Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История пятидесятнического движения в бывшем СССР





История пятидесятнического движения в бывшем СССР

 

По мнению некоторых толкователей Библии (например, И.А. Салов-Астахов в книге «История мира во свете Слова Божьего»), в этом видении пророчески показано четыре периода истории христианства. (Откр. 4:1-7)

Первый период олицетворяет животное подобное льву, символически говоря о том, что апостолы и братья первоапостольской стояли как львы за веру евангельскую, «ни на час не уступили вкравшимся лжебратьям» (Галат. 2:4-5), отстояли в церкви высокую духовность.

Второй период обозначен в видении в символе животного, похожего на тельца. Телец - это жертвенное животное, - церковь второго периода - это церковь гонимая римскими императорами, церковь подпольная, катакомбная, церковь жертвенно живущая. Наиболее сильными были гонения (с небольшими перерывами) во время царствования 10 римских императоров: Нерона, Домициана, Трояна, Марка Аврелия, Септимия, Севера Максимина, Деция Валериана, Аврелиана, Диоклетиана. (Может быть, именно число этих императоров подразумевается в словах Откровения: «Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». (Откр. 2:10).

Третий период представлен в виде животного, которое имело лицо, как человек. Это символизирует период, который начался после того, как император Константин в 312 году узаконил христианство, сделал его государственной религией, придатком государственного аппарата. Если во время гонений в рядах христиан оставались только наиболее убежденные, наиболее преданные учению Иисуса Христа люди, готовые и жизнь отдать ради Евангелия, то после 312 года положение радикально изменилось - император Константин стал поощрять и даже материально заинтересовывать своих придворных и подданных, чтобы они переходили в христианство. Понятно, что церковь наполнилась людьми с грубыми, необрезанными сердцами, с не возрожденной внутренностью, в церковь буквально хлынули властолюбивые карьеристы, которые искали в христианстве своей выгоды, приспосабливая «благочестие и благовестие для прибытка» (1Тим. 6:5).

Настоящие верующие люди, перенесшие огонь испытаний и гонений за свидетельство Иисуса Христа с болью и слезами видели, как на глазах приходила церковь в запустение и упадок, как улетучивался из нее высокий дух благодати, как оставляется без внимания или попирается духовное, Божественное, святое и устанавливается культ грубого, земного, человеческого...

Долгие века мрачного средневековья падшая, отступившая церковь имела человеческое - не Божеественное, не Богоподобное - человеческое лицо. Это - самый черный период истории церкви.

Четвертый период в Откровении Иоанна Богослова показан в виде животного, которое было подобно орлу летящему.

Это – символ светлого времени пробуждения, обновления, которое началось со дней Реформации в 16 веке выступлением Мартина Лютера - и продолжается до настоящего времени. Это восстановление падшей, отступившей церкви; это очищение от всего наносного, что было привнесено за все предыдущие века - очищение от чуждого, не характерного для учения Иисуса Христа; это решительный отказ от «лица человеческого» и полный поворот к первохристианству в его подлинной благодатной форме. Это - время устремления к духовному, высокому, горнему, время взлета.

Церковь подобна орлу летящему...

Такое видение видел Иоанн Богослов.

Таким путем прошла церковь.

Динамика Реформации. История и богословие.

Джон Виклиф

Как и всякое другое большое событие, Реформация имеет свою предысторию. Как уже было отмечено, во все века и все времена в церкви Божией находились люди, преданные учению Иисуса Христа, которые стремились к духовной, евангельской жизни. Их голос, их мысли, их работа и подготовили почву для Реформации. Один Господь знает имена каждого из них и весомые их вклады в дело Божье. История сохранила сведения о наиболее крупных евангельских проповедниках 14-15 веков: ими были Джон Виклиф, Ян Гус и Джироламо Савонарола.

Джон Виклиф (по неточным данным) родился в 1320 году на юге Англии в небольшом поселке Спресфелд. Учился он в лучшем университете Англии - в Оксфорде. Впоследствии он был преподавателем, ректором богословских колледжей, священником. Имел звание доктора богословия. Отличительной чертой Джона Виклифа была его большая любовь к Библии - он постоянно ее изучал и к нему пришло признание, как одного из лучших знатоков Священного Писания того времени. Читая Библию, Виклиф понял, что католическая церковь заблудилась, далеко ушла от первохристианства. Он стал откровенно говорить о противоречии верования и практики богослужения церкви подлинному учению Иисуса Христа и апостолов в своих проповедях, которые привлекли большое количество слушателей. Начало его евангельской проповеди относится к 1374 - 1375 году.

Вскоре кафедра для распространения евангельских убеждений Виклифа стала тесной и он стал писать (и писал до самой смерти) трактаты, листовки, богословские сочинения, в которых излагал свои взгляды. Любимым методом духовной борьбы Виклифа были его знаменитые тезисы (лозунги), которые находили живой отклик среди народа. Проповедник провозглашал: "Церковь должна быть бедной, как в апостольские времена", "Церковь - совокупность всех верующих", "Глава церкви - Христос".

Эти естественные положения евангельского учения о церкви в условиях владычества папства были революционной крамолой, которая подрывала авторитет католичества. Разгневанный папа Римский отлучил Виклифа от церкви, английские епископы-католики привлекли его к суду, но за этим евангельским проповедником уже шли тысячи и тысячи пробужденных англичан. Напуганное духовенство побоялось расправиться с Виклифом.

Библия должна была стать доступной для английского народа - и, вооружившись этим пониманием, Джон Виклиф берется за величайшее дело своей жизни. Вдвоем со своим другом и единомышленником Николаем Хирвардом он переводит Библию с латинского языка (Вульгата) на родной английский. Библия стала достоянием масс - а всех последователей Виклифа в Англии стали называть "Библейскими людьми". Летом 1381 года Виклиф обнародовал 12 тезисов относительно причастия (хлебопреломления). В них было высказано сугубо евангельское понимание сущности этого новозаветнего установления. Это вызвало новую бурю негодования в среде католического духовенства. Папа Григорий ХI в своих посланиях (буллах), проклиная Виклифа, дал ему кличку "лоллард" («сеятель плевел»). Это прозвище стало почетным именем сторонников Виклифа и вошло в историю. О размахе евангельского движения в Англии свидетельствуют слова одного из современников Виклифа, который писал: "Каждый второй человек в Англии - лоллард".

31 декабря 1384 года великий проповедник Джон Виклиф покинул суетную землю, уйдя в бесконечные просторы Вечности. Его дух - дух ревностного, деятельного реформатора - успокоился в Царстве Божием, но в царстве человеческом - на земле - прах его не нашел покоя в могиле: через сорок два года после смерти Виклифа враги Евангелия и Реформации вырыли из могилы его останки, сожгли кости Виклифа и бросили пепел в реку Свист... Но труд Джона Виклифа не прошел напрасно - он расширялся и охватывал все новые сердца на ноаых территориях - другие братья "вошли в труд" славного проповедника (Иоан. 4:38).

Движение "лоллардов" в Англии породило движение "гуситов" в Чехии. Основополагающие тезисы Джона Виклифа впитал в себя великий служитель христианства Ян Гус. [1]

 

Ян Гус

У себя на родине, в Южной Франции, вальденсы подвергались жестоким гонениям. Некоторая часть их бежала от репрессий в Чехию, где ревностно проповедовали чешскому народу... Благодаря браку чешской принцессы Анны с английским королем Ричардом II в конце четырнадцатого века между Чехией и Англией установилась тесная связь. В Чехию постепенно стало проникать учение Виклифа.

6 июля 1369 года в безвестной чешской деревне Гусинец родился Ян Гус. Будучи глубоко верующим человеком, Ян Гус посвятил себя служению церкви. Профессор Гус читает лекции по философии в Пражском университете. Одновременно проповедник Гус проповедует Евангелие в Вифлеемской церкви города Прага. Близкий друг Гуса Иероним Пражский знакомит его с сочинениями Джона Виклифа. Ян Гус захвачен живым Евангелием. Новый мир открывается перед этим вдумчивым человеком. Вифлеемская церковь становится центром евангельской проповеди в Чехии. Великое множество народа, знатные люди, придворные особы и даже королева София с большим вниманием, с большой жаждой слушают его проповеди. Гус приобретает огромный авторитет среди народа.

Чешский историк Франц Полацкий писал о Яне Гусе: "...Большая начитанность, в особенности в Священном Писании, и удивительная твердость в убеждениях подняли его высоко над всеми его современниками. К этому надо прибавить необыкновенную серьезность его характера, его безупречную жизнь, в которой даже враги не могли найти ничего предосудительного, его пламенную ревность в деле поднятия нравственного уровня народа, а также в отношении исправления непорядков в церкви, его неудержимую смелость, прямолинейность - несгибаемую волю и, наконец, его взгляд на венец мученика, как на высшую цель человеческой жизни..."

А венец мученика был уже недалеко.

До тех пор, пока Гус обличал грехи мирян, духовенство еще терпело его. Когда же проповедник стал изобличать беззакония князей церкви, призывая их к самоотречению и целомудрию - руководители католической церкви в большой злобе восстали на Гуса. Но Гус не только не испугался - от критики нехристианской, безнравственной жизни духовенства он перешел к критике самого строя католичества, самого учения церкви. Особенно решительно выступил Гус против торговли благодатью - против продажи за деньги отпущения грехов - индульгенций. Взрыв гнева у папы вызвало учение Гуса о том, что у церкви только один глава - Христос. Папа предал Гуса проклятию. На Прагу был наложен папский интердикт - в этом городе запрещено было звонить в колокола, прекращались богослужения, не совершалось ни крещения, ни причастия, ни бракосочетания - до тех пор, пока Прага не отречется от Гуса и не откажет ему в прибежище в своих семьях. Гус покинул Прагу. Он поселился в замке одного из своих единомышленников. Там было написано Гусом его духовное завещание - многие богословские евангельские сочинения. Оттуда приходили в Прагу в Вифлеемскую церковь его ободряющие письма. В них выражал Ян Гус и свою готовность умереть за истину.

В 1414 году в г. Констанце в Германии собрался Собор для решения некоторых вопросов внутренней жизни католической церкви. На этот собор прибыло необыкновенно большое число людей - около 60 тысяч. Среди них были папа Иоан XXIII, четыре патриарха, 30 кардиналов, 33 архиепископа, сотни епископов, прелатов, докторов богословия. Собор продолжался четыре года. Во время работы этого собора состоялся суд над Яном Гусом. Германский император Сигизмунд обещал Гусу неприкосновенность и Гус добровольно пришел на суд самостоятельно, понимая, что идет на верную смерть. Император своего слова не сдержал - Ян Гус был схвачен и брошен в отвратительную монастырскую тюрьму, где он полгода томился в ужасных условиях. Наконец, 5 июня начался суд над Гусом.

От него требовали только одного - отречения. Но Гус не отрекался - он готов был умереть, но не отступить. В последние дни своей жизни он писал своим друзьям светлые письма, которые дышали любовью к Господу и готовностью пострадать за истинное учение Иисуса Христа. Судьба Гуса была решена. 6 июля - день Рождения Яна Гуса. 6 июля 1415 года, в день своего рождения, великий чешский реформатор взошел на эшафот. В последний раз ему предложили отречься. Одно только слово - "отрекаюсь" - и Гус был бы свободен. Ян Гус ответил, что он за учение Иисуса Христа готов умереть.

Костер был зажжен. Как свидетельствует предание, какая-то ревностная старушка для того, чтобы костер ярче горел, принесла из дому и бросила в огонь вязанку дров. "О, святая простота!.." - горько промолвил Гус об этой старушке. Из пламени костра послышалось его пение. Он пел гимн: "О, Иисус, будь милостив ко мне..." Вскоре голос его умолк навсегда.

Пепел Гуса был брошен в реку Рейн...

Через год - 30 мая 1416 года в том же городе Констанца был сожжен ближайший друг и сотрудник Гуса Иероним Пражский...

На Константском соборе 1415 года был вынесен приговор не только Гусу, но и Виклифу: было постановлено книги Виклифа уничтожить, а его останки вырыть из могилы и сжечь.

Через двенадцать лет - в 1427 году в Англии вспыхнул еще один костер: сжигали кости Джона Виклифа. Через 42 года после его смерти. Наверстывали упущенное...

Пепел Яна Гуса в реке Рейн.

Пепел Джона Виклифа в реке Свист.

Все реки впадают в Мировой океан. Соединился ли пепел этих двух колоссов веры? Этого никто не знает. Известно другое - однажды Ян Гус сказал: "Я очень хочу, чтобы в вечности моя душа навсегда соединилась с душой Джона Виклифа..."

И это сбылось.

А пепел? «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38).

 

Джироламо Савонарола

В 15-м веке против произвола царства сатаны в церкви выступил доминиканский монах Джироламо Савонарола - пророк и реформатор Италии. Савонарола происходил из знатного и старинного дворянского рода, но стал монахом, земной суетной славе предпочтя служение Господу. Убегая от "господствующего в мире растления", он становится монахом, но вскоре понимает, что греховный мир проникает и в стены монастыря, да и его собственное сердце нуждается в возрождении. Четырнадцать лет в монастыре в Болонье зреет в душе Савонаролы евангельский посев, формируются его евангельские взгляды. В 1490 году (Савонароле было тогда 36 лет) он был переведен в город Флоренцию, где и начал свою проповедь - вначале в монастырском саду, затем в монастырской церкви, а позднее в соборе Флоренции. Действие его проповедей было потрясающим. Люди рыдали, слушая его евангельскую проповедь. Папа предложил Савонароле стать кардиналом. Не поддавшись на "пряник", Джироламо Савонарола отказался. И тогда папа летом 1497 года объявил Савонаролу отлученным от церкви и заявил: "Этот монах должен умереть, хотя бы он был Иоанном Крестителем." Савонарола и два его друга Фра Доменико и Сильвестр Маруффи были обвинены в ереси и приговорены к смерти. Их повесили и, тут же, на виселице, они были сожжены. Это произошло 23 мая 1498 года. Их пепел был брошен в реку Арно.

В реке Рейн - пепел Яна Гуса.

В реке Свист - пепел Джона Виклифа.

В реке Арно - пепел Джиролано Совонаролы.

Много рек на земле. Много в них пепла сожженных за имя Иисуса Христа "во имя Иисуса Христа"...

"Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Иоан. 12:24). Так говорил Иисус Христос.

После Голгофы - воскресение. Таков путь Христа. После Голгофы - воскресение. Таков путь христианства.

Через Голгофу святых - путь к Реформации. Или, как сказал советский писатель Чингиз Айтматов применительно к современности, - через ПЛАХУ.

Шестнадцатый век родил Реформацию. Реформация родила протестантизм. Глубочайшее, позорное падение христианской церкви, ее отступничество от благодати Божией вызвало резкий протест со стороны истинно верующих христиан, вызвало взрыв, который расколол католическую церковь. В борьбе за чистоту Евангелия, которую вели немецкие, швейцарские и французские учители, Рим не захотел уступить, желая во что бы то ни стало сохранить свое лидирующее положение. И протестанты вынуждены были выйти из католической церкви, отделиться от нее и создать свою собственную протестантскую церковь. Рамки настоящей книги не позволяют назвать всех великих деятелей Реформации - их было много. Основная же роль в движении Реформации принадлежит Мартину Лютеру, Ульриху Цвингли и Жану Кальвину.

 

Мартин Лютер

Мартин Лютер родился 20 ноября 1483 года в Германии, в городке Айслебен. В 1501 - 1505 годах он учится в Эрфуртском университете и выходит из его стен в звании магистра. Во время учебы он стал изучать Библию. Искание Бога привело его в Августинский монастырь. В 1507 году Лютер был рукоположен в священники, через год его перевели в качестве профессора в Виттенбергский университет, где он преподавал богословие. Истолковывая студентам Библию, особенно послания к Римлянам и Галатам, он - неожиданно для себя самого - открыл учение Евангелия, что человек оправдывается верою, а не делами и заслугами.

С этого началась великая историческая миссия Лютера. Как раз в это время в Виттенберге по поручению папы Льва Х предприимчивый монах Иоган Тецель бойко торговал индульгенциями. "Прощение грехов" шло нарасхват. Деньги текли в папскую казну, а Тецель кощунственно заявлял, что он продажей индульгенций спас больше душ, чем апостол Петр своими проповедями.

В благородной ревности по делу Божьему Лютер с возмущением стал разоблачать всю мерзость этой торговли благодатью. Тецель начал угрожать Лютеру сожжением, но это придало ему еще большей ревности. Лютер пишет свои знаменитые "95 тезисов", то есть положений, по которым он был не согласен с официальным учением католической церкви. 31 октября 1517 года Лютер прибил эти тезисы к дверям церкви. Этот день и вошел в историю, как «День Реформации».

Невозможно рассказать, какой горячий отклик это вызвало среди людей - уже давно почва для Реформации была готова, уже давно назрела осознанная необходимость в переменах.

Подобно лесному пожару Реформация началась - и через короткое время почти половина Европы была охвачена этим пламенем. Это давали обильные всходы те семена, которые были брошены Виклифом, Гусом, Савонаролой. В одном из своих писем Мартин Лютер писал профессору Виттенбергского университета доктору богословия Штаулицу: "Мы все - гуситы, и Павел и Августин тоже гуситы; значит еще 100 лет тому назад была известна истина и ее осудили".

Вскоре Лютер, одну за другой, пишет свои важнейшие книги: "Христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния", "О вавилонском пленении церкви" и "О свободе христианина".

В этих сомнениях Лютера на передний план выдвигается уже не критика заблуждений папской церкви, а совершенно новые христианские положения, обоснованная необходимость выхода из католичества и образования новой церкви. Эти книги Лютера - программа Реформации и обновления церкви.

Папа присылает в Виттенберг буллу с отлучением Лютера от церкви и с угрозой наложения интердикта на город, но угрозы уже не страшны - Лютер называет папу антихристом и 10 декабря 1520 года бросает царскую буллу в костер публично, при большом стечении студентов, профессоров и жителей Виттенберга. Связь с Римом порвана окончательно. Рождается новая церковь. Восстают из пепла, возрождаются из забвения простые, высокие и торжественные истины Евангелия.

Тьма и зло, диавол и его царство - не могут иметь победы. Они могут иметь временный успех. Иногда длительный, но все-таки временный. Окончательная победа - за светом. За правдой. Окончательная победа - за Иисусом Христом.

Реформация началась. Ближайший друг и сотрудник Мартина Лютера доктор богословия Филипп Меланхтон 25 июня 1530 года в торжественной обстановке в присутствии императора зачитывает знаменитое "Аугсбургское исповедание" вероучение евангелическо-лютеранской церкви, которая регулирует ее деятельность до настоящего времени.

Подводя итог служению Мартина Лютера необходимо сказать, что главная его заслуга состоит в том, что он вернул человечеству Евангелие и высоко поставил некоторые его забытые истины, а особенно - истину об оправдании верою. Лютером переведена Библия на немецкий язык. Мартин Лютер умер 18 февраля 1546 года.

Независимо от Реформации в Германии, - но практически одновременно с ней, - начинается реформация в Швейцарии: в Цюрихе - под руководством Ульриха Цвингли, и в Женеве - под руководством Жана Кальвина, которые действовали также независимо друг от друга.

Анабаптизм и баптизм

Исследователь Р. М. Джоунс пишет: «Движение анабаптизма было одним из самых трагических в истории христианства, однако, судя по принципам, выдвинутым людьми, носившими это звание, оно должно быть провозглашено одним из самых важных и значительных предприятий в религиозной борьбе за истину».

Предшественниками анабаптистов были вальденсы, и, таким образом ясно, что духовные предки анабаптистов существовали за несколько веков до Реформации, уже имели свою догматику, свои общины, своих опытных и образованных руководителей. Датой же возникновения анабаптизма как самостоятельной деноминации принято считать 21 января 1525 года, когда в Швейцарии, в Цюрихе среди маленькой группы верующих, считавших, что Цвингли недостаточно правильно проповедует Священное Писание, было совершено первое крещение по вере. Во главе движения анабаптистов в Швейцарии встали Конрад Гребель, Георг Блаурок, Михаил Саттлер, Феликс Мантц и некоторые другие братья. Они учили, что принятие водного крещения должно совершаться как осмысленный взвешенный шаг взрослого, зрелого человека, и крещение младенцев считали делом глубоко ошибочным. Само слово "анабаптист" происходит от греческого "анабаптидзо", что значит - "перекрещиваю".

Один из первых учителей анабаптизма Леонхард Шимер писал: "Водное крещение - это подтверждение внутреннего завета с Богом. Это можно сравнить с человеком, написавшим письмо и желающим запечатать его. Но никто не поставит свою печать, пока не узнает содержания письма. Кто крестит ребенка, запечатывает пустое письмо..."

Как свидетельствует И. Дик анабаптисты различали три вида крещения: крещение Духом Святым, водное крещение и крещение огненное.[2] В среде анабаптистов начинает формироваться некоторое представление о роли Духа Святого в жизни церкви и каждого отдельного верующего человека. Вот некоторые суждения такого рода, которые принадлежат первым проповедникам анабаптизма. "Мы заключили завет с Богом, чтобы пребывать с ним в одной любви, одном Духе, одной вере и одном крещении..." – так писал богослов анабаптистов Амброзиус Шппительмайер в 1527 году. Еще один известный проповедник анабаптистов Пильграм Марлек писал в 1545 году следующее: «Церковь Христа состоит из людей, рожденных от Бога. Они носят в своей очищенной плоти и крови сыновство Божие в единстве Духа Святого, который очистил их умы и помышления».

Наиболее яркой личностью среди анабаптистов был Валтасар Губмайер. Он родился в Южной Германии, во Фридбурге в 1480 году. Своими силами и старанием достиг хорошего образования, в 31 год стал магистром искусств, а год спустя - доктором богословия. В 1522 году он принял протестантские взгляды. В 1524 году он женился на Елизавете Гюхлейн, которая с редкой верностью и мужеством разделила всю его судьбу. В 1525 году в его взглядах произошла новая перемена - он принял анабаптизм и был крещен по вере. Движимый Духом Святым, Губмайер стал проповедовать - и проповеди его были поразительны. В течение одного года в Моравии он крестил шесть тысяч человек. Много богословских трактатов было им написано на немецком и латинском языках. Основные его воззрения были выражены в знаменитых 18 пунктах, в которых излагалось абсолютно евангельское учение.

Путь анабаптистов - путь жесточайших гонений. Государство смотрело на них как на смутьянов, католики - как на еретиков, реформаты - как на безумных фанатиков. Даже Лютер и Цвингли требовали для них сурового наказания. Руководители анабаптистов Конрад Гребель, Георг Блаурок, Феликс Мантц были брошены в тюрьму, а через год Мантца утопили в реке Лиммат в Цюрихе.

Участь лучших сынов Божиих разделил Валтасар Губмайер.

В 1527 году король Богемии и Моравии Фердинанд Австрийский бросил Губмайера и его жену в тюрьму, где они в темных и холодных камерах томились девять месяцев. И, поскольку Губмайер твердо и смело отстаивал свои взгляды, 3 марта 1528 года ему был вынесен приговор: сожжение на костре. 10 марта, когда его вывели на казнь, его жена призывала его к мужеству и верности Богу. Призывая имя Иисуса Христа, умер Губмайер посреди пламени... По выражению одного из его врагов, он остался твердым до конца, «как непоколебимая скала». А через три дня в Дунае утопили Елизавету Губмайер. Вряд ли знает история более преданную своему мужу помощницу, более пламенную христианку, более мужественную женщину.

В январе 1528 года германский император издал указ - все анабаптисты должны караться смертью. Но никакие страдания не остановили этого светлого движения - оно проникает в южную Германию, в Саксонию, ширится к востоку - в Богемию, Моравию, Австрию, распространяется на запад и на север, приходит в Голландию.

В Голландии анабаптистов возглавил бывший католический священник Менно Симонс (1496 - 1561). Его авторитет был так высок, что с 16 века анабаптистов в Голландии и в других местах Европы стали называть меннонитами. Впрочем, сами они называли себя иначе - крещенцами. Спасаясь от преследований, анабаптисты из Голландии и Германии переселяются на восток, оседают на границе Пруссии и Польши, а позднее в 1778 - 1859 г. г. часть немецких меннонитов переселяется в Украину на Молочные воды, в Хортицу (сейчас - район Мелитополя и Запорожья).

Глубоко в историю анабаптизма уходят корни двух современных больших христианских деноминаций - меннонитства и баптизма, хотя баптизм в его современном виде возник позднее - в 19 веке в результате деятельности Иоанна Герхарда Онкена и имеет свою собственную историю.

Реформация шестнадцатого века была поворотным пунктом, отправной точкой движения к евангельскому первохристианству. И с этой точки зрения Реформация шестнадцатого века не была сама по себе законченным событием, а только началом длительного процесса реставрации первоапостольского образа вероучения и практики богослужения.

Христианство обязано анабаптистам тем, что они открыли большую истину крещения взрослых людей по вере после покаяния и обращения.

 

«Севеннские пророки»

Историческая запись сообщает о неожиданной вспышке массового говорения на языках, возникшей в 1685 году, после аннулирования Нантского эдикта Людовиком 14. Гугеноты, наслаждавшиеся религиозной свободой, теперь тяжело преследовались. Многие из этих французских протестантов бежали в Новую Землю, однако осталась большая группа в Севеннских горах на юге Франции. Исследуя Новый Завет, они обратили внимание на учение об исполнении Святым Духом. Они видели видения, слышали музыку и странные звуки. Эти преследуемые севеннцы верили, что ангелы приходили к ним на помощь. Сохранилось свидетельство одного из них, который рассказывал о своих переживаниях так: «Когда Дух Божий объемлет меня, я ощущаю большой жар в области сердца, иногда перед этим холодную струю. Из последнего ощущаю, как Дух образует слова в моих устах. Всегда ощущаю особую возвышенность от Бога... Я не мог говорить других слов, как только те, что Дух или Божий Ангел образовывал во мне, используя мой орган речи». [3]

Говорение на языках языков выросло в пророческие изречения. Десятилетняя Изабелла Винсент, которая видела, как королевские солдаты били штыками женщин и детей, поклоняющихся вместе в своей церкви, в экстазе начала призывать к покаянию, говоря на патосском языке, единственном, который она знала. Затем её удивительное пророчествование стало известно в других районах, и люди приходили послушать её. Было определено также, что временами во время пророчествования она говорила на безупречном французском с хорошей дикцией. Вскоре по всей Севенне дети начали пророчествовать. Взрослые также были охвачены этим движением и говорили изречения на французском, которого они не понимали. Более 300 детей были арестованы и обследованы медицинским факультетом из Монтпеллиера, одного из лучших европейских университетов.

Не найдя никакого другого объяснения, их признали фанатиками. Большое количество молодых «фанатиков» были посланы на галеры или призваны в армию. Содержание речей, которые дети говорили, не были бы странными, если бы они прозвучали с церковной кафедры, но то, что они говорили на красноречивом отличном французском, которого они совершенно не знали, было абсолютно необъяснимо. Вдохновение говорить приходило к «маленьким пророкам из Севенны» совершенно спонтанно во время молитвы. Это продолжалось более 10 лет. Около 1711 года говорение на языках и пророчества прекратились, вызвав большой резонанс. Граф Шафтесбурский упоминал «севеннский энтузиазм» в своей "Характеристике людей". Вениамин Франклин описывал "энтузиастические агитации" своего первого предпринимателя, который был французским пророком. Когда Конерс Мидлтон говорил, что говорение на языках не упоминалось "во всей истории с апостольских времён», Весли отрицал это, опираясь на пример «маленьких пророков». Ричард Балклей, богатый английский барон, обратился в веру через одного севеннского беженца, приехавшего в Лондон. Он говорил длинные предложения на латыни, а другой беженец говорил на еврейском языке, хотя никто из них не мог сказать ни единого слова на этих языках, когда они не были в состоянии духовного экстаза.

Интересно, что среди французских католиков, принадлежащих к движению янсенистов, сходные переживания и явления имели место в 1731 году. (В некотором смысле они были похожи на монтанистов, включая практику говорения на иных языках. Это движение просуществовало около 80 лет и даже привлекло в свои ряды такого блестящего человека, как всемирно известный ученый Блез Паскаль, который играл в нем значительную роль).

 

Пиетизм

Реформы учения, произведенные Лютером, Цвингли, Кальвином, не могли еще вернуть христианство на уровень начала церковной истории. Нужны были реформы уклада жизни христиан. Нужны были реформаторы второго поколения - реформаторы христианской жизни. И такие люди появились в 17 веке. В этой связи необходимо отметить движение пиетистов (от слова «пиетос» - благочестие), которые сосредоточили центр своей проповеди на идее "общинной церкви", т. е. церкви, состоящей из живых христиан, ведущих благочестивый образ жизни и соблюдающих принцип всеобщего священства во взаимной любви и уважении друг ко другу.

Движение пиетистов возникло в среде лютерано-евангелических церквей Германии и связаны с именем Филиппа Якова Шпенера и Августа Франкса. Франкс, кроме того был и большим практиком - под его руководством выростают благотворительные учреждения: школы для бедных, больницы, сиротские дома, а также издательство, которое выпускало Библии, сборники христианских гимнов и другую духовную литературу. Наиболее видным представителем пиетизма был граф Николай Цинцендорф. Он родился 26 мая 1700 года в Дрездене, в Германии. В десятилетнем возрасте он попал в сиротский дом, воспитателем которого был Август Франкс. Там Цинцендорфу были привиты взгляды пиетистов.

Впоследствии в имении Цинцендорфа в Саксонии была образована община, получившая название "Гернгут". Эти духовные общины стали рассадником пиетизма в мировом масштабе. Сосредоточенность на кресте, на голгофской жертве Иисуса Христа привела гернгутеров к желанию нести слово Божие во все страны - и начало миссионерской деятельности положил сам Цинцендорф, который отправился в Северную Америку, чтобы проповедовать Евангелие диким племенам индейцев. Другие гернгутеры направились в Азию, Африку, на Гренландию... Главное достижение пиетизма состояло в том, что общины были глубоко христоцентричными, проповедь от начала и до конца была об Иисусе Христе. Под благодатным влиянием пиетизма находились и величайшие композиторы восемнадцатого века - Иоган Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель.

Еще одним движением, которое представляет большой интерес с точки зрения понимания уровня духовности, было движение квакеров (или друзей). Основателем этого движения был сапожник Джордж Фокс. Пламенный проповедник Фокс путешествовал по всей Великобритании и тысячи людей слушали его проповеди. Фокс и его последователи создали общину, которая напоминала апостольский образ жизни.

В 1660 году квакеры подали английскому королю заявление, в котором говорилось: "Мы отказываемся от всех войн и употребления оружия, независимо от того, с какой целью они применяются; это наше свидетельство перед всем миром. Дух Христа, которым мы руководствуемся, вовеки тот же, и он не допускает нас сегодня осуждать зло, а завтра участвовать в нем. Мы твердо убеждены и свидетельствуем об этом всему миру, что Дух Христа, ведущий нас во всякую истину, не допустит нас никогда употребить оружие против какого бы то ни было человека или сражаться за царство Христа или за царство мира сего ".[4]

И своей жизнью, своей деятельностью, квакеры многократно подтверждали дух своего заявления.

В среде пиетистов и квакеров постепенно прояснялась мысль о близости человека с Богом, приходило сознание возможности близкого общения с Духом Божиим, о радостном служении христианина в духе и истине. Осознание этих великих истин приходило постепенно, до некоторой степени непреднамеренно и неосознанно - и в этом постепенном осознании были нежная и неустанная работа Духа Святого над духом человеческим.

Все дальше отдалялось истинное христианство от ужасающего уровня бездуховности 16 века, все более приближалось к первоапостольскому образу жизни. Пиетические кружки были образованы не только внутри лютеранских и кальвинистских церквей Германии - они возникли и в среде англиканской церкви Великобритании. Новым большим шагом в этом направлении в восемнадцатом веке было возникновение в среде англиканской церкви движения методизма, неразрывно связанное с именами Джона Весли, Чарльза Весли, Джорджа Уайтфильда.

 

Джон Весли и методизм

Два родных брата-англичанина Джон (1703 - 1791) и Чарльз Весли были студентами Оксфордского университета. В университете в 1729 году они создали небольшой пиетический кружок, целью которого было достижение истинного благочестия. Студенты занимались изучением Библии, совместной молитвой и взаимным назиданием, за что получили прозвище "святого клуба". Из-за некоторой методичности в достижении благочестия членов этого кружка прозвали еще и "методистами". Это прозвище прижилось и стало названием миллионов верующих, образующих методическую церковь.

В 1732 году к этому кружку присоединился Джордж Уайтфильд. В 1735 году братья Весли направились в Америку для миссионерской деятельности среди индейцев. По пути они познакомились с гернгутерскими братьями. После возвращения из Америки братья Весли посетили Германию и провели две недели в Гернгутерской общине, где они всесторонне познакомились с жизнью братьев. Это было в 1738 году.

С энтузиазмом вернулись братья в Англию. Вместе с Джорджем Уайтфильдом они стали горячо проповедовать Евангелие. Англиканское духовенство запретило им проповедовать в церкви и тогда они вышли на улицы, собравши еще большее количество слушателей.

Методистское движение, возникнув из маленького кружка пиетистов - студентов, стремительно росло, возникали новые церкви, строились молитвенные дома. В церквах методистов стали проповедовать не только богословы, но и рядовые члены церкви. Характерной чертой методизма было то, что каждый верующих активно трудился в церкви, приобретая новые души для Иисуса Христа.

Необходимо подчеркнуть одно очень важное обстоятельство: пиетисты в Германии и Англии как "церковь в церкви" оставалась в лоне реформированных церквей. Их выход из кальвинистско-лютеранской и англиканской церкви и образование в самостоятельные деноминации гернгутерских братьев и методистов происходило вынуждено в силу того, что их не стали допускать к причас







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.