Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Юридические факты. Фактический состав.





Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм.

Юридические факты классифицируются по различным основаниям

1) по характеру наступающих последствий они делятся на:— правообразующие (поступление в вуз);— правоизменяющие (перевод с очной на заочную форму обучение— правопрекращающие окончание вуза);2) по связи с волей участников правоотношений — на:— события (обстоятельства, не зависящие от воли субъекта — стихийное бедствие, смерть, истечение сроков и т.п.;—;действия (обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений). Последние делятся на правомерные и противоправные. Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия — сделки, судебные решения и т.п.) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их свершающего — создание художественного произведения и т.д.).Противоправные деяния могут быть уголовными, административными, гражданскими, дисциплинарными. Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

3. Понятие и признаки юридической ответственности. Юридическая ответственность - это претерпевание лицом, нарушившим требования правовых норм, определенных неблагоприятных последствий. Юридическая ответственность — есть необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное пра­вонарушение. Меры эти могут быть: — личного характера (лишение свободы);— имущественного характера (штраф);— организационного характера (увольнение). Признаки юридической ответственности:!) устанавливается государством в правовых нормах;2) опирается на государственное принуждение;3) применяется специально уполномоченными государственными органами;4) связана с возложением новой дополнительной обязанности 5) выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера;6) выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция — часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут - быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение);?) возлагается в процесс-ой форме;8) наступает только за совершенное правонарушение. Если фактическим основанием юридической ответственности выступает правонарушение, характеризуется совокупностью признаков, образующих его состав, то юридическим основанием — норма права и соответствующий правоприменительный акт. в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному»правонарушителю.

Виды юридической ответственности (классифицируются по отраслевой принадлежности). Их разделяют подобно тому, как разграничивают виды правонарушений. Выделяют девять видов юридической ответственности. Рассмотрим их в зависимости от степени тяжести. Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей. Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, т. е. за невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы, гигиены и санитарии и др. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест, деквалификация, штрафы, конфискация предметов, лишение специальных прав). Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение работнику милиции и др.). Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Они могут быть установлены как Трудовым кодексом, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на предприятиях, в организациях, так и уставами, правилами, положениями, адресованными специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим). Дисциплинарные санкции (замечание, выговор, лишение премии, понижение в должности и др.), хотя и не столь сурово отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воздействие и предотвращает совершение новых дисциплинарных проступков. Материальная ответственность связана с ущербом, причиненным работником предприятия. Факт нахождения на службе и выполнение им трудовых обязанностей в интересах данного предприятия как бы «смягчает» его участь: он обязан возместить ущерб не в полном размере, а в размере своего месячного заработка, если ущерб причинен по неосторожности. Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых правоотношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причиненный гражданам и организациям имущественный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других мер юридического воздействия. Так, привлечение к уголовной ответственности не освобождает лицо от обязанности возместить вред, так же как, впрочем, административный штраф не отменяет его обязанность ликвидировать ущерб в имущественной сфере пострадавшего от административного проступка. Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др. Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую «критическую массу», определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут носить даже судьбоносный характер, например, лишение родительских прав и др. Конституционная ответственность выражается чаще всего в отмене нормативных актов, противоречащих Конституции, но не только (импичмент Президента, роспуск парламента и др.). Процессуальная ответственность возлагается за нарушения порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, но в основном за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия и, в частности, ведения судебного процесса. Спектр процессуальных санкций довольно широк: от предупреждения до удаления из зала судебного заседания, от штрафа до принудительного привода и, может быть, ареста, допустим, за дачу свидетелем ложных показаний.

 

 

БИЛЕТ №36

Сущность государства.

Государство — это организация политической власти, содействующая, преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других
интересов в пределах определенной территории. ж

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:1) то, что любое государство — есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности государства: — классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется в узких целях. как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план);

— общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

 

Если проанализировать имевшиеся в истории представления о социальном назначении государства, то можно выделить следующие учения о его сущности.

Марксистско-ленинское учение. Сущность государства мар­ксизм-ленинизм свел к обеспечению классового господства. Из мно­гочисленных высказываний К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина вид­но, что государство они определяли как машину, инструмент в руках экономически господствующего класса для подавления сопротивле­ния эксплуатируемых классов. Это представление в основном отно­силось к характеристике буржуазного государства. Социалистическое же переходное государство (разновидностями которого в разное вре­мя выступали такие формы, как коммуна, Советская власть, народная демократия) марксизмом-ленинизмом рассматривалось как демокра­тическое для большинства и диктаторское для меньшинства. С пози­ций марксизма-ленинизма государство рассматривалось исключи­тельно как орудие классового господства, которое с отмиранием классов должно отмереть. Анархическая концепция государства. С точки зрения анар­хистов, любое государство стесняет людей, ограничивает их свободу, а поэтому государство должно быть уничтожено. Обществом, по их мнению, должны управлять так называемые федерации мелких авто­номных ассоциаций производителей. Либерально-демократическая концепция государства. Она Е \ исходит из представлений о слабом государстве, которое должно вы­ражать интересы среднего класса и уравновешивать противополож­ные классы, выполнять роль некоего арбитра. Фашистское государство. Сторонники этого типа государ­ства проповедуют концепцию открытой террористической диктатуры наиболее передовых, прогрессивных, с их точки зрения, рас, людей над остальными. Идейной основой фашистского государства высту­пают: расизм, шовинизм, национализм, вождизм, геополитика и т.д. Тоталитарное государство. Эта концепция исходит из не­обходимости всеобщего огосударствления общества, сведения на нет гражданского общества. Тоталитарное государство возможно при условии: господства одной политической партии; чрезвычайной цен­трализации власти и ее концентрации в руках узкого круга лиц; мо­нополии в области экономики, информации, образования и т.д. Тота­литарное государство становится над обществом, все подчиняет сво­им интересам, нередко прикрываясь благими намерениями. Об ответ­ственности государства перед обществом, гражданами говорить не. приходится. Корпоративное государство. Сторонники корпоративного государства исходят из того, что государство - это совокупность пуб­личных служб, выполняющих специальные функции, не увязанные с потребностями общества, а исходящие из интересов отдельных кор­пораций, самих государственных служб, функций. В корпоративных государствах устанавливается авторитарно-политический режим, они нередко скатываются в сторону фашистской диктатуры.

Государство всеобщего благоденствия. Концепция исходит из представления, что государство - это исключительное благо, оно существует для того, чтобы сделать людей счастливыми, достойны­ми. Этой концепции присуща излишняя иллюзорность при характе­ристике государства. Ведь известно, что государство - не благо, а объективная необходимость. Даже самое лучшее государство созда­ется не д^я того, чтобы сделать рай на земле, а для того, чтобы жизнь не превращалась в ад, чтобы общество развивалось более или менее оптимально

Этнократическое (национальное) государство. Идея такого государства направлена на то, чтобы государство обслуживало чисто национальные интересы. С точки зрения сторонников этой концеп­ции каждый этнос имеет право формировать государство для обслу­живания интересов этого этноса. Эта концепция не всегда учитывает реальности, когда люди исторически уже давно живут не по нацио­нальному Признаку, а по общечеловеческим нормам. Проблема фор­мирования национальных государств приобрела особую актуальность в условиях развала СССР. Бывшие союзные и автономные республи­ки, сформированные в свое время якобы для разрешения националь­ного вопросу в России, одна за другой стали объявлять себя суверен­ными госуд;арствами В этот период вновь ожила теория самоопреде­ления наци*! вплоть до образования самостоятельного государства. Появилась Концепция, в соответствии с которой национальное един­ство укрепляет государство, поскольку политическая общность при этом дополняется этнокультурными узами (язык, морально-нравственные традиции, религия, национальное сознание и т.д.). Ме­жду тем истинные причины пробуждения национальной государст­венности остались нераскрытыми, а если даже эти причины выясни­лись, то они 1В основном сводились к стремлению национальной вер­хушки к власти, к желанию некоторой части национальной интелли­генции проявить себя таким образом. Патриотическая концепция государства. В соответствии с этой концепцией сущность государства сводится к обслуживанию особенности развития каждой страны, народа. Эта концепция прояв­лялась в свое время во взглядах славянофилов, которые выпячивали особенности развития России и считали необходимым, чтобы госу­дарство обеспечивало особое развитие России.

При определении сущности государства в данном случае на первый план выдвигается менталитет русского народа, «русский ха­рактер» и т.д.

Сущность оптимального государства заключается в обслуживании обществ, всех граждан в одинаковой мере.

2. Преемственность, рецепция и обновление права. Вопросам преемственности в праве была в свое время посвящена монография болгарского правоведа Нено Неновски (Преемственность в праве. М., 1977). Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.

Преемственность и обновление - это две стороны одного и того же процесса - процесса становления и развития национальной правовой системы.

Ю.С. Завьялов в связи с анализом названной работы Нено Неновски отмечает, что главным фактором, обусловливающим преемственность, является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений, вытекающая из потребностей самого общества, и обнаружена преемственность может быть вне сущности, только в содержании права, его форме, отчасти в функциональном назначении (например, в регулятивном). Сам Неновски считает, «что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях». При этом автор правильно обращает внимание на то, что преемственность может быть отрицательной, то есть иметь консервативное, реакционное, негативное назначение. Неновски различает преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. «Горизонтальная» же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств. Болгарский правовед полагает, что рецепция права может рассматриваться как специфическое проявление преемственности в праве. Думается, что дело обстоит как раз наоборот: правопреемственность является разновидностью правовой рецепции.

Слово «гесерtiо» в латинском языке означает «принятие», а приниматься, заимствоваться могут:а) прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность);б) элементы современных правовых систем.

Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений. Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г. Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, то есть ранее не существовавшее в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано.

3.Система права и система законодательства, их соотношение. Система права - это юридическая категория, означающая внутреннее строение правовых норм любой страны. Система права - это обусловленное состоянием общественных отношений целостное строение действующих правовых норм, которое выражается в их единстве, согласованности и дифференциации на отрасли и институты. Система права необходима для правотворческих целей. Правовая норма действует не отдельно, а в системе других норм. Поэтому чтобы получить беспробельную систему норм, надо иметь целостную систему норм, отвечающую потребностям их развития. Система права облегчает правоприменительную практику - легко можно найти любую норму. Система законодательства - это целостное строение источников действующих правовых норм, которое выражается в единстве, согласованности нормативно-правовых актов ц дифференциации их по различным отраслям. Система законодательства, по существу, понятие очень близкое к системе права. Она тоже представляет собой обусловленное состоянием общественных отношений целостное строение, но только не правовых норм, как в системе права, а их источников. Отсюда социальное назначение системы права и системы законодательства совпадают. Система права и система законодательства друг без друга не существуют. Первая - это систематизация правовых норм, а вторая - систематизация источников, где нормы находят объективное выражение. Правовые нормы не могут существовать без источников, они взаимосвязаны. Любая правовая норма обязательно находится в еделенном нормативном акте, являющемся составной частью системы законодательства.

 

БИЛЕТ №37

1. Форма гос-ва ИЛИ форма гос. устройства

Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших, органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти.

Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим. По форме правления государства подразделяются на деспотию, монархию и республику. По форме государственного устройства государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (империя, конфедерация, федерация). Выделяется два вида государственного режима: демократический и авторитарный.

Форма правления -способ организации высших органов власти в государстве. Форма государственно-территориального устройства - способ территориального устройства государства и определенный порядок взаимоотношений центральной региональной местной власти. Деспотия - неограниченность власти, характеризуется для абсолютной монархии, где власть осуществляется исключительно. Господствует произвол и отсутствуют или не действуют законы Монархия -форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единому главе государства-монарху (королю, царю), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед государством

Республика -это форма правления в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Империя -насильственно созданное сложное государство, степень зависимых составных частей которого от верховной власти весьма различна.

Конфедерация -это союз суверенных государств образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических). Временное образование. Унитарное государство -это целостное централизованное государство, которое делится на административно-территориальные единицы, не имеющие статуса государственных образований, не обладает суверенными правами. В таком государстве едины высшие органы государства, гражданство, конституция.

Федерация -сложное союзное государство части которого (республики, штаты, кантоны) являются государствами и государственными образованиями, обладающими суверенитетом.

Признаки федерации: территория федерации состоит из территории ее субъектов; существует 2 уровня гос. Аппарата-федеральный и республиканский; наличие двойного гражданства; субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.