Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ





Христианизация

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви, ученик св. апостола Павла – Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. Среди участников Первого Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году, был и Протогон, епископ Сардики (современная София).

В V и VI веках христианство проникало к балканским славянам благодаря активным контактам с Византией - многие из них служили в качестве воинов-наемников. Во второй половине VII столетия в восточной части Балкан образовалось Болгарское государство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени – болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением.

В 865 г. болгарский князь Борис I (852–889) принимает крещение от византийского епископа, и вскоре происходит массовое крещение болгарского народа.

 

Создание церкви

Молодая Болгарская Церковь становится на некоторое время камнем преткновения между Римом и Константинополем. Вопрос о подчинении Болгарской Церкви активно обсуждался на проходившем в 870 г. Поместном Соборе в Константинополе. В итоге было принято решение о подчинении болгар византийской Церкви, при этом они получили некоторую церковную самостоятельность.

Первым архиепископом Болгарской Церкви стал святитель Иосиф, рукоположенный в этот сан Константинопольским патриархом Игнатием. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большое содействие его просветительному труду оказали ученики святых просветителей славян Кирилла и Мефодия – свв. Климент, Наум, Горазд и многие другие. Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность.

 

В X столетии Церковь сыграла значительную роль в возвышении могущества Болгарской державы. Она способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию.

В 919 г. на церковном Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

Однако Константинополь только в 927 году признал главу Болгарской Церкви - архиепископа Доростольского Дамиана - патриархом. Позднее в Константинополе не слишком были расположены признавать титул патриарха за преемниками Дамиана, особенно, после того как восточная Болгария была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием (971). Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать. Первоначально патриарший престол находился в Доростоле, после покорения части Болгарии была перенесена в Триадицу (ныне София), затем в Преспу и, наконец в Охрид - столицу западного болгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976 – 1014).

Завоевавший в 1018 – 1019 гг. Болгарию император Василий II Болгаробойца признавал автокефалию Болгарской Церкви, но она низведена до архиепископии. Охридские архиепископы назначались указом императора и были, за исключением архиепископа Иоанна, греками.

После восстания 1185 – 1186 гг. и восстановления независимости Болгарского государства была вновь организована независимая Церковь во главе с архиепископом. На этот раз резиденцией предстоятеля Болгарской Церкви становится Тырнов.

Вторая Болгарская Патриархия просуществовала 158 лет (1235–1393) до самого покорения Болгарии турками. За эти годы она достигла полного расцвета своих духовных сил.

С падением Второго Болгарского царства Тырновская кафедра была подчинена Константинопольской Патриархии на правах митрополии.

К началу второй половины XIX в. болгары настойчиво выражали требование о восстановлении Болгарской церковной автономии. В связи с этим в 1858 г. на созванном Константинопольским патриархом Соборе болгарские представители выдвинули ряд требований по устройству болгарской церковной организации. В связи с тем, что эти требования были отвергнуты греками, епископы болгарского происхождения решили самостоятельно провозгласить свою церковную независимость.

Настойчивость болгар в решении добиться церковной самостоятельности заставила Константинополький Патриархат со временем пойти на некоторые уступки в этом вопросе. 28 февраля 1870 г. турецкое правительство обнародовало султанский фирман об учреждении независимого Болгарского Экзархата для болгарских епархий, а также тех епархий, православные жители которых пожелают войти в его юрисдикцию.

В 1921–1922 гг. был созван II-й Церковно-народный Собор, который решил многие вопросы, касающиеся устройства Церкви, выработал Устав Болгарской Православной Церкви.

В 1945 г. в правление митрополита Софийского Стефана произошло долгожданное прекращение схизмы.

13 марта 1945 года представителям Болгарской Церкви был вручен томос, подписанный патриархом Вениамином и всеми членами Священного Синода Константинопольской Церкви, которым отменялась схизма и признавалась автокефалия Болгарской Православной Церкви.

10 мая 1953 г. на III-м Церковно-народном Соборе был выбран и торжественно интронизирован Болгарский патриарх Кирилл. Сразу после этого вновь возникли недоразумения с Константинопольской Церковью, представители которой не приняли участия в интронизации нового патриарха. Только лишь в 1961 г. Константинополь признал, наконец, достоинство Болгарского Патриархата.

7 марта 1971 г. скончался Святейший Патриарх Кирилл. С 4 по 8 июля 1971 г. в Софии состоялся Патриарший избирательный Церковно-народный Собор Болгарской Православной Церкви, на котором был избран новый предстоятель Церкви. Им стал митрополит Максим. Интронизация новоизбранного Болгарского Патриарха состоялась 4 июля в Александро-Невском Софийском Патриаршем соборе.

В последнее десятилетие XX века Болгарскую Православную Церковь постигли серьезные нестроения. После устранения от власти коммунистов, новое правительство стало не менее активно, чем коммунистическое, вмешиваться в дела Церкви. С одобрения властей, во время визита в 1991 году Константинопольского патриарха Димитрия «Христианский союз спасения», возглавляемый иеромонахом Христофором (Сабевым), провел демонстрацию протеста против «священства в партийном мундире».

9 мая 1992 г. Болгарское правительство приняло решение об отставке Патриарха Максима. Трое епископов, поддержавших решение правительства, публично призывали к смещению Патриарха Максима.

C мая 1992 года начал действовать «синод», признанный Болгарским правительством. Резиденция главы раскольников находилась в Благоевграде. В сентябре 1992 г. раскольникам при посредничестве правительства удалось захватить Софийскую семинарию.

3 июля 1996 года в Софии состоялся «Церковно-народный собор», на котором присутствовало 95 делегатов, из которых 90 проголосовали за избрание Пимена «патриархом». В храме св. Параскевы в Софии 4 июля прошла церемония интронизации «патриарха» Пимена, которую провел патриарх Киевский Филарет (Денисенко).

Верховный административный суд Болгарии 5 марта 1997 года сообщил об отмене государственной регистрации Высшего Церковного Правления во главе с Патриархом Максимом.

2-4 июля 1997 г., после 44-летнего перерыва, состоялся IV Церковно-народный Собор БПЦ. Собор призвал власти не препятствовать, а содействовать Церкви в исполнении ее спасительной миссии на благо народа и Отечества. Собор также осудил действия раскольников, призвав их к покаянию и возвращению в лоно Матери-Церкви.

С 30 сентября по 1 октября 1998 года в Софии под председательством Константинопольского Патриарха Варфоломея прошло заседание расширенного синода Болгарской Православной Церкви. Синод вновь подтвердил законность избрания Патриарха Максима.

По данным Церковно-народного Собора 1997 года в состав Болгарской Православной Церкви входит 11 епархий, возглавляемых митрополитами. На территории Болгарии находится 2600 приходов, в которых служат 1500 священников; 120 монастырей. В настоящее время в Болгарии находятся две семинарии в Пловдиве и Софии, а также в Софийском университете и Университете свв. Кирилла и Мефодия действуют богословские факультеты.

Болгарская Церковь имеет в своем составе две заграничные епархии: Западно-центральноевропейскую с центром в Берлине и Американо-австралийскую в центром в Нью-Йорке. За пределами Болгарии имеются приходы-подворья в Венгрии, Румынии, Австрии, а также в Берлине, Нью-Йорке и подворье в Москве.

Лекция 8







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.