Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСТОРИЯ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ





Христианизация

По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури, близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).

Кроме ап. Андрея в Грузии проповедовали апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея.

 

Создание церкви

Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап. Нины. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.

Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. согласно утвердившемуся мнению она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха.

Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть.

 

 

В составе России

В начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена.

Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее – в сане архиепископа. За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука.

В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Все это вызывало многочисленные протесты.

В конце XIX – начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви.

17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион. Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат.

С 1977 г. Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II.

 

 

Лекция 9

ИСТОРИЯ ЭЛЛАДСКОЙ И КИПРСКОЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ

 

Элладская церковь.

Христианство начало распространятся в Греции во второй половине первого века и связано с проповедями Павла. Почти все время, вплоть до XIX века церковь на территории Греции входила в юрисдикцию Константинополя и была его основой.

Латинская империя

Только после 1204 г., когда пала Византия и была основана Латинская империя, православие в Греции было поставлено вне закона. Те из правящих архиереев, кто не признал власти папы римского, должны были оставить свои кафедры. На освободившиеся кафедры ставились представители латинской иерархии. В стране широко развернулась пропаганда католицизма. Бесчинства папских легатов дошло до того, что в 1213 г. один из них, Пелагий, вообще запретил греческое богослужение, а протестовавшим против этого священникам грозил смертной казнью. Только настойчивые протесты греческой знати и опасение массовых возмущений остановили это решение.

Только с падением последнего католического государства православие вновь обрело полноту власти. Однако после падения Византии в 1453 греки оказались под властью турок, что повлекло новые притеснения.

В 1821 вспыхнула греческая революция, окончившаяся формированием в 1830 г. независимого греческого государства.

Автокефалия

Спустя три года, в 1833, на созванном в г. Навплии соборе архиереев, правительство объявило Элладскую церковь автокефальной. Церковь возглавил синод из пяти епископов и короля. Король также был и главой церкви. В то время король Оттон был католиком и таким образом католик стал главой православной церкви.

Константинопольской церковью независимость церкви была признана только в 1850. Церковь в Греции стало частью правительственного аппарата. 23 марта 1924 года Элладская церковь приняла "новоюлианский" календарь, по которому Рождество празднуется по западному стилю (25-го декабря по григорианскому календарю), а Пасха по юлианскому календарю.

Из-за нововведения возникло движение старостильников, не признавших реформы. В 20-ых годах XX века среди греческой иерархии возникло движение за освобождение церкви от государственной опеки. На протяжении нескольких десятилетий это движение то затихало, то усиливалось. Только в принятую в 1975 конституцию было включено положение об отделении церкви от государства. Однако православие остается "доминирующей религией" в Греции. Его исповедует 96% населения страны.

 

История Кипрской Православной Церкви

Христианизация

Христианство было проповедано на Кипре апостолами Павлом и Варнавой (Деян. 13, 4—12), но отдельные христиане, были там и раньше, прибыв сюда из-за гонения на иерусалимских христиан со стороны иудеев (Деян. 8,1). Около 45 г. святые апостолы Павел и Варнава прошли со словом благовестия весь остров. В числе прочих они обратили в христианство и римского проконсула на острове Сергия Павла (Деян. 13, 4 —12).

Вторично ап. Варнава прибыл на Кипр в 50 году (Деян. 15, 39) вместе со своим племянником Марком. Его проповедь на острове продолжалась до 57 года, когда последовала мученическая кончина апостола от рук местных иудеев.

В Первом Вселенском Соборе участвовали три кипрских епископа. В деяниях Сардикийского собора (343) имеются подписи двенадцати кипрских епископов. Епископы с о. Кипр активно участвовали в деяниях Второго, Третьего и последующих Вселенских Соборов.

 

Борьба за автокефалию

Издавна Кипрская Церковь была близка к Церкви Антиохийской. Однако эти обстоятельства некоторые Антиохийские патриархи пытались использовать в качестве основания для присоединения Кипрской Церкви к своему престолу на правах епархии. Между тем, Кипрская Церковь, опираясь на свое апостольское происхождение, с древних пор признавала себя автокефальной. Защищая самостоятельность своей Церкви, киприоты обратились к отцам Третьего Вселенского Собора с просьбой подтвердить автокефалию, что и было сделано 8 правилом Собора.

Решение III Вселенского Собора об автокефалии Кипрской Церкви подтвердил Собор, созванный императором Зеноном.

 

Исторические коллизии

Бедствия Кипрской Православной Церкви начались с VII века, когда на Кипр стали нападать арабы. Император Юстиниан II (685—695; 705—711), не будучи в состоянии защитить киприотов от арабского нашествия, повелел вывезти их на континент. В 691 году большинство греческого народа и духовенство во главе с предстоятелем Церкви Архиепископом Иоанном переселились в провинцию Геллеспонт (старинное название района Дарданелл) в основанный императором город Юстинианополь (Новая Юстиниана). В 747 году киприоты вернулись на остров.

В византийский период в Кипрской Церкви наблюдается развитие монашеской жизни. Доныне сохранились такие монастыри этой эпохи,

В 965 году византийский император Роман II наконец освободил киприотов от арабского господства.

Однако в 1191 остров был захвачен крестоносцами, которые основали там свое королевство.

После его падения и до 1571 остров принадлежал Венеции. Все это время на острове насильно распространялся католицизм. К 1260 все монастыри были превращены в латинские, количество православных епископов упало с 15 до 4, которые были подчинены местному латинскому Архиепископу Кипра.

После завоевания острова в 1571 году Турками латинская иерархия была уничтожена и было разрешено действовать православной, также было получено разрешение выбирать архиепископа. Однако увеличивать количество епархий с 4 было запрещено. Епископы были не только духовными, но и светскими главами своих верующих.

После греческой революции 1821 г. все епископы и другие выдающиеся деятели церкви были убиты. Новые епископы позже были присланы из Антиохии. Все это сопровождалось насильственной исламизацией населения.

В 1878 остров взяли в аренду англичане, а в 1914 аннексировали его. С этого времени начинается период насильственного распространения протестантизма. В 1947 году Кипрская церковь вновь получила полную каноническую и организационную самостоятельность.

 

Современный период

После обретения независимости Кипром в 1960 году ее первым президентом стал архиепископ Макариос III, который занимал этот пост вплоть до своей смерти в 1977.

Напряжение между турками и греками вылилось в захват Турцией северной части страны и провозглашения в 1974 "Турецкой республики Северного Кипра". Все отношения между двумя частями страны прервались, храмы и монастыри в северной части острова были разрушены или заброшены. Не осталось там не одного священника, православные были полностью отрезаны от своей церкви. И только в 1994, впервые за 20 лет два православных священника были впущены на турецкую территорию для совершения 30 ноября евхаристии в монастыре Св. Андрея.

В апреле 1973 в церкви случился кризис - трое епископов отстранили Макариоса, в связи с тем, что невозможно совмещать должность президента и епископа. Однако уже в июле на расширенном Синоде эти три епископа были в свою очередь сами смещены с занимаемых епархий. Также позже было увеличено и число епархий - с 4-ех до шести.

Глава церкви носит титул "Блаженнейший (имя) Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра". Его резиденция находится в столице республики Никосии.

 

 

Лекция 10







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.