Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Папство под сенью франкской империи (IX век)





В IX веке цементом, связывающим между собой феодальные государства, образованные на территории бывшей Западной Римской империи, было католическое религиозное единство. На­ряду с универсализмом религиозного характера возникла также потребность политической солидарности в государственных рам­ках франкской империи, в которой нашла свое воплощение идея христианской империи, обновленной Карлом Великим. Союз с папой обеспечивал Карлу и его преемникам поддержку со


стороны епископов и церкви. Самой мощной силой, сплачива­ющей складывающуюся феодальную государственность, была базирующаяся на идеологическом (религиозном) универсализме и также феодализирующаяся церковная организация. Новая связь между церковью и государством, между христианской религией и феодальной властью была закреплена в результате коронации императора, состоявшейся на рождество 800 года.

Сотрудничество церкви и папы было также необходимо для узаконения франкского политического универсализма в виде им­перии, как в свое время для королевства Пипина. Именно поэто­му Карл вначале восстановил в правах главы церкви привезен­ного им с собой в Рим папу Льва. Как только это 23 декабря свершилось, сразу же последовало восстановление института им­перий. Согласно летописи "Жизнь Карла Великого" ("У11а СагоИ Ма§т"), 25 декабря 800 года, в праздник рождества, Карл как раз находился в соборе Святого Петра пред могилой Петра, погру­женный в молитву, когда в присутствии собравшегося народа к нему неожиданно подошел папа Лев и под торжествующие возгласы народа (Ьаийеа!) короновал Карла, провозгласив его императором. •

И на этот раз церемония совершалась сугубо по-византийски (там, начиная с 450 года, императора короновал патриарх). Со­гласно описаниям франкского придворного историографа Эйн-харда. Карл якобы был не расположен принимать императорское звание: "...как он сам позже утверждал, в тот день он не пришел бы в церковь, какой бы торжественный праздник тогда ни был, если бы заранее знал намерения папы". Однако в действитель­ности в этой ситуации лукавил скорее новый император, чем оказавшийся в его подчинении папа. Речь может идти о хорошо подготовленном сценарии, в котором нашли выражение конкрет­ные политические намерения обеих сторон. О согласии свидетель­ствует и тот факт, что в память об этом великом событии император велел отчеканить памятный динар, на котором были выбиты его и папы имена. Карл же и его окружение представили это дело так, будто коронация все же неприятно затронула франкского короля, вероятно потому, что в связи с коронацией, осуществленной папой, могла возникнуть видимость того, что папа даровал Карлу императорскую корону и может, следовате­льно, считать себя источником императорской власти. Несомнен­но, что папа — просили его об этом или нет — своим участием в коронации хотел воспрепятствовать тому, чтобы образовалась императорская держава, независимая от церкви. Однако сама по себе такая мысль была бы абсурдом. Сам Карл даже не обратил внимания на претензии, возникшие из участия папы в коронова­нии, эти вопросы лишь позднее стали идеологическим фактором. Акт коронации скорее символизировал реальность: феодальное государство не могло обойтись без идеологической поддержки церкви и ее просветительской деятельности. Карл Великий, хотя и протестовал против какой-либо зависимости от папы, тем не


менее и сам нуждался в церковной поддержке для укрепления своего государства. Тем более верно это в отношении папы, для которого обеспечение поддержки со стороны императора было жизненно важным.

С тех пор как папа возложил корону императора на голову Карла Великого, произошло переплетение папских и императорс­ких учреждений. В принципе неоднократно заявлялось, что право политического управления христианским миром принадлежит императору, а право религиозного правления этим миром — па­пе, но в результате слияния клира с феодальным господству­ющим классом религиозные и политические дела оказались нера­зрывно переплетены. Император, будучи правителем Италии (об этом свидетельствует обладание ломбардской железной коро­ной), в связи с наличием там папских владений, считал и папу одним из своих вассалов. Папа в свою очередь, основываясь на праве, в соответствии с которым только он может короновать императора, претендовал на сюзеренное верховенство над им­ператором. Эти претензии всегда осуществлялись в той мере, в какой позволяли соотношения властей. В IX—XI веках, как правило, существовала гегемония императора (светской власти), а с конца XI века и до начала XIV века — гегемония папы (церкви).

При Каролингах папство вновь было оттеснено на задний план: платой за защиту стало подчинение. Карл был не только политическим, но и церковным и культурным руководителем империи. В одних руках он для сплочения империи соединил светскую и церковную власть. Император создавал епископства, созывал соборы, направлял теологические дискуссии, включал духовенство в государственную организацию. Так, Карл издал религиозных декретов больше, чем светских. Император обра­щался с папой лишь как с патриархом франкской империи. Эта система во многих отношениях была похожа на цезарепапизм, но в принципе сохраняла дуализм.

Легитимной задачей нового императора была защита папст­ва, церкви. В результате коронования, совершенного папой, им­ператор стал обладателем церковных и религиозных привилегий, а папа получил от императора вооруженную защиту своей без­опасности. Взаимоотношения папской и императорской власти менялись в зависимости от условий времени.

В раннем средневековье для обращения германцев в христиан­ство было недостаточно духовной (церковной) власти, решаю­щим фактором для этого было вооруженное насилие, его обес­печивала военная мощь императора. Из этого следует, что на первом этапе, в эпоху раннего феодализма, первенство оказалось за имперской властью. Во времена имперской гегемонии гер­манские народы были охвачены целостной структурой христи­анского государства. Но для того, чтобы обеспечить прочность этой структуры, наличие вооруженной силы уже было недостато­чно: для этого требовалась духовная сила, монополизированная


папой. В конечном счете эта двойственность была характерна для всего средневековья и привела к соперничеству двух видов вла­сти. Религиозное освящение завоевательных войн, которое най­дет свое полное выражение в крестовых походах, послужит под­тверждением этого.

Возрождение Западной империи открыло новый этап и в ис­тории папства. Роль церкви стала решающей в феодальном государстве, где она использовалась и для выполнения админист­ративных задач. Для церкви наибольшее преимущество нового положения проявилось в том, что в силу необходимости она стала материально независимой соучастницей власти. Интегри-рованность церкви в новое государство, политическая власть и богатство высшего духовенства в то же время привели к усиле­нию светскости церкви, к возвышению политики над религией.

Авторитет духовенства, представляющего часть феодального господствующего класса, не в последнюю очередь покоился и на монополии культуры. Церковь выросла в мощное воспитыва­ющее и дисциплинирующее учреждение. Она сформировалась в иерархическую организацию, подобную централизованной го­сударственной организации. С созданием феодального общест­венного и государственного строя и церковь приобрела феодаль­ный характер. Архиепископы, епископы и настоятели монасты­рей давали вассальную клятву правителю, тем самым попадая к нему в зависимое положение. Короли сами назначали еписко­пов (светская инвеститура). Иерархи — крупные землевладельцы — становились феодальными сюзеренами, равными по рангу герцогам и графам.

Вторым источником власти церкви, помимо того, что она своим учением поддерживала феодальный строй, было то, что из-за общей неграмотности представители правящей знати выну­ждены были использовать церковников, так как только они знали латинский язык. И церковь взяла на себя выполнение обществен­но-административных, государственно-властных функций. Цер­ковь стала посредником в передаче и в увековечении античной культуры, в первую очередь через монашеские ордена, путем копирования античных книг (литературы кодексов). В монасты­рях наряду с переписыванием кодексов велась производственная деятельность. Монахи со знанием дела занимались обработкой земли и промышленным трудом. Монастырская промышлен­ность явилась продолжателем промышленной техники Рима. В монастырях формировалась монастырская архитектура, были созданы романский и готический стили.

Вследствие экономических особенностей феодального обще­ства, для которого было характерно натуральное хозяйство, самообеспечение, франкская империя была неспособной воспре­пятствовать проявлению партикулярных сил. После того как церковь стала наиважнейшим интегрирующим элементом франк­ской империи, уже при первом преемнике Карла — Людовике Благочестивом имперская власть оказалась зависимой от став-


ших могущественными франкских епископов. (Франкская церковь располагала одной третью всех землевладений.) Это сказалось и на отношениях между папой и императором. Избранный папой Стефан IV (816—817) был возведен на папский престол без утверж­дения императором. Последовавший за ним Пасхалий I (817—824) также не обратился к императору за утверждением. Более того, в 817 году между Людовиком Благочестивым и папой было достигнуто соглашение (Рас1шп Ьиаоуюапшп), по которому император не только подтвердил статус Папского государства, но и отказался от юрисдикции, осуществлявшейся над ним Карлом, а также от вмешательства в выборы пап. Вновь был временно восстановлен суверенитет светского государства папы, однако император Лотарь ] восстановил положение, существовавшее при Карле Великом, возобновив имперский суверенитет над папским престолом. Папа Евгений II (824—827) в соглашении, заключенном с императором Лотарем в 824 году (Соп5^1:шю Котапа), вынужден был признать преимущественные права императора при избрании папы и в Цер­ковном государстве. В соответствии с соглашением перед избрани­ем папы римляне обязывались давать клятву следующего содержа­ния: "Я... клянусь всемогущим Богом, и всеми четырьмя святыми Евангелиями, и крестом Нашего Господа Иисуса Христа (давая клятву, руку клали на крест и на Библию), а также мощами первого апостола Святого Петра, что с сего дня и навечно буду верен нашим господам императорам Людовику и Лотарю... что без обмана и зловредности буду существовать и не соглашусь на то, чтобы избрание на римскую епископскую кафедру проводилось по-иному, чем это происходит законно и согласно канонам, и тот, кого избрали папой, не должен быть с моего согласия посвящен до тех пор, пока он не даст клятву в присутствии послов императора и народа, как это добровольно делал папа Евгений..." Эмиссары императора осуществляли волю светской власти не только при избрании папы, они фактически имели власть и над Церковным государством. Да и назначаемые папой чиновники (Дисея) зависели от эмиссаров императора, которые в свою очередь ежегодно в своих докладах отчитывались перед императором.

Строгое подчинение папства светской власти не было дли­тельным и прекратилось в связи с ослаблением власти императо­ра. После Лотаря в империи наступила анархия. Центральная власть стала формальной, фактическая власть перешла в руки крупных землевладельцев-епископов и графов, которые получен­ные от императора бенефиции (вассальные владения) сделали наследственными. Верденский мир 843 года означал уже раздел империи (обособление Франции и Германии). После Верденского мира для развития Западной Европы характерны два важных момента: первый — феодальная анархия, территориальная раз­дробленность и формирование отдельных территориально-поли­тических государственных образований; второй — дальнейшее утверждение идеи христианского универсализма, единственным представителем которого оставалось папство.


Во время понтификата Григория IV (827—844) с неожиданной быстротой начался распад империи Каролингов. Это могло бы привести к самостоятельности папы и его государства. Однако вскоре выяснилось, что если вооруженная мощь императора не будет стоять за папством, то оно превратится в игрушку парти­кулярных сил.

В середине IX века Италия тоже откололась от франков. Став независимыми князьями, бывшие франкские маркграфы Фриули, Сполето, Тосканы, лангобардские герцоги бросились рвать друг у друга территории прежнего лангобардского королевства. А в Южной Италии лангобардские герцогства Беневенто и Сале-рно воевали за еще существовавшие византийские территории (Калабрию, Апулию, Неаполь). В 827 году в Сицилии появились новые завоеватели, арабы (сарацины), представлявшие все более усиливающуюся опасность для всего полуострова. В центре по­луострова находилось Папское государство, которое, в свою очередь, попало под власть римских аристократических семей, восстановивших сенат, звание патриция. Римские аристократи­ческие партии, соперничая друг с другом за утверждение своей власти над папством, стремились получить внешнюю поддержку.

При избрании папы Сергия II (844—847) произошли столкно­вения между аристократической и общенародной партиями Рима. Чтобы избежать двойных выборов, император Лотарь I вновь приказал посвящать в папы только в присутствии послов им­ператора и с его разрешения. Однако теперь его распоряжение претворить в жизнь оказалось невозможным. При папе Сергии в 846 году сарацины продвинулись по Тибру до самого Рима, разрушив находившиеся за аврелиевскими стенами соборы Свя­того Петра и Святого Павла. (Первым из пап стал жить в Вати­кане Симмах (498—514); обустраивать папскую резиденцию, на­ходившуюся на Ватиканском холме, начали папы Адриан I и Лев III при помощи Карла Великого.) Папа Лев IV (847—855), опира­ясь на материальную помощь христианских правителей, с ус­пехом вел борьбу с арабами; он возвел крепостные укрепления вокруг Ватикана. Эта часть города стала называться в честь его Леониной, городом Льва. Однако папы, за исключением непро­должительного времени, вплоть до переселения в Авиньон, жили в Латеранском дворце, именно здесь была их резиденция. Лате-ранский дворец находился от Ватикана относительно далеко, но это не было препятствием. При избрании папы Бенедикта III (855—858) римляне поддерживали его, а эмиссары императора — антипапу, Анастасия, который был ярым приверженцем пред­шествующего папы. Льва IV. В борьбе партий вновь противосто­яли друг другу сторонники бывшего папы и нового папы.

После этой сумятицы папский престол занял единственный выдающийся папа IX—Х веков Николай I (858—867), который, возвратившись к идеям Льва I, Дамаса и Григория I, вновь выступил в качестве независимого правителя. Это нашло отраже­ние и во внешних атрибутах. Согласно историческим исследова-


ниям, именно он первым стал носить папскую корону. Папы с VII века носили белого цвета шлемовидный колпак. Начиная с Нико­лая I нижняя часть головного убора стала обрамляться обруче-видной короной, украшенной драгоценными камнями. Ее в нача­ле XIV века переделали в тиару.

Папа Николай, преследуя далеко идущие цели, называл себя наместником Христа на земле (Уюагша СЬпвП), власть которого исходит непосредственно от Бога. Его авторитет — это авто­ритет Бога, и на него возложена высочайшая поучающая власть, а раз так, то ему принадлежит верховная судебная и законодательная власть. Поэтому суждения и постановления папы равны по значению каноническим • законам. Соборы слу­жат лишь для обсуждения распоряжений папы. Николай I счи­тал себя королем и священником (гех е1 васегаов), передавшим светскую власть и вооруженные силы императору. Руководству­ясь такими принципами, папа вмешивался в брачные дела франкской императорской семьи и выступал против парти­кулярных церковных сил.

Папа Николай I начал борьбу против самостоятельности складывавшихся в то время и нарушавших папский универсализм государственных и провинциальных церквей. Опираясь на мест­ных епископов, папа стремился использовать центральную цер-ковно-административную власть в отношении набирающих силу митрополитов. Так, он успешно лишил власти архиепископов Равеннского и Реймсского, противопоставивших себя Риму. (На Западе в те времена происходило преобразование митрополитс-кой организации в архиеписконства.)

Для обоснования и юридического формулирования властных претензий средневекового папства был использован так называ­емый Лжеисидоров сборник (декреталии) — собрание большей частью подложных папских писем и документов. Вероятно, он был сфабрикован между 847 и 852 годами на территории Реймс­ского архиепископства, а составителем его был некто, скрывав­шийся под псевдонимом Исидор Меркатор. Сборник состоял из трех частей: 1) 60 папских писем от Климент ия I (90—99?) до папы Мильтиада (311—314), "написанных" в эпоху раннего хри­стианства. Все они без исключения сфабрикованы; 2) подделка, повествующая о так называемом "Константиновом даре", а так­же галльская переработка одного испанского сборника решений соборов; 3) папские декреты от Сильвестра I (314—335) до Григо­рия I (590—604); 48 из них — безусловные подделки. Составление сборника подложных документов преследовало цель подтвер­дить верховную власть папы над епископами. Конкретная цель сборника — оказание поддержки сопротивлению местных епи­скопов, выступавших против власти Реймского архиепископа. Папы сразу же увидели скрывающиеся в нем возможности. Пана Николай I, естественно, подчеркнул истинность вышеназванных документов. Для придания подделке достоверности ее автором объявили Исидора Севильского (умер в 633 году), который


пользовался действительно высоким авторитетом. Фальшивую суть Лжеисидоровых декреталий в XV веке с полной несомнен­ностью доказали кардинал Николай Кузанский (1401—1464) и другие. Но до того времени этот сборник уже оказал реальное воздействие на развитие средневековой церковной и политичес­кой жизни.

При Николае I произошел новый церковный разрыв с Восто­ком. Дискуссии между Византией и Римом формально носили теологический характер. Патриарх Фотий резко критиковал ли­тургию западной церкви, целибат (безбрачие духовенства) и за­падное толкование догмата о Святой Троице. В 867 году на Константинопольском соборе было объявлено о низложении па­пы. Однако подлинной причиной дискуссий были острые проти­воречия между Византией и Римом в вопросе о власти на Бал­канах, теперь уже из-за Болгарии: болгарский царь Борис об­ратился в христианскую веру в соответствии с византийским обрядом, но, чтобы вывести свое царство из-под влияния визан­тийских властей, он сблизился с латинской церковью, пытаясь использовать церковное верховенство Рима в качестве проти­вовеса Византии.

Единство было достигнуто лишь ценою отступления Рима. При Адриане II (867—872) VIII вселенский (и в то же время последний всеправославный) собор, который состоялся в 870 году в Константинополе, отверг учение Фотия, а самого патриар­ха проклял и временно восстановил церковную общность с Ри­мом. Но в то же время на соборе было объявлено решение, согласно которому церковь Болгарии относится к Константино­польскому патриархату.

 

Папы второй половины IX века использовали ослабление франкской империи для того, чтобы возвысить свою власть над властью императора, по крайней мере в принципе. На Западе церковь тогда уже заставила признать принцип, согласно которому только папа может короновать кого-либо в императоры. Хотя со времен Карла Великого существовала практика, в соответствии с которой император мог сам объявить своего сына соимператором, Лотарь I порвал с этим обычаем, и его сына короновал папа. При распаде имперской власти уже не император выдвигал понравившегося ему кандидата в папы, а папа короновал понравившегося ему кандидата в императоры. Так впервые произошло в 875 году, когда после смерти императора Людовика II из нескольких кандидатов папа Иоанн VIII (872—882) выбрал Карла Лысого. Новый император из чувства благодарности даже формально отказался от юрисдикции над папством и Римом. Папе Иоанну временно удалось восстановить суверенитет римского Святого престола.

 

В деятельности папы Иоанна VIII значительное внимание было уделено борьбе против арабов. Согласно Фульдской хро­нике, Иоанн VIII был отравлен своими римскими противниками 15 декабря 882 года. Таким образом, он стал первым в бесслав-


ной веренице пап средневековья, который сошел с престола Свя­того Петра не по причине естественной смерти, а как жертва насилия. Убийство папы Иоанна VIII явилось символической увертюрой к "мрачному веку" папства.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.