|
КЕЦАЛЬКОАТЛЬ – «ПЕРНАТЫЙ ЗМЕЙ»
Составное имя Кецалькоатль часто переводится как «пернатый змей»: кецал (Trogon splendens) – наиболее почитаемая ацтеками птица, а коатль (змей) – священный символ света и божества как в Мексике, так и в Перу. Кецалькоатль был верховным божеством ацтеков. Но похоже, что первоначально Кецалькоатль являлось наследственным именем, вернее, титулом сменявших друг друга священных правителей, которые поклонялись носившему то же имя верховному солнечному богу и называли себя его потомками. Но со временем все Кецалькоатли слились в единое олицетворение бога – творца, культурного героя и смертного благодетеля. По мнению исследователя Д. Бринтона, в мыслях ацтеков преобладал не бог Кецалькоатль, таинственный творец видимого мира, а верховный жрец Кецалькоатль в славном городе Толлане (Туле), учитель искусств, мудрый законодатель, благородный правитель, искусный зодчий и милостивый судья. Кецалькоатль запретил жертвоприношение людей и животных, говоря, что богам довольно хлеба, цветов и благовоний. Он решительно выступил против войн и всех видов насилия, за что перед ним искренне преклонялись не только его подданные, но и люди далеких племен, совершавшие паломничество в его столицу. «Пернатый змей» ацтеков – личность довольно любопытная. Предания сходятся в том, что он был белый, высокого роста, носил большую бороду, по мнению некоторых хронистов, рыжеватого цвета. На нем была необычная одежда, отличная от тех одежд, которые носили индейцы. Историк Вейтиа записал, что он был одет в длинный белый халат, расписанный красными крестами, и держал в руке посох. В странствиях его сопровождали зодчие, живописцы, астрономы и ремесленники; он строил дороги, насаждал культуру и, переходя из одной области страны в другую, в конце концов исчез. По некоторым преданиям, он умер на берегу Мексиканского залива и прах его был предан сподвижниками земле тут же, на побережье, после того как они сожгли его тело и все имущество. Однако другие предания утверждают, что Кецалькоатль и его свита сели на волшебный плот из змей и уплыли, торжественно обещав вернуться и снова вступить во владение страной.
«ВОЗВРАЩЕНИЕ» КЕЦАЛЬКОАТЛЯ
Почему ацтеки вместо того, чтобы дать отпор завоевателям, устроили Эрнандо Кортесу и его воинам пышный прием? По свидетельству ранних испанских хроник, причиной тому стала особая вера древнемексиканских индейцев, в том числе и ацтеков, в Кецалькоатля: могущественный правитель Мотекухсома II принял предводителя конкистадоров за вернувшегося бога и без боя пропустил его в свою почти неприступную островную столицу Теночтитлан на озере Тескоко. В доколумбовой Мексике существовало представление по меньшей мере о двух Кецалькоатлях. Один из них – Се Акатль Топильцин–Кецалькоатль, – по–видимому лицо историческое, – майя, тольтекский правитель X века н. э. Второй – Кецалькоатль (Пернатый Змей) – бог воздуха и ветра, изобретатель письменности, покровитель знаний. Именно вера в его возвращение и сыграла роковую роль в истории государства древнемексиканских индейцев. Как известно, у ацтеков все эпохи (эры) развития вселенной шли попеременно под знаками владычества бога Тескатлипока. На смену ей должна была прийти эра бога Кецалькоатля. Когда диковинные, с точки зрения индейцев, белокожие бородачи высадились на восточном побережье Мексики, Мотекухсома II оказался в полной растерянности: кто прибывшие – боги или нет? И если боги, то какой веры? Чтобы разобраться в этом, Мотекухсома II послал Кортесу среди прочих даров два костюма божеств: Кецалькоатля и Тескатлипока. По замыслу ацтекского верховного правителя, Кортес должен был надеть один из этих костюмов и тем самым показать, идет ли эра Тескатлипоки, или он – Кецалькоатль в новом облике? Кортес этих костюмов не надевал, тем самым окончательно запутав Мотекухсому II. Смутило ацтеков и другое обстоятельство. К высадившимся на побережье испанцам Кортеса ацтеки отправили большое посольство, в состав его входили знахари, колдуны, звездочеты, которым было поручено околдовать предводителя непрошенных гостей и заставить его уйти из Мексики. Среди них был человек по имени Кинтальбор, согласно индейским хроникам, по внешности точная копия главаря конкистадоров. По законам ацтекской магии все, что происходит с двойником, должно случиться вскоре и с оригиналом. И вот, находясь в лагере испанцев, Кинтальбор вдруг заболел, видимо специально зараженный какой–то тяжелой болезнью, чтобы заболел и… Кортес. Но магия ацтеков оказалась бессильна против белых людей. И это лишь усилило их растерянность, и они уверовали, что перед ними – боги. Мотекухсома II устроил «белым богам» помпезную встречу. Так началось завоевание Мексики испанцами.
«СЫНОВЬЯ СОЛНЦА»
Так называли себя могущественные инки. Согласно легенде, первый «сын Солнца» начал свой длинный путь в Куско из района, прилегающего к озеру Титикака. Солнце не только напутствовало его, но и дало ему волшебный золотой жезл, который должен был указать, где следует завершить странствие, остановиться и создать земное царство. Таким образом, Солнце стало тотемом, символом изначального рода инков, осью мира ее земных сыновей. Как и майя, инки поклонялись Солнцу и приносили ему жертвы. Это были продукты питания, и прежде всего любимый напиток чича. «Часто жертвовались листья коки, торжественно сжигавшиеся во время обрядов. Бедные индейцы, у которых не было ни продуктов, ни чичи, ни листьев коки, приносили в жертву по крайней мере несколько своих ресниц, которые они бросали в восточном или же западном направлении. Подобная жертва должна была символизировать покорность индейца. В жертву Солнцу чаще всего приносились белые ламы. В Куско – столице империи – белых лам приносили в жертву Солнцу практически ежедневно. Тела животных, убитых по ритуалу, сжигали на костре, сложенном из поленьев, искусно украшенных резьбой. В отличие от своих современников, например знаменитых ацтеков Мексики, инки гораздо реже приносили в жертву людей. В Тауантинсуйу приносили в жертву живых людей главным образом во здравие владыки империи, для обеспечения успеха военного похода, а также во время эпидемии, дабы отвратить, изгнать из страны болезни. В подобных случаях обычно приносили в жертву мальчиков и девочек в возрасте около девяти лет. Перед ритуальным умерщвлением детей нередко поили допьяна, с тем чтобы они предстали перед богом счастливыми и веселыми. Детей, предназначенных в жертву божеству, тщательно отбирали, это мог быть только очень красивый и рослый ребенок. Предметы, используемые для обряда жертвоприношений, делались из золота. Жертвенный нож был каменным» (Стингл М. Государство инков. М., 1986, с. 177). Рядом с храмом Солнцу располагались дома для так называемых «невест Солнца». Эти девушки помогали во время совершения религиозных обрядов. В знак своей верности золотому Солнцу они носили особое украшение, сделанное из «солнечного металла», то есть золота. «Невестам Солнца» вменялось в обязанности пожизненно сохранять невинность. «По законам империи инков утрата «невестой Солнца» чистоты рассматривалось как чудовищное преступление, поэтому жестоко наказывались не только соблазнитель и соблазненная, но и родственники девушки, а также жители ее родного села. Селение, из которого происходила грешница, вступившая в преступную связь с мужчиной, ровняли с землей, а всех его жителей… карали смертной казнью. Помимо людей, к смерти приговаривали (и соответственно убивали) все живое, находящееся в таком селении, то есть животных и даже растения! И только один–единственный мужчина в Тауантинсуйу в любое время дня и ночи мог беспрепятственно войти в дом девственниц, мог безнаказанно провести время с любой из приглянувшихся ему дев. Этим мужчиной был Инка» (Стингл М., с. 179). «Сын Солнца», правитель империи был божеством при жизни и пользовался необыкновенным почитанием. Его жизнь и здоровье тщательно охранялись с помощью ряда магических ритуалов. Так, например, единственной обязанностью одной из придворных дам было подбирать волосы, падавшие с головы Инки. Подобрав, она должна была затем съесть их, с тем чтобы враги Инки не могли ими завладеть и использовать для колдовства. Другая дама должна была следить за плевками Инки и «обезвреживать» их таким же способом. Известно, что нелепости и заблуждения царствовали во все времена и во всех странах. Воображение человека вовсе не так разнообразно и богато, как это кажется: оно часто повторяется и всегда вращается почти в одном и том же круге. И неудивительно, что магические воззрения индейцев доколумбовой Америки, несмотря на их относительную изоляцию, во многом напоминали магические ритуалы жителей Старого Света.
МАГИЯ АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ
Ибо тухнут костры и кончаются пляски, И песни умолкают в отзвуках своих. И что осталось нам: могилы на земле, Да небо наверху предчувствием полно. Песня древнего народа
К началу европейской колонизации Америки коренные обитатели этого континента заселяли практически всю его территорию. Они представляли собой совокупность многих десятков народов, различающихся историко–культурными традициями, образом жизни и другими условиями. Одни народы к настоящему времени сохранили очень немногое из индейских традиций в области духовной культуры, другие вовсе утратили свои корни. Однако преобладающая часть индейских народов имеет достаточно выраженные этнокультурные признаки, выделяющие их из европеизированного населения. По–прежнему основой религиозно–мифологического мировоззрения коренного населения Америки остается вера в животворную силу природы, и продолжают существовать возникшие в прошлом на этой основе некоторые религиозные культы. Так, у навахо связь с землей устанавливается с самого рождения. В районе Биг Маунтин расположены два религиозных святилища навахо: природное образование, носящее название «Алтарь ветра», и «Ручей Красной ивы», в настоящее время практически уничтоженный из–за вырубки соседних лесов. В этих же местах гнездятся орлы, перья которых широко используются в обрядах навахо. В целом же сущность религии навахов можно свести к тесному взаимодействию народа с его священной землей. Сохраняются также представления о борьбе духов верхнего и нижнего миров как механизме происходящих в природе процессов. Необыкновенно живучи верования и обряды культа предков. Так, яноама (Бразилия) верят, что после смерти души умерших отправляются на Луну, где живут в большом общинном доме‑малоке, окруженном плантациями маниока и бананов и лесами, изобилующими дичью. Но в этот индейский рай попадают только те, чьи тела или хотя бы голова были сожжены после смерти. Души остальных людей обречены вечно скитаться в пространстве между землей и небом, терпя всевозможные лишения и нигде не находя покоя. Те же, кто съел пепел от костей храбрых воинов, наследуют их качества. Особенно широко распространены поверья, связанные с личными духами–покровителями. Их культ господствует, с некоторыми различиями, почти у всех племен Северной Америки. Индейцы верят, что для всякого успеха в жизни необходимо покровительство сверхъестественной силы. Получить такое покровительство должен каждый для себя лично, и обычно дух–покровитель является в видении. «Видение является человеку обычно в молодости, но оно не приходит к юноше само. Каждый юноша стремится получить видение и добивается этого установленными средствами, в числе которых главную роль играет пост, уединение, самоистязания. Этим путем юноша достигает состояния повышенной нервности и способность к галлюцинациям. Он сосредотачивает все свое внимание на предмете своего будущего видения; к этому автогипнозу присоединяется иногда гипноз со стороны. Обычно видение приходит на четвертый день такой подготовки. Объектом видения могут быть разные предметы, животные, мифические существа… … Тот, кто не сумел, несмотря на все усилия, получить видение, честно в этом признается, и никто не решится обманно приписать себе видение, которого в действительности не было. Зато, с другой стороны, обычай разрешает каждому, не получившему свое видение, купить видение у кого–либо другого; покупка, кстати, есть единственно возможный способ передачи видения одним лицом другому. Полученное видение становится затем предметом глубокого почитания человека на всю его жизнь» (Токарев С. Ранние формы религии. М., 1990, с. 296). У тлинкитов сильна была вера в сверхъестественную помощь в приобретении сокровищ. Эту помощь обычно приписывали тотемным животным рода. Причем почиталось не столько само животное, сколько его изображение. Каждый род вырезал своих тотемов на так называемых тотемных столбах, на деревянных головных уборах, на оружии и орудиях. Рисовали их на одежде и на лице. Любопытно, что у тлинкитов существовал запрет на изготовление изображений тотемного животного своего рода, его обычно заказывали мастеру отдаленного клана. Согласно поверьям, индивидуальные сверхъестественные силы и даже способность к исцелению исходили от Создателя людей, передавались через Луну, звезды, молнию, циклон или через некоторых птиц и зверей. Несмотря на высокую степень христианизации индейских народов, у них продолжают пользоваться популярностью образы языческих божественных персонажей: Великого Духа–у хопи, Миде Манито–у чиппева, Йусена–у апачей и других.
ШАМАНСТВО
Заметное место в культуре различных индейских народов занимает шаманство, представляющее собой нечто большее, чем «прикладное» колдовство. Будучи особой формой религии, оно сохраняет комплекс первобытных представлений о строении мира и действующих в нем силах. В таком виде шаманство сохраняется у целого ряда коренных народов Америки, включая и многие другие элементы религиозного мировоззрения индейцев, сформировавшегося в доевропейскую эпоху. Малеситы считают, что шаманы действуют с помощью особых духов, выступающих под видом различных животных, а у меномини зафиксированы поверья о том, что колдун может изменять свой облик, превращаясь в огненный шар, сову, медведя, лисицу или индюка, и обладает способностью передвигаться по ночам с огромной скоростью. Индейские шаманы придерживаются традиционных приемов камлания и используют в нем разнообразные атрибуты: ударные инструменты, амулеты, сакральные растения и так далее. У огнеземельцев имелись шаманы – йекамуш. Это лицо, «призванное» духами, причем это призвание проявляется в видении и снах; оно ощущается как своего рода болезнь. Главная функция йекамуш – лечение больных: он пользуется при этом приемами знахаря (извлечение «камней» и тому подобного из тела больного), но наряду с этими типично шаманскими методами – монотонным пением, ритмическими и все ускоряющимися движениями тела – он приводит себя в состояние крайнего возбуждения. Шаманы у атапасков были также колдунами и предсказателями. Добрые шаманы руководствовались белой магией, злые – черной. Индейцы испытывали чувство страха перед любым шаманом, но злых, естественно, боялись больше. Считалось, что на злые дела шамана толкали злые духи. Шаман мог предсказать чью–либо смерть, а мог и сам наслать ее колдовскими чарами. Бывало, что какого‑либо конкретного шамана обвиняли в навлечении эпидемии или другой общей беды. Если добрый шаман, призванный бороться с несчастьем, не справился со своей задачей, его духи считались слабее помощников злоумышленника, и тогда жители поселка приговаривали этого злоумышленника к смерти. Но бывало, что предсказанная шаманом смерть не наступала, и колдун объяснял это тем, что отложил ее якобы на некоторое время. В конце концов приговоренный не выдерживал рокового ожидания, хирел и умирал. У бороро шаманы называются бари. Эти люди, впадающие в «состояние одержимости», что рассматривается как признак призвания. Бари выполняют разнообразные функции: врачевателей, предсказателей, колдунов, заклинателей и прочее. «Бари составляют особую категорию человеческих существ, которые не принадлежат полностью ни к физической вселенной, ни к социальному миру; их роль заключается в установлении посредничества между обоими царствами… Колдуном становятся по призванию, а нередко и после того, как человек заключает соглашение с членами сложной общности. Оно состоит из злокозненных или попросту опасных духов, частично небесных (и тогда оказывающих влияние на астрономические и метеорологические явления), частично подземных, а частично относящихся к животному царству. Эти существа, число которых постоянно растет за счет душ умерших колдунов, ответственны за движение светил, за ветер, дождь, за болезнь и смерть. Это герои рассказов, выступающие в разнообразных и ужасающих видах: мохнатые, с продырявленными головами, откуда выходит табачный дым, когда они курят; воздушные чудовища, которые испускают дождь из глаз и ноздрей, или с непомерно длинными волосами и ногтями; об одной ноге, с большим животом и с телом летучей мыши, покрытым пухом. Бари – личность антиобщественная. Благодаря личной связи с одним или несколькими духами он получает привилегии: сверхъестественную помощь, когда в одиночку отправляется на охоту, способность превращаться в зверя, дар пророчества; он знает секреты болезней. Убитую на охоте дичь, первый собранный урожай не полагается есть, пока бари не получит свою долю… Однако бари тоже подвластны одному или нескольким духам–хранителям. Они используют его для перевоплощения, и тогда бари, оседланный духом, впадает в транс и конвульсии. В обмен на свое покровительство дух ни на минуту не упускает бари из поля зрения; именно он является истинным владельцем не только имущества, но и самого тела колдуна. А тот отдает духу отчет за поломанные им стрелы, испорченную посуду, за обрезки своих ногтей и волос. Их нельзя уничтожать или выбрасывать, и бари тащат за собой эти обломки своей прошедшей жизни… Связь между колдуном и духом такая тесная, что в конечном счете никогда неизвестно, кто же из двух партнеров по договору является хозяином, а кто слугой… Итак, бари посредничает между человеческим обществом и душами злокозненными, индивидуальными и космическими» (Леви‑Строс К. Печальные тропики. М., 1994, с. 175–177). У юта и пайюта шаманизм соединял толкование снов с исполнением песен–молитв, ритуалов и лечением болезней. Чтобы позвать шамана, ему нужно было принести подарок, после чего шаман посещал пострадавшую семью и показывал в песнях и ритуалах, движением рук и «удалением» злой силы способность его внутреннего духа проглатывать болезнь. Когда кто–то был смертельно болен, юта говорили, что его сердце покидает тело. Они верили, что дыхание также покидает организм и может быть возвращено шаманом. Чтобы возродить ослабевшее сердце, шаман исполнял специальные песни. Движениями рук он как бы посылал вдогонку за сердцем пушинку или мог использовать свою силу, чтобы поймать его в кустарнике или у скал. Функция шаманов не ограничивается врачеванием, а распространяется на все другие сферы жизни коренного населения Америки. Так, у меномини старики, пользующиеся репутацией колдунов, играют немаловажную роль в контролировании общественного порядка: считается, что они могут обратить гнев духов против нарушителей установившихся норм поведения. Шаман Дэн Дождевая Туча, например, освящал новую пожарную станцию и здание племенного офиса в резервации чиппева в Ред–Лейк, Миннесота. У ряда индейских народов продолжают существовать так называемые «медицинские дома», или «медицинские общества», представляющие собой нечто среднее между шаманскими корпорациями и мужскими союзами. Особенно большую роль они играют у пуэбло, осуществляя важные функции в регулировании общественной жизни. Однако главное их назначение – борьба с телесными и душевными недугами и противоборство с вредоносной магией. Обычно обряды сводятся к распеванию магических гимнов и заговоров. У многих народов существует календарный обрядовый цикл. Так, система общинных праздников у ирокезов штата Нью–Йорк включает 16 главных комплексов коллективных обрядов, отражающих религиозно–мифологические представления о круговороте важнейших событий общественной жизни и об участии в них сверхъестественных сил. Помимо «четырех священных ритуалов», завещанных реформатором религиозной практики ирокезов Прекрасным Озером, современные ирокезы празднуют наступление нового года, главные хозяйственные работы (посев кукурузы, сбор урожая и так далее), устраивают торжества в честь Солнца и других божественных патронов, в память умерших. Примечательно, что современное конфессиональное состояние коренного населения Америки определяется взаимодействием языческих и христианских верований.
НАРКОТИКИ И МАГИЯ
Важную роль в религиозных культах играли наркотические вещества, их применяли не только шаманы, но и рядовые члены племени. Особенно большое значение индейцы придавали курению табака. Курение – это не только удовольствие, но и средство для призывания божества. Так, у хопи клубы дыма, разгоняемые жрецом по направлению четырех стран света, символизируют дождевые тучи, которые, согласно его желанию, боги должны ниспослать им. Пима, живущие в Аризоне, перед отправлением на войну делают церемониальные сигареты в красной обертке, обвязанные лентой из волокон агавы, которую называют накидкой. Каждый воин курит такую сигарету, направляя дым на все четыре части света, к фетишам, к своему оружию; окурки складываются среди священных предметов. Табак употребляется также в качестве защиты от болезней, от опасности, для обеспечения себе счастья. Племя кро перед посевом организуют торжественную процессию и состязание в беге; после посева кро огораживают поле и устраивают торжественное курение и пиршество. Табак и другие наркотические вещества широко применяются в различных ритуалах. Южнокалифорнийские племена индейцев используют траву дурман, или тотлаче, в качестве рвотного и одурманивающего средства при обряде посвящения юношей и при других религиозных обрядах. Яноама с помощью наркотических веществ вызывают у себя галлюцинации, чтобы пророчить будущее, общаться с мифическими духами – хозяевами животных и растений, лечить болезни, обнаруживать скрывающихся врагов и так далее. Специалистам–фармакологам удалось узнать, из каких растений и как приготовляют яноама свои снадобья: «На плантации возле кустов табака тайком выращивают растения, которые на охоте и на войне имеют магическую силу. Чаще всего это луковичные растения, растущие под землей. Индейцы обрывают листья и прикрывают растение от любопытных глаз корой деревьев. Когда мужчины охотятся, например на тапиров, то непременно берут с собой луковицу пири–пириоки, по форме напоминающей глаз тапира. Луковицу сначала высушивают на огне, потом очищают, смешивая с уруку, а затем натирают ею тело, стрелы, морду и лапы собаки. Для каждого животного есть своя волшебная трава. На диких свиней охотятся лишь после того, как потрут себя, стрелы и собак размельченным корнем, по очертаниям напоминающим свиную морду. Туканов, попугаев, броненосцев, обезьян – всех их якобы можно убить с помощью волшебной травы» (Биокка Э. Яноама. М., 1972, с. 50–51). М. Стингл в книге «В горы к индейцам Кубы» (М., 1974, с. 13) пишет об одном интересном обряде, связанном с наркотиками: «Епископ Балтоломе де лас Кас, живший на Кубе после открытия ее Колумбом, рассказывает, каким образом представители родовой знати, нитаино и бакиа, собирались для особого религиозного обряда здешних индейцев, называемого кохоба. Для этого странного обряда индейский колдун – бейке – приготавливал специальный порошок, смесь какого–то сушеного размолотого растения, которое обладало чрезвычайно одурманивающим действием, и растертого табака. Приготовленную таким путем смесь цветка корицы бейке предлагал господам на деревянном блюде и каждому из участников этого богослужения потом давал специальную трубочку – некую маленькую флейту, заканчивающуюся двумя выводами для обоих ноздрей. Участники церемонии вставляли трубочку в нос, другой конец «флейты» опускали в дурманную смесь и начинали вдыхать. Блюдо с порошком кохоба стояло посреди круга участников церемонии. Те, которые имели право участвовать в церемонии, сидели, как говорит испанский епископ, «на деревянных скамейках…» Табак, смешанный с наркотическим растением, приятно одурманивал участников… А потом, когда участники обряда уже были совершенно опьянены, они начинали разговаривать со своими индейскими богами. Те «давали» им советы, предсказывали будущее. Тайну производства кохоба знали только колдуны – бейке».
ТРУБКА МИРА
Подлинная история возникновения этого обряда, вошедшего в поговорку, почти неизвестна. Однако он отражал древнюю мечту индейцев о создании и поддержании мира. Основной идеей, которая лежала в основе обряда Трубки мира, было отождествление индейского мира с торговлей. При этом торговля означала передачу одному народу уникальной продукции другого. Эта уникальность ценилась больше, чем реальное получение дохода. Сами индейцы считали священным мундштук трубки, а не ее чашечку, поскольку он ассоциируется с дыханием, горлом, голосом и принципом жизни. Церемония раскуривания Трубки мира была наиболее детализирована у пауни, у которых священный мундштук трубки символизировал орла; он был украшен подвесками из перьев орла. Один мундштук символизировал мужчину, другой – женщину; женская трубка олицетворяла домашние дела, мужская – дела за пределами дома. Этот образ был распространен среди многих племен, а у ирокезов Пляска орла стала аналогией церемонии раскуривания Трубки мира. «В варианте пауни церемония Трубки мира начиналась по инициативе выдающегося человека. Это обычно начиналось со сверхъестественного откровения, идущего от космических сил, после чего он обращался к жрецам с просьбой устроить обряд. Со своей стороны он мобилизовал помощь своих влиятельных родственников и друзей, чтобы обеспечить себе материальную поддержку. Затем он посылал посланца к человеку, занимающему равное с ним положение, и ставил его в известность о своем намерении. Этот человек предпринимал усилия, чтобы собрать соответствующие встречные подношения к моменту появления гостей. На это уходит год или более. Инициатор и его группа обозначались как «отцы», племя, которому наносили визит, – как «сыновья». «Отцы» представляли собой группу от 20 до 100 человек. Они привозили с собой все необходимое для жизни, включая прекрасные вигвамы, запасы пищи и другие бытовые принадлежности, включая сами трубки. Группа должна была обязательно включать представителей различного рода руководства: двух вождей (представляющих администрацию), воинов (представляющих закон и порядок) и жрецов (представляющих религию). По прибытии, после главной церемонии, они помогали хозяевам в их обычной, повседневной работе и в конце концов перед отъездом преподносили им в качестве даров все, что привезли с собой, – палатки, посуду, одежду, предметы культа. В свою очередь, «сыновья» преподносили в качестве существенного подарка украшенных лошадей, сколько они могли, а в долошадиный период они дарили декоративные сумки из сыромятной кожи, содержащие большое количество мяса бизона. Была ли это миссия доброй воли или культурный обмен? Все равно событие долго вспоминалось обоими племенами» (Североамериканские индейцы, с. 202–203).
ИНДЕЙСКИЕ ПРОРОКИ
Причиной появления индейских пророков стала колониальная политика. Притеснение индейцев белыми вызвало соответствующую реакцию со стороны коренного населения, однако бунт против белых принял религиозную форму. Так, первый индейский пророк из племени делаваров появился в 1745 году, возвещая, что его цель – возрождение древней религии индейцев. В 1752–1763 годах особый размах приобрело движение Пупунана. Оно характеризовалось идеей контакта с высшими сверхъестественными силами во имя спасения своего народа. Среди алгонкинских племен начинает пользоваться широкой популярностью Неолин, известный также как «делавэрский пророк». Как и Пупунан, он выступал против влияния европейского образа жизни, призывая своих собратьев, живших в Огайо, вернуться к простым и чистым традициям предков. В 1770–х годах в Огайо появился пророк делаваров Вангомен. Индеец из племени манси, он начал проповедовать собственное учение. Как и Пупунан, он ссылался на то, что был избран Великим духом, чтобы открыть индейцам путь к спасению. Он стремился возродить многие обряды делаваров; в них вошли и новые элементы, такие как пересказы сновидений во время благодарственных индейских плясок, утренние молитвы, обращение к солнцу, жертвоприношения в честь первых урожаев. Интересна и необычна была космогоническая система пророка. Находясь в состоянии духовного озарения, он видел, по его словам, 3 неба, где жили люди разных рас. На первом небе – индейцы, на втором – чернокожие, третье же было предназначено для белых. Лучшим небом признавалось первое, там индейцы получали вознаграждение за свою земную жизнь, если она отвечала всем канонам их традиции. Вангомен боролся также против колдовства. В 1775 году вожди и старейшины племен поручили ему составление перечня шаманов, которые должны были предстать перед судом из–за причинения вреда соплеменникам. Начатая таким образом «охота на ведьм» приобрела невиданные масштабы. В 1805 году два брата–пророка Тенскватава и Текумсе, шуани по происхождению, также организовали «охоту на ведьм». В районе Уайт Ривер по их инициативе были сожжены несколько человек по подозрению в колдовстве, среди них и один из вождей деревни. Эти же братья–пророки возглавили борьбу индейцев против белых. Были и другие индейские пророки. Все они якобы получали откровение во сне и вводили новые ритуалы с магическими элементами.
СИНКРЕТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ
На протяжении последних пяти столетий на Американском континенте скрестились судьбы различных в расовом и культурном отношениях групп населения: индейцев, европейцев и африканцев, что неизбежно привело к синкретизации характерных для этих групп религиозных верований, а именно индейских и африканских культов и христианской религии. При этом, в отличие от Африки, последователями синкретических культов стали не только негры, индейцы, метисы и мулаты, но и местные жители европейского и даже азиатского происхождения. Американский миссионер Том Мельвилл пишет: «Конкистадоры принесли на континент веру как второе оружие, и она никогда всерьез не была воспринята туземными массами. Там, где внешние атрибуты веры были признаны, это было в значительной степени результатом страха, который внушали испанцы индейцам. Четыреста лет спустя после завоевания признаки туземной веры присутствуют там, где имеются относительно чистые элементы местного населения. Статуи святых сменили идолов майя, но основные понятия остались прежними. Крещение сменило языческое ритуальное купание новорожденного в непорочном источнике, но смысл его оставался прежним: преобразить ребенка из животного в человеческое существо. Ладан сменил копаль (индейское благовоние). Месса состоит из отдельных мистических действий, в которых молитвы образуют монотонный и непонятный монолог. Священник – это такой же колдун, как и другие, и если к нему обращаются, то главным образом для того, чтобы обеспечить себе хорошее физическое здоровье и хороший урожай и напустить болезнь и смерть на своих врагов» (Локальные и синкретические культы. М., 1991, с. 275). Так, индейцы Перу считают себя католиками и ходят в церковь, но за ее пределами поклоняются своим старым божествам. Синкретизм проявляется в том, что эти божества имеют своего двойника в виде католического святого. В Боливии у индейцев католическому браку предшествует брак по индейскому обряду. Основой для возникновения синкретических культов в колониальный период служили негритянские братства – кабильдо, широко распространенные в Бразилии и на Кубе в XIX веке и объединявшие негров–рабов, трудившихся в городах. Колониальные власти разрешали деятельность кабильдо, полагая, что они действуют «успокаивающе» на рабов. Кабильдо разрешалось организовывать только по «национальному» признаку, что должно было воспрепятствовать объединению рабов в единую организацию. Члены кабильдо поддерживали свои африканские традиции, отмечали свои культовые праздники, приспосабливая их к католическим, причем культ католических святых подменялся или отождествлялся с культом африканских духов или божеств. Так, Огун – африканское божество железа и войны – приравнивался к св. Георгию, Шанго – повелитель громов – к св. Иерониму и так далее. После отмены рабства бывшие невольники нуждались в организации, которая объединяла бы их и служила защитой от всякого рода опасностей и бед. Так появились многочисленные секты. Афрохристианские культы возникли в странах с преобладающим населением негритянского типа: в Бразилии, Гаити, на Кубе, Тринидаде и Ямайке. Они носят различные названия: умбанда и кандомбле в Бразилии, вуду на Гаити, сантерия на Кубе, шанго на Тринидаде. Возникли эти культы в каждой из стран самостоятельно, будучи порождены местными условиями. И тем не менее они весьма схожи между собой. Все они основаны на поклонении святым или духам, на вере в их чудодейственную силу. В роли святых выступают три рода божеств: 1) божества различных первобытных африканских культов, являющиеся на американской почве двойниками соответствующих католических святых; 2) католические святые, наделенные некоторыми чертами африканских божеств; 3) новые божества или святые местного американского происхождения. Божества олицетворяются предметами–фетишами. Цель культовой церемонии – установление прямого контакта между верующим и святым, духом или божеством посредством вселения его в верующего, что должно принести последнему определенную выгоду. Контакт с божеством осуществляется в процессе пляски верующего под звуки барабанного боя. Во время церемонии верующий выступает в роли «коня», а дух – в роли «всадника». Когда дух–всадник укрощает коня–верующего, последний приобретает магическую силу, сам на какое–то время становится божеством, наделенным сверхъестественной силой, исцеляющей от болезней и сулящий здоровье и благополучие. Синкретизм этих культов проявляется в том, что его последователи считают себя католиками и включают в свой пантеон Богородицу и некоторых святых; иногда они пользуются некоторыми элементами католического ритуала. Наряду с этими общими чертами данные культы отличаются деталями: их пантеоны и обрядность различны. Некоторые афрохристианские культы весьма распространены. В Бразилии последователей умбанды насчитывается около 12 тысяч человек, а всего его исповедуют около 2 миллионов человек. На Гаити значительная часть 5–миллионного населения исповедует вуду. Долгое время к афрохристианским культам относились как к варварским пережиткам. В настоящее время они действуют повсеместно беспрепятственно, а на Гаити вуду возведено чуть ли не в ранг государственной религии.
ВУДУ
Это религия афро–карибских стран. Слово «вуду» на языке западноафриканского народа фон означает «дух умершего». Таким образом, культ вуду – это культ духа. Его практиковали негры Дагомеи. В XVI веке захваченные испанцами и привезенные на Гаити в качестве рабов на хлопковых плантациях, они распространили вуду в карибском регионе. Особенно популярен он на Гаити, Кубе, в Бенине, Нигерии, а также в латиноамериканском регионе. Культ вуду – сильнейший консолидирующий фактор, поднимавший рабов на бунт против белых. В XIX веке миграционные потоки с Гаити в Северную и Южную Америку породили увеличение вуду среди бело Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|