|
Проблема «Я» и направления её изучения в психологии.Кон: Хотя это одно из старейших философо-психологических понятий, его категориальный статус не определён. Понятие “Я” соотносят то с личностью, то с самосознанием. Но “Я” – не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри. А самосознание может быть и групповым. Понятие “Я” двояко, т.к. как заметил ещё Кант, “Я” – это субъект мышления, рефлексирующее “Я” и одновременно объект восприятия и внутреннего чувства. В психологии первое называют действующим, субъектным, экзистенциальным “Я”, а второе – “Я-концепцией”. Как на “Я” посмотришь, так и определишь: для бихевиориста понятия “самости” вообще не существует. Пока никто не сумел внятно разделить “Я” рефлексирующее и действующее. Эриксон выделяет “Эго-идентичность”, определяя его то как “осознанное чувство индивидуальной идентичности”, то как “бессознательное стремление к последовательности личного характера”, то как “критерий молчаливой деятельности Эго-синтеза”. Левинджер в своей концепции тоже многозначен. Он считает, что определить “Эго” так же трудно, как жизнь. Считает его синтетической, организующей функцией психики. Процесс развития Эго он понимает как моральное, когнитивное развитие и рост способности к межличностным отношениям. Неверно, что образ “Я” сводится к сумме самоощущений. Личностный подход позволяет проанализировать понятие “Я”. Проблема в том, что понятия субъективности, диалогичности и ценности “Я” не поддаются жесткой операционализации и не укладываются в привычную логику экспериментальной науки, построенной по образцу естествознания и поэтому ориентированной на изучение безличных процессов. Ограниченность можно преодолеть на уровне философского синтеза. Помощь в решении проблемы “Я” психологам оказывают смежные гуманитарные науки: этнокультурология и историческая психология. Также ценным источником является литературоведение: художественно-образное познание старше научно-теоретического. Джемс: 3 части личности: составные эл-ты, чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка), поступки, вызываемые ими (забота о себе, самосохранение). ▪ Физическая личность – тело, одежда, домашний очаг, произведения труда. Социальная – представление о человеке других (честь); разные стороны человека (как человек, как гос лицо). Духовная – объединение духовных способностей и свойств. Ядро личности – активность. ▪ Самооценка – успех\неуспех. ▪ Забота о себе и самосохранение (о физической – инстинкт; о социальной – любовь, дружба, внимание; о духовной – стремление к духовному прогрессу). Самоуважение – успех \ притязание. Иерархия личностей: физ – соц – духовная. Д.А.Леонтьев: Я: физическое, социальное, психологическое (черты, мотивы, потребности), ощущение себя объектом активности (пассивности),самооотношение, смысл Я – самооценка его проявление (всего 5 Я). Самоуважение – отношение к себе со стороны и самопринятие – эмоц отношение к себе. Важно независимость от внешних оценок. Ф-ия самоотношения – сигнализация (все ли нормально в жизни). Активность человека – поддержание + самооценки (или избежание -). Слишком большое внимание к своему Я – признак неудачи в достижении жизненных целей. Смысл бумеранга – цель (ее поражение), а не возвращение.
Бахтин – диалоги внутри персонажей (отличие Достоевского от Мушкетеров). Бубер – диалог между личностью и Богом (поиск единства – начинается от греков, христианство, Ницше). Выготский – диалог между культурой и природным (натуральным). Опосредование через знак, овладение натураьлным.
Самосознание – самооценка. Леонтьев: загонщик (отделение себя от ситуации). Мухина: идентификация с Я-образом, именем, полом, наличие временной перспективы, положительная самооценка. Идентификация с этносом. Самосознание – осознание себя в мире значений.
1. Методы исследования личности в различных направлениях психологии. 1) Старая классификация: Ø Интроспекция – особый способ познания человеком собственного сознания, заключающийся в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов. Основания: Декарт (идея о непосредственном характере познания собственной душевной жизни) и Локк (два типа опыта: внутренний, или рефлексия, который дает нам знания о деятельности нашего «разума», и внешний – знания о внешнем мире). ü Аналитическая интроспекция (Титченер) – полное расчленение чувственного образа на «элементы», нельзя было допускать «ошибки стимула». ü Систематическая интроспекция (Вюрцбургская школа) – прослеживание основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета. ü Феноменологическое самонаблюдение (гештальтпсихология) – «наивный испытуемый» непредвзято описывает психические феномены в их целостности. Критика: бихевиоризм, психоанализ, Сеченов (только объективное внешнее наблюдение). 2) Современная классификация: 1. Наблюдение. Это преднамеренное и целенаправленное восприятиефиксация проявлений поведения и суждений, обусловленное задачами деятельности. Фиксация поведения и суждений. Виды наблюдения: ▪ По характеру контакта с объектом наблюдения: непосредственное и опосредствованное (аудио, видео, анкеты). ▪ По условиям осуществления: полевое и лабораторное ▪ По характеру взаимодействия с объектом наблюдения: открытое (он знает) и скрытое (не знает). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: · определение задачи и цели (для чего, с какой целью?) · выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?) · выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?) · выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?) · обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?) 2. Эксперимент. Это научный метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных (например, условия ситуации) на зависимую (искомое явление, феномен). Активность экспериментатора связана с тем, чтобы, при помощи организации экспериментальных воздействий и др. форм экспериментального контроля, обеспечить обоснованный вывод, что полученные эмпирические данные соответствуют высказыванию Виды эксперимента: · лабораторный эксперимент (проводится в условиях специально оборудованных помещений – обеспечивает строгий контроль переменных, однако низкая экологическая валидность – соответствие реальной жизненной ситуации), полевой эксперимент (тип исследования социальных явлений посредством изучения их в нормальных, естественных условиях) · естественный/искусственный эксперимент · констатирующий эксперимент (выявляет уже сложившиеся структуры) и формирующий эксперимент (целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств; например, когда нужно проверить идеи о механизмах становления того или иного явления). Квази-эксперимент как метод сравнительных исследований: ▪ метод тестирования (существенная характеристика – наличие норм, с которыми производится сравнение полученных результатов; виды тестов – индивидуальные/групповые, вербальные/действенные, проективные – напр., ТАТ, Люшер, Роршах) ▪ близнецовый метод (определение влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека) ▪ кросс-культурное исследование (между культурами). 3. Измерение. Это система процедур получения числовых (количественных) характеристик свойств изучаемых в психологии явлений и процессов. В отличие от психодиагностических методик (задача обследования), это научный метод. ü Нольмерное шкалирование (напр., метод минимальных изменений или метод «да»/«нет» в ТОС). ü Одномерное шкалирование (метод балльных оценок, метод парных сравнений). ü Многомерное шкалирование (факторный анализ, кластерный анализ). 4. Психодиагностика. Наука и практика постановки психологического диагноза. Различные классификации психодиагностических методик (Бодалев, Столин): 1) Задания предполагающие правильный ответ (тест Равена) или правильных ответов не существует (частота и направленность того или иного ответа – тест 16 факторов). Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|