Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Соотношение темперамента, характера, личности.





Все высказывания на эту тему можно разделить на четыре группы.

Темперамент:

На протяжении всего времени изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма. Гиппократ описал 4 типа темперамента исходя из физиологических представлений того времени (четыре основных жидкости – кровь - сангвинический, слизь - флегматический, желтая желчь - холерический и черная желчь – меланхолический). Далее были попытки выявить различные психологические «портреты» различных типов (И.Кант).

Учение о темпераментах шло по двум основным линиям: физиологической и психологической.

Развитие физиологической линии – последовательная смена представлений об органических основах темпераментов. Примеры: химический состав крови, ширина кровеносных сосудов, особенности обмена веществ и т.п. И.П.Павлов: «учение о типах нервной системы»: ввел понятия генотип – пророжденный тип НС, фенотип – склад ВНД, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип связал с понятием темперамента, фенотип – характера.

В настоящее время темперамент – динамические аспекты поведения. Выделяют три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность – характеристика взаимодействия с окружающей средой: инертный, пассивный, спокойный, инициативный, активный, стремительный. В моторной: темп движений, быстрота, ритм, общее количество. Эмоциональная: впечатлительность, чувствительность и пр.

Хотя понятия темперамент и характер в психологии различаются, четкой границы между ними не проводится. Темперамент продолжает пониматься как природная основа или динамическая основа характера.

Характер

В узком смысле: совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует.

Черты характера – те существенные свойства человека, из которых с определенной логиков и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как несовместимые с ними другие.

К характеру относятся не все устойчивые свойства личности, а те, которые выражают его направленность, которые определяют его действия

Юнг: экстравертированный и интровертированный.

Кречмер: циклоидный и шизоидный.

Характер может быть более и менее выражен. Зона абсолютно «нормальных характеров, зона выраженных характеров (акцентуаций) и зона сильных отклонений характера (психопатии).

Критерии психопатий Ганнушкина:

1) Относительно стабилен во времени (мало меняется в течение жизни)

2) Тотальность проявлений характера (и на работе, и дома, и на отдыхе)

3) Социальная дезадаптация

Темперамент – динамическая характеристика всех проявлений личности, а также чувственной основой характера. Образуя основу свойств характера, свойства темперамента не предопределяют их, они претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходных свойства могут привести к различным свойствам. Например: честность, доброта, вежливость, лживость, жадность, грубость. Однако в зависимости от темперамента эти черты могут проявляться по-разному.

В истории сложилось несколько подходов к разделению понятий темперамента и характера (с) Ковалеи и Мясищев:

1. Отождествление темперамента и характера (Ружицкий и Кречмер);

Кречмер выводит темперамент из особенностей телесной конституции; отождествляет темперамент и характер личности. Отбрасывает социальные качества.

Лазурский: практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике (характеризует врожденный запас физических и духовных сил). Эндопроявления выражают внутренние, субъективные отношения между психофизиологическими элементами данной личности, но в то же время связаны с индивидуальными особенностями ЦНС.

Минусы теории: роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности Þ идея фатальной предрасположенности индивида к тому психологическому складу, кот. уготован ему наследственно заданным телосложением.

2. Противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений (Викторов и Вирениус)

П. Викторов: Темперамент – врожденная первичная реакция личности; характер – проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией («вторичной индивидуальностью») возникает антагонизм. Образующаяся в опыте жизни вторая реакция тормозит первую (врожденную реакцию) Þ характер и темперамент являются антагонистами друг друга.

К этой позиции также приближается Н.Д. Левитов. Он считает, что темперамент не входит в характер и что характер находится в антагонистических отношениях с темпераментом. Развитие личности совершается по пути «преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера» и т.п.

Минусы теории: намечая две ступени развития личности или две основы личности сторонники этой теории только противопоставляют их, упуская из виду их единство.

3. Темперамент – элемент характера (Кейра, Гундобин, Городецкий, Гобчанский, М. Рубинштейн и др. )

Приверженцы этой позиции рассматривают темперамент как необходимый элемент, как ядро характера, как его неизменную часть, в отличие от самого характера как изменяющейся категории.

Третья точка зрения обозначена И. П. Павловым.

Тип есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности животного — генотип. Но так как животное со дня рождения подвергается разнообразнейшим влияниям окружающей обстановки, на которые оно неизбежно должно отвечать определенными деятельностями, часто закрепляющимися наконец на всю жизнь, то окончательная наличная нервная деятельность животного есть сплав из черт типа и изменений, обусловленных внешней средой, фенотип, характер (19516, с. 334).

Типы темперамента И.П. Павлова строятся на основе типов нервной системы. И.П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа.

4. Темперамент – основная природа характера (Румянцев, Л.С.Выготский, Е.П.Ересь, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.Н.Корнилов и др. )

Эти авторы рассматривают темперамент как врожденную основу характера и личности.

Выготский: темперамент – наличная предпосылка, а характер – конечный результат воспитательного процесса.

С.Л. Рубинштейн: темперамент образует основу характера.

Павлов: темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого – другие.

В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если обобщение происходит за счет общности всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), мы имеем дело с темпераментом; если в основании лежат динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

В. М. Русалов (1985, 1986) предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Оно:
1) не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает их формальный аспект (является независимым от смысла, цели, мотива);
2) характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
3) универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
4) рано проявляется в детстве;
5) устойчиво в течение длительного периода жизни человека;
6) значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной);
7) является наследуемым.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.