|
Проблема нормы и патологии в психологии личности
Проблема определения понятий «болезнь-здоровье», «норма-патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.
Норма не является реально существующим и устойчивым феноменом. Нормы назначаются. Динамика детерминирована культуральными факторами. Поэтому оценка норма/патология производится с опорой на различные подходы:
Статистический подход Нормой считаются средние значения признака, крайние значения – патология (IQ <20 – глубокая умственная отсталось, IQ>135 – гениальность). Анормальное приравнивается к необычному. 1. Плюсы · возможность объективной квалификации · возможность верификации · возможность измерения · устойчивость 2. Минусы · нечувствительность к динамике · игнорирование крайних значений (гениальность – форма ненормальности) · усреднённость как норма · игнорирование индивидуальности Адаптационный подход. Норма как приспособленность к условиям жизни. Любая патология представляет собой либо «расстройство врожденных форм поведения», сбой в нормальном функционировании адаптирующейся живой системы (К. Лоренц), либо результат внутреннего несоответствия социального и природного (В.И. Вернадский), либо вынужденное «стеснение» жизни в ее «свободе», форма выживания человека в экстремальных для него условиях внешней или внутренней среды (И.В. Давыдовский). Само понятие «приспособленность» в ряде исследований признается не подходящим для описания здорового или нормального существования. Так, польский психолог и клиницист К. Домбровский считал, что способность всегда приспосабливаться к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и жизненная позиция, не содержащая в себе элементов, необходимых для позитивного развития личности и творчества. Социальные психологи считают, что адаптация может быть добровольной и принудительной. Принудительная адаптация наносит ущерб человеку — деформирует его интеллектуальные и моральные качества, приводит к эмоциональным нарушениям. · оптиум адаптации · связь с идеей естественного отбора · микросоциум и макросоциум · конформность как вариант оптиума адаптации · патологические формы адаптации Гумманистический Норма как идеал. Описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов. · Существование эталона «нормативности» · Игнорирование индивидуальности · Игнорирование социальных и культурных различий · Субъективность критериев · Моральное обоснование · Культурный релятивизм Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма - это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей: · эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается; · принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги; · непосредственность, простота, естественность; · центрированность на цели; · независимость и наличие потребности в уединении от суеты и т.п. Культурно-релятивисткий Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Есть нормы поведенческие (нельзя ходить раздетым по городу) и ранговая (как должен одеваться студент и президент). Однако то, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Есть заболевания универсальные (депрессии, шизофрения, старческое слабоумие), а есть культурно-специфические. Социальные критерии нормы: · культурный релятивизм · ситуативность критериев · ценностный характер критериев · проблема выбора Субъективная норма Сравнение себя с самим собой (тогда был здоровым, теперь нет). Производится интуитивно. При эгосинтонности симптомов не осознают (расстройства личности). Осознают при эгодистонности (тревожные расстройства, депрессии). Критерий хорошо работает в отношении высоко рефлексивного человека. Анормальное – неподходящее для индивида.
Норма как отсутствие симптомов (медицинское понимание) · Норма – отсутствие болезни · Норма – отсутствие синдрома · Норма – отсутствие симптома
Однако границы нормы-патология не существует. Норма-патология может рассматриваться как континуум (особенно в статистическом подходе), тогда дихотомия будет не выражена, поскольку это будут лишь теоретически возможные края континуума. Однако если мы будем исходить из того, что норма (или патология) имеет чёткие критерии, то в таком случае можно говорить о норме и не норме. При этом не норма не всегда будет патологией. - З. Фрейд утверждал, что все больны. У всех есть психопатология обыденной жизни, вызываемая конфронтацией двух факторов, а без этого обойтись невозможно. - Пограничное расстройство личности (эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип) – расстройство личности, характеризующееся импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, нестабильной связью с реальностью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации. - Транзиторное расстройство личности - кратковременное преходящее рассогласование структуры личности у лиц подросткового и молодого возраста в экстремальных условиях и не приводящее к формированию стойкой патологии личности. Например, острая реакция на стресс – транзиторное расстройство значительной тяжести.
Уровнево-типологический подход Основываясь на критериях эффективности социального и биологического функционирования человека, В.Н. Мясищев выделял четыре соответствующих типа: 1) тип социально и биологически полноценный, 2) социально полноценный при биологической недостаточности, 3) биологически полноценный при социальной недостаточности, 4) социально и биологически неполноценный тип. Б.С. Братусь рассматривает феномен здоровья как неоднородное и многоуровневое образование. Высшая его ступень – нравственное самосознание личности, представляющее собой внутреннюю регуляцию внешнего социального поведения человека. Более низкий уровень связан с собственно отражательной, когнитивной деятельностью человека; он обозначается как психологический. И наконец, третий уровень выступает как материальная база психической деятельности, ее биологический фундамент.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|