Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ





Содержание работы

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

2. Формирование фонематического анализа

3. Развитие синтетической деятельности

4. Развитие фонематических представлений

5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая)

1.

Виды работ

1.Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово.

2. Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности.

3. Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов.

4. Игра «Услышь своё имя».

5. Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок).

6. Отхлопать ритмическую структуру слова

2.

Виды работ

1. Определить первый звук в слоге, слове.

2. Определить последний звук.

3. Назвать все входящие в слово звуки.

4. Определить количество звуков, слогов, слов.

5. Назвать звуки по порядку.

6. Назвать, какой звук стоит перед данным и после него.

Оборудование

Мячи, флажки, «светофорчики», конверты с кружками, предметные картинки.

3.

Виды работ

1. Составить из названных звуков слог, слово.

2. Игра с мячом «Доскажи словечко».

3. Составить из букв разрезной азбуки слово.

4. Игра «Умный телефон»

4.

Виды работ

1. Подобрать слово на заданный звук, слог.

2. Придумать слово по количеству звуков, слогов.

3. Подобрать картинки на звук.

4. Преобразовать слова:

а) добавить начальный или конечный звук;

б) изменить гласный или согласный;

в) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;

г) работать с использованием схем (вписать буквы в кружки);

д) разгадать ребусы, шарады

5.

Виды работ

1. Пересказ различных текстов

2. Составление рассказов:

а) по опорным словам;

б) по сюжетным картинкам;

в) на заданную тему;

г) придумывание части рассказа.

3. Инсценирование сказок.

4. Работа со сказками-фильмами

Оборудование

Игрушки, сюжетные картинки (для 1-3 классов), картинки по развитию речи (для 1-3 классов), настольный театр, проигрыватель, проектор, сборники по исправлению недостатков произношения.

Й этап

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА

В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

Количество часов: при дислалии8; при дизартрии10

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД ЧИСТОТОЙ

И ЛЁГКОСТЬЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ.

ВВЕДЕНИЕ ЗВУКА В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РЕЧЬ

Й этап

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. РАБОТА

НАД СЛЕДУЮЩИМ ЗВУКОМ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Количество часов: при дислалии7; при дизартрии10

Виды работ

1. Письмо слогов, слов и предложений под диктовку с выделением данного звука.

2. Списывание слогов, слов и предложений с доски.

3. Работа с деформированным речевым материалом:

а) восстановление пропущенных звуков, слогов, слов;

б) дописывание слогов, слов;

в) составление слов из слогов;

г) замена картинки словом в предложении и связном тексте.

4. Письменные ответы на вопросы.

Оборудование

Таблицы с деформированным текстом, предметные картинки, карточки с различными письменными заданиями, сборники диктантов, сборники по исправлению недостатков звукопроизношения

Исправление и коррекция недостатков
произношения звуков [р] — [р']

Недостатки произношения звуков [р] — [р'] называются ротацизмом, а замена этих звуков другими — параротацизмом (от названия греческой буквы р). Звук [р] имеет своеобразное и сложное произношение. При правильном произношении этого звука мы слышим рокот, который образуется при дрожании переднего края языка у альвеол верхних резцов при прерывистых взрывах сильной струёй воздуха. Губы раскрыты в зависимости от последующего гласного. Чем сильнее оттягиваются уголки рта по типу звука [и] (улыбки), тем крепче средняя часть языка прижимается к верхнему нёбу, а кончик языка остаётся свободным и может производить вибрацию при прохождении сильной воздушной струи. Голосовые связки вибрируют, мягкое нёбо поднято.

Для звука [р] характерна сложная артикуляция, требуется значительная подвижность языка и сильная подача воздушной струи.

Артикуляция звука [р'] отличается от артикуляции [р] тем, что кончик языка вибрирует не у альвеол, а ниже, иногда у нижнего края верхних зубов. Средняя часть спинки языка несколько приподнимается.

Методики исправления ротацизма описаны в разработанных планах уроков.

Исправление и коррекция недостатков
произношения звука [л]

Недостатки произношения звуков [л] — [л'] называются ламбдацизмом (от названия греческой буквы «лямбда»), а замена этих звуков другими — параламбдацизмом.

Звук относится к группе язычно-губных звуков. При произнесении звука [л] губы и зубы раскрыты в зависимости от последующего гласного. Кончик языка прикасается к верхним зубам или к десне, корень языка приподнят, боковые края (оба или один) несколько отстают от боковых зубов, образуя одну или две боковые щели, через которые и проходит выдыхаемый воздух. Голосовые связки вибрируют, мягкое нёбо поднято. Получается твёрдый звук [л].

Если же при несколько опущенном корне языка средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, то образуется мягкий [л'] (искажение произношения звука [л'] у школьников встречается редко).

Звук же [л] является одним из наиболее сложных по артикуляции звуков русского языка, поэтому появляется он в детской речи сравнительно поздно и подвержен наибольшим различным искажениям.

Методики исправления звука [л] описаны в разработанных планах уроков.


За белые рощи и ливни косые,

За желтые нивы и взлёт

журавлей,

Любите Россию,

любите Россию —

Для русского сердца

Нет звука милей.

О. Милявский

Урок 1
Развитие общей и речевой моторики

Цель: работать над развитием координации движений, подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука [р].

Оборудование: зеркала, флажки, ватки, полоски бумаги, бумажные снежки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Выполнение гимнастических упражнений, направленных на развитие координации движений.

1. Ходьба под счёт в различных направлениях (упражнение даётся для ориентировки в пространстве).

2. Упражнения для мышц ног, рук и туловища:

а) правая рука вверх, левая вверх; обе руки в стороны, накрест; в стороны, вниз (работа ведётся с флажками);

б) медленное сведение рук перед собой под счёт. На счёт «пять» — хлопок перед собой вытянутыми руками;

в) то же с поднятием рук вверх.

IV. Игра, направленная на развитие координации движений.

Дети ходят по кругу под звуки бубна или хлопки и меняют направление в зависимости от команд: «вперед», «назад», «в центр», «кругом», «вправо», «влево» и т.д.

V. Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

1. Упражнение «Солнышко» (ладони рук с раздвинутыми пальчиками-лучиками лежат на столе, дети производят поочерёдные постукивания пальцами обеих рук).

2. Упражнение «Забивание гвоздиков».

Положение рук как в предыдущем упражнении. Пальчики-молоточки производят многократные ритмичные постукивания по столу («забивают гвоздики»). При этом дети произносят: «Тук-тук-тук».

3. Упражнение «Кто кого победит?» (кисти рук сложены вместе перед собой, дети с усилием производят поочерёдные наклоны кистей рук вправо и влево).

VI. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

а) «Оскал»;

б) «Хоботок»;

в) «Трубочка».

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

а) «Лопатка»;

б) «Жало»;

в) постановка языка на верхние зубы;

г) постановка языка на нижние зубы.

VII. Письменные упражнения.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.