Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблема нормы и патологии в психологии личности





 

Проблема определения понятий «болезнь-здоровье», «норма-патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.

 

Норма не является реально существующим и устойчивым феноменом. Нормы назначаются. Динамика детерминирована культуральными факторами. Поэтому оценка норма/патология производится с опорой на различные подходы:

 

Статистический подход

Нормой считаются средние значения признака, крайние значения – патология (IQ <20 – глубокая умственная отсталось, IQ>135 – гениальность). Анормальное приравнивается к необычному.

1. Плюсы

· возможность объективной квалификации

· возможность верификации

· возможность измерения

· устойчивость

2. Минусы

· нечувствительность к динамике

· игнорирование крайних значений

(гениальность – форма ненормальности)

· усреднённость как норма

· игнорирование индивидуальности

Адаптационный подход.

Норма как приспособленность к условиям жизни. Любая патология представляет собой либо «расстройство врожденных форм поведения», сбой в нормальном функционировании адаптирующейся живой системы (К. Лоренц), либо результат внутреннего несоответствия социального и природного (В.И. Вернадский), либо вынужденное «стеснение» жизни в ее «свободе», форма выживания человека в экстремальных для него условиях внешней или внутренней среды (И.В. Давыдовский).



Само понятие «приспособленность» в ряде исследований признается не подходящим для описания здорового или нормального существования. Так, польский психолог и клиницист К. Домбровский считал, что способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и жизненная позиция, не содержащая в себе элементов, необходимых для позитивного развития личности и творчества.

Социальные психологи считают, что адаптация может быть добровольной и принудительной. Принудительная адаптация наносит ущерб человеку — деформирует его интеллектуальные и моральные качества, приводит к эмоциональным нарушениям.

· оптиум адаптации

· связь с идеей естественного отбора

· микросоциум и макросоциум

· конформность как вариант оптиума адаптации

· патологические формы адаптации

Гумманистический

Норма как идеал. Описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов.

· Существование эталона «нормативности»

· Игнорирование индивидуальности

· Игнорирование социальных и культурных различий

· Субъективность критериев

· Моральное обоснование

· Культурный релятивизм

Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма - это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

· эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

· принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

· непосредственность, простота, естественность;

· центрированность на цели;

· независимость и наличие потребности в уединении от суеты и т.п.

Культурно-релятивисткий

Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Есть нормы поведенческие (нельзя ходить раздетым по городу) и ранговая (как должен одеваться студент и президент). Однако то, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология.

Есть заболевания универсальные (депрессии, шизофрения, старческое слабоумие), а есть культурно-специфические.

Социальные критерии нормы:

· культурный релятивизм

· ситуативность критериев

· ценностный характер критериев

· проблема выбора

Субъективная норма

Сравнение себя с самим собой (тогда был здоровым, теперь нет). Производится интуитивно. При эгосинтонности симптомов не осознают (расстройства личности). Осознают при эгодистонности (тревожные расстройства, депрессии). Критерий хорошо работает в отношении высоко рефлексивного человека. Анормальное – неподходящее для индивида.

 

Норма как отсутствие симптомов (медицинское понимание)

· Норма – отсутствие болезни

· Норма – отсутствие синдрома

· Норма – отсутствие симптома

 

Однако границы нормы-патология не существует. Норма-патология может рассматриваться как континуум (особенно в статистическом подходе), тогда дихотомия будет не выражена, поскольку это будут лишь теоретически возможные края континуума. Однако если мы будем исходить из того, что норма (или патология) имеет чёткие критерии, то в таком случае можно говорить о норме и не норме. При этом не норма не всегда будет патологией.

- З. Фрейд утверждал, что все больны. У всех есть психопатология обыденной жизни, вызываемая конфронтацией двух факторов, а без этого обойтись невозможно.

- Пограничное расстройство личности (эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип) – расстройство личности, характеризующееся импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, нестабильной связью с реальностью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации.

- Транзиторное расстройство личности - кратковременное преходящее рассогласование структуры личности у лиц подросткового и молодого возраста в экстремальных условиях и не приводящее к формированию стойкой патологии личности. Например, острая реакция на стресс – транзиторное расстройство значительной тяжести.

 

Уровнево-типологический подход

Основываясь на критериях эффективности социального и биологического функционирования человека, В.Н. Мясищев выделял четыре соответствующих типа: 1) тип социально и биологически полноценный, 2) социально полноценный при биологической недостаточности, 3) биологически полноценный при социальной недостаточности, 4) социально и биологически неполноценный тип.

Б.С. Братусь рассматривает феномен здоровья как неоднородное и многоуровневое образование. Высшая его ступень – нравственное самосознание личности, представляющее собой внутреннюю регуляцию внешнего социального поведения человека. Более низкий уровень связан с собственно отражательной, когнитивной деятельностью человека; он обозначается как психологический. И наконец, третий уровень выступает как материальная база психической деятельности, ее биологический фундамент.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.