|
Соотнесение с другими теориямиКритика гуманистической психологии. Главное – это не самоактуализация, она является лишь следствием, побочным эффектом поиска смысла жизни. Ищите смысл, а самоактуализация приложится! Самоосуществление и самореализация вообще важны для человеческого бытия, они достижимы лишь как результат, но не как интенция. Франкл спорил с Маслоу в том, что считал, что даже если не удовлетворены нижележащие потребности, то все равно возможно осуществление высших. В концлагерях выживали только те, у кого был смысл выжить (вера в бога, научная деятельность, семья). Параллели в развитии идей Франкла и ведущих советских психологов: ▪ в общем методологическом пафосе подхода к личности Франкл оказывается единомышленником Выготского. Оба буквально одними и теми же словами выдвигают лозунг построения вершинной психологии как оппозиции психологии глубинной ▪ Франкл: "Экзистенциальный анализ есть нечто противоположное так называемой... глубинной психологии. Глубинная психология забывает, что ее противоположностью является не поверхностная, а вершинная психология... Глубинная психология в чести, но "лишь вершина человека – это человек" ▪ Выготский: "Наше слово в психологии: от поверхностной психологии – в сознании явление не равно бытию. Но мы себя противопоставляем и глубинной психологии. Наша психология – вершинная психология (определяет не "глубины", а "вершины" личности)" ▪ в понимании места человека в мире Франкл идет теми же путями, что и С.Л. Рубинштейн. ▪ Франкл: "Не только мир существует в сознании... но и сознание существует в мире, "содержится" в нем, сознание "имеет место" ▪ в представлении о роли предметной деятельности в становлении личности Франкл протягивает руку А.Н. Леонтьеву: "Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю". Этот принцип деятельности сочетается в работах Франкла с принципом предметности (интенциональности у Франкла). Взаимоотношение экзистенциальной и гуманистической парадигмы в психологии Многое в гуманистической психологии очень важно для экзистенциальной психологии: свобода, выбор, цели, ответственность, внимание к уникальному миру любого человека. Однако гуманистическая психология не тождественна европейской экзистенциальной традиции.
6. Общие представления о личности в теории К. Левина и когнитивной психологии. Хьелл, Зиглер: Келли построил свою когнитивную теорию личности на основе конструктивного альтернатизма. “Всё наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене”. На всё можно посмотреть с разных сторон. Личностный конструкт – это теоретическая модель, которую человек пытается приспособить к действительности. “Умный – глупый”, “хороший – плохой”. Личность он рассматривал как конструкт персонолога, как абстракцию, созданную психологами на основании наблюдений. Чтобы понять человека, надо понять его конструкты. “Процессы личности – это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события”. Лекции за прошлый семестр: Теория поля Левина включает в себя модель личности и модель окружающей среды. Модель личности рассматривается как определяемая скалярными величинами (квази-потребность, энергия, напряжение), а модель среды – векторными (целеполагание, направленность, валентность). Личность интерпретирует ситуацию, существует некий гипотетический конструкт реальности; среда заставляет личность совершать “локомоции” в среде. Положения о потребности. Динамическое состояние (активность), которая возникает у человека при осуществлении действия, намерения. Квази-потребности (соц. обусловленность, данный конкретный момент) и истинные потребности. Опыты Овсянкиной. Возвращение к прерванному действию. Динамическое состояние является решающим, детерминирующим фактором психической деятельности человека. Проблема удовлетворения потребности и проблема психической ситуации – поля. Биренбаум. О забывании намерений. Проблема замещающего действия. Замещение по содержанию и по способу, операциям. (эксп). Завершение «в уме». Замещение: Степень напряженности системы; Недостижимость цели приводит к символическому поведению. Символический план, обходной путь решения. Понятие психологического поля. Валентности в поле. Нет осмысленности, дифференцированного намерения – полевое поведение. Гомеостаз. «Жизненное пространство» - субъект и окружение. В основе полевого поведения – потребность/случайные моменты – откликаемость. Понятие временной перспективы. Прошлое и будущее. Понятие цели. «Исследование уровня притязаний» Хоппе. Карстен – опыты на пресыщение.
7. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|