|
ЛУЧЕИСПУСКАНИЕ, ЛУЧЕВОСПРИЯТИЕ И МИКРОМИМИКА⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Когда пишут о трудах Станиславского, то либо обходят молчанием места, связанны с понятиями "лучеиспускания" и "лучевосприятия", либо ограничиваются указаниями, что терминология в этой части неточна, неудачна (что отмечал и са Станиславский), что упражнения на лучеиспускание не характерны для последних ле педагогической практики создателя системы и относятся к самому раннему период его деятельности. С. Гвппну Все это и так и не так. Существуют факты, мимо которых нельзя пройти. Первый - книга "Работа актера над собой" была предметом самого пристального внимани Станиславского именно в последние годы его жизни. Он готовил ее к печати в 30- годах. На протяжении работы над книгой многое выпало, очень многое. В письме Л. Гуревич в 1930 году Станиславский сообщил ей об одном из таких "огромны сокращений". Однако "лучеиспускание и лучевосприятие" остались и вошли в книгу, верстку которой он держал в руках в год своей кончины. Второй факт. В незаконченной рукописи ("Дополнение и исправление для новы изданий. К главе "Общение"), датированной октябрем 1937 года, то есть в одной и своих последних работ он, говоря о сценическом общении, вновь упомяну лучеиспускание и лучевосприятие. "Пусть люди науки объяснят нам природу этого невидимого процесса,- написа Станиславский,- я же могу говорить лишь о том, как я сам ощущаю его в себе и ка я пользуюсь этими ощущениями для своего искусства". То, что великий артис ощущал в момент творчества, и то, как он это ощущал, нельзя обходить молчанием, даже если явления эти кому-то напоминают нечто мистическое или если не все люд и не каждый день их ощущают. В своем исследовании о методе физических действий П. В. Симонов коснулся лучеиспускания. Он предположил, что Станиславский имел в виду микромимику, ка один из видов общения. Действительно, микромимика особенно ощутима в моменты активного взаимодействи партнеров. Люди разговаривают, или нетерпеливо ждут ответа, или напряженн слушают, боясь проронить слово, а мы видим, как все отражается на их лицах, ка внутренние и мысли и видения ежесекундно изменяют выражение глаз и лица. Изменение выражений глаз и лица в микромимике- акт непроизвольный. Мы чутко улавливаем в жизненном общении фальшь собеседника именно по "искусному" выражению его лица. Это уже не микромимика, а мимика, как таковая. Мимика тож естественное явление. Фальшь и искусственность, неискренность партнера м обнаруживаем как раз в те моменты, когда он пытается, так сказать, превратит мимику в микромимику. Слишком очевидны его старания - минимумом мимики создат какое-нибудь впечатление, якобы только что возникшее. Микромимика- следствие работы образного мышления. Если так, то вряд ли нужн связывать ее только с одной из форм общения, как это предположил П. В. Симонов. Микромимика - естественный спутник всякого жизненного действия. Она всегд возникает при органическом существовании, как следствие рефлекторно деятельности организма. При действиях автоматических, часто повторяемых, он может быть и неощутима. При действиях первичных она ощутима, даже если толчок ее возникновению дало не образное мышление, сознательно включаемое человеком работу (при воспоминаниях, например, или мечтаниях), а деятельность безусловны рефлексов (при неожиданной радости, в испуге и т. д.). Проявляясь в жизненном действии непроизвольно, подобно человеческим эмоциям, микромимика сопутствует всем формам общения. И все же нельзя ее полность отождествить с тем явлением, которое названо лучеиспусканием и которо Станиславский определял такими образными выражениями - "ощупывание чужой души", "запускание в душу партнера щупальцев чувств", "всасывание тока в глаза" "выбрасывание тока из глаз". Он так это ощущал. Физиологической основой взаимодействия человека с окружающей средой являетс один из непрерывно действующих безусловных рефлексов - исследовательски инстинкт. Может быть то, что Станиславский называл лучеиспусканием лучевосприятием,-это проявление рефлекторной деятельности исследовательског инстинкта? Можно ли ощутить проявление инстинкта? Конечно, мы можем ощутить и осознать вс наши непроизвольные действия, все эмоции, которые возникают на основ безусловных рефлексов. Если "сработал" инстинкт самосохранения, мы ощущае страх. Что это такое? Весь мы-шечно-суставной аппарат (под воздействием сигнало из коры и подкорки) внезапно прервал свою деятельность и рывком переключил тел в положение готовности к другой деятельности-к защите тела, например. Внов возникшие сигналы готовности каждой мышцы поступили в кору головного мозга комбинации, которая в сознании связана с получением общего сигнала опасности. При таком физическом самочувствии человек страшно. А какова материальная природа исследовательского инстинкта? Что можно ощутить момент его активной деятельности? Безусловно, микромимику. А еще что? Ответа на этот вопрос мы пока не можем получить. Различные спириты, теософы прочие мракобесы от оккультизма до такой степени скомпрометировали самый предме исследования энергетической природы психических явлений, а догматически ограничения прошлых лет поставили такой барьер любому углублению в природ рефлекторных явлений, что всякое рассмотрение подобных вопросов долгое врем объявлялось "ненаучным". Наука решит эти вопросы только тогда, когда с одной стороны, освободит уж имеющиеся факты (мысленных внушений, к примеру) от идеалистических толкований, а с другой стороны, сама освободится от догматической предвзятости при толковании фактов. Во всяком случае, можно пока только догадываться о связи исследовательског инстинкта с какими-то энергетическими проявлениями. А в том, чт "лучеиспускание" Станиславского связано с исследовательским инстинктом, не може быть сомнений. Он с предельной точностью образно раскрыл именн исследовательский характер этого явления: человек "запускает щупальца чувств" мысли и чувства партнера для того, чтобы "ощупать их", исследовать-что та такое? Вспомним, что Павлов так и называл этот безусловный рефлекс - рефлексо "что такое?".
ПОСЛЕДНЯЯ ЦИТАТА
Закончим эту главу выписками из интересной статьи "Повелитель или раб?", написанной видными учеными-биологами, действительными членами АМН СССР И. Давыдовским и В. Париным, профессором 3. Бирюковой и старшим научным сотруднико АН СССР В. Во-'ловичем ("Известия", 1964, 16 марта): "...надо верить в себя. Вспомните, как затаив дыхание вы восхищались смелыми, ловкими движениям воздушного гимнаста, акробата или жонглера. Может быть, это какие-нибуд необыкновенные люди? Нет, в каждом из нас природой заложен был такой совершенны физически гимнаст и акробат. Но мы не дали ему развиться... Мы считаем важным делом ученых рассказывать людям о том, как совершенен, бога организм человека. Научить их бережно относиться к нему, не пренебрегать им, н ломать повседневно этот великолепный механизм, а совершенствовать его, подчинят себе. Каждый из нас может стать или повелителем, или рабом своего организма. Сделайте же правильный выбор!" Присоединяясь к авторам статьи в их благородном стремлении содействоват совершенствованию физического развития человека, мы позволим себе расширит рамки этого понятия, присоединив к физическому и душевное развитие человека- его чувствами, эмоциями, настроениями, самочувствиями, творческим способностями. Ведь и для умения владеть богатствами своего душевного мира нужно такж поставить себя перед альтернативой - повелитель или раб? И сделать правильны выбор.
ЛИТЕРАТУРА
Актерское мастерств Абалкин Н. А. Система Станиславского и советский театр. М., "Искусство", 1954. А и т у а н А. Дневник директора театра. Пер. с франц. М., "Искусство", 1939. Брехт Б. О театре. Пер. с нем. М., Изд. иностр. лит., 1960. Статьи. М.-Л., "Искус- Вахтангов Е. Б. Записки. Письма. ство",1939. Вилар Ж. О театральной традиции. Пер. с франц. М" Изд. иностр. лит., 1956. Гладков А. Мейерхольд говорит. "Новый мир", 1961, № 8. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки К. С. Станиславского. М., "Искусство", 1952. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене. М., "Искусство", 1965. Дискуссия "Актерское искусство сегодня". "Театр", 1961. Дикий А. Д. Повесть о театральной юности. М., "Искусство", 1957. Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актера. Пер. с франц. М., Изд. иностр. лит., 1958. Ермолова М. Н. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников. М., "Искусство", 1955. Завадский Ю. А. О наследии Станиславского. "Театр", 1948, № 10. 3ахава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., изд. "Советская Россия", 1964. Качалов В. И. Сборник статей, воспоминаний, писем: М., "Искусство", 1954 Кнебель М. О- Слово в ство", 1954. творчестве актера. М., "Искус-0, О действенном анализе пьесы и роли. М., -Л., "Искус- Кнебель М. О. О действ "Искусство", 1961. Кох И. Э. Основы сценического движения. М. ство",1962. Креике Ю. А. Воспитание актера. М., 1938. Кристи Г. В. Работа Станиславского в оперном театре. М., "Искусство", 1952. Куликова И. Станиславский и американский театр. "Театральный альманах ВТО", кн. 6. М., 1947. Куракина К. В. Основы техники речи в трудах К. С. Станиславского. М., изд. ВТО, 1959. Львова В. К. и Шихматов Л.М. Первые этюды, М., изд. ВТО. 1959. Мейерхольд В. Э. Об искусстве актера. "Театр", 1957, № 3. Мочалов П. С. Заметки о театре, письма, стихи, пьесы. М" "Искусство", 1953. Немиров и ч-Данченко письма. М., "Искусство", 1952. В, И. Статьи, речи, беседы, }. И. Зерно спектакля. Второй И. Беседы с молодежью. Немирович-Данченко план. "Ежегодник МХТ", М., 1943. Немирович-Данченко В "Ежегодник МХТ", М., 1946. Попов А. Д. Спектакль и режиссер. М,, изд. ВТО, 1961. Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. М., изд. ВТО. 1959. Прокофьев В. И. В спорах о Станиславском. М., "Искусство", 1962. Ремез О. Я. Актер учится, репетирует, играет. М., изд. "Советская Россия", 1963. Станиславский К. С. Собрание сочинений в восьми томах. М., "Искусство", 1954-1961. Тальников Д. Система Щепкина. М.-Л., "Искусство", 1939. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. М., изд. ВТО, 1965. Топорков В. О. К. С. Станиславский на репетиции. М., "Искусство", 1950. Топорков В. О. О технике актера. М., изд. ВТО, 1958. Психология и физиологи Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., изд. АПН РСФСР, 1960. Ананьев Б. Г. Опыт психологической трактовки системы, К. С. Станиславского. "Записки Ленинградского театрального ин-. статута". М.-Л., "Искусство", 1941. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л., изд. ЛГУ, 1961. Анохин П. К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значени для психологии. "Вопросы психологии" 1955, № 6. Анохин П. К. Физиология и кибернетика. "Вопросы философии", 1957, № 4. Асратян Э. А., Симонов П. В. Надежность" мозга М, изд. АН СССР, 1963. Беренгард Ю. С. Система Станиславского и современное учение о высшей нервно деятельности. М., "Ежегодник МХТ", 1961. Бехтерев В. М. Случай навязчивых идей, леченных самовнушением. "Вестник клинич. и судебн. психиатрии", т. 7, вып. 2, 1890. Бехтерев В. М. Роль внушения в деле воспитания. Спб., 1916. Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика М "Наука", 1966., Бронштейн А. И. О сенсибилизации органов чувств. Л., Труды ВМА им. Кирова, т. 34, 1941..., Буль П. И. Гипноз и внушение в клинике внутренних болезней. Л.-М., Медгиз, 1959. Быков К. М. Родство и различие безусловных и условных рефлексов. Л., Труды ВМА, т. XVII, 1949. Быков К. М. Учение И. П. Павлова и современное естествознание. Медгиз, 1952. Вавилов С. И. Глаз и солнце. О "теплом" и "холодном" ^вете. М" Изд. АН СССР, 1961. '.', Васильев Л. Л. Экспериментальны исследования" мыслён-ного внушения. Л" изд. ЛГУ, 1962. Введенский Н. Е. Физиология нервных центров. Полн..-собр. соч., т. V. Л., изд. ЛГУ, 1954. '. Вудвортс. Экспериментальная психология. М., Изд. иностр лит., 1950. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., "Мир", 1966. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., изд. АПН РСФСР 1958. _ Зарецкий В. Образ как информация. "Вопросы литературы" № 2, 1963,.: Иванов-Смоленский А. Г. Опыт объективного изучения работы и взаимодействи сигнальных систем головного мозга. М., Медгиз, 1963. ИлиадиА. Н. Практическая природа человеческого позна-иия. М., изд. "Высша школа", 1962. Кажинский Б. Б. Биологическая радиосвязь. Киев, Изд. АН УССР, 1963. Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменена лоде, страхе и ярости. Пер. с англ. Л., 1927. изменения при го Кравков С. В. Очерк общей психофизиологии чувств. М.. Изд. АН СССР, 1946. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., изд. РСФСР, 1959. АПН Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., Изд. АН СССР, 1963. Мансуров Н. С. Современная буржуазная психология. М., Соцэкгиз, 1962. Миллер Д. Информация и память. В сб.: "Кибернетика ir живой организм". Пер. англ. Киев, "Наукова думка", 1964. Орлов В. В. Особенности чувственного познания. Пермь, 1962. Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. соч., т. IV. М.-Л., Изд. АН СССР, 1951. Павлов И. П. Учение о типах. Физиология и психология. В кн.: "Избранны произведения", М" Госполитиздат, 1949. Петрова М. К. Торможение как фактор, восстанавливающий нервную деятельность. Труды физиологической лаборатории им. И. П. Павлова, 1945. Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., Медгиз, 1962. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. М., изд. "Физкультура и спорт", 1959. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. Впечатления и действительность. В кн.: "Избранные философские и психологические произведения".М., Госполитиздат, 1947. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. М., Изд. АН СССР, 1962. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., изд. АПН РСФСР, 1947. ТепловБ. М., Полякова А. Г. Чувствительность к различению и сенсорна память. "Вопросы психологии", № 1, 1957. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., "Наука", 1966. Ухтомский А. А. Принцип доминанты. Собр. соч., т. 1, изд. ЛГУ, 1950. Уэллс Г. Павлов и Фрейд. Пер. с англ., М., Изд. иностр. лит., 1960. Фролов Ю. П. Мозг и труд. М., Медгиз, I960. ФилипьевЮ. А Творчество и кибернетика. М., изд "Наука", 1964. Шварц А. А. Смысл слова и его звуковой образ как условные раздражители. "Бюллетень эксперим. биологии и медиц.", 1949, т. 27, вып. 6. Шварц Л. А. О стойком повышении абсолютной чувствительности. "Вопрос психологии", № 5, 1958. Эшби У. Р. Конструкция мозга. Пер. с англ., предисловие П. К. Анохина. М., изд. "Мир", 1964. Якобсон П. М. Психология сценических чувств актера М 1936. '
ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИИ
1. Творческий полукруг. 35. 2. Исходное положение. 36. 3. Кто летает? 37. 4. Переходы. 38. 5. Переходы со стулом. 39. 6. Творческая площадка. 40. 7. Кольцо. ' 41. 8. Фигуры перестановок. 42. 9. Трамвай.. 43. 10. Часы. 44. 11. Волчок. 45. 12. Хлопки. 46. 13. Двойные хлопки. 47. 14. Мячики. 48. 15. Мячики с числами. 49. 16. Мячики со словами. 50. 17. Земля и воздух. 51. 18. Песня. 52. 19. Держи свою мелодию! 53. 20. Координация движений. 54. 21. Пишущая машинка. 55. 22. Два шрифта. 56. 23. Испорченная пишущая машинка. 58. 24. Линотип. 59. 25. Плакат. 60. 26. Арифмометр. 61. 27. Игровые арифмометры. 62. 28. Змейка. 63. 29. Опаздывающее зеркало. 64. 30. Наблюдательность. 65. 31. Свои пять пальцев. 66. 32. Свои часики. 67. 33. Обмен. 68. 34. Биография спичечного коробка. 70. Вещи на столе. Фотоаппарат. Фотографы. Слепые фотографы. Как упали спички? Уличный фотограф.. Игры индейцев. На одну букву. На что похоже? Путь вслепую. Лабиринт. Круговые маршруты. Компас. Вертушка. Коробка скоростей. Сантиметр. Рычажок переключения. Глаза товарищей. Что нового? Биография прохожего. Биография по портрету. Биография по походке. Биография п взглядам. Событие в картине. Событие на улице. Видеоскоп. Усложненный видеоскоп. Слово-манок. Метафоры. Цепочка ассоциаций. Ассоциация на привязи. Кинолента. Круговая кинолента. Двойная кинолента. Групповой рассказ. Путешествия.
71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. '96. 97. 98. 99. 100. hoi. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. Мысленная речь. Математическая задача. Логическая задача. Оживление картины. Тр картины. Знакомый город. Путешествия по улицам. Живые вещи. Сонар. Телевизор. Магнитофон. Круговая магнитная лента. Уличный сонар. Юлий Цезарь. Соноскоп. Соноскоп событий. Что происходит? Три докладчика. Шумовой квадрат. Хор. Видящие пальцы. Узнай товарища! Память пальцев. Кассир и покупатель. Контролер. Палочка-узнавалочка. Кто подошел? Душ. Юг - север. Слушать - смотреть - вспоминать - осязать. Волшебный тазик. Тазик партнера. Стакан чая. Цветочный 'магазин. Пожар. ' Флаконы. Волшебный графин. Комбинированное упражнение. Память движений. Брито - стрижено. Мышечная энергия. Укажи вдаль!
113. Сорви персик? 114. Сад. 115. Гири. 116. Чаши. 117. Цепочка. 118. Дискоболы. 119. Перестановка мебели. 120. Тяжести. 121. Оправдание жеста. 122. Постановка жеста. 123. Прерванное движение. 124. Непроизвольный жест. 125. Запрещенное движение. 126. Жесты по номерам. 127. Японский прием со стулом. 128. Оправдания поз. 129. Повтори позу! 130. Мысленное оправдание позы. 131. Режиссеры и актеры. 132. Мраморные люди'. 133. Оправдание движений. 134. Мысленное действие. 135. Чиркни спичкой! 136. Кухня. 137. Повара и поварята. 138. Конвейер. 139. Это не книга! 140. Лови кастрюлю! 141. Дорога. 142. Коробка с бисером. 143. Подготовка стола. 144. Действия с воображаемыми вещами. 145. Групповые действия. 146. Настроение. 147. Физическое самочувствие. 148. Внутренняя пристройка. 149. Сыщики. 150. Выбери партнера! 151. Тень. 152. Разговор по телефону. 153. Сиамские близнецы. 154. Зеркало. Клубок ниток. Групповое оправдание поз. Перехват. Двойной перехват. Парное физическое действие. Согласованные действия. Перетягивание каната. Окно. Сцепка. В эфире. Изобретатели. Темпоритм. Переключение темпоритма. . Мостик. . Сложение темпо-ритмов.. Действие в двух темпоритмах.. Наблюдение за темпо-ритмами. . Готовность.. Странные позы.. Правда-неправда.. Оправдание крика.. Толсты и тонкий.. Старики. 178. Задания на внешнюю "характерность. 179. А я -чайник! 180. Лилипуты и великаны. 181. Лес. 182. Важный гость. 183. Церемония. 184. Ручные часики. 185. Оркестр. 186. Детские игры. 187. Играем в куклы. 188. Играем в "кошки-мышки". 189. Игрушки. 190. Игры игрушек. 191. Игрушки оправдывают позы. 192. Испорченные игрушки. 193. Парные игры. 194. Я-не я! 195. Животные. 196. Группы животных. 197. Массовые этюды. 198. Цирковые артисты. 199. Цирковые номера. 200. Цирковое представление. 201. Отвинченная голова. 202. Обыкновенные чудеса.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора................... -3 ВОСПИТАНИЕ АКТЕРА И ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА...... 5 ТРЕНИНГ ТВОРЧЕСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ........ 57 Развитие навьгков.-р-абочего самочувствия (упражнения 1-29) 60 Развитие творческих зрительных восприятий (упражнения 30-78)................... Развитие творческих слуховых восприятий и других сенсорных умений (упражнени 79-108)......... 12] Развитие творческих навыков мышечного внимания (упражнения 109-133) ................. 144 Развитие творческих навыков физического самочувствия (упражнения 134-171) .............. 159 Развитие артистической смелости и элементов характерности (упражнения 172-202) .............. 193 МЕХАНИЗМЫ ЖИЗНЕННОГО ДЕЙСТВИЯ......... 221 Одаренность и наследственность........... 222 Сколько у нас органов чувств? Механизм восприятия. От ощущения - к поступк............... 225 Киностудия первой сигнальной Системы........... 231 Странные особенности человеческой памяти....... 233 Сенситивность................... 238 Выявлять или развивать?............... 241 Четверка внутренних возбудителей жизненного поступка. Структура жизненнаго сценического действия..... 246 Сходство и различие между жизненным и сценическим действием. ................... 250 Метод физических действий. Механическое действование или живой поступок? ................ 255 Сенситивное воспитание.............. 258 Внутренние видения и механизм внутренней речи.... 263 "Внедрение видений". Внушение. Самовнушение..... 272 Вдохновение. Конкретность видений.......... 277 Лучеиспускание, лучевосприятие и микромимика..... 281 Последняя цитата................ 285 Литература...............,. 287 Перечень упражнений............ 292
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|