Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 6. Период относительной свободы





Законы о свободе совести

17 апреля 1905 г. Николай II подписал Указ об укреплении начал веротерпимости, а 17 октября 1905 г. - Манифест о свободе совести, слова, собраний и союзов. 17 октября 1906 г. вышел Указ о порядке образования старообрядческих и сектантских общин. До издания этих законодательных актов евангельские верующие были бесправны и терпели всякие репрессии. Теперь же они получили некоторые права, но далеко не все, предписываемое в указе от 17 октября 1906 г., было приемлемо для живого христианства. 15 января 1907 г. в Петербург для обсуждения этого указа съехались представители евангельских христиан-баптистов, пресвитериан и молокан. Председателем съезда был избран И. В. Каргель, его помощником - Д. И. Мазаев. Обсудив указ, съезд направил Министру внутренних дел пояснительную записку, в которой были изложены необходимые изменения. В журнале "Баптист" (№ 10, 1908 г.) председатель союза баптистов Д. И. Мазаев пишет так: "Когда после обнародования указа 17 октября 1906 г. были изданы временные правила, то братья увидели в них нечто, с чем нельзя согласиться. Особенно чувствительным нервом в сем случае оказалась Киевская община евангельских христиан, которая сейчас же ударила в набат и созвала известный по своей безрезультатности районный съезд. Вслед за ней созвала съезд Петербургская община тоже евангельских христиан, но съезд общий, на котором были и евангельские христиане другого направления, т. е. крестящие детей, и были баптисты, которые занимали очень видное место и имели на ход дела очень сильное влияние. Съезд заседал несколько дней, пересмотрел все пункты временных правил и высказал свои солидно обоснованные желания, изменения некоторых пунктов этого закона, поручив затем представить куда следует ходатайство съезда членам Петербургской общины. Съезд разъехался в уверенности, что уполномоченные им лица сделают остальное. Прошел год, а дело не было сдвинуто даже с места и почему? - А потому, что от уполномоченных потребовали вероучение, которого у них не было, а говорить у выдающихся представителей власти, как они говорят это в других местах - в глухих деревнях, что их вероучение - Новый Завет, было нелегко, равно как не было легко приложить к петиции или книгу Нового Завета, или какого-нибудь живого толкователя, то они рассудили оставить дело без движения, несмотря на то, что стараниями баптистов все было подготовлено, и они выслали свое вероучение. Вот что значит - вражда против вероучения, против писаной бумаги!.. Съезды Киевский и Петербургский одинаково высказывались за необходимость изменения многих статей этого закона и единогласно высказывали необходимость ходатайства в этом направлении, в результате же явилось то, что не успели еще возбудить как следует ходатайства, как уже начали взапуски утверждаться (регистрироваться.- Прим, ред.) по тем правилам, которые сами два раза перед тем признали для себя неподходящими". "Несмотря на закон веротерпимости, гонения на евангельских христиан-баптистов на местах продолжались от арестов до избиения и закрытия молитвенных домов. Так после Всероссийского миссионерского съезда, проходившего в начале мая 1908 г. в Киеве, Киевская община христиан евангельского исповедания неоднократно подвергалась, как со стороны местной полиции, так и со стороны губернской власти, преследованию и ограничению в льготах, предоставленных ей указом от 17 октября 1906г. Так 9 августа с. г. молитвенный дом Киевской общины по ул. Жилянской 104 был закрыт только потому, что собрание посетило несколько евреев и слово говорил брат еврей. Община сняла другое помещение, на Подоле, в Контрактовом доме, но власти закрыли и это помещение под предлогом, что и здесь на собрании присутствовали православные, которых запрещено совращать". Один из видных работников на ниве Божьей С. А. Акимочкин пишет в "Баптисте" (1908 г.) следующее (выборочно и сокращенно): "По моему личному убеждению отнюдь не следовало бы никому из наших братьев возбуждать перед органами ходатайств об образовании и утверждении общин на основании закона от 17 октября 1906 г. до тех пор, пока закон, проведенный через Государственную Думу в новом виде, не будет утвержден окончательно. Мы веруем, что тайна домостроительства Божия и внутреннего управления церковью находится исключительно в ведении нашего великого Первосвященника Иисуса Христа и управляется Им посредством Святого Духа. Всякое же человеческое вмешательство может только вредить делу, ибо те, которые нас не знают, не могут, следовательно, верно нас понимать и правильно судить о нас и наших делах и тем более о нашей вере и наших понятиях. Уступки настояниям и требованиям со стороны духовенства и власть имущих, практиковавшиеся в недавнем прошлом, легко могут иметь место и в настоящее время через допускаемое нами вмешательство в дела церковные светской власти".

Союз Евангельских Христиан

Так как образование Союза евангельских христиан тесно связано с Иваном Степановичем Прохановым, его организатором и руководителем, то необходимо поближе познакомиться с этим очень способным и энергичным служителем. Родился он в 1869 г. во Владикавказе. Там же в восемнадцатилетнем возрасте принял водное крещение. В 1888 г. поступил учиться в Петроградский технологический институт. В это время он посещал общины "пашковцев". В институте Проханов симпатизировал сторонникам движения "хождение в народ". Хотя слиться с ними он не мог, потому что они отвергали религию, но идея что-то делать для обновления общества крепко запала ему в сердце и не оставляла в течение всего последующего служения. По окончании института в 1894 г., по инициативе Проханова, в Симферополе была организована евангельская коммуна "Вертоград" с целью показать, как вести хозяйство по-евангельски, и тем самым оказать влияние на общество. Однако эта коммуна просуществовала недолго. Спасаясь от преследования, Проханов тайно ушел за границу и находился там несколько лет. Вернувшись в Россию, "И. С. Проханов пришел к мысли о необходимости всестороннего обновления религиозной жизни русского народа, которое он называл духовной реформацией. Он имел глубокое убеждение, что "при всей желательности и необходимости... коренных политических и экономических реформ... истинное обновление России возможно только при условии духовного возрождения и самоусовершенствования каждой отдельной личности". В этом вопросе Проханов с самого начала встретил непонимание со стороны руководителей русских баптистов. Последние считали, что главное в труде на ниве Божьей - это спасение душ, а "все остальное приложится". Религиозное обновление жизни русского народа, или реформация, но не в западном ее понимании, а в которой бы соединились индивидуальность русского народа и его свободное духовное творчество,- вот какую задачу ставил перед собой И. С. Проханов" ("История ЕХБ в СССР", стр. 148-149). Неудивительно, что руководители Союза баптистов не понимали Проханова. Истинная церковь не строит рай на земле. Она зовет людей выйти ко Христу за стан, нося Его поругание (Евр. 13, 13). Мы призваны не исправлять этот мир, лежащий во зле, а направлять людей к Богу. Идея Проханова заключалась в другом. Черпая истины из Библии, он хотел влиять на общество с целью сделать его более нравственным, более успешным в своем хозяйствовании. "Конечно, с идеей можно не соглашаться, ее можно подвергать критике с религиозной точки зрения, но нельзя слишком поспешно осуждать за идею. И все же в 1906-1911 гг. именно таковым было отношение к Проханову со стороны руководства Союза баптистов" ("История ЕХБ в СССР", стр. 149). В августе 1908 г., в отсутствие И. В. Каргеля, пресвитера Петербургской общины евангельских христиан, И. С. Проханов проявил инициативу и произвел разделение. Под его председательством, 26 ноября 1908 г. примерно две трети членов зарегистрировались в органах власти. "Первая община была организована по образцу христиан-баптистов и мало чем отличалась от их устройства. И все же И. С. Проханов, не желая зависеть от руководства Союза баптистов, хотел иметь свободу действия для осуществления своей заветной цели - религиозного обновления жизни русского народа "для создания... свободной и уравновешенной государственной жизни". В скором времени для этой цели был образован Русский евангельский союз" ("История ЕХБ в СССР", стр. 15,1). Это был еще не тот Евангельский союз, который организовали впоследствии. Русский евангельский союз должен был состоять из верующих разного вероисповедания. В задачи союза входило: "Содействие объединению всех евангельских верующих в духе, слове и на деле путем устройства молитвенных собраний, съездов; обмен духовным опытом. Ревностное привлечение к союзу всех ищущих истину людей. Членами союза могли быть все, кто сочувствует его целям и задачам и исповедует основные евангельские догматы. Во всех остальных вопросах христианской веры и в особенности в отношении внешних проявлений веры и церковного устройства членам союза предоставлялась свобода. По своей сути Русский евангельский союз не был союзом церквей, объединенных общим церковным устройством, а союзом отдельных верующих, объединенных на основе общности понимания главных вопросов веры и деятельности, направленной на достижение конкретных целей. Поэтому членами союза могли быть лица, принадлежащие к различным церквам и церковным организациям. В этом отношении союз имел сходство со Всемирным евангельским альянсом (союзом), образованным в 1846 г. Вскоре в Петербурге сложился круг лиц, заинтересованных в образовании союза. На одном из собраний членов этого круга было принято обращение к верующим, опубликованное 4 декабря 1906 г. и подписанное И. В. Каргелем, П. Н. Николаи, А. М. Максимовским, В. X. Оффенбергом, И. С. Прохановым, Н. А. Гойером. В июне 1907 г. Проханов составил проект Устава Русского евангельского союза, который был одобрен и подписан двадцатью семью верующими, представлявшими различные сословия, начиная от генералов и советников и кончая мещанами и крестьянами, и принадлежавшими к различным христианским вероисповеданиям" ("История ЕХБ в СССР", стр. 152). А. М. Мазаев по поводу образования этого союза писал: "Это уже совершенно непонятно и... ум отказывается понимать этот... союз... Состоять членом церкви баптистов или православных и в то же время быть членом Евангельского союза". Этот союз во многом похож на современное движение Лозанны. Еще одно свидетельство из "Истории ЕХБ в СССР" (стр. 158): "Однако И. С. Проханов, вдохновленный идеей духовного преобразования, предвидел, что он не будет понят руководством Союза баптистов, поэтому он приступил к формированию Союза евангельских христиан из имевшихся церквей евангельских христиан в Крыму, на Украине и в Петербурге". С 14 по 26 сентября 1909 г. в Петербурге, с целью объединения общин евангельских христиан во Всероссийском масштабе и создания отдельного союза, И. С. Проханов по официальному разрешению организовал первый Всероссийский съезд евангельских христиан. Собралось 19 представителей от общин. Председателем съезда был избран И. С. Проханов, его товарищем - И. Ф. Гоцкий, а секретарями - Т. А. Ефимов и Д. И. Белоусов. На съезде обсуждались следующие вопросы: 1. Представление Государю императору благодарственного адреса за дарованную русскому народу свободу совести. 2. Проект Устава союза евангельских христиан и вероучения. 3. Вопросы, связанные с устройством общин. 4. Приветственные письма в сродные союзы и общины. На съезде также было решено выработать проект устава библейского института, организовать 6-недельные библейские курсы, учредить печатный орган. Вот какую благодарность написал съезд императору: "Благодарственный адрес государю императору. "Великий Государь земли Русской. Великие акты твоей Царской воли: от 17 апреля и 17 октября 1905 г., переполняют радостью сердца многих миллионов русского народа, неразрывную часть которого составляем мы, евангельские христиане, будучи "плотью от плоти его" и "костью от кости его". Наша радость усугубляется твоим указом от 17 октября 1906 г., который положил непоколебимое основание религиозной свободе, дав возможность русским гражданам не только отправлять общественное богослужение, но и устраивать свою общественную жизнь "согласно велениям своей совести". Собравшись в первый раз для обсуждения своих нужд по почину первой легализованной в столице нашей общины, мы, представители общин евангельских христиан России, следуя заветам Христа и Апостолов, возносим горячие молитвы о благоденствии твоего царствования на благо русского народа. Да даст тебе Всемогущий Бог радость видеть осуществление всех великих твоих предначертаний". Подписали председатель и все участники съезда. Государь император Николай II на поднесенном Его Императорскому Величеству, через министра внутренних дел, всеподданнейшем адресе съезда, о воодушевляющих его верноподданнейших чувствах, собственноручно начертал: "Прочел с удовольствием"". Второй Всероссийский съезд евангельских христиан проходил с 28 декабря 1910 г. по 4 января 1911 г в Петербурге. На нем присутствовало 62 человека - 47 делегатов и 15 гостей. На второе заседание явились представители власти: чиновник департамента духовных дел иностранного исповедания господин С. Д. Бондарь и один из старших членов петербургской полиции. Они сели за стол по левую сторону председателя съезда. Были также и представители печати. Иван Степанович Проханов предложил все практические вопросы решать большинством голосов, а догматические и духовные - не менее 2/3 голосов. На этом съезде обсудили и приняли Устав союза и Вероучение евангельских христиан. Обращает на себя внимание то, что Союз баптистов возник постепенно, из необходимости: духовная жизнь вела к этому, и он отвечал потребностям жизни и служения Господу. Союз евангельских христиан образован кипучей деятельностью человека, который подвизался и в образовании Союза христианской молодежи, и Русского евангельского союза, а теперь еще и Союза евангельских христиан. Вот что пишет об этом журнал "Баптист" (№6-7, 1925г.). "Союз евангельских христиан в России образовался в 1908 г. и в течение четырнадцати лет, в лице председателя И. С. Проханова, входит во Всемирный союз баптистов, в котором И. С. Проханов состоит вице-президентом по назначению от комитета Всемирного союза баптистов. Между тем, в течение всего этого времени, а за последнее время особенно, вся деятельность Союза евангельских христиан направлена против баптистов. Причем эта работа производится повсеместно в порицании наименования "баптист", как "чуждого русскому слуху", затем в образовании новых групп евангельских христиан из бывших баптистов, отлученных в своих общинах или же ушедших оттуда не в мире".

Съезды баптистов

По разрешению правительства, в мае 1906 г. в Ростове-на-Дону проходил съезд баптистов. На съезде присутствовало 107 человек. Председательствовал Д. И. Мазаев, помощником был И. А. Голяев. Прямо на съезде было рукоположено 10 благовестников. Был избран комитет правления союза: Д. И. Мазаев - председатель, Т. А. Феофелов - кассир. Товарищи председателя - И. А, Голяев, И. С. Проханов, В. П. Степанов. Кандидаты в члены комитета - Г. И. Мазаев и Н. В. Одинцов. Следующий съезд состоялся там же, в Ростове-на-Дону, в мае 1907 г. Делегатов было свыше 40. Председателем съезда был Д. И. Мазаев, товарищем председателя - И. К. Савельев. Съезд рассмотрел и одобрил проект устава Миссионерского общества русских евангельских христиан-баптистов. Затем устав был передан комиссии: В. Г. Павлову, Д. И. Мазаеву и И. П. Кушнерову для обработки и распространения. Было вынесено решение послать братьев в Тифлисскую и в Никольскую общины для умиротворения. На этом съезде решили также объявить сбор пожертвований для организации миссионерской школы. Председателем и кассиром Союза баптистов был избран Д. И. Мазаев, членами комитета: И. А. Голяев и В. П. Степанов. В мае 1908 г. Всероссийский съезд баптистов проходил в Киеве. На нем присутствовало 56 человек. Председателем съезда был И. К. Савельев. Съезд одобрил предложение В. А. Фетлера построить в Петрограде союзный дом русских баптистов и избрал правление союза: председатель - Д. И. Мазаев, товарищ председателя - В. Г. Павлов, члены правления - Н. В. Одинцов, В. В. Иванов и Т. А. Феофелов; кандидаты - В. А. Фетлер, И. К. Савельев и И. А. Голяев. Разбирать жалобы в общинах и наводить порядок во всех делах поручили союзному правлению, которое может привлекать к этому других братьев по своему усмотрению. Было единогласно принято предложение меннонитского братства на их средства послать А. Г. Раевского для упорядочения хоров в общинах. Осенью 1908 г. в Берлине проходил Европейский конгресс баптистов. В его работе приняли участие и представители из России: В. Г. Павлов, И. А. Рыбалко, М. К. Кальвейт, Т. А. Феофелов, В. В. Иванов, В. П. Степанов, Ф. П. Балихин, Н. В. Одинцов, В. А. Фетлер и другие. Всего из стран Европы было 1800 делегатов. В 1909 г. ежегодный съезд баптистов состоялся в Одессе. Первые два дня, 5-6 мая, прошли спокойно. Было предложение следующий день, праздник Вознесения Христа, провести с поместной общиной. Рано утром более 200 верующих пришло на собрание. Неожиданно-нагрянула полиция вместе с православным миссионером М. Кальневым. Всех задержали. В. Г. Павлова приговорили к 2-м месяцам заключения, Назаренко - к одному месяцу, многих - к одной неделе. 8 мая братский съезд продолжился. В воскресенье, во время крещения, опять пришла полиция и арестовала всех за "незаконное сектантское сборище". Кравченко посадили на 2 месяца в тюрьму, а 28 человек - только на 7 дней. Миссионер М. Кальнев в "Миссионерском обозрении" писал: "Конечно, сектанты не желают знать ни закона, ни властей и будут утверждать, что они страдают за Христа, а не за нарушение обязательных для всех постановлений". В этом же году, с 27 сентября по 7 ноября, в Ростове-на-Дону проходил еще один съезд баптистов. Он был разрешен органами власти и проведен по заранее утвержденной программе. Участвовало 112 делегатов и 134 гостя. Председателем был Д. И. Мазаев, его товарищем - В. Г. Павлов. Съезд решил послать императору телеграмму с выражением верноподданнических чувств и составить доклад министру внутренних дел о положении дел баптистов в империи. Обсуждался также вопрос о регистрации общин. Спорным был вопрос: указывать пресвитера общины или нет. Решили указывать. На съезде было решено вместе с немецкими баптистами строить в Москве здание для библейской школы. Для удовлетворения духовных нужд общин избрали совет служителей из семи братьев. Д. И. Мазаев отказался быть председателем Союза баптистов, хотя его и уговаривали. Избрали В. Г. Павлова, а членами совета - И. К. Савельева, Ф. П. Балихина и Я. Я. Винса. В 1910 г. съезд баптистов проходил 1-9 сентября в Петербурге. Участвовало 116 делегатов и много гостей. Председателем был В. Г. Павлов, товарищами - В. Фетлер и И. Голяев. Съезд начался с благодарности Господу и молитвы за императора, давшего свободу вероисповедания. Ввиду того, что гонения на местах продолжались, решили избрать комиссию, которая доложила бы правительству о притеснениях. Съезд постановил создать в России 3-годичное училище для подготовки благовестников, а также назначил комиссию по составлению и изданию сборника песен. На съезде был также рассмотрен проект устава общин Союза и избрано правление Союза баптистов: председатель - И. А. Голяев, его товарищ - В. А. Фетлер, секретарь - В. П. Степанов, кассир - А. С. Смирнов. Члены правления - В. В. Иванов, Ф. П. Балихин, Я. Я. Винс, И. К. Савельев и В. П. Степанов. В эти дни братья обсудили работу юношеских кружков и ответили на письмо евангельских христиан об объединении. Выбрали также 32 делегата на Всемирный конгресс баптистов, который должен состояться в 1911 г..в Филадельфии.

Печатное слово

Британское библейское общество, образованное в Лондоне в 1804 г., распространяло книги Священного Писания и в России. К 1905 г. его склады были уже в девяти городах. Распространяли Слово Божье книгоноши, работающие от этого же общества. Книги продавались по незначительной цене или же раздавались бесплатно. За 1906 г. было распространено 584511 экземпляров Слова Божьего. С января 1906 г. стал выходить журнал "Христианин". Издателем его был И. С. Проханов. В дальнейшем, вместе с этим журналом, в виде приложения, стал выходить "Братский листок" и "Молодой виноградник". На съезде баптистов, в мае 1907 г., было принято решение о выпуске ежемесячного журнала "Баптист". Издаваться он стал в Нахичевани-на-Дону и в Одессе. Для работы над изданием журнала В. Г. Павлов переехал в Одессу. Через год решили выпускать этот журнал еженедельно. В 1908 г. И. С. Проханов и Ф. М. Браун (из братских меннонитов) организовали издательство "Радуга", при котором был свой магазин. Здесь издавалась различная литература на русском и немецком языках, в том числе календарь "Семейный Друг". В 1909 г. В. А. Фетлер стал издавать еженедельный духовно-нравственный иллюстрированный журнал "Вера". Но через год его издание прекратилось из опасения стать конкурентом "Баптисту". В 1910 г. В. А. Фетлер начал выпускать журнал "Гость". Он же организовал издательство другой духовной литературы. В начале 1910 г. И. С, Проханов стал издавать еженедельную газету "Утренняя Звезда", которая пользовалась большим спросом. Однако в ней говорилось не только о духовных вопросах, но и о науке, политике и общественной жизни в стране. Это, конечно, было плохо. Студенческий кружок в Петербурге издавал большой журнал "Листок" и другую духовную литературу. О значении печатного слова среди евангельских христиан-баптистов православный миссионер, священник Николай Бортовский, писал так: "Говоря о разных способах штундистской пропаганды, нельзя умолчать о сектантской литературе. Сектанты хорошо поняли, каким важным подспорьем в деле пропаганды является печатное слово и использовали это средство, можно сказать, наилучшим образом. Миссионерские нужды сектантов в настоящее время обслуживают: 1. Книгоиздательство международного трактатного общества в Гамбурге, распространяющее в России в огромном количестве на русском языке книги, брошюры и листки баптистского и адвентистского направления. 2. Книгоиздательство И. Ф. Гроте, в Петербурге. 3. Книгоиздательство Г. Я. Браун, в Гальбштадте Таврической губернии. 4. Издательская комиссия союза баптистов в Нахичевани. 5. Издательская комиссия христианского евангельского союза в Петербурге. 6. Книгоиздательство христианского кружка студентов в Петербурге. 7. Редакция журнала "Христианин" с приложением журнала "Братский Листок" и "Юный Христианин", в Петербурге, издание И. С. Проханова. 8. Редакция журнала "Баптист" в г. Нахичевани, под редакцией Д. И. Мазаева. 9. Редакция журнала "Радостная весть" в г. Баку, под редакцией Патвакана Тараянца. 10. Редакция журнала "Сеятель", И. С. Проханова, в Петербурге. 11. Редакция журнала "Друг" в Москве, издание Вербицкого. 12. Редакция журнала "Ежедневное Библейское чтение", издание В. Л. Жака в с. Астраханке, Таврической губ. 13. Журнал "Пойдем за Ним", в Ростове-на-Дону. Обладая издательскими фондами, штундо-баптисты и штундо-пашковцы все свои издания удешевили до минимума и распространяют их среди сектантов и православных в таком огромном количестве, что, можно сказать, буквально наводняют те православные приходы, где только появляются сектантские агитаторы. Нужно отметить, что все книжки, брошюрки и листки изданы весьма опрятно, с оригинальными, бьющими на эффект заглавиями, которые способны заинтересовать всякого, если и не прочитать внимательно, то во всяком случае хотя бы просмотреть попавшуюся в руки брошюрку или листок. Из всех сектантских изданий заслуживают особого внимания: 1. Издание с разрешения Св. Синода Британским Библейским Обществом русской Библии без книг "неканонических". Это издание сильно затрудняет полемику по некоторым вопросам, например, о поминовении усопших, о чем имеются в неканонических книгах ясные и определенные свидетельства. 2. Сектантский календарь под заглавием "Христианский отрывной календарь "Семейный Друг"". Этот календарь, благодаря своей дешевизне (в Крыму можно купить его за 6 коп.) и интересному содержанию, имеет большое распространение не только в сектантских семьях, но и в семьях православных. По внешнему виду он ничем не отличается от обычных календарей, кроме папки, на которой в 1907 г. была изображена встреча евангельского блудного сына с отцом, а в 1908 г. - спасение добрым пастырем овцы, стоящей на краю пропасти. При более внимательном осмотре оказывается, что вместо обычных указаний на дневные "Апостол" и "Евангелие" календарь имеет "Библейское чтение" на каждый день. Эти чтения подобраны тенденциозно, в опровержение учения православной церкви. Кроме того, на обратной стороне, вместо обычных пословиц и анекдотов, помещены отдельные изречения из Слова Божьего и краткие объяснения, как их понимать, или картинки из жизни, научающие читателя, как проводить в жизни ту или иную христианскую истину. 3. "Ежедневное библейское чтение", в котором, по словам редактора, издателя "Чтений", В. Л. Жака, "ясно, кратко и практично приводятся чрез все Писание вопросы и темы, являющиеся самыми важными для познания и жизни детей Божьих". Из сказанного ясно, что в настоящее время ни один православный приход не застрахован от вторжения в него незванных гостей - сектантов. Планомерность, поразительно упорная настойчивость и энергия, с какой ведется пропаганда, показывают нам, какой серьезный, сильный и опасный враг православной церкви - штундизм" (М. А. Кальнев, "Русские сектанты", стр. 124 -126).

Миссионерское служение

Жизнь церкви всегда тесно связана с проповедью Евангелия не только среди членов церкви, но и среди неверующих. Истинная церковь несла Благую Весть в деревни и города. Именно это более всего и беспокоило православие. Какими бы жестокими ни были гонения, свет Евангелия проникал в разные уголки Российской империи, где и организовывались общины христиан. Особенно усилилась проповедь Благой Вести с объявлением свободы совести. В 1907 г. было основано Миссионерское общество, которое содержало 20-26 миссионеров, расходуя около 8 тысяч рублей в год. Председателем общества был В. Г. Павлов. На съезде баптистов, в мае этого же года, был обсужден и одобрен устав Миссионерского общества. Каждый год проводились конференции, на которых планировалась работа Миссионерского общества. В связи с тем, что полной религиозной свободы не было и Миссионерское общество не легализовали, оно, проработав три года, прекратило существование. Однако дело благовестия продолжало усиливаться. Вот что пишет православный миссионер Н. Бортовский: "Таким образом, из всего сказанного нами явствует, что в организации и деятельности "Евангельского союза", как и в деятельности "Союза баптистов", красной нитью проходит поразительное стремление к пропаганде. Оно и не удивительно. Прозелитизм всегда и прежде, и теперь составляет душу штундизма. Но в прежнее время пропаганда была скрытая, велась хотя усиленно, но в подполье. Теперь же, с возвещением религиозной свободы, для сектантства наступили счастливейшие времена. Теперь каждый член штундистской общины, почитая себя евангелистом-проповедником, считает своим священным долгом заниматься усиленной пропагандой своего учения всюду и особенно среди родных и знакомых. На конференции сектантов в с. Астраханке, Таврической епархии, в октябре 1907 г. высказано пожелание, чтобы в возможно непродолжительном времени в России не осталось ни одного населенного пункта, куда не проникла бы евангельская проповедь. С этой целью сектантами для приготовления проповедников устраиваются евангельские курсы, на которые со всех концов России поступают проповедники по призванию; усиленно посылают молодых людей для проповеднической подготовки в гамбургскую и лодзинскую богословскую семинарию, открыли особое "Миссионерское общество" и т. п. И вот теперь на нашу православную церковь выступили целые полчища искусных, испытанных уже миссионеров. Для большего успеха своей проповеди разъездные сектантские миссионеры нередко появляются группами, в сопровождении прекрасно организованного хора, и устраивают в городах, а также в больших местечках миссионерские наезды. Обычно за неделю и больше в назначенном пункте появляются огромных размеров разноцветные афиши, а также в сотнях и тысячах экземпляров "летучки" приблизительно следующего содержания: "Такого-то года, месяца, дня, в таком-то часу, известные проповедники NN истинного евангельского вероучения прочтут лекции по следующим вопросам веры и нравственности (перечисление). В начале, во время перерыва и в конце лекции хор евангельских христиан, под управлением NN, исполнит несколько чудных гимнов и псалмов. Вход бесплатный. Возражения и прения не допускаются. В перерыве гостям будет предложен бесплатный чай". На устройство подобных "призывных" молитвенных собраний, предназначенных специально для православных, сектанты предварительно заручаются разрешением губернатора. Собрания, благодаря новизне, оригинальности и рекламе, посещаются массой народа как православных, так и иноверцев, без различия пола, возраста и общественного положения. Бывает много учащихся. Искусные речи проповедников, стройное пение трогательных напевов, экзальтированно произносимые молитвы, производят на присутствующих сильное, прямо потрясающее впечатление... Особенно много вреда (и это отмечается в большинстве отчетов) приносят книгоноши "Британского Библейского общества распространения Священного Писания в России". Их всегда можно встретить в вагонах железных дорог, беспрепятственно совершают они свою миссию по деревням и селам, особенно зараженным сектантством. И почти все книгоноши - сектантские миссионеры. Не говоря уже о том, что ими в огромном количестве распространяется сектантская литература, эти книгоноши, под видом чтения и разъяснения разных религиозно-нравственных листков и брошюр, ведут открытую проповедь своего вероучения, устраивая настоящие публичные беседы с народом" (М.. А. Кальнев, "Русские сектанты", стр. 118-120). В Петербурге П. Н. Николаи проводил евангелизационную работу среди студентов, приглашая их к себе домой для совместного изучения Библии. Постепенно небольшие общения переросли в студенческое движение, которое охватило почти всю молодежь. Открытые студенческие кружки образовались в 1905 г. - в Петербурге, в 1907 г. - в Москве, в 1910 г. - в Киеве, хотя работу свою П. Н. Николаи начал несколько лет раньше. В 1909 г. Петербург посетил руководитель Всемирного студенческого движения Джон Мотт. Он прочитал ряд лекций для студентов и интеллигенции. Через неутомимое служение П. Н. Николаи, обратился к Господу в студенческие годы известный труженик на ниве Господней В. Ф. Марцинковский. Умер П. Н. Николаи в октябре 1919 г. от тифа.

Библейское образование

Всякий возрожденный христианин становится учеником Иисуса Христа и всю жизнь учится в школе, Учителем которой является Дух Святой, а учебником - Библия. Но вместе с этим, для подготовки проповедников и служителей всегда очень полезны были библейские курсы, семинарии и другое организованное обучение. В 1907 г. в Петербурге проходили 2-х месячные курсы проповедников, на которых преподавали И. В. Каргель, П. Н. Николаи, И. С. Проханов и другие. В тяжелые годы гонений в России некоторых братьев посылали учиться в Гамбургскую библейскую школу. Например, В. Г. Павлова в 1875 г., Герасименко в 1888 г. Однако это было связано с большими издержками, и братья много лет мечтали об открытии собственной богословской школы. И вот, 14 октября 1907 г., немецкие баптисты открыли в г. Лодзи (Польша) богословскую семинарию по образцу гамбургской. Начало семинарии было скромное: два учителя - Моор и М. Шмидт, и 13 учеников. До постройки школы занятия проходили в помещениях поместной общины. Сообщая об этом, Д. И. Мазаев писал в журнале "Баптист" в начале 1908 г.: "Приветствую открытие первой в России, хотя и не русской, школы для проповедников, как явление не только желательное, но и крайне необходимое. Мы, русские баптисты, должны поставить и нашей первой задачей, и предметом постоянной молитвы пред нашим Господом, чтобы, по возможности, скорее была открыта такая же школа и чисто русская". В 1908 г. на конференции баптистов было вынесено решение: до устройства русской баптистской семинарии, посылать молодых братьев в Лодзинскую немецкую семинарию. На их содержание решили сделать по общинам сбор, и направить средства в эту семинарию. Был также объявлен сбор пожертвований для организации собственной семинарии на юге России, о чем говорили на предыдущей конференции. В 1909 г. на съезде баптистов было принято решение вместе с немецкими баптистами строить в Москве здание для библейской школы. В 1910 г. на съезде решили открыть 3-годичное училище для подготовки благовестников. Пользуясь относительной свободой, христианство расширялось, укреплялось, расцветало. Но на горизонте поднимались новые тучи. Православному духовенству не нравилось, что другим вероисповеданиям предоставлена относительная свобода совести. В 1910 г. министр внутренних дел П. А. Столыпин издал два циркуляра. Первый, от 31 марта, ограничивал свободу проведения съездов. В нем, в частности, говорилось (некоторые пункты приводятся в сокращенном виде): "2) Одновременное устройство религиозного и делового съезда не допускается. 9) На съезде присутствует особый представитель МВД. 10) Религиозные съезды... могут происходить исключительно в существующих и регистрированных в надлежащем порядке молитвенных домах. 12) Не допускается превращение деловых съездов в молитвенные собрания или религиозные съезды. 13) Министр внутренних дел, одновременно с программой подлежащих обсуждению вопросов, утверждает перечень лиц, коим принадлежит право совещательного и решающего голосов и состав руководителей и докладчиков съезда" (В. И. Ясевич-Бородаевская, "Борьба за веру", стр. 635-639). Второй циркуляр МВД от 4 октября касался молитвенных общений. Запрещалось устраивать собрания для евангелизации, говорить что-либо против православной церкви и ее вероучения. На богослужениях должен был присутствовать представитель полиции. Начинался новый период для Церкви Христовой в нашей стране, период так называемой "Столыпинской реакции".

Заключение

Хотя после Манифеста о свободе совести для братства наступило значительное облегчение: созывались съезды, совершалось блаювестие, открывались молитвенные дома, однако многие сознавали, что это продлится недолго. Многие братья предвидели в регистрации большую опасность. И. П. Кушнеров еще в 1906 г. писал И. С. Проханову, что законы, изданные в 1905 г., не делают церковь свободной: "Начальству хочется непременно подчинить свободные церкви владычеству гражданской власти". Многие общины отказывались регистрироваться по закону от 17 октября 1906 г. Съезд представителей баптистов, евангельских христиан, молокан и пресвитериан в 1907 г. решил, что по этому закону нельзя регистрироваться, однако уже в 1908 г. зарегистрировалась Петербургская община, по инициативе которой был собран этот съезд. А через 2 года съезд евангельских христиан проводился уже с представителями власти за председательским столом. Съезд баптистов в Одессе, где церковь не приняла регистрацию, был прерван арестами братьев. Православные миссионеры, видя растущее евангельско-баптисткое движение, волновались, устраивали свои съезды и возбуждали правительство и народ к враждебным действиям против нашего братства. Новое положение церкви по отношению к государству было связано с серьезной опасностью потерять независимость от властей. Невозможно читать без сожаления и грусти, как служители Церкви Христовой пишут хвалебный гимн мирскому правителю, не так уж доброжелательно настроенному по отношению к истинной Церкви. И все же в прошедших десятилетиях многие христиане являли искреннюю любовь к искупившему их Господу, и это давало им силу устоять в испытаниях. Надежда на Того же Господа делала их способными бодро идти навстречу предстоящим трудностям.

Издательство "Христианин" СЦ ЕХБ, 1994 г.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.