Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Рекламная деятельность в 20-е годы





 

Основные направления развития рекламы в 20-е годы. В 20-е годы в отечественной рекламе обозначилось несколько направлений - традиционное, (опирающееся на коммерческую предшествующего периода), новаторское (отрицающее культурное наследие, которое стремиться создать искусство, созвучное новой эпохе), агитационно-пропагандистское,

 

1. Новаторское направление. Конструктивизм. Ведущее место среди новаторов рекламы занимали художники-конструктивисты. [26] Конструктивизм - направление в советском искусстве 1920-х годов, сторонники которого (Эль Лисицкий, А. Родченко) выдвинули задачу «конструирования» окружающей среды. Решая эту задачу, конструктивисты использовали эстетику простых, утилитарных предметных форм. Эстетика конструктивизма должна была выражать новую пролетарскую идеологию. Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они усматривали проявление демократизма новых общественных отношений. На основе разработок конструктивистов создавалась и советская реклама 20-х годов. Последователи конструктивизма выдвигали задачу «конструирования» окружающей среды, используя эстетику подчеркнуто простых, утилитарных предметных форм, в чем они видели выражение демократичности и новых отношений между людьми. Среди них можно назвать В. Татлина, А. Родченко, Л. Лисицкого.

 

Большинство рекламных плакатов конца XIX — начала XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в стиле «модерн». Вместе с конструктивистами на смену декоративным формам модерна пришли геометризированные композиции. Скульпторы Н. Габо и А. Певзнер писали в своем манифесте о пришествии "нового великого стиля" и о полном разрыве с культурой прошлого. Писатель И. Эренбург и художник Л. Лисицкий при поддержке А. Родченко организовали издание журнала "Вещь" - рупора советского конструктивизма и производственного искусства. К движению конструктивистов примыкал и "утопический конструктивизм" В. Татлина, который еще в 1915 г. начал работу над своими скульптурно-кинематическими опусами. Близки конструктивизму многие живописные и объемные композиции Г. Якулова, К. Малевича. Во всем этом, как писали и говорили позже, возможно была какая-то игра, веселое шутовство, "карнавальность", вызванная историческим оптимизмом социальных преобразований. Было, безусловно, и серьезное намерение будоражить воображение дерзостью мысли, поиском новых форм. Однако перерождение подлинного художественно-образного мышления, потеря конструктивистами чувства "связи времен" привели к утрате стиля. Закономерно, что конструктивизм 1920-х гг. привел авангардистов к функционализму 1930-х гг.

 

Среди них можно назвать В. Татлина, А. Родченко, Л. Лисицкого. Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению дизайна. Большинство рекламных плакатов конце XIX — на-чале XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля «модерн». Вместе с конструктивистами на смену декоративным формам модерна пришли геометризированные композиции. Например Л. Лисицкий в плакате «Клином красным бей белых» (1919) использовал геометрический язык супрематизма Малевича - красный узкий треугольник врезается в белый на черном фоне круг. Характерной особенностью плакатов художников- конструктивистов было единство изображения и текста. Как правило, в них использовались простые наборные рубленые шрифты, которые естественно входили в жесткие, схематичные, но не лишенные выразительности композиции.

 

Конструктивизм - направление в советской рекламе 20-х годов.Конструктивизм (от лат. constructio - построение) - художественное направление в искусстве ряда европейских стран начала XX в., провозгласившее основой художественного образа не композицию, а конструкцию. Художники этого направления (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. Экстер), включившись в движение производственного искусства, стали основоположниками советского дизайна. Для печатной графики и плаката в стиле конструктивизма были характерны скупые геометризованные формы, динамичная компоновка, ограниченность цветовой палитры (в основном красное и черное), широкое применение фотографии и наборных типографских элементов. Начиная с 20-х годов в Советской России конструктивизм становится главенствующим направлением в искусстве. Установка на рационализм, функционализм, на экономную форму, простоту и выразительность нашли свое выражение и в рекламе, в частности в плакате. Персонажи конструктивистской рекламы 20-х годов агрессивны и напористы, как правило выступают в роли глашатаев - кричат с плакатов о том, что в магазине Госиздата естькниги, о том, что продаются конфеты Моссельпрома. Этому же служили и крупные буквы, написанные брусковым шрифтом, и гигантские восклицательные; знаки. Все вместе взятые элементы конструктивистской рекламы сливались в единое визуальное сообщение «повышенной мощности». В таком графическом контексте требовалась столь же эффектное знаковое фото. Именно поэтому во многих изображениях рекламных персонажей 20-х годов преобладают фронтальные, либо профильные изображения. Поворот персонажа в три четверти было гораздо труднее вписать в геометризованную графическую конструкцию рекламного плаката. В каждом конкретном случае трактовка образа была связана как с ситуацией использования плаката (улица, витрина, общественное помещение и т.д.), так и с требованиями самого объекта рекламы и возлагаемых на персонаж коммуникативных функций.[27]

 

2. Традиционное направление. Для этого направления было характерно ориентация на национальную культуру, преемственность, использовани традиционных приемов рекламы, попытка сохранить связи с предшествующим развитием отечественной рекламы. Представители этого направления - Юон, Кустодиев, Билибин. «Живописная» манера исполнения. В старой рекламе покупатель должен был знать товар «в лицо». В рекламе этого напрвления, как и до революции, рекламируемый товар выглядел увеличенной упаковкой, коробкой, оберткой. Крупным планом показывался товар и в сюжетных композициях (А. Зеленский. Реклама папирос «Сафо», «Пушки», «Бокс»). Реклама демонстрировала ассортимент государственных предприятий — это было их важным преимуществом в борьбе с частным капиталом. Изображения разнообразных товаров на плакатах были натуралистичны и преувеличенно красочны (Д. Тархов, В. Баюскин).

 

В героях плакатов легко узнавались типы советского общества 20-х годов. Социальную принадлежность рекламных персонажей указывали атрибуты — красная косынка (Б. Такке «Требуйте кондитерские изделия госфабрик») или фирменная одежда (М. Буланов «Моссельпром. Табачные изделия»). Рекламные персонажи изображались привлекательно, с легкой долей юмора или иронии. Как и в доре­волюционное время в рекламе использовались юмористические персонажи, как человечек в кепке (А. Зеленский «Пекарские дрожжи» и «Морс» Моссельпрома), веселая крестьянка (В. Баюскин «Галоши Резинотреста») или улыбчивый парень (М. Буланов «Нигде кроме как в Моссельпроме. Продукты государственных фабрик»). В жанровых сценках показаны «групповые портреты» потребителей продукции («Донская государственная табачная фабрика <...>. Папиросы Наша марка»). приметы стиля жизни: изображения строительных лесов и кранов, автомобилей, паровозов, самолетов.

 

3. Агитационно-пропагандистское направление. После октября 1917г. советское правительство создало специальную программу по производству политической рекламы. Особенностью этой программы была ориентация на неграмотное городское население, крестьян, которых нужно было заразить революционными идеями. Для некоторых политических плакатов того времени был характерен стиль лубка, в котором работали также художники М. Ларионов, Н. Гончарова. Плакаты времен гражданской войны порождали у населения установки на физическое уничтожение врага, выраженную классовую ненависть и ксенофобию наряду с антирелигиозными убеждениями. Реклама стала орудием политичекой борьбы. Это обусловило расцвет политическго плаката, который в этом деле «сыграл свою решающую победоносную роль, затмив все доселе существующие приемы и опыты».[28]

 

Агитационно-пропагандистское направление. Социально-политический плакат. В социально-политическом плакате в годы революции и гражданской войны определились два направления: героическое и сатирическое. Героическое направление представляли плакаты Д.С. Моора, А.П. Апсита, Н.Н. Когута, Н.М. Кочергина, А.А. Радакова. К сатирическому направлению относилось творчество В.В. Маяковского, В.Н. Дени, М.М. Черемных, В.В. Лебедева.[29] В ранних советских плакатах тема революции звучала героически, в духе эпического историзма, который, как известно, освобождает реальную историю от трагических ошибок и несправедливости. Воплощая такие общие темы как "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" или "Смерть мировому империализму!", художники широко использовали аллегорические образы классической мифологии, интерпретируя старое, как новое. Так на плакате А.П.Апсита (1919) греческий герой Беллерофонт, взлетевший на крылатом коне Пегасе убивает чудовище, опустошавшее страну.

 

В развитии советского политического плаката особую роль сыграли В. Н. Дени и Д. С. Моор, опиравшиеся на традиции народного лубка и опыт зарубежной и отечественной политич. графики. На противопоставлении аллегорических и реальных образов построен октябрьский плакат Д.С.Моора (1920), посвящённый теме борьбы труда и капитала. Композиция плаката распадается на две части. В левой - три каменных сфинкса с номинациями враждебных народу сил. Следуя за Дюрером и используя его комбинацию квадратов и треугольников, Моор создал образ "агрессивной недвижимости". В правой части изображена активная по цвету реалистическая фигура замахивающегося рабочего. Связывает эти две противоположные части композиции изображение черепов. Расположенные по оси с регалиями монарха, они символизировали смерть казавшейся незыблемой и вечной власти. Классикой жанра политической и социальной рекламы считаются работы Д. Моора - «Ты записался добровольцем?» (1918) и «Помоги!» (1921), посвященным гражданской войне и голоду в Поволжье. Самый знаменитый политический плакат периода гражданской войны Д.С. Моора "Ты записался добровольцем?"был создан за одну ночь в июне 1920 года и отпечатан тиражом 50000 экземпляров. По своей лаконичной простоте и выразительности "Доброволец" является одним из лучших образцов социально-политического плаката. Исследователь С.А. Артамонова пишет о нем: «Ударная надпись, повелительный взгляд, энергичный и вопрошающе требовательный жест не оставляют зрителя равнодушным. "Его нельзя не заметить, даже издали; его нельзя забыть, раз увидев; нельзя уклониться от вопроса, заданного в упор" (В. Полонский). Фигура красноармейца и завод за его спиной приобретают символическое звучание благодаря красному цвету. Красноармеец становится образом, олицетворяющим пролетариат молодой республики, завод - символом свободного труда, рождённого революцией и находящегося в опасности. Писатель В. Катаев, видевший это произведение Моора в Одессе, свидетельствовал: увидев плакат, одни записывались в Красную Армию, другие испытывали чувство стыда от того, что не сделали этого».[30] У рекламного плаката Д.Моора «Ты записался добровольцем?» были прототипы в Англии и Америке во время Первой мировой войны. Предшественником использованного Моором персонажа, указывающего на зрителя и призывающего вступить в армию, был опубликованный в сентябре 1914 года плакат Альфреда Лита "Ты нужен своей стране", который послужил источником вдохновения для Джеймса Монтгомери Флэгга, изобразившего дядю Сэма, рекрутирующего американских солдат, и ряда других плакатистов. Вероятнее всего, на Д.С. Моора оказал влияние английский плакат, о котором ему рассказывал В. Полонский. «Помоги». В 1921 году во время борьбы с голодом в Поволжье Д.С. Моор создает ещё одно знаменитое произведение - "Помоги". Художник считал, что это самый удачный из всех его плакатов. Изобразительные средства плаката «лаконичны, но императивная сила доведена до предела. Надпись состоит из одного слова "Помоги", которая и умоляет и приказывает. Жест поднятых рук громко взывает. Использована всего лишь одна краска. Черный фон придает плакату мрачность, в память врезаются белая фигура голодающего и сгоревший колос, переломленный ветром».[31] Л. Лисицкий в плакате «Клином красным бей белых» (1919 г.) использовал геометрический язык супрематизма Малевича - красный узкий треугольник врезается в белый на черном фоне круг. Характерной особенностью плакатов художников-конструктивистов было единство изображения и текста.

 

Окна РОСТА. Наряду с печатными создавались плакаты рисованные, размножавшиеся с помощью трафарета (обычно сопровождавшиеся краткими стихотворными текстами), т. н. «Окна РОСТА», инициатором которых был М. М. Черемных, а художником и поэтом В. В. Маяковский. Эта форма агитац. иск-ва получила значительное распространение («Окна ЮгРОСТА», «УкрРОСТА», «БакКавРОСТА», «Арм КавРОСТА», «ГрузКавРОСТА»). В «Окнах РОСТА» политические плакаты представляли собой расположенные последовательно сюжеты. Наиболее известные из них сопровождались текстами В. Маяковского. Окна РОСТА позитивно воспринимались населением благодаря «упрощенной форме подачи информации и использованию узкого круга стереотипов».[32] В. Маяковский по поводу «Окон РОСТА» говорил: «...фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную стопятидесятимиллионного народища». [33]

 

Революционные массовые праздники.Средствами агитации служили также героически-призывные композиции, украшавшие города в дни революционных праздников. Традиционно к различным годовщинам т.н. Октябрьской революции создавалось множество политической рекламы, которая заполняла собой улицы, фасады зданий, размещалась внутри предприятий и учреждений. Тематика приуроченной к октябрьским торжествам политической рекламы была разнообразной.

 

Советский рекламный бизнес в период НЭПа. Во время НЭПа (1921-1929 гг.) возрождается рекламная деятельность на коммерческой основе - советский рекламный бизнес. Главная роль в организации советского рекламного бизнеса была отведена ведомствам и госпредприятиям, которым было разрешено создавать у себя на коммерческой основе рекламные подразделения, выполняющие функции рекламных агентств (РА). Советская власть организовывала рекламный бизнес с идеологическим уклоном, деля его субъектов на «своих» и «чужих». Создавать РА частным лицам не разрешили, и на частных лиц за рекламу продукции установили более высокие расценки, чем с государственной и кооперативной формы собственности. Их заказы выполняли в последнюю очередь. Специальная правительственная комиссия следила, чтобы РО нэпманов не были броскими и привлекательными. Это и был «рекламный бизнес по-советски».

 

Первое РА «Двигатель» появилось в 1922 г. при Совете Труда и Обороны. Затем появились «Связь», «Рекламтранс», «Промреклама», «Мосторгреклама» и др. РА «Двигатель» имел своих представителей во всех губерниях и оно стало крупнейшим РА в стране, фактически монополизировав провинцию. Рекламу своих клиентов «Двигатель» размещал в центральных газетах, чаще всего в «Экономической жизни».

 

В 1923 г. возникает РА "Связь", организованное Народным комиссариатом почт и телеграфов. Помимо рекламы, оно торговала канцелярскими принадлежностями и принимала подписку. РА «Связь» использовало свою монополию на всю почтовую корреспонденцию. Её РО стали размещаться на почтовых конвертах, телеграммах, телефонных счетах. На рекламных открытках размещали до 4-5 РО с каждой стороны. Новым видом рекламы стали штампы, которые были выгодны дешевизной и легкостью нанесения. Использовала «Связь» и марки, которые рекламировали изделия государственной промышленности, наклеивая их на письма рядом с почтовыми. Наркомат путей сообщения создает свое РА - "Рекламтранс", а Моссовет учреждает "Мосторгрекламу", которая размещала РО в трамваях, фойе гостиниц и театров. Авиационной группы «Воздушный флот» открыл прием РО и осуществлял разброску рекламных листовок над Москвой, был, строка такого объявления стоила 15 руб. на новые дензнаки.

 

Заявки на рекламу принимали почтово-телеграфные учреждения. В конце ноября 1922 г. с рекламой выходят «Известия», и после этого РО заполняются страницы других газет. Во многих издательствах были открыты рекламные отделы, в том числе и в газете "Правда", которая рекламе отводила целую полосу. Расценки здесь были в 2 раза выше, чем у других газет. Несмотря на это, заявок на рекламу от рекламодателей поступало много. Но «разгул» рекламы в партийной и советской прессе стал настораживать советскую власть. В 1926 г. ЦК ВКП/б постановлением от 16 апреля 1926 г. осудил засилье коммерческой рекламы в партийной прессе.

 

Рекламная деятельность государственных предприятий. Государственные предприятия, используя поддержку власти, вели активную рекламную деятельность, направленную на продвижение своей продукции в условиях НЭПа.

 

В общенациональном масштабе вели рекламу своей продукции крупные предприятия табачной промышленности, такие как ленинградский «Табакотрест», «Донская государственная табачная фабрика», в состав которого вошли национализированные табачные предприятия, имевшие до революции сложившиеся ТМ и опыт рекламной деятельности. В 20-е годы еще сохранялись многие его ТМ папирос, известные по всей России: «Пушка», «Тары-бары», «Роскошь», «Дюшес» и др. «Табакотрест» имел свои отделения и склады в 12 крупных городах страны.

 

В Ростове-на-Дону выпускала продукцию «Донская государственная табачная фабрика», бывший Торговый дом «В.И. Асмолов и компания». До Октябрьской революции Торговый дом был официальным поставщиком двора Его Императорского Величества и представлял собой настоящую табачную империю, ежегодно производившую более 16 миллиардов штук папирос. Новый этап в развитии ростовской табачной фабрики начинается с 1920 г. Асмоловская фабрика была переименована в Донскую государственную табачную фабрику (ДГТФ). Эти годы для ДГТФ, как и для всей страны, оказались весьма непростыми. Революции и войны, прокатившиеся по стране в это время, не могли не отразиться на деятельности предприятия - были разрушены налаженные связи, недостаток сырья сказывался на объеме производства, который снизился на 60% в 1921 году по сравнению с 1916 годом. Но исторические и экономические катаклизмы не остановили развитие табачного производства в Ростове-на-Дону. Постепенно, по мере изменения экономической ситуации в стране, объём производства ДГТФ возрастал. НЭП способствовала восстановлению деятельности предприятия. В начале 30-х годов на фабрике появились первые автоматические механизмы зарубежного производства. Донские табачники не только освоили новую технику, но и работали над ее усовершенствованием. В 1925 г. ДГТФ вырабатывала 6-6,5 млн. папирос в сутки, а в 1926 г. объем выпуска табачных изделий составлял уже 22,5 млн., что более чем в 4 раза превысило показатели 1922-1923гг. В 1927 г. был достигнут довоенный уровень выпуска табачных изделий. Ассортимент табачных изделий был расчитан на разные категории потребителей - выпускались папиросы для рабочих "Шуры-Муры", "Ой-Ой", "Резвушка", "Браво", "Гривенники", элитные в красивых дорогих коробках сигареты "Шедевр", "Триумф", "Ориент". Были освоены папиросы "Наша Марка". РГТФ имела свои торговые представительства более чем в 30 городах страны.

 

Государственные предприятия табачной промышленности использовали традиционную дореволюционную форму сюрпризной рекламы. В конце 1926 г. в коробки папирос Моссельпрома был вложен «фирменный» календарик на 1927 г. Акция оказалась удачной и идея сувенирных календариков получила распространение. Вслед за Моссельпромом Ленинградский «Табакотрест», выпустил серию календариков для папирос ТМ «Зефир», «Осман», «Сафо» и др. Затем «Табакотрест» выпускает рекламные календарики на газетной бумаге, которые отрывались по перфорации как купоны и распространялись с различными изданиями: справочниками, путеводителями и др. В 1926 г. выпущен календарь-вкладыш увеличенного формата — 21х11 см, который помещался в блок папирос вне зависимости от марки. На календарике была изображена россыпь папирос из ассортимента «Табакотреста» и указаны адреса магазинов «Табакотреста» в Ленинграде, Москве, а также областных отделений и оптовых складов треста в 12 городахСССР. В 1927 г. «Табакотрест» вернулся к прежнему «карманному» формату, увеличил комплектность серии, почти удвоил тираж. Серия 1927 года включала 8 календариков, каждый из которой создавал свой образ товара.

 

Для папирос высшего сорта «Штандарт» были использовано стилизованное изображение флагов расцвечивания — символ торгового мореплавания. Календарик папирос «Самородок» включал изображение самородного золота, цепью прикованный к логотипу торговой марки. Текст рекламы сигарет «Эльтет» (транслитерация аббревиатуры треста — ЛТТ) был на английском языке, что создавало образ экспортного продукта высокого качества.

 

Среди этой серии выделялась работа А. Зеленского для трубочного табака «Трубка мира», которую повторяли в сериях разных лет. Ассоциации с древними традициями натуральных американских табаков вызывало изображение национальной индейской трубки, украшенной разноцветными перьями птиц. Трубка зажжена и как бы протянута навстречу.

 

Ростовский «Донтабак» распространял календарики посредством «директ мейл» или на деловых мероприятиях. В 1926 г. тиражом 50 тыс. экз. «Донтабак» издает календарик в виде книжечки, на котором был изображен занимательный юмористический сюжет. В знойной пустыне негр курит папиросу и слушает радиоприемник. Слоган: «Я слышу радионапев ДГТФ-ДГТФ!» (Донская государственная табачная фабрика (ДГТФ) имени Розы Люксембург). На календарике 1929 г. были написаны названия городов СССР, где имелись отделения и представительства ДГТФ. Их длинный перечень читает веселый человек в клетчатом кепи. [34] Благодаря календарикам можно судить о том, насколько разнообразен был ассортимент отечественных табачных изделий. Календари ЭТЦР (Электрический трест центрального района) на 1925 год и его преемника ГЭТ (Государственный электротехнический трест) на 1926 год, исполненные в характерном для 20-х годов плакатном стиле, отражают энтузиазм начального этапа электрификации. Печатались первые карманные календари внешнеторговых организаций: целая серия "Кавминэкспорта" на 1928 год и календарь "Международной книги" на 1929 год.

 

Реклама «Моссельпрома». Один из гигантов советской экономики трест Моссовнархоза «Моссельпром» в 20-е годы осуществлял самую широкую рекламу своих товаров. «Моссельпром» возник в результате национализации дореволюционных частных предприятий. До 1 января 1922 г. предприятия треста находились в ведении Пищевого отдела МСНХ. Московский Государственный Пищевой Трест "Моссельпром" (Московское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности) являлся самым мощным объединением предприятий пищевой промышленности. В состав треста входили московские фабрики и заводы целого ряда производств: кондитерского, табачного, мукомольного, хлебопечения, дрожжевого, макаронного, пивоваренного, колбасного, консервного, виноделия и производства фруктовых и искусственных минеральных вод. Наиболее крупными из них являлись: кондитерские госфабрики - «Красный Октябрь» (бывшая «Товарищество Эйнем»), «Им. П.А. Бабаева» (бывшая «Товарищество Абрикосов и С-вья»), "Марат" (бывшая «Товарищество Иванов и Марков»); табачные госфабрики «Дукат» (бывшая «Товарищество Дукат»), «Ява» (бывшая «Товарищество Габай»), «Красная звезда»; пивоваренные госзаводы №1 (бывшее «Трехгорное товарищество») и №2 (бывший «Хамовнический»), госзавод минеральных и фруктовых вод №1 (бывшее «Товарищество Калинкина»), колбасная фабрика №1 (бывшая «А.В. Чичкина»), мельнично-макаронная фабрика №1 (бывшая «Товарищество Динг»). Кроме того, "Моссельпром" имел ряд вспомогательных производств (картонно-ящичная фабрика, художественная мастерская, типография и др.) и собственную разветвленную оптовую и розничную сбытовую сеть (оптовые базы, розничные магазины, ларьки, лотошники, передвижные тележки и др.).

 

В 1923 г по заказу Государственного Трехгорного завода был создан рекламный мультфильм. Сюжет его состоял в том, что по улице бежит мальчишка, рассыпая вокруг себя порошок, и все вещи, на которые он попадает, моментально увеличиваются в размерах. Маленькая собачка вырастает в мамонта, а люди и лошади напоминают Гулливеров в царстве лилипутов. Мальчишку поймали и отняли у него порошок. Замесили тесто и выпекли огромный батон хлеба величиной с дом. Это были дрожжи Государственного Трехгорного завода Моссельпрома. [35]

 

Реклама «Моссельпрома» первой половины 20-х гг. связана с деятельностью художников-конструктивистов, прежде всего с одним из его лидеров А.М. Родченко, который создавал её совместно с В.В. Маяковским. Реклама «Моссельпрома» со слоганом В.В. Маяковского «Нигде кроме как в «Моссельпроме» стала постоянным атрибутом Москвы на протяжении 20-х годов - она находилась на улицах в виде огромных панно и плакатов, в витиринах магазинов, на упаковке товаров, распространялась в виде листков и буклетов. Но во второй половине 20-х гг. «Моссельпром» перестает заказывать рекламу А.М. Родченко и В.В. Маяковскому. Руководство треста создает свою рекламную мастерскую для разработки рекламы и упаковки. Руководить мастерской был приглашен известный живописец К. Юон, который изменил подход к рекламе «Моссельпрома». К. Юон, в отличие от конструктивистов, ориентировался на образцы дореволюционной рекламы, и считал, что рекламу нужно приблизить к общенародной культуре. В связи с этим стиль рекламы «Моссельпрома меняется - в ней появляются сюжетные изображения, показывается ассортимент продукции треста, используются современные типы и рекламные персонажи. В упаковке появляются художественно-этнографические, орнаментальные, природные мотивы с видами Кавказа, Севера и т.д. Маяковского и Родченко сменили профессиональные художники-рекламисты: Д. Тархов, М. Буланов, Б. Такке, ленинградец А. Зеленский. Состав авторов рекламы определил ее художественный облик: на смену конструктивистским листам пришли выразительные красочные плакаты с сюжетными и портретными композициями. Михаил Буланов внес в рекламу «Моссвельпрома юмор; Дмитрий Тархов - графической прорисовкой архитектурных элементов и богатым подбором шрифтов; Борис Такке - живописностью изображения; Дмитрий Буланов ленинградский профессиональный художник-рекламист, широко использовал в плакате графические приемы конструктивистов в сочетании с фотомонтажем.

 

Но один из элементов в рекламе «Моссельпрома» остался неизменным. Как у новаторов, так и традиционалистов одним из главных элементов рекламы «Моссельпрома» было изображение здания, в котором находился трест. Благодаря рекламе здание «Моссельпрома»стало достопримечательностью Москвы.На фасаде здания были размещены элементы наружной рекламы треста. На кирпичном торце здания, выходящего во двор, во всю его площадь, многократно повторялись название треста и знаменитый слоган Маяковского «Нигде кроме как в «Моссельпроме». Главной в росписях была суперграфика. Фраза "Нигде кроме…" повторялась трижды, а слово "Моссельпром" - многократно. Их дополняли стрелки и различные геометрические фигуры. Слева глухую часть стены занимали восьмигранники, похожие на коробки, в красно-желтую полоску, перетянутые черными лентами. На них сверху вниз шли надписи: "Дрожжи", "Папиросы", "Пиво и воды", "Печенье", "Конфеты", "Шоколад". Правее, за трубой, разделяющей торец здания на две половины, были нарисованы громадные, более двух метров высотой, натюрморты: палочка дрожжей, пачка папирос "Герцеговина Флор", пара бутылок, конфета "Мишка косолапый", два круглых печенья, шоколадка. Вся роспись делалась на фанерных щитах и прямо на кирпиче. Фасад здание решено было раскрасить. Предполагают, что автором колористического решения был Александр Родченко. На первоначальных эскизах дома сохранились попытки нарисовать между зубцами башни огромную аллегорическую фигуру рабочего с рогом изобилия. Затем круглая эмблема с рогом изобилия была установлена на дымоходе торца здания со двора. Рекламные надписи предполагалось разместить в подоконных нишах, а сверху на боковых фасадах написать крупно "Моссельпром" и "МСНХ" (Московский Совет народного хозяйства). Этим подчеркивалось значение треста, объединившего едва ли не все кондитерские и табачные фабрики, мукомольные заводы и пивоварни страны. Между зубцами башни появились огромные часы, видные издалека. Здание не было только офисом Моссельпрома. Отсюда, из полуподвальных складов товаров, каждое утро на улицы Москвы устремлялись три тысячи лоточников, таких как героиня популярного в те годы фильма "Папиросница от Моссельпрома". Сами товары были изображены на стене. Первый этаж занимали склад муки, администрация пивных и магазинов. Выше размещались дирекция, бухгалтерия, комячейка, местком.

 

В 1997 г. реклама «Моссельпрома» на торцовой стене здания была восстановлена. В 2001 г. С.Ф. Лисовский, Председатель Совета Директоров «Премьер СВ», открывает свой новый бизнес под торговой маркой «Моссельпром».

 

Поэтическая реклама Н. Асеева для «Моссельпрома». Поэтический копирайтинг В.В. Маяковского не был уникальным явлением в советской рекламе того времени. В 1920 г. советский поэт Николай Асеев, друг и сподвижник В.В. Маяковского, написал для "Моссельпрома" целую рекламную брошюру «Из чего приготовляются конфеты?».

 

Из чего приготовляется конфета?

Из каких эссенций, красок и паток?

Редко тот понимает это, -

Кто без разбору до сладкого падок!

 

Ту или иную конфету съев-ли,

Покупатель не знает о составе…

И вот от той, что поцветистее да подешевле

У него начинает болеть живот.

 

Мучает все круче с каждой неделею;

Доктор осматривает - видит не шутка: -

Частной фабрики покупал он изделия -

И в результате - язва желудка!

 

Частный предприниматель жаден и зол; -

Здоровью задаст непоправимую встряску,

Применив в производстве нитробензол

Или ядовитую каменную краску.

 

Хлороформ, эфир, синильная кислота

Им употребляются для запаху и цвету…

А ты, покупатель, этот яд - глотай,

Думая, что ешь безобидную конфету.

 

Чтобы гордостью такою не травить себя,

Чтобы после не пить касторку и брому

Покупай конфеты для своих ребят

ТОЛЬКО государственной фабрики

МОССЕЛЬПРОМА.

 

*

 

Карамель "ЛУНА" или "БЕЛАЯ ЛИЛИЯ"

К тебе расположат всех без усилия;

"АЙВА", "МАРЦИПАННАЯ", "РЕЙНКЛОД", "СЛИВА"

Помогут всем лицам глядеть счастливо.

"ЛЕТНЯЯ", "МОРОЖЕНОЕ", "РОМАШКА БЕЛАЯ" -

С языка не сходят лето целое.

 

Названий всех я б исчислить не смог -

Интересующимся - к услугам каталог.

Но здесь же должно быть признано громко:

Лучшая с начинкой карамель "СОЛОМКА"

Чтобы вкус потребителя прогрессировал, ширясь -

В одних сортах не увязнув тяжко,

Перейдем к карамели типа "ИРИС"

А также к МЯГКИМ конфетам В БУМАЖКАХ.

 

Естественно, что они дороже,

Но - за то и труда в них побольше вложено!

"СЛИВОЧНАЯ СМЕСЬ" или "ЭРА"

Могут испробованы быть для примера.

"МОККАТИН", "ОРФЕЙ", "НИВА ЗОЛОТАЯ"

Всех очаровывают в нёбе тая.

 

А знаете ли вы "УКРАИНСКУЮ НОЧЬ"?

Сладка и душиста - по Гоголю - точь в точь!

 

За этими, вам я представить горд

"КОНФЕТЫ ОТКРЫВНЫЕ" - ВЫСШИЙ СОРТ!

Стоят, протянувшись и в ширь и в даль

"ОРЕШКИ В САХАРЕ" и "В САХАРЕ МИНДАЛЬ".

 

Грустят, наклонясь, о малютках деточках

"ПЕРСИДСКИЙ ГОРОШЕК" и "ВИШНЯ НА

ВЕТОЧКАХ";

"МАК", "РЕДИСКА" и "СЛИВОЧНЫЙ ФОНДАН"

Образуют целый конфектный фонтан.

 

И над этим пейзажем светло-могуч

Протягивается "ВЕСЕННИЙ ЛУЧ".

Также забыть здесь было бы странно

ФРУКТЫ И ОВОЩИ ИЗ МАРЦИПАНА.

 

Теперь в двух словах: МАРМЕЛАД И ШОКОЛАД -

О них бы отдельно громы баллад!

Что можно поставить рядом

С МОССЕЛЬПРОМОВСКИМ ШОКОЛАДОМ?

 

Слышу, слышу восторженный крик -

"ЗОЛОТОЙ ЯРЛЫК", "СЕРЕБРЯНЫЙ ЯРЛЫК"!

Они, излюбленные каждым домом,

Изготавливаются только МОССЕЛЬПРОМОМ.

 

Чтобы не возвращаться к этим темам

Замечу о ТАБЛЕТКАХ и ШОКОЛАДКАХ С КРЕМОМ.

А также не забыть бы сорта вон-те:

Шоколад для варки в плитках "САНТЕ".

 

Какой бы вас раньше сорт ни манил, -

Бросите его испробовав "ВАНИЛЬ".

Если же к шоколаду не склонны пока вы -

Пейте в порошке "ГОЛЛАНДСКИЙ КАКАО".

 

Но что шоколад и какао - без вафель?!

МОССЕЛЬПРОМ и тут на вкус ваш потрафил.

 

Вафли "ПЛЕЗИР", "СНЕЖНЫЕ ТРУБОЧКИ"

Нравятся Оле, а "ТРИЛЬБИ" - Любочке.

А если их ВАФЕЛЬ не тронет вид -

Есть в Моссельпроме НЕЖНЕЙШИЙ БИСКВИТ.

 

Особо нравится детям и женам

Запиваемый кофе "МОККО" жженым.

Пока они нежатся в дачной дреме -

Его закупите вы в МОССЕЛЬПРОМЕ.

 

Рекламное творчество А. Родченко и В. Маяковского. Рекламное творчество Родченко и Маяковского в рекламе отражает новаторское направление в развитии советской рекламы, связанное прежде всего с конструктивизмом. В 1923 г. А.Родченко с В.Маяковским начинают работу над рекламой «Моссельпрома». Рекламировалась самая разнообразная продукция - товары первой необходимости, предметы одежды, быта, сигареты, кондитерские изделия. Характерной особенностью рекламы А. Родченко являлось переплетение в ее композиции графических и понятийно-знаковых элементов, как, например, стрелок-указателей. «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули или, вернее, переменили старый царски-буржуазно-западный стиль рекламы на новый, советский", - вспоминал позднее Родченко. Так реализовывалась его конструктивистская идея: "живопись - это улица, площадь, город и весь мир…» Работа Родченко и Маяковского должна была выделить «Моссельпром» среди частников, убедить в высоком качестве продукции треста, показать доступность и демократичность его цен. Высокая общественная значимость этой "рекламной кампании" была широко признана уже в те годы: «Маяковским, совместно с Родченко, по заказу «Моссельпрома» выполняются новые конфетные обертки, рисунки и агитстроки. Намечены серии «Вожди революции», «Индустрия», «Красная Москва». Сорта конфет, преимущественно потребляемые деревней. Агитационное значение этого начинания заключается не только в двустишиях, но и в вытеснении прежних «конфетных» названия и рисунков такими, в которых четко обозначается революционно-индустриальная тенденция Советской республики. Ибо вкус массы формируется не только, скажем, Пушкиным, но и каждым рисунком обоев...».[36]

 

Совместная деятельность Родченко и Маяковского основывалась на выполнении заказов на разработку и исполнение коммерческой рекламы и носила частно-предпринимательский характер. Получая заказы они выступали в качестве «свободных художников». Для рекламоисполнителей в СССР в то время не было никаких законов, определяющих их права, не было и единых расценок. В связи с этим Маяковский, Родченко и другие художники, работавшие вместе с ними, пишут коллективное заявление в тарифно-нормировочный отдел Изо Губ







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.