Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Папство во времена господства готов и византийской реставрации (VI век)





 

В 476 году с изгнанием последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула произошло и формальное падение Римской империи. Арианские готские короли Северной Италии выступали преемниками римских императоров. Во время господства готов Италия снова расцвела. Несмотря на то, что на Западе уже не было императора, на историю папства еще на протяжении целого столетия определяющее влияние оказывали не формирующиеся германские государства, а Восточная империя.

У преемников папы Льва I не было возможности реализовать примат папы. Верховная власть папы являлась конечным результатом процесса, который был производным от постоянных внутрицерковных и влияющих на них внешнеполитических отношений. Папы на протяжении многих лет лишь ценой полного подчинения политической воле Византии и частично готов могли обеспечить себе относительную независимость в религиозных делах.

 

Эту относительную независимость в религиозных делах показывает дискуссия вокруг так называемого энотикона. Император Зенон (476—481) пытался обеспечить единство Византийской империи с помощью эдикта о религии (Энотикона), изданного в 482 году. Это созданное патриархом Акакием веро­учение было направлено на достижение компромисса между ка-фоликами и монофизитами. Однако результат оказался совер­шенно противоположным: ни одна сторона не приняла его. Папа Феликс III (483—492), выступив в защиту кафолической (ортодок­сальной) веры, в 484 году отлучил Акакия от церкви; Акакий же в свою очередь предал анафеме папу. Последствием этого стал первый церковный раскол (схизма) между Востоком и Западом, длившийся до 519 года.

 

В обстановке политической подчиненности пап благоприятные условия для укрепления концепции о роли папы сложились благодаря дружественной политике готского короля Теодориха (493—526) по отношению к Риму. А в лице папы Геласия I (492—496) римскую епископскую кафедру занял первый значительный теолог, который оказался способным сформулировать этот постулат. Геласий, будучи еще архидиаконом при двух своих предшественниках, уже оказывал значительное влияние на ход событий. Он последовательно отвергал претензии Византии на первенство и, в противовес ей, оказывал поддержку Александрии и Антиохии в сохранении ими прежних позиций.



Геласий I, опираясь на положения трактата Святого Августина "О граде Божием", четко отделил и разграничил сферы церковной и светской власти. Теория о двух властях, нашедшая широкий отклик в средние века, восходит через Геласия I к Августину. Геласий I так сформулировал в своем письме императору Анастасию (491—518) принцип дуализма светской и церковной власти: "Славный император, существует два таких учреждения, которые в первую очередь управляют этим миром: первое — освященный авторитет высших иерархов, а другое — королевская власть. Бремя, которое несут священники, тяжелое, поскольку им приходится давать отчет перед судом Бога также и за деяния королей, властвующих над людьми". В религиозных вопросах император подчиняется верховному иерарху, а в мирских делах клир подчинен императору. Христос, истинный король и высший священнослужитель разделил власть между королями и епископами. Следовательно, и те и другие участвуют во власти Христовой, которая в равной степени включает в себя и светскую и духовную.

Сформулированный во времена Льва I скорее лишь теологически дуализм последовательно реализовывался папой Геласием I и в церковной политике. Его точка зрения о разделении двух властей и о взаимоотношениях между ними была общепринятой вплоть до XI века.

Во времена Геласия I папство уже рассматривало себя источником любого права и стержнем истинного учения. Решения соборов обязывали папу быть верным догматам как гаранта и охранителя их, но с точки зрения юрисдикции он уже пользуется полной свободой. Геласий I поднял этот принцип на такую высоту, что папа мог вершить суд над каждой церковью, но в отношении его никто не был вправе этого делать. Через несколько лет после этого в связи с судебным процессом над папой Симмахом (498—514) мы уже встречаем окончательную формулу: «над папой никто не вправе вершить суд». По сути дела, при Геласий I завершилось формирование принципа о примате папы, теперь оставалось реализовать его на деле.

 

 

В начале VI столетия увидел свет первый индекс папы, также связанный с именем Геласия I (автором индекса был уже не он). Это был список книг древней (языческой) литературы, которые можно или нельзя было читать христианам.

После Геласия папский престол снова занимают незначитель­ные личности. Даже сам папа Анастасий II (496—498) попал под подозрение в еретичестве. После него борьбу между собой с пере­менным успехом вели папы и антипапы: в Риме одерживала верх то партия сторонников Византии, то проготская партия. В ре­зультате таких неурядиц на Римском синоде епископов в 499 году было принято решение о первом церковном упорядочении выбо­ров папы. Было высказано мнение, что для избрания папы необ­ходимо большинство голосов, и одновременно сделана попытка ограничить влияние избирателей-мирян. После того как при папе Гормизде (514—523) было достигнуто церковное единство с Во­стоком, папа Иоанн I (523—526) поехал в Византию и там короновал императора Юстиниана I (это был первый случай в истории, когда коронование совершил папа). Однако коронова­ние императора не повысило авторитет папы. Теодорих и его преемники считали пап служащими империи и то и дело включа­ли их в состав посольств, направляемых в Византию.

Время правления Бонифация II (530—532), гота по происхож­дению, было отмечено введением в действие существующего и ныне летосчисления. В основу его легли расчеты нижнедунайс­кого монаха Дионисия Малого. Начали считать не от года начала преследования Диоклетианом христиан, а от года рожде­ния Христа. Это летосчисление было установлено на 784 году после основания Рима. Однако папы свои письма, постановления датировали годом правления византийского императора.

Со времени выборов папы Иоанна II (533—535) до нас впер­вые доходят сведения о симонии, преследовавшейся более по­здними церковными реформаторскими движениями. Под поняти­ем симонии история церкви понимает торговлю духовными цен­ностями, более точно — покупку и продажу различных церков­ных должностей, постов за деньги. (Согласно Библии, чародей Симон из Самарии предлагал деньги Святому Петру и Святому Иоанну за то, чтобы они разделили с ним их чудодейственную власть. Отсюда и название — "симония".) Кандидат в папы Меркурий, используя церковные богатства, с успехом подкупил выборщиков, чтобы получить большинство голосов. Именно по­этому в 533 году римский сенат запретил симоническое вмешате­льство в выборы пап, а нарушителей подверг тяжелым наказани­ям. Меркурий после его избрания на папский престол впервые в истории папства сменил свое имя, назвавшись Иоанном, ибо имя языческого бога было не очень совместимо с его новыми функциями. Вообще же изменение имени при вступлении на папский престол стало обычным явлением лишь в позднее сред­невековье.

Правивший в 524—565 годах император Юстиниан I стремил­ся восстановить единство империи и с этой целью осуществил полный цезарепапизм. Его полководец Велизарий в конце 536 го­да занял Рим. Почти 20 лет длившаяся готская война привела к уничтожению правления остготов в Италии и к реставрации


иниаи в мни» 01 рш-вал положение цер-якоз. А в своем допол­ни г-'.1ЬиО..; и;и..',1,_ и. -.. .....,;.а .•-.•• ....,л он вновь подтвердил

решения первых четырех вселенских соборов. Этот же закон провозгласил, что "папа более старшего Рима является самым первым среди всех священнослужителей, а святейший епископ Нового Рима, то есть Константинополя, занимает второе место после апостольского престола старшего Рима, но в то же время впереди престолов всех остальных иерархов". Однако наряду с укреплением почетного первенства римских пап Юстиниан своей реставрационной политикой достиг того, что папа вновь оказался не более чем в роли патриарха Запада в одной из частей имперской церкви. ИхМперская верховная власть признавала вер­ховенство папы, реализуемое лишь в догматах внутри имперской церкви, но не в управлении церковью.

Юстиниан успешно ограничил властные устремления пап, нанеся удар по их экономическим основам. Он передал под непосредственную власть Византии Южную Италию и Сицилию, таким образом наложив руку и на доход от тамошних богатых папских владений. Фактически власть римского папы сохранилась лишь в римском герцогстве. В Риме пап сменял и предлагал к избранию Велизарий. Он изгнал папу Сильверия (536—537), союзника готов, и тот умер в изгнании. На папский престол попадали безусловно послушные Византии священники, которые до того, как правило, служили в столице апокрисариями. Эти папы полностью находились во власти цезарепапизма: император даже по вопросу догматов умудрялся навязывать им свою волю.

При папе Вигилии (537—555) Юстиниан созвал в 553 году II Константинопольский вселенский собор, на котором присутство­вало 164 епископа, главным образом восточных, совещание вел Константинопольский патриарх. Собор принял так называемые "Три главы" — несколько ослабленный вариант несторианства, — тем самым нарушив ортодоксальный символ веры. Импера­тор вынудил Вигилия в конце концов утвердить решения собора.

Подчиненность папства Византии достигла своего апогея при папе Пелагии I (556—561). Изгнав папу Вигилия, император рекомендовал на папский престол Пелагия, служившего апок-рисарием. После того как он поклялся принять "Три главы", византийское войско доставило его в Рим. Для того чтобы увеко­вечить эту подчиненность, император, после смерти Пелагия, постановил, что в будущем папу, избранного римским клиром и народом, можно посвящать лишь после утверждения императо­ром. Иоанн III (561—574) был первым папой, избрание которого утвердил император.

Юстиниан, пытаясь восстановить единство империи и церкви, в результате оказался виновником их окончательного распада


и падения. Непрерывные войны истощили Италию, большая часть полуострова была разорена и обезлюдела. Когда-то гор­дый Рим опустился до уровня провинциального города. Населе­ние его уменьшилось до 30—40 тысяч жителей. В водовороте готской войны окончательно исчез античный мир. В 568 году лангобарды создали новое королевство в Италии. Оставшиеся под правлением Византийской империи итальянские территории образовали одну провинцию, которой управлял экзарх Равенны. В нее входило также римское герцогство с городом Римом, которое, однако, было отделено от равеннских территорий коль­цом лангобардских герцогств. Это обособление также способ­ствовало тому, что в римском герцогстве и в Риме епископ города во все большей степени овладевал светской властью. В 579 году лангобарды разграбили Рим. Оставленный и забытый там папа Пелагий II (579—590) напрасно обращался за помощью к императору Византии.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.