Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 5. Эпоха Победоносцева





Период с 1880 по 1905 гг. нередко называют эпохой Победоносцева потому, что в это время обер-прокурором священного синода был Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). Эти годы отмечены особо жестокими преследованиями возрожденных христиан. Святейший правительствующий синод был учрежден в России Петром I в 1721 г. Он ведал церковными делами и подчинялся царю. Синод пользовался законодательной властью и юридическими правами в делах, относящихся к сохранению и распространению православной веры. Надзор за деятельностью Синода осуществял обер-прокурор. С 1835 г. обер-прокурор, как представитель духовного ведомства, был приглашен в Государственный совет и Комитет министров по духовным делам и таким образом замещал представителей духовенства. Заняв в 1880 г. пост обер-прокурора, К. П. Победоносцев в течение 25 лет вел упорную и жестокую борьбу с евангельским движением.

Законодательство

В первое время возникновения евангельско-баптистского движения, на штундистов и баптистов распространялись законы, изданные еще раньше, в отношении старообрядцев и других сект, которые с самого начала терпели жестокие преследования. Но постепенно к баптистам стали относиться более терпимо. Приводим ряд законов, касающихся веры, которые действовали в России во время зарождения евангельско-баптистского движения. "В феврале 1864 г. был учрежден, по Высочайшему повелению, Особый Временный Комитет под председательством графа Панина для выработки норм, общих всем сектам. 16 августа 1864 г. были Высочайше одобрены окончательные заключения комитета, на коих я остановлюсь более подробно и постараюсь привести их полностью, так как эти предначертания комитета послужили канвою для административных мероприятий и легли в основание всей дальнейшей системы общего законодательства и по старообрядчеству и по сектанству... I. Разделить все секты и толки раскольничьи на более или менее вредные. Сектами более вредными почитать те, которые в противность учения святой соборной апостольской церкви: а) не признают пришествия в мир Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа; б) не признают никаких таинств и никакой власти, Богом поставленной; в) допускают, при наружном общении с церковью, человекообожание; г) посягают на оскопление себя и других, на основании богохульного учения; д) отвергают молитву за царя; е) отвергают брак или допускают срочные или временные супружеские союзы. Все прочие секты и толки признавать менее вредными... II. В отношении общегражданских прав даровать раскольникам по различию сект следующие облегчения: 1) Признать не подлежащими оспариванию супружеские между ними союзы... 2) Разрешить выдачу раскольникам видов на отлучки внутри империи, на общем основании, кроме тех последователей более вредных сект, которые будут обличены в распространении своих заблуждений... III. В отношении исполнения духовных треб и богослужения не предоставлять последователям сект, более вредных, никаких в существующем порядке облегчений и не допускать открытых сходбищ их для молитвы, но сего не распространять на сходбищах в домах, не соединенных с преступными действиями или противозаконным умыслом, достаточно обнаруженным, и не подвергать таких сходбищ преследованиям, если ими не нарушены общие правила благочиния и общественного порядка. Равным образом уставщиков и наставщиков сих сект предавать суду только в случае распространения их заблуждений или других преступлений, или проступков, подлежащих наказанию по законам уголовным или полицейским. Для раскольников же менее вредных сект допустить следующие облегчения: 1) Дозволить раскольникам менее вредных сект творить общественную молитву, исполнять требы и совершать богослужение по их обрядам как в домах, так и в особо предназначенных к сему молитвенных зданиях и на кладбищах, при том непременном условии, чтобы не было публичного, соблазнительного для православных, оказательства раскола. 2) Публичным оказательством раскола, соблазнительным для православных, признавать: а) крестные ходы и публичные процессии в церковных облачениях; б) употребление, вне домов и молелен, церковного и монашеского одеяния и публичное ношение икон, и в) раскольничье пение на улицах и площадях. 3) На кладбищах дозволять при погребении творить молитву по принятым у раскольников обрядам с пением, но без употребления церковного облачения... 8) Принять за правило, что выше означенные даруемые раскольникам менее вредных сект облегчения предоставляются тем сектаторам, которые сами будут просить о них, признавая себя по своему вероучению принадлежащими к сектам менее вредным. Причем требовать от них заявления, что они будут свято исполнять те условия, на основании коих признаются принадлежащими к толкам более близким к исповеданию православной церкви и будут воздерживаться от всякого распространения своих веровании между православными..." (В. И. Ясевич-Бородаевская, "Борьба за веру", стр. 11 -18). Хотя изданные законы немного облегчили положение христиан, это все же была далеко не свобода. Следует обратить внимание, что облегчение предоставлялось только тем, которые просили об этом и обещали исполнять предписываемые условия и не распространять своих убеждений. Одно это уже не давало истинным последователям Христа воспользоваться предоставленными льготами. Надо учитывать и то, что применение того или другого закона в вопросах религии, часто больше зависит от настроенности властей, чем от сути закона. "...27 марта 1879 г. вышел циркуляр министра внутренних дел Макова (поэтому его называют маковским.- Прим. ред.), который гласил, что "государственный совет, рассмотрев представление Министерства внутренних дел о духовных делах баптистов, мнением положил, в дополнение надлежащих статей свода законов, постановить: 1) Баптисты, на основании ст. 44 основного государственного закона, беспрепятственно исповедывают свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям. Общественное богослужение они отправляют в домах устроенных или отведенных ими для сего, с разрешения губернатора. 2) Избранные баптистами духовные наставники (старшины, учителя, проповедники) могут совершать обряды и произносить проповеди не иначе, как по утверждении в сем звании губернатором. Духовные наставники из иностранцев обязаны принести присягу на верность службы во время пребывания их в России. 3) Метрические записи браков, рождений и смерти баптистов ведутся местными гражданскими властями....Законодательный акт этот был как бы ответом на ходатайство новоменнонитов и повторением уже существовавших в основных законах льгот, дарованных вообще всем баптистам, которыми издавна уже пользовались не только немцы, но и латыши, эстонцы, французы и вообще баптисты всех национальностей, за исключением русских баптистов, которым воспрещено было "по своему" верить и мыслить. Циркуляр от 27 марта 1879 г. окрылил надеждами и русских баптистов" (В. И. Ясевич-Бородаев-ская, "Борьба за веру", стр. 286-287). Вначале этот закон был принят, как относящийся и к русским баптистам. Во многих местах утвердили пресвитеров и разрешили строить молитвенные дома, но потом стали разъяснять, что он относится только к баптистам, не вышедшим из православия. "Что же дал в результате циркуляр от 27 марта 1879 г.? Для начальствующих вполне ясно обозначалась группа украинцев, отпавших от господствующей церкви, которая уже не скрываясь, в силу фиктивного права, выступила, как готовая отдельная община, прося себе законных прав; что же касается обойденных и обманувшихся в своих ожиданиях баптистов, то у них осталось лишь жгучее чувство разочарования за несправедливости и обиды" (В. И. Ясевич-Бородаевская, "Борьба за веру", стр. 289-290). 3 мая 1883 г. вышел еще один закон. Но и он почти ничего не сделал в пользу наших братьев. "Что же дал закон от 3 мая 1883 г. сектантам? Получив, как мы видели уже, хотя и слабые, но все же права на молитвенные собрания, сектанты стали пользоваться этими правами, опираясь на закон от 3 мая 1883 г. Тогда к сектантам начали применять разные административные мероприятия: разъединяли путем ссылки членов семьи, подрывая этим благосостояние сектантов, отнимали детей и имущество; наконец, в Киевской губернии в начале 90-х годов, произвол и насилие над сектантами достигли невероятных размеров: они привлекались к ответственности за всякие пустяки. Произвол над ними доходил до того, что сектантам запрещалась не только отлучка на заработки, но и самый выход из хаты по собственному селу был до чрезвычайности затруднен. Жизнь делалась невыносимой. К сектантам применялись мероприятия, которых даже нельзя назвать административными, так как хотя они и производились администрацией, в лице становых, урядников, старшин, сотских и десятских, но носили уже характер пыток. Так, например: сектантов Киевской губернии, Васильковского уезда, с. Снегиревки, Антоновки и др., зимой выгоняли далеко в степь к глубоким оврагам для физического угнетения, надеясь, по-видимому, что с разбитыми физически легче справляться. Возвращая в лоно православия, выгоняли их на принудительные работы, заставляя с рассвета и до глубоких сумерек голыми пригоршнями насыпать во время лютых морозов снег - женщин в подолы юбок, мужчин - в подолы тулупов и переносить эту бессмысленную ношу на далекое расстояние, где эти страдальцы должны были спускаться в овраги и там высыпать снег... И так с утра до вечера "работали" эти труженики Божьи под наблюдением урядников, сотских и прочих мелких властей, тут вволю издевавшихся над беспомощными людьми. В сумерки, по возвращению в село, несчастных ставили в ряд у волости, на морозе, с приказанием вытягивать руки; двое стражников держали руки, один - голову, и начинались новые издевательства. Выносили водку и, зная, что сектанты вовсе не пьют и не курят, старались насильно всунуть "цигарку" в рот и залить водки в глотку. Натешившись вдоволь, водку выпивали сами стражники, разбивая пустые бутылки о головы сектантов. По ночам в окна сектантских домов сыпались груды камней, ломали двери, окна, врывались в хаты, разбирали печи, и, избив хозяев, безобразники уходили, оставляя объятых ужасом малых ребят и взрослых в стуже. И под таким страхом приходилось жить ежечасно и ежеминутно! Наступала весна. Радетели-ревнители православия ловили на улице сектантов и палками загоняли по шею в пруд во время половодья, держа их там подолгу и всячески издеваясь над ними. Летом же, женщин гоняли босыми по колючему бурьяну, доколе ноги не покрывались потоками крови, насиловали безнаказанно женщин, в холодных насмерть забивали мужчин. Право, дух захватывает, когда вспоминаешь об этих ужасах, которые можно лишь сравнить с временами инквизиции и пыток! И ведь все это было не так давно: в начале 90-х годов, и многие, многие из этих страдальцев живы и поныне... Кто из них побывал и в сумасшедшем доме, а кто и здоровье потерял... Почти те же приемы практиковались и в других губерниях. Так, например, в с. Александрополе, Хорошевской волости, Павлоградского уезда, Екатеринославской губернии, сектантов "били палками, дрючками, железными крючками, вытаскивали за волосы на улицу, рвали на них одежду, забивали рот и нос грязью, топили в лужах, зарывали в землю, раздевали женщин донага и били их вилами и батогами". Таковы подлинные слова обвинительного акта! Это избиение происходило 31 мая 1885 г., и с теми же приемами побоище повторилось и 1 августа того же года. Занимаясь в течение многих лет изучением религиозного движения в России, и имея много документов о том страшном смутном времени, здесь я лишь слегка приподняла завесу" (В. И. Ясевич-Бородаевская, "Борьба за веру", стр. 34-37). Самый жестокий для нашего братства закон вышел 4 июля 1894 г. Он провозглашал "штунду" одной из наиболее опасных и вредных сект в церковном и государственном отношении. Начиная с 1879 г., вышедших из православия не признавали за баптистов, а именовали штундистами, просто штундой или штундо-баптистами, чтобы не дать им возможности пользоваться законом о свободе вероисповедания баптистов. Укоренившееся название давало право применять к этим общинам закон, изданный 4 июля 1894 г.

Ссылки

1 марта 1881 г. народовольцы убили императора Александра II. После него престол занял Александр III. Он, как говорили, "верил только в полицейскую дубинку". Это в полной мере испытали на себе баптисты, штундисты и другие евангельские течения. "С 1890 г. правительство стало ссылать административным порядком административно-ссыльных в местечко Герюсы Елисаветпольской губернии. Первые административно-ссыльные, присланные туда на Пасху, в 1890 г., были: из Киева - Созонт Капу-стинский, из Волынской губернии - Ананчук и Вотюк. Затем, в 1892 г., в Герюсах собралось около 40 человек, сосланных сюда баптистских проповедников с разных концов России. В духовном отношении и здесь полиция притесняла и не позволяла собираться вместе, так что сосланные уходили в леса и горы, чтобы вместе помолиться Богу. Некоторых из них, например, Капустинского, перевели в Тертер за то, что у него в квартире собиралось несколько братьев. Тяжела была жизнь этих страдальцев, работу достать было трудно, потому что жители здесь крайне бедные и уходят сами на сторону на заработки. Некоторые братья перебивались, как могли, пробовали садить арбузы и капусту, но низшие чины полиции приходили ночью и уничтожали плоды их рук. Переписка их подвергалась контролю полиции и пособия доставлялись лишь окольным путем. Так мучились братья пять лет, до окончания срока их ссылки. Но как велико было их разочарование, когда, по прошествии этих пяти лет, полных лишений и страданий, срок их ссылки продлили еще на три года. Многие не выдержали и бежали в Румынию, иные пойманы были на границе и опять водворены на место их ссылки. Другой центр для сосланных по суду, находился в Елисаветполе. Сравнительно с Герюсами, условия жизни сосланных здесь были несколько легче, но сосланных не оставляли и здесь в покое. По малейшему подозрению в пропаганде своих идей православным, или за попытку собраться и помолиться вместе, их ссылали в новое, иногда худшее, место. Так ссыльный баптист Степан Зиновьев, был переведен из Эривани в одно татарское селение, где он жил в конюшне вместе с буйволами, потому что мусульманин не принял его в свою саклю, где находилась его семья. Однажды татарин едва не убил его" ("Баптист", № 46, от 9 ноября 1911 г.). В этот тяжелый период, русских ссыльных в Герюсах посетил доктор Ф. В. Бедекер - неутомимый труженик Господень. Он приехал в Россию в 1877 г. сроком на три года. Имея особый подход к начальству, Бедекер мог проповедовать Евангелие во многих городах. Ему беспрепятственно предоставляли помещения для собраний. Ф. В. Бедекер известен как ревностный посетитель тюрем. В течение 18 лет он один имел право посещать тюрьмы, лагеря и места ссылок. В 1890 г. он вместе с И. В. Каргелем проехал всю Сибирь до самого Сахалина, без устали проповедуя Христа и раздавая заключенным Евангелие. Петербургские друзья выхлопотали для него документ, в котором говорилось, что он "специально получил поручение навещать русские тюрьмы и раздавать арестантам экземпляры Священного Писания". Умер Ф. В. Бедекер 9 октября 1906 г.

Избиения

Страдали не только ссыльные, но и их семьи. Положение верующих на местах было порой невыносимо. Об этом свидетельствуют многие исторические документы. Вот, например, выборочные данные из книги "Борьба за веру": "Способ, о коем я говорю, заключается в том, что сектантов предписывается разгонять домашними средствами, путем насилия, колейно, без протоколов, в силу которых часто пред судом раскрывается ужасная действительность. Усердию "ревнителей православия" в данном случае не бывает границ: сектантов развозят и помещают после домашнего способа "возвращения в лоно православия" в земские больницы; но, случается, что их и не довозят до больницы, а доводят до того, что избитый с места расправы предстает, как это было недавно, пред лицом самого Господа Бога. И подобного рода злодеяния остаются безнаказанными!.. А вот что происходило в самое ближайшее время, 7 февраля 1904 г., в м. Вязовке Черкасского уезда Киевской губернии. Пишет, по уполномочию семей пострадавших, их единомышленник Сидор Лебединец: "Два местных брата, крестьяне Илья Мокиевич Селянка и Лука Антонович Хамко, были вызваны через городового в квартиру местного священника Покровской церкви, Василия Пащевского, для собеседования, которое производилось в присутствии: городового, обходного Марка Вовка и православного крестьянина Харитона Бондаря. Собеседование сопровождалось угрожающей речью священника заставить братьев силой возвратиться в православие. Угрозы такие неоднократно произносились священником и ранее по адресу всех братьев. Собеседование окончилось около 10 часов вечера. Оба брата, в сопровождении вышеозначенного слушателя Бондаря, выйдя из квартиры священника, направились домой, но в нескольких шагах от оставленного ими дома священника были внезапно остановлены видимо поджидавшими их за углом четырьмя мужиками, закутанными большими платками, с целью остаться неузнанными. Все четверо были вооружены увесистыми кольями. Первый удар одного из них пришелся спутнику братьев - Бондарю, который после этого удара бросился бежать. Нападавшие его не преследовали; по-видимому, своим ударом они имели в виду заставить скрыться Бондаря, как могущего быть свидетелем. Оставшиеся оба брата подверглись тогда ожесточенному нападению своих врагов. После нескольких ударов, Лука Хамко, как более сильный, с трудом все-таки успел вырваться из рук своих мучителей и, под прикрытием ночной темноты, скрыться. Селянка же только тогда был оставлен, когда лишился чувств. Спустя некоторое время, придя в себя, Селянка, собрав последние усилия, дополз до ближайшей избы крестьянина Алексея Карася, на пороге которой вновь потерял сознание и так, не приходя в себя, в воскресенье 8 февраля, в 3 часа дня, в сильных мучениях умер в своей избе, куда был перевезен около 11 -12 часов дня. Приглашенный частно врач местной экономии (Иващенко) определил, что смерть Селянки произошла от сильных побоев: разбит череп, перелом костей и проч., равно и следствием побоев же оказались - перелом левой руки и масса кровоподтеков и у Луки Хамко. На заявление уряднику об этом случае, последний, записав лишь имя и фамилию убитого, предоставил братьям хоронить убитого без дальнейшего следствия. Но вся семья подала жалобу прокурору, и труп убитого не предавался земле впредь до приезда доктора и станового". Далее из письма выясняется, что "Илью Селянко похоронили с трудом, в присутствии пристава и доктора". Когда сектанты начали копать яму на кладбище, то священник прислал "грозных людей" и запретил рыть яму на кладбищенской земле, а потребовал, чтобы копали за кладбищенской канавой... I Вот как описывается пострадавшими в одном частном письме избиение, бывшее 9 декабря 1902 г. в с. Виграеве, Киевской губернии, Каневского уезда. Оставляю текст автора в неприкосновенности. ' "1902 г. декабря 9-го дня в 11 час. ночи сельский староста Прохор Несторенко собрал 12 человек разбойничьей шайки: Устенка, Куклу, Пухлого, Латушкевича, Ивана и Павла Тарасенков, Моря, Храпача, Скоченко, Демяна Пухлого, Харченко и привел в дом собствыной Максима Гуриненка, в то время болевшего, где был и Савва Гуриненко. По дозволению старосты начали браница и начали рвать книги Святого Писания, Евангелие, Псалтирь и похулилися над Писанием. Потом приступают к нам и начали нас терзать, и наносить вдары железной палкой, и повытягували нас в сени, и в сенях били подборами и что только подскочило им в руки в то время там и били до тех пор, что нам только слышно как бы крыз сон страшные боли. Потом берут Максима Гуриненка, вытягуют на двор в одной рубашке, а на дворе тогда было очень холодно, 9 декабря. И берутся несколько человек за руки, и несколько за ноги, а остальные садятся на живот и тягают по дороге. А дорога тогда была очень струпка (гололедица). После этого берут и выбрасуют на грушу растючею. От Максима Гуриненка пошли до Андрея Хивренко в 1-м часу ночи и начали бить двери, отбили двери, вошли в дом, потом обращаются к Андрею и начанают терзать, бить, с намерением лишить жизни, не щадят. Потом берут и выводят на двор неодевшего и без сапог, и начали водить по снегу, и удары наносить кулачные и палками, свалили под ноги в снег и начали топтать сапогами, и бить до тех пор, что я вже и не помнил, что они со мною делали дальше, когда они разойшлися, то я прочувствовал и с большим трудом войшел в хату. А они достали водки и пришли обратно и начали заливать насильно водкой, и насмехаться, говоря: "пущай тебя Бог спасет от наших рук, если ты на Его надееся". Обращались мы к начальству нащет этого убийства (т. е. избиения) и разного притеснения и вынуждения, но начальство на это никакого ответу не дает. И, уходя, они погрозили, что этим дело не кончится". И действительно, через пять дней подожгли ночью и хату и клуню, в которой было, как видно из письма потерпевшего, 9 копен пшеницы, а в хате 10 мешков жита (ржи), и лишили таким образом несчастных людей и крова и имущества. Вот другое письмо из Курской губернии Путивльского уезда, Казачанской волости, из села Казацкого, в котором в течение последних двух лет происходят систематические избиения сектантов во время рождественских праздников. Собралась и здесь необузданная толпа во главе со старшиной Роденко и начала издеваться и истязать сектантов. Вот как описывают это сами потерпевшие сектанты: "Забрали нас на санки и отвезли в волостную карцию и сидели в карции до 12 часов ночи; входит волостной старшина Роденко и забрал Цибиных в волостное присутствие, потом Иосифа Цибина препоручил стоящнику и извозщику старшины Савелию Гузеву, а Сергею прочитал приказ от земского, что "поручено мне, волостному старшине Роденко, ваши письма разрывать и вас убивать", сию минуту начал бить кулаками в морду и сбил с ног и начал бить носаками в грудь, коленьми несколько раз, и начал спрашивать: "кому ты веруешь?" и я, Сергей Цибин, объяснил, что я верую в Господа нашего Иисуса Христа, а он еще больше начал бить железной кочергой и ушиб руку сильно и пробил голову и поднял и вывел на крыльцо и еще вдарил два раза так, что весь в крови и едва домой дошел. Также вызывает Иосифа Цибина и говорит: "Вот завтра пост, т. е. голодна кутя, а мне нада руки в кровь марать", и начал бить и збил на пол, наступил на шею ногой и взял от грубы (печь) полено - начал бить по спине и по бокам и выбросил за крыльцо и затворил дверь". Не буду продолжать - довольно и этого. Такими сценами насилия переполнена вся горькая жизнь сектантов. Сектантов безнаказанно избивают, издеваются над ними и, в довершение всего, всегда и везде отбирают у них безвозвратно самое дорогое для них - Евангелие и вообще все книги Священного Писания; добиться же возврата этих дорогих для них книг почти невозможно. Так, например, в феврале 1896 г., по распоряжению пристава второго стана Киевского уезда, Трукова, полицейский урядник третьего участка, в сопровождении сельского старосты и сотского, производя обыск у жителей д. Ивки, Богуславской волости, Каневского уезда,- крестьян Автонома Лошака, Лаврентия Горовенко, Никиты Кривошеи и др. в числе 14 человек,- отобрал все находящиеся у них цензурные книги (8 Библий по 3 руб. 50 коп., несколько Псалтирей, календарь с молитвенником, славянский Псалтирь в 1 руб. 50 коп., несколько молитвенников, часослов 60 коп. и др. всего на сумму 57 руб. 50 коп.) и отослал к благочинному с. Юхны, Каранишевской волости. Несмотря на многократные просьбы потерпевших и прошения даже на имя Киевского генерал-губернатора, книги эти до сих пор не возвращаются... Не могу здесь не упомянуть о возмутительном насилии над сектантами, по окончании одного из собеседований "в духе кротости и любви", миссионера Д. И. Боголюбова, в г. Богодухове, Харьковской губ., в 1903 г. По обыкновению, сектантам предложено было чрез полицию явиться на предстоящее собеседование; остальные же жители г. Богодухова оповещены были чрез объявление во всех церквах города. К семи часам утра собралось сектантов человек двадцать, мужчин и женщин. До двенадцати часов дня их продержали при полиции, в казарме, а затем перевели в сторожку при церкви и начали звонить в колокола Покровской церкви. Собралась тысячная толпа. И вот началось собеседование "в духе мира и любви", результатом которого явилось жестокое избиение сектантов рассвирепевшим народом пред окончанием собеседования в самой церкви. Вот как описывают конец этого собеседования сами сектанты: "Под конец беседы миссионер Боголюбов в заключение сказал: "Братья! Православные христиане! Сегодня православная церковь празднует "День Православия" - и всех еретиков, в том числе и штундистов, предает анафеме". И вся толпа закричала: "Анафема, анафема, анафема!.." После этого, часа в 3-4 дня, при выходе из церкви, несколько мужчин и женщин, во главе с Чуписом и Кучерявым, начали бить всех нас, сектантов, тут же в церкви, и продолжали бить по улицам. Мы забежали во двор Петра Дорохова и заперлись в хате: я и Никон Мих. Харченко - этого били в церкви Чупис и другие погнавшиеся за нами толпой и перелезли через забор во двор Дорохова, разбили окна и влезли в хату; Кучерявый, братья Дороховы, Николай и другие били меня и др., вырвали у меня волосы, побили голову, лицо избили до крови - все было сине-багрово... а то били куда попало. Побили еще: Елену Осадчую, Никиту Сав. Сухина, Карпа Ив. Латина и друг. Вас. Голубничего (умер осенью 1903 г.). Всего ни рассказать, ни описать нельзя, что происходило". "Я, Христина Голубничая, лечилась от побоев и от боли головы - побит череп - у доктора Тулубьева Виктора Николаевича, в г. Харькове 7 месяцев. Волосы доктор сбрил, иначе нельзя было лечить..." Положим, православные "ревнители" были привлечены к ответственности полицией за нарушение тишины и порядка, и понесли маленькое наказание; но разве таких "просветительных" результатов следует ждать народу, жажда к духовному просвещению которого вне всякого сомнения! Просящему хлеба дают камень, и чуткое, отзывчивое сердце русского народа направляют в дурную сторону, ожесточают, превращают в зверя доброго по натуре простолюдина. И местное духовенство, вместо того, чтобы влиять на такую разнузданную толпу в духе кротости и любви, умягчая их сердца,- относится к ней покровительственно, видя в этом "торжество" господствующей церкви; и в народе укореняется за подобными извергами своеобразное наименование "ревнителей православия". Постыдное для православия наименование!.. Много еще имеется у меня вопиющих документов, свидетельствующих о жестоких насилиях над сектантами, но пока ограничусь вышеприведенными. Конечно, потомить сектантов в холодной, устроить собеседования, после которого воодушевленная "проповедью" толпа так называемых "ревнителей" изобьет и искалечит сектантов, наконец засадит в сумасшедший дом, что делается более или менее при домашней, более благоприятной для гонителей обстановке,- это дается легче, чем доказать по всем инстанциям правосудия, что намеченный баптист, малеванец, хлыст или прыгун - "штундист". И к каким только изощрениям в способах и приемах не прибегают и эксперты-миссионеры, и духовные обвинители при превращении самого безобидного сектанта в "злоумышленного штундиста"!.. У меня имеется множество писем из разных мест южной России, где одно описание избиения и терзания людей за молитвенное собрание тягостнее и ужаснее другого. Когда же избитая жертва решится упомянуть о существующем циркуляре, то получается беззастенчивый ответ: "А покажи циркуляр, тогда и бить не будем". Требование не бить молящихся людей, а составлять протоколы, создало своеобразный обход этого циркуляра. В настоящее время во многих местах, вместо протоколов на месте во время сектантского богомоления,- ибо это, якобы, слишком утруждает составителей протоколов,- просто приглашается несколько "ревнителей", которые "удостоверяют", что им, мол, известно, что в таком-то доме собираются вообще сектанты. И вот на основании таких малодостоверных и неопределенных показаний составляется протокол "на веру", за подписью всех приглашенных "ревнителей", после чего документ этот посылается мировому судье, который и возбуждает против обвиняемых преследование. Мне лично пришлось присутствовать 3 августа 1902 г. в г. Житомире на разборе дела крестьян-баптистов Кондрата Авдейчука и Кузьмы Полищука, привлекавшихся к ответственности по подобному фиктивному протоколу за молитвенное собрание, якобы происходившее 25 декабря 1901 г... Тяжелое и горькое чувство стыда за наше правосудие вынесла я, прослушав всю процедуру судопроизводства. Это был не суд, а жестокое издевательство над невинными и беззащитными людьми" (В. И. Ясевич-Бородаевская, Борьба за веру", стр. 64-67). Читая эти сообщения, живо представляешь себе ужасное положение наших дорогих предшественников по вере: кто-то один или маленькая группа беззащитных христиан - перед возбужденной толпой "ревнителей православия", подстрекаемой на всякие жестокости... "Изобретательные на зло" (Рим. 1,30) делаются героями и совершают злодеяния не только безнаказанно, но с одобрением начальствующих и толпы. Эти факты истории дополняют список имевших место злодеяний по отношению христиан "в доказательство того, что будет праведный суд Божий" (2 Фес. 1,4-8).

Штрафы

Кроме жестоких избиений христиан, существовал еще один способ воздействия на беззащитных - тяжелые денежные штрафы или аресты до шести месяцев. Приводя целый список конкретных данных о подобных наказаниях, В. И. Ясевич-Бородаевская пишет: "Таких судебных приговоров - и все на основании неопределенного понятия об "общественных молитвенных собраниях" - встречается множество, причем некоторые из них имеют результатом отнятие даже последней коровы у бедных людей, единственной кормилицы малолетних детей. Так, в Херсонской губернии Одесского уезда, Ряснопольской волости, в д. Основе (Пасикова) особенно сильно преследуются христиане-баптисты, под именем "штунди-стов" за молитвенные собрания, как, например: 1) 1895 г. 8 января составлен протокол сельским старостою Никифором Глазуновым и сотским Макаром Романовым на 9 человек. Суд состоялся в марте 1895 г. Земским начальником 4 участка, Одесского уезда, сектанты присуждены - каждый к 10 руб. штрафу или двухдневному аресту. Обвиненные отсидели под арестом. 2) 1897 г. 2 февраля составлен протокол сельским старостой Никифором Глазуновым и двумя десятскими, Иваном Гончаром и Фомой Колодяжным на 16 человек. Суд состоялся в мае 1897 г. Тем же земским начальником все привлеченные присуждены к штрафу по 50 руб., или 22 дням ареста. 3) 1897 г. 2 февраля двумя десятскими - Иваном Гончаром и Семеном Рудоясом - отобраны три книги под заглавием: "Сборник духовных стихотворений", цена 2-6 руб., которые и до сих пор не возвращены. 4) 1898 г. 28 июля составлен протокол урядником Щегольковым и двумя десятскими - Иваном Гончаром и Фомой Колодяжным,- на 26 человек. Суд состоялся 30 декабря 1898 г. Тем же земским начальником они присуждены к штрафу по 50 руб. или 25 дней ареста. Отсидели под арестом в апреле - мае 1899 г. 5) 1899-г. 17 января составлен протокол тремя десятскими - Иваном Филимоновым, Ильей Поденком и Фомой Кутельвасом - на 52 человека. Суд состоялся 30 марта 1899 г. у того же земского начальника, и обвиняемые присуждены каждый к 50 руб. штрафа или 6 неделям ареста. Подали апелляцию в Одесский уездный съезд и там 29 июля 1899 г. приговор утвердили. 6) 1899 г. 7 февраля составлен протокол сельским старостой Онуфрием Кутельвасом и двумя десятскими - Григорием Лабуньским и Николаем Кутельвасом - на 43 человека; суд состоялся 22 июня 1899 г. у того же земского начальника, и все присуждены к штрафу по 50 руб. или к аресту на два месяца. Если по каждому из таких протоколов обвиняемые должны платить по 50 руб. или сидеть под арестом 1,5-2 месяца, то они совершенно разорятся, хозяйства придут в окончательный упадок, а сами со своими семьями останутся нищими, в особенности же при таких трудных неурожайных годах, каким был в Херсонской губернии 1899 г., когда в полном смысле не было ни хлеба, ни сена. 26 человек из числа приговоренных в апреле - мае 1899 г. отсидели под арестом по 25 суток каждый, а в это время поденная заработная плата стояла 60 коп. на хозяйском продовольствии: значит, они потеряли - каждый не менее 15 руб., а всего 390 руб. Такие притеснения для рабочего не только тягостны и разорительны, но и невыносимы! Одни из сектантов отсиживают по приговорам в тюрьме, а у других продают буквально все имущество. Вот несколько примеров на основании подлинных документов. По исполнительному листу земского начальника 5-го участка Тираспольского уезда, Херсонской губ., от 1 марта 1897 г. за № 124, приставом 2 стана того же уезда описано и продано имущество проживающих в д. Ижиц-кое, Горьевской волости, Тираспольского уезда, следующих лиц: 1) Крестьянина села Коса, Ананьевского уезда, Козьмы Костышина,- семья его из 7 душ: самому старшему 8 лет, а наименьшему 1 год. Он с женой оштрафован по 30 руб. итого на 60 руб.; для возмещения этого штрафа описаны и проданы единственная корова и телка, ясли и весь столярный инструмент, начиная с верстака и до последнего буравчика, так что Костышины остались без всяких средств. 2) Одесского мещанина Сазона Чорбы; семья его 7 душ: самому старшему 11 лет, а наименьшему 1 год. Оштрафован в 50 руб., для чего описана и продана последняя пара лошадей. 3) Григориопольского мещанина Дмитрия Вадовского, семья его из 4 душ; самому меньшему 1,5 года. За штраф в 30 руб. описана и продана последняя корова. 4) Одесского мещанина Василия Москаленко; семья его 4 души: самому старшему 8 лет, а наименьшему 3 года. Оштрафован в 30 руб., описана и продана единственная корова за 32 руб., стоящая 45 руб. 5) Еще пример. Крестьянин Орловской губернии, Григорий Захаров; семья его 11 душ: самому старшему 16 лет, а наименьшему 6 месяцев. Оштрафован в 30 руб., на пополнение коих описаны и проданы единственная корова и телка, стоящие, конечно, значительно дороже. Публичная продажа всего вышеупомянутого имущества происходила 28 сентября 1898 г. при волостном правлении приставом 2 стана Тираспольского уезда Родионовым. И таких примеров в практике сектантской жизни можно привести множество. В ст. 45 т. 1, ч. 1 основных законов сказано: "Свобода веры присвояется не только христианам иностранных исповеданий, но и евреям, магометанам и язычникам". А где же эта свобода веры для христиан Российской Г Империи?" ("Борьба за веру", стр. 81-83). 1 ноября 1905 г. Константин Петрович Победоносцев ушел в отставку.

Съезды

3-6 апреля 1885 г. во Владикавказе проходила конференция баптистов, в которой участвовало 20 представителей поместных общин Кавказа, Саратовской, Таврической и Херсонской губернии. Председателем был И. Вилер, его помощником - В. Павлов. На этой конференции, как и на предыдущих, первым стоял вопрос миссии. Были определены благовестники: В. Павлов, В. Иванов, П. Демакин, Н. Савельев, И. Густомясов, Г. Кушнеренко, Н. Четвернин, А. Стоялов, Ф. Балихин, В. Коло-дин, Н. Четвериков, М. Чечеткин, И. Рябошапка, Бабиенко, Т. Хлыстун, М. Ратушный, Базарный, Грива. В первый день заседание продолжалось до часу ночи. В заключение И. Вилер и И. Рябошапка попрощались, намереваясь на другой день уехать. Председателем остался В. Павлов. Конференция выслушала отчет благовестников за прошедший год. Здесь же было решено, что участвовать в Вечере Господней могут только принявшие крещение в сознательном возрасте, а также постановили не совершать омовение ног. Участники конференции согласились не сотрудничать в деле благовестия с христианами, не принимающими крещение. Председатель союза И. Вилер, из-за гонения на него со стороны властей, в 1886 г. выехал в Румынию. Следующая ежегодная конференция Союза баптистов проходила в Кубанской области с 26 по 30 декабря 1886 г. В ней участвовало 16 депутатов и 2 гостя. Председателем этой конференции был избран Д. И. Мазаев. И. Вилер прислал участникам конференции письмо, в котором предлагал избрать Д. И. Мазаева председателем Союза баптистов. Однако по долгом рассуждении конференция оставила председателем И. Вилера, а Дея Ивановича Мазаева избрала помощником председателя. На этой конференции был избран комитет из 9-ти человек, в который вошли представители общин Кавказского, Закавказского, Таврического, Никольского, Турковского, Херсонского, Киевского, и Екатеринославского уездов. Были определены также благовестники на следующий миссионерский год. Братья И. Рябошапка, М. Ратушный и Т. Хл





ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.