Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблема «Я» и направления её изучения в психологии.





Кон: Хотя это одно из старейших философо-психологических понятий, его категориальный статус не определён. Понятие “Я” соотносят то с личностью, то с самосознанием. Но “Я” – не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри. А самосознание может быть и групповым. Понятие “Я” двояко, т.к. как заметил ещё Кант, “Я” – это субъект мышления, рефлексирующее “Я” и одновременно объект восприятия и внутреннего чувства. В психологии первое называют действующим, субъектным, экзистенциальным “Я”, а второе – “Я-концепцией”. Как на “Я” посмотришь, так и определишь: для бихевиориста понятия “самости” вообще не существует.

Пока никто не сумел внятно разделить “Я” рефлексирующее и действующее. Эриксон выделяет “Эго-идентичность”, определяя его то как “осознанное чувство индивидуальной идентичности”, то как “бессознательное стремление к последовательности личного характера”, то как “критерий молчаливой деятельности Эго-синтеза”. Левинджер в своей концепции тоже многозначен. Он считает, что определить “Эго” так же трудно, как жизнь. Считает его синтетической, организующей функцией психики. Процесс развития Эго он понимает как моральное, когнитивное развитие и рост способности к межличностным отношениям.

Неверно, что образ “Я” сводится к сумме самоощущений. Личностный подход позволяет проанализировать понятие “Я”. Проблема в том, что понятия субъективности, диалогичности и ценности “Я” не поддаются жесткой операционализации и не укладываются в привычную логику экспериментальной науки, построенной по образцу естествознания и поэтому ориентированной на изучение безличных процессов. Ограниченность можно преодолеть на уровне философского синтеза. Помощь в решении проблемы “Я” психологам оказывают смежные гуманитарные науки: этнокультурология и историческая психология. Также ценным источником является литературоведение: художественно-образное познание старше научно-теоретического.

Джемс:

3 части личности: составные эл-ты, чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка), поступки, вызываемые ими (забота о себе, самосохранение).

Физическая личность – тело, одежда, домашний очаг, произведения труда.

Социальная – представление о человеке других (честь); разные стороны человека (как человек, как гос лицо).

Духовная – объединение духовных способностей и свойств.

Ядро личности – активность.

▪ Самооценка – успех\неуспех.

▪ Забота о себе и самосохранение (о физической – инстинкт; о социальной – любовь, дружба, внимание; о духовной – стремление к духовному прогрессу).

Самоуважение – успех \ притязание.

Иерархия личностей: физ – соц – духовная.

Д.А.Леонтьев:

Я: физическое, социальное, психологическое (черты, мотивы, потребности), ощущение себя объектом активности (пассивности),самооотношение, смысл Я – самооценка его проявление (всего 5 Я).

Самоуважение – отношение к себе со стороны и самопринятие – эмоц отношение к себе. Важно независимость от внешних оценок.

Ф-ия самоотношения – сигнализация (все ли нормально в жизни). Активность человека – поддержание + самооценки (или избежание -).

Слишком большое внимание к своему Я – признак неудачи в достижении жизненных целей.

Смысл бумеранга – цель (ее поражение), а не возвращение.

 

Бахтин – диалоги внутри персонажей (отличие Достоевского от Мушкетеров).

Бубер – диалог между личностью и Богом (поиск единства – начинается от греков, христианство, Ницше).

Выготский – диалог между культурой и природным (натуральным). Опосредование через знак, овладение натураьлным.

 

Самосознание – самооценка. Леонтьев: загонщик (отделение себя от ситуации). Мухина: идентификация с Я-образом, именем, полом, наличие временной перспективы, положительная самооценка. Идентификация с этносом.

Самосознание – осознание себя в мире значений.


 

1. Методы исследования личности в различных направлениях психологии.

1) Старая классификация:

Ø Интроспекцияособый способ познания человеком собственного сознания, заключающийся в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов. Основания: Декарт (идея о непосредственном характере познания собственной душевной жизни) и Локк (два типа опыта: внутренний, или рефлексия, который дает нам знания о деятельности нашего «разума», и внешний – знания о внешнем мире).

ü Аналитическая интроспекция (Титченер) – полное расчленение чувственного образа на «элементы», нельзя было допускать «ошибки стимула».

ü Систематическая интроспекция (Вюрцбургская школа) – прослеживание основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета.

ü Феноменологическое самонаблюдение (гештальтпсихология) – «наивный испытуемый» непредвзято описывает психические феномены в их целостности.

Критика: бихевиоризм, психоанализ, Сеченов (только объективное внешнее наблюдение).

2) Современная классификация:

1. Наблюдение. Это преднамеренное и целенаправленное восприятиефиксация проявлений поведения и суждений, обусловленное задачами деятельности. Фиксация поведения и суждений.

Виды наблюдения:

По характеру контакта с объектом наблюдения: непосредственное и опосредствованное (аудио, видео, анкеты).

По условиям осуществления: полевое и лабораторное

По характеру взаимодействия с объектом наблюдения: открытое (он знает) и скрытое (не знает).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

· определение задачи и цели (для чего, с какой целью?)

· выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)

· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?)

· выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?)

· обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

2. Эксперимент. Это научный метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных (например, условия ситуации) на зависимую (искомое явление, феномен).

Активность экспериментатора связана с тем, чтобы, при помощи организации экспериментальных воздействий и др. форм экспериментального контроля, обеспечить обоснованный вывод, что полученные эмпирические данные соответствуют высказыванию

Виды эксперимента:

· лабораторный эксперимент (проводится в условиях специально оборудованных помещений – обеспечивает строгий контроль переменных, однако низкая экологическая валидность – соответствие реальной жизненной ситуации), полевой эксперимент (тип исследования социальных явлений посредством изучения их в нормальных, естественных условиях)

· естественный/искусственный эксперимент

· констатирующий эксперимент (выявляет уже сложившиеся структуры) и формирующий эксперимент (целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств; например, когда нужно проверить идеи о механизмах становления того или иного явления).

Квази-эксперимент как метод сравнительных исследований:

метод тестирования (существенная характеристика – наличие норм, с которыми производится сравнение полученных результатов; виды тестов – индивидуальные/групповые, вербальные/действенные, проективные – напр., ТАТ, Люшер, Роршах)

близнецовый метод (определение влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека)

кросс-культурное исследование (между культурами).

3. Измерение. Это система процедур получения числовых (количественных) характеристик свойств изучаемых в психологии явлений и процессов. В отличие от психодиагностических методик (задача обследования), это научный метод.

ü Нольмерное шкалирование (напр., метод минимальных изменений или метод «да»/«нет» в ТОС).

ü Одномерное шкалирование (метод балльных оценок, метод парных сравнений).

ü Многомерное шкалирование (факторный анализ, кластерный анализ).

4. Психодиагностика. Наука и практика постановки психологического диагноза. Различные классификации психодиагностических методик (Бодалев, Столин):

1) Задания предполагающие правильный ответ (тест Равена) или правильных ответов не существует (частота и направленность того или иного ответа – тест 16 факторов).







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.