Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В Московском государстве XIV — XV веков





К XIV веку языческая Русь превратилась в «святую Русь» с новым центром — Москвой. Немалую роль в этом сыграли трагические для Руси нашествия кочевых народов, которые получили в нашей истории название «монголо-татарского ига» и продолжались почти 250 лет, с 1237 по 1480 годы. Именно эту эпоху мы сейчас и будем рассматривать, причем преимуще­ственно с точки зрения судьбы христианства на Руси.

\/250 лет распространения христианства в Киевской Руси не сделали ее христианской!


Мы уже упоминали о том, с какой радостью и благоговением приняли евангельское учение некоторые великие князья и священнослужители, а также монахи, но народ в массе своей оставался языческим, таким он и был к моменту нашествия половцев, а позднее — хана Батыя, о чем свидетельствуют литературные памятники той эпохи, полные языческой символики, особенно «Слово о полку Игореве» Ничего подобного мы уже не встретим в памятниках Мос­ковской Руси. Нашествие кочевых орд, сопровождавшееся ужасом осады Рязани, Владимира, опустошением, грабежом, захватом пленников, было воспринято церковью однозначно: это наказание Божие за язычество.

Христианство стало объединительной идеей, и Русь, пережив экономическое разоре­ние, не пережила ни духовного, ни государственного расстройства. Напротив, именно во вре­мя монголо-татарского ига сформировалась на смену Киевской Руси Русь Московская, с ко­торой связаны понятия «святой Руси» и «московского благочестия». Импульс тому и другому был дан подвижником русской церкви Сергием Радонежским, настоятелем Троицкого монас­тыря. Если для выдающихся христианских подвижников Киевской Руси были характерны лю­бовь к Евангелию и христианской литературе, глубокое богословское размышление и стремле­ние к жизни по Писанию, то для Московской Руси и ее подвижников характерны культ дел, имеющих значение для спасения, всепроникающего обряда, имеющего магическое значение, и внутреннее самоуглубление, открывающего путь к истине.

Все эти черты ярко выразились в личности Сергия Радонежского, который искал уеди­нения, но незаметно для себя оказался вскоре в центре большого города, потому что уже тогда русский человек предпочитал не святость иметь, а святым поклоняться и около них селиться, чтобы Божье благоволение к святому попало бы и на их огороды и угодья. Чем ужаснее каза­лось нашествие, тем тщательнее русские люди стремились соблюдать обряды, посты, следо­вать установлениям церкви, которая приобретала все большую власть над их душами.

Московское благочестие — насквозь обрядовое. Обряд в церкви и обряд в доме, обря­довое чаепитие, обрядовое хождение в баню — все приобретало религиозное значение. А для святых подвижников обрядом стало изнурение плоти — трудом ли, постом или бдением. Ре­лигиозное значение приобретали и расширение границ Московского государства, и борьба за освобождение от татарского ига. Наряду с Москвой был и другой, более старинный и более культурный центр — Новгород, очень сильно отличавшийся от Москвы.

Новгород стал вольным городом с 1136 года, отделившись от Киева; он не пострадал ни от нашествий, ни от пожаров благодаря мудрой политике новгородского князя Александра Невского: Невский боролся со шведами и немцами, но дружил с татарами! Он не только ис­правно платил им дань, но даже предложил и с других князей ее собирать для татарского хана. Поэтому Новгород не горел и в нем сохранилась богатая библиотека христианской литерату­ры; в Новгороде грамоту знали не только князья и бояре, но и простые люди, там сущест­вовало подобие самоуправления — вече; Новгород имел оживленную торговлю с Европой и Прибалтикой, связи с Литвой и Польшей. Его называли Господин Великий Новгород.

[ И вот именно здесь, в Новгороде, в 1370-е годы возникло первое евангельское движе­ние) начавшееся в среде низшего, но весьма образованного духовенства в знак протеста про­тив «поставления пастырей на мзде». Псковские дьяконы Никита и Карп за этот грех отринули церковную иерархию: если священник купил свое положение за деньги, то какой же смысл во всех совершаемых им таинствах? Никита и Карп нашли себе единомышленников во Пскове и в Новгороде, они призывали пересмотреть все установления православной церкви с точки зрения Евангелия и вернуться к первохристианству. Они утверждали, что право проповеди принадлежит тем христианам, которые имеют на это дар от Бога и являются людьми нрав­ственными и нестяжательными. И такие проповедники появились: они проповедовали в обо­их городах «на распутиях и ширинах градных», т.е. на перекрестках и площадях, под открытым небом. У них было и «книжное учением, т.е. свои богословские труды, и среди них было много «книжных» людей, т.е. образованных, хорошо знающих Писание. Вероятно, они организовывали свои общины, потому что есть упоминания, что при наступлении гонений они собирались в лесах. Этих людей прозвали «стригольниками», и под этим названием они вошли в историю. О значении такого прозвища можно строить разные догадки, но ясно одно: это были первые


«духовные христиане» на Руси, их идеи так и будут переходить от поколения к поколению до самого XX века и окажут свое влияние даже на современных евангельских христиан.

Стригольники выступили против установившегося на Руси «обрядоверия», магизма обрядности, когда весь ее смысл состоял именно в ее непонятности, лишая человека способ­ности думать о духовной жизни и искать действительного спасения от греха и погибели. Стри­гольники подчеркивали духовный смысл всех церковных таинств, раскрывая значение христи­анской веры в изменении жизни христианина. Их пастыри отличались высокой нравственнос­тью, были красноречивы, бескорыстны и основывали свои взгляды на Писании. Сведения о них мы имеем весьма скудные, а влияние на всю историю евангельского движения чрезвычай­но велико!

Их идеи живы и по сей день: отрицание церковной иерархии, обрядоверия, церковного стяжательства, т.е. всего того церковного устройства, которое было к нам перенесено из Ви­зантии. Стригольники утверждали евангельскую роль пастыря, нравственность христианской жизни и спасение по вере в Невидимого Бога, а не через обряд, призывая покаяться перед Богом, исповедоваться перед Ним, молиться Ему, т.е. иметь непосредственную связь с Твор­цом и Спасителем.

В 1375 году из Константинополя прибыл посланник °т константинопольского патриар­ха Нила с грамотой против «еретиков-стригольников», в помощь местному архиепископу Алек­сею. В 1376 году Карп и Никита вместе с тремя ближайшими сподвижниками были казнены — утоплены в реке Волхов. Все их «книжное учение» было истреблено, и казалось, со стриголь­никами покончено навсегда. Но через пятьдесят лет это движение возникло снова, причем в таких масштабах, что, по словам летописца, при расправе с ними «река не могла нести воды свои из-за обилия сброшенных с Волховского моста» стригольников. Движение стригольни­ков еще ждет своих исследователей, которые смогли бы внимательно и любовТго рассказать его историю, потому что оно самобытно и очень показательно для характеристики духовного состояния русского народа, о котором внешний наблюдатель может сказать только: «В духов­ной жизни России ничего не происходит. Там обрядовая спячка». На самом же деле происхо­дит многое, только не на официальном уровне!

Ко времени правления первого московского царя Ивана III Московское государство почувствовало себя достаточно крепким, чтобы расправиться с вечным соперником — Новго­родом, который к тому же сильно тяготел к Литве. В наших учебниках это событие называлось «присоединением Новгорода». В 1478 году состоялась карательная экспедиция с казнями мя­тежной верхушки, переселениями жителей в другие места, и колокол был снят с вечевой баш­ни и перевезен в Москву.

Для наведения благочестия в Новгород был послан архиепископ Геннадий, человек силь­ный, решительный, богатый и уверенный в себе. Новгородские вольнодумцы его не признава­ли: московские иерархи вообще себя плохо чувствовали в Новгороде — у Новгорода были древние религиозные корни, как и у Киева; он сохранил свою богатую библиотеку, в нем силь­но было чувство независимости, потому что не было того ужаса перед татарами, который отравил кровь многих поколений русичей.

Кроме того, даже новгородское православие имело свои особенности, своих угодни­ков. Новгородская образованность порождала вольнодумство. Московские на- " четчики не выдерживали диспутов с новгородцами. Так, чернец Захарий (настоятель одного из псковских монастырей) вышел на диспут с самим архиепископом Геннадием. За чернецом стоял поддер­живающий его Псков! " Захарий, отстаивая библейские взгляды на роль пастырей и критикуя церковную иерархию, ссылался на те книги Библии, которые Геннадию были неизвестны, по­тому что Библия в России еще не была собрана воедино и существовала в виде отдельных книг. Геннадий назвал Захария стригольником и потребовал его осуждения на соборе. Но Заха­рий ярко и убедительно защищался и там. Обвиняя иерархическое духовенство в безнравст­венности, он ссылался на Моисеевы десять заповедей, обязательные для исполнения. За это его и сочувствующих ему прозвали «жидовствующими», ведь они ссылались на Ветхий Завет! Геннадий обвинил их еще и в «богомильстве». Собственно, собор был затеян, чтобы осудить «еретиков», а не дискутировать с ними; Геннадий напутствовал: «Таки бы о вере никаких речей


с ними не плодили, токмо для того учинити собор, что их казнити — жечи да вешати».

Захария с его сторонниками казнили в 1487 — 1488 годах, предварительно подвергнув
пыткам, чтобы узнать их единомышленников. Некоторые показали на дьяка самого Ивана 111
— Федора Курицына! Дьяк при царе — это высокое положение, что-то вроде министра
иностранных дел, он ведал перепиской царя. Федор Курицын был мыслящий и образованный
человек, богослов, написавший в зашифрованном виде послание, известное под названием
«Лаодикийского». Возможно, он хотел этим указать на духовное сходство состояния русской
церкви и той остывшей церкви, о которой говорится в Новом Завете, в Откровении.
\ ковацльское движение (а это было именно движение, захватившее широ-

кие круги населения, даже сноха Ивана III — Елена Волыданка принимала в нем участие) имело иные корни, иное направление, чем новгородское, но их намеренно объединили уничижи­тельным названием «жидовствующих». Между тем это была, может быть, самая сильная по­пытка изменить существующее состояние православной церкви, повернуть еА к евангельскому богословию и к духовным нуждам народа. И надежды эти не были эфемерными. Это было время эсхатологического ожидания — ожидания конца света в 1491 году.

«Ныне же и в домах, и на путях, и на торжищах иноци и мирстии, и вси сомняться, вся о вере пытают, и нс от пророков... но от «еретиков»... и от проклятых на соборе», — так писал Иосиф Волоцкий, настоятель Волоколамского монастыря, человек больших возможностей, ученый с железной волей. Вскоре он стал религиозным лидером. Новгородский архиепископ Геннадий пригасил его на помощь в борьбе с набирающим силу московско-новгородским ре-формационным движением.

Харакгернью черты этого движения — критика церковного предания и уверенность в том, что в вере нужно основываться на Писании, а не на предании.,

шества и утверждение религии без посредников; между.Богом и человеком, а также призыв обратиться от церковной традиции к первоначальному пророчеству, т.е. «откро"вёнию», как его назьТвал" Фёдор 1Сурйцьш, "считая его основным источником веры. Он писал 6 научающем про­рочестве; «Наука преблаженна есть. Ею приходим в страх Божий, начало добродетелей, сим вооружается душа».

Против этих идей выступил Иосиф Волоцкий в своем знаменитом произведении «Про­светитель», где он цитирует более сорока отцов церкви. Последние главы посвящены тому, какие меры принять против так называемых «еретиков»; Волоцкий требовал суровейшего за­кона — сжигать их заживо как врагов христианства.

У реформационного движения нашлись неожиданные защитники из самой монашес­кой среды. Все эти споры и инакомыслия вылились в судьбоносный собор 1504 года, решения которого сделали реформацию в России невозможной. Какие именно противоборствующие силы встретились на соборе и каковы были его решения — об этом речь пойдет ниже.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.