из пещеры Раймоцден и т.п. Следует отметить, что несколько таких изображений представлено и в мелкой пластике — наиболее известна фигурка стоящего мужчины с головой льва из Хох-Ленштейн-Штадель (Германия). По-видимому, все они связаны со сходным кругом представлений, основанных на тотемизме.

В России пещерная живопись обнаружена в Каповой и Игнатьевской пещерах на Урале. Возраст культурного слоя в этих пещерах — около 14 тыс. лет. На стенах пещер открыты изображения мамонтов, носорогов, лошадей и геометрических фигур.

Первобытные художники пользовались минеральными красками: мелом, углем и охрой желтого, красного или вишневого цвета.

Предметы искусства малых форм – статуэтки людей и животных и пластинки с их гравированными изображениями – распространены очень широко. В Центральной и Восточной Европе и Северной Азии их находят гораздо чаще, чем в Западной Европе. Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью. Статуэтки мамонта, носорога, бизона, лошади, медведя, пещерного льва и других животных, возможно, предназначались для использования в магических обрядах и могли храниться в особых местах. Так, например, на многих стоянках статуэтки из бивня мамонта найдены в небольших ямках- хранилищах под полом жилищ, иногда они встречаются в погребениях (лошадка со стоянки Сунгирь).

Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200. Мужские изображения немногочисленны. Большая часть статуэток изображала женщин в полный рост, хотя известны и изображения женских головок и отдельных частей тела. Многие статуэтки найдены внутри жилищ или рядом с ними. Нередко их находят рядом с очагами или в специально вырытых ямках.

Европейские статуэтки изображают, как правило, обнаженных женщин с подчеркнутыми женскими формами, часто украшенных орнаментированными поясами и лентами, браслетами и даже кольцами, иногда со сложными прическами или головными уборами. Стройный тип «Венер» встречается в основном на сибирских стоянках. Известные женские фигурки со стоянок Мальта и Буреть более схематичны и уплощены, однако черты лица у них проработаны. Особенностью некоторых фигурок является покрывающий их сплошной орнамент, изображающий меховую одежду с капюшоном.

В пластике верхнего палеолита кроме реалистичных женских изображений присутствуют статуэтки, характеризующиеся высокой степенью обобщенности при создании женского образа, — это знаменитые «птички» со стоянки Мезин и рад западноевропейских статуэток с разных стоянок Франции и Италии.

Для изготовления предметов мелкой пластики применялся главным образом бивень мамонта, кость, янтарь, а также мягкий камень — мергель. Однако на стоянках павловской культуры (Чехия, Моравия), которые датируются 26-24 тысячелетиями до н.э., были обнаружены статуэтки женщин и животных из обожженной глины, полученные в результате очень качественного обжига. Там же, на стоянке Долни Вестонице, были найдены остатки примитивной печи-горна для обжигания керамики и множество ее фрагментов. Эти находки датируются примерно тем же временем. То есть — это первое свидетельство изобретения человеком керамики. Еще одна керамическая антропоморфная фигурка была найдена на сибирской стоянке Майна (верхний Енисей). Интересно то, что их творцы, делая качественную керамическую пластику, следовательно, владея высокотемпературным обжигом, не пытались делать керамическую посуду.

Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного, искусно выполненного меандрового орнамента из Мезина, шестигранной сетки из Елисеевичей и двойной спирали из Мальты. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.