Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКА К ДУХОВНЫМ БИТВАМ





 

Как родители духовно подготавливают своих подростков? Организованные религиозные мероприятия воспитательного характера чрезвычайно важны для развивающегося подростка. Однако ничто не оказывает на него такого влияния, как его семья и все, что с ней связано. Родители должны принимать активное участие в духовном становлении подростка, они не имеют права передоверять это кому-нибудь другому, даже самым превосходным воспитателям молодежи при церкви.

1. Родители должны передать подростку свои духовные ценности. Это означает не просто сообщить о существовании библейских истин, но научить применять их в повседневной жизни. И это нелегко. Совсем нетрудно указать подростку основные духовные ориентиры, почерпнутые из Библии, рассказать о библейских персонажах и их деяниях. Но это вовсе не конечная цель. Необходимо помочь вашему подростку понять, какое отношение имеют лично к нему их поступки и принципы жизни. Сделать это можно только лишь принеся своего рода жертву: пожертвовать своим временем и полным безраздельным вниманием к ребенку. Сделайте так, чтобы вашей потребностью стало читать вместе с вашим подростком, размышлять вместе, гулять и отдыхать, удовлетворяя тем самым как эмоциональные, так и духовные запросы его личности.

2. Родители должны делиться с подростками своим духовным опытом. Тот фактический материал, который подростки накапливают в церкви, в воскресной школе и дома, – всего лишь сырье, необходимое для развития их духовной жизни. Ребята должны научиться эффективно применять эти знания на практике, чтобы стать духовно зрелыми людьми. Для этого им необходим опыт ежедневного общения с Богом и привычка полагаться на Него.

Лучше всего поможет в этом подростку опыт вашей собственной духовной жизни. По мере взросления подростка делитесь с ним все больше, говорите все больше о том, как сами любите Бога, как проживаете с Ним каждый день, полагаетесь на Него, ищите Его руководства и помощи, благодарите Его за любовь, работу, дары, за ответы на молитвы.

Делиться таким опытом с вашим подростком нужно в процессе ваших переживаний, а не после. Только в таком случае он испытает «непосредственное соприкосновение». Рассказывать же о прошлом опыте означает просто давать дополнительный фактический материал, что лишает подростка возможности через сопереживание приобретать свой собственный опыт. Глубокая истина кроется в старой поговорке: «Опыт – лучший учитель». Пусть ваш подросток разделит с вами ваш опыт. Чем больше он научится доверять Богу, тем сильнее он станет.

Подростку важно знать, как Господь удовлетворяет личные потребности каждого человека и каждой семьи, включая и финансовые. Ему необходимо знать, о чем постоянно молятся его родители. Например, необходимо, чтобы он слышал, когда вы молитесь за других. Если это уместно, ему следует знать о проблемах, с которыми вы обращаетесь к Богу за помощью. Не забывайте постоянно рассказывать ему, как Бог действует в вашей жизни, как через вас Он помогает кому-то другому. И, конечно, подростку определенно следует знать о том, что вы молитесь и за него, и за его конкретные нужды.

3. Родители должны подавать пример прощения. Подросток должен узнать на практике, что значит прощать и быть прощенным как Богом, так и людьми. Прежде всего, прощайте окружающих, признавайте свои ошибки, извиняйтесь и просите прощения у ваших детей, если сделали что-либо, причинившее им боль. Невозможно переоценить значение подобного поведения. Так много людей сегодня живут с комплексом вины. Они не умеют прощать и/или не знают, что значит быть прощенным. Счастливец, который научился прощать обидевших его, способен просить и получать прощение, являет собой образец духовного равновесия.

4. Родители должны учить своего подростка справляться с гневом. Как мы уже говорили в 7 главе, для подростка в некоторой степени нормально выражать гнев пассивно-агрессивными способами. Если такое поведение, направленное против какой бы то ни было власти, не будет контролироваться и сдерживаться, то у подростка сложится система ценностей (включая и духовные), непохожая, а то и вовсе противоположная тому, чем руководствуются родители. Как я упоминал ранее, пассивно-агрессивные тенденции обычно исчезают к 16 – 17 годам. Когда это происходит, отношение подростка к законным авторитетам (особенно к авторитету родителей) становится по большей части позитивным. Позже, когда молодой человек определит свои жизненные (этические и духовные) ценности (а это обычно происходит в возрасте от 18 до 25 лет), он/она становится способным разумно, логично и четко обосновывать свои поступки и не прибегать к саморазрушительному, пассивно-агрессивному выражению гнева. Поэтому мы, родители, должны особо старательно учить своих подростков справляться с гневом.

 

 

АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ

 

Мой бывший пастор, Монкриф Джордан, рассказывал мне об одном своем друге, и так как эта история имеет прямое отношение к нашей теме, я хочу пересказать ее вам. Друг пастора Джордана говорил, что, когда ему надо было справиться с приступами уныния и отчаяния, он обычно просил своих «ангелов-хранителей» утихомирить голоса «демонов».

«Демоны» живут в каждом из нас и временами вылезают из темных закоулков нашего сознания. Иногда это те импульсы и побуждения, которые мы обыкновенно приписываем животному миру – чрезмерная вспыльчивость, бурный гнев, жажда мести.

Но «демоны» не имеют ничего общего с эмоциональными или физическими реакциями. Они обитают в темных уголках нашего «я» – там, куда большинство из нас не заглядывает. В этих темных закоулках сознания формируются наши чувства ненависти, жадность, гордыня, наши вожделения. И горе тому, кто не признает силы и могущества этой территории!

Голоса демонов также могут исходить и от окружающих нас людей, которые в силу низкой самооценки, чувства вины, раздражения или скрытой враждебности хотят навредить нам разговорами о том, как ужасен мир вокруг нас и как ужасны мы сами. Если мы будем прислушиваться к этим демонам, они приведут нас к отчаянию и безнадежности.

Но друг пастора Джордана, к счастью, рассказывал и об «ангелах-хранителях». «Ангелы-хранители» – это живые или умершие люди, которые поддерживают нас своей любовью, верой, надеждой, мужеством.

Нам всем необходимы ангелы-хранители, которые говорили бы нам, что мы можем подняться над мелочностью и неурядицами жизни, что мы не должны впадать в скептицизм и отчаяние, что мы не должны позволять внутренним конфликтам опустошать нашу жизнь, что мы способны одерживать победы. Добрые ангелы показывают нам это и своими словами, и делами.

Некоторые из ангелов-хранителей прекрасно представлены нам в главе 11 Послания к Евреям в списке людей, доказавших, как им помогла их вера и что жизнь имеет и смысл и цель в любой исторический момент.

Большинство людей учатся на собственном опыте. Но мудрые люди учатся на опыте других, и нам надо только позволить нашим добрым ангелам защищать нас от лишних ошибок и ненужных конфликтов, поддержать в нас надежду.

Возможно, нам стоит написать собственную «одиннадцатую главу Послания к Евреям», перечислив в ней своих добрых ангелов. Вы осознаете, что у нас их больше, чем у людей, живших до нас?

В этот список следует внести несколько ныне живущих людей, перед которыми мы можем без колебаний открыть свою душу и сердце. Это люди, которым мы полностью доверяем и которыми восхищаемся, которым можем открыть свои темные стороны, зная, что все равно нас будут любить и за нас будут молиться. Это как раз то, о чем говорит и христианская церковь.

Нашим подросткам также необходимы ангелы-хранители, которые бы давали им надежду. Голоса «демонов» они слышат громче, чем нужно. А мы должны стать для нашей драгоценной молодежи ангелами-хранителями, мы должны работать над собой, чтобы не сеять вокруг себя уныние и обреченность. Ведь наши подростки так восприимчивы к пессимизму, особенно если он исходит от их родителей. Мы не должны поддаваться отчаянию. Только вера в Бога и в самих себя спасет нас. Вы уже прочли 11 главу Послания к Евреям? Нет? Поторопитесь! Это даст вам нерушимую надежду.

Бог дает нам надежду. Надежда не есть ваше желание. Надежда есть знание того, что чудесные обетования Бога осуществятся. Бог дал нам множество обещаний. Прочтите их для себя еще раз.

Начните с Послания к Римлянам 8:28: «Притом мы знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».

А как насчет Книги пророка Иеремии 29:11: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».

Также обратите внимание на Книгу пророка Исаии 41:10: «Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».

Прочтите еще и Псалом 34:19: «Чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно».

 

 

НАДЕЖДА ХРИСТИАНИНА

 

Надежда должна возродиться на нашей земле. Она необходима нашим молодым людям, чтобы смело встретить будущее, полное нестабильности. Я знаю, что пока ситуация не выглядит обнадеживающе. Но поколения сменяются, у если мы дадим нашей молодежи все, в чем она нуждается для встречи с этим будущим, она будет во всеоружии и справится со всем. Наш долг – обеспечить им уверенность, мужество, нравственную силу и способность брать на себя ответственность. Но все эти бесценные сокровища мы не сможем дать им без надежды, без твердого знания того, что Бог существует, что Он любит нас и что Его обетования сбудутся.

Монкриф Джордан рассказывал мне об одном человеке, которого он регулярно навещал. У этого человека было много физических недугов, и в конце концов ему вынуждены были ампутировать обе ноги. Пастор Джордан думал, что это несомненно разрушит его радостный и оптимистичный взгляд на жизнь. Но ничего подобного не случилось. Этот человек, перебираясь с помощью специального устройства из кровати в инвалидное кресло, продолжал приезжать в холл того унылого дома инвалидов, где он жил. Там он продолжал играть на фортепиано и петь до тех пор, пока все присутствующие не начинали ему подпевать. В последние годы своей жизни он был источником надежды и радости многих людей.

Надежда христианина не зависит от того, в какие условия ставит нас жизнь. Она зависит лишь от наших дел, которыми мы отвечаем на великую любовь к нам Бога.

Дорогие родители, давайте будем вселять надежду в наших подростков, они в ней отчаянно нуждаются; давайте будем для них «ангелами-хранителями», как некоторые люди называют тех, кто оберегает и любовью своей помогает нам в течение всей жизни. Быть добрым ангелом трудно, но я уверяю вас, что это окупится сполна, как окупает себя сполна труд земледельца, щедро оросившего иссушенную зноем землю. Самое важное – это вселять надежду в наших подростков, оберегать и укреплять их своей любовью, даватьим все необходимое, чтобы и самиони впоследствии могли стать для кого-нибудь «ангелами-хранителями».

По природе своей я не настолько хороший ангел-хранитель, как моя жена Пэт. И наблюдать год за годом, как моя дочь идет по стопам своей матери, было для меня величайшей радостью. Она тоже теперь «ангел-хранитель».И я восхищаюсь ею и стараюсь быть как можно больше похожим на нее!

Дорогие родители, давайте будем совершенствоваться вместе. Работая над собой каждый день, мы постепенно будем становиться все более похожими на Христа – самого высшего Ангела-хранителя.

 

Юность

 

Когда подросткам приходит время жить отдельно от своей семьи, им все еще нужны родители, чтобы помочь совершить этот непростой переход во взрослую жизнь. Вопреки тому, что думают многие родители, такой переход не происходит в одно мгновение, когда подросток заканчивает школу или уходит из дому.

Переход во взрослое состояние – постепенный процесс, к которому должны готовиться как подростки, так и их родители.

Первая стадия подготовки к этому – удостовериться, что ваш подросток научился вести самостоятельную жизнь. По мере того как ребенок подрастал, вы, вероятно, устраивали ему «контрольные тестирования», такие, как жизнь в летнем лагере или у родственников. Теперь нужно увеличить независимость подростка и удостовериться, что он вполне может сам позаботиться о себе. Может ли он сам стирать? Готовить для себя здоровую пищу? Умеет ли он справляться с другими, неизбежными для самостоятельной жизни проблемами? Обычно на необходимость таких умений смотрят сквозь пальцы, особенно если дело касается мальчиков. И вполне типична ситуация, когда мальчик или девочка, живя вдали от дома, поначалу постоянно готовят одну и ту же нездоровую однообразную еду, что приводит к дефициту витаминов в организме и делает подростка предрасположенным к болезням.

Кроме того, когда ваш ребенок становится независимым, он должен быть в состоянии сам управлять своими финансами. Это означает уметь поддерживать равновесие между доходами и расходами, вести свою чековую книжку. Такие вещи могут показаться банальными и пустяковыми, но даже взрослые часто не умеют рассчитывать деньги, и уж тем более не могут их копить.

Требуется много времени, чтобы научить подростка справляться со всеми этими делами. Невозможно научиться этому сразу. Например, я удивляюсь, что многие студенты не могут даже встать утром и так рассчитать свое время, чтобы вовремя успеть на лекцию. Самодисциплине лучше всего учить до того, как подросток покинет дом, потому что после трудно научиться этому в полной мере.

Привычки, сохраняющиеся на всю жизнь, обычно формируются в старшем подростковом возрасте. И хотя к этому возрасту большинство черт характера и стиль поведения подростка уже частично сформированы, они все еще могут меняться. И родители, и сами подростки должны не упустить это время, укрепляя благоприятные черты и по возможности исправляя нежелательные.

 

 

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

 

Один из самых важных аспектов личности подростка – это степень его целенаправленности. Никто, а тем более подросток, не может достичь в этом совершенства. Некоторые люди слишком целенаправленны, они отдают все свои силы и способности достижению желаемого, будь то хорошие оценки на экзаменах, диплом университета или деньги, исключая при этом из своей жизни такие не менее важные вещи, как развлечения, отдых и личную жизнь. Слишком целенаправленный человек склонен быть вечно недовольным тем, что имеет. Это происходит вследствие того, что он установил для себя слишком высокую планку, слишком строго судит себя и других, слишком непреклонен в своих суждениях, упрям, напряжен и озабочен. Такие люди принимают все слишком серьезно и близко к сердцу. Многие из тех, кто читает эту книгу, попадают в эту категорию, как, впрочем, и я сам.

Хорошо быть добросовестным и целеустремленным, но люди, перегибающие палку, обычно считают жизнь тяжелой работой, в которой мало удовольствия. Они становятся все более склонными к депрессии, особенно в зрелом возрасте. Достижение определенных целей они сделали смыслом своей жизни, и поэтому, когда они достигают их, смысл исчезает. Если им не удается добиться своего, они все равно не видят особого смысла в жизни. Если у вашего подростка есть подобная наклонность, вы сослужите ему огромную службу, если научите находить смысл в различных хобби и других способах препровождения свободного времени, и особенно если научите видеть огромную ценность дружбы и личных взаимоотношений. Подростку старшего возраста все еще сравнительно легко изменить свои взгляды. Однако чем старше становится человек, тем труднее ему меняться. Чем более целенаправлен взрослый человек и чем более он недоволен собой, тем больше вероятность того, что в старости он станет скучным, угрюмым и жестоким и общаться с ним будет неприятно.

Мне вспомнились два человека, которые являлись в этом отношении полной противоположностью друг другу. Первый – это шестидесятилетний мужчина, превосходный рабочий, посвящавший почти всю энергию своему делу. Он оставлял мало времени для семьи, имел мало друзей и постоянно стремился к все большему совершенству, не удовлетворяясь достигнутым. Его жизнь текла более или менее нормально до тех пор, пока он не ушел на пенсию. Лишившись цели (своей работы), он потерял и смысл жизни и быстро погружался в глубокую депрессию. Когда я встретился с ним, он смотрел прямо перед собой широко раскрытыми глазами, будто находясь в трансе. Он едва мог пошевелиться и день за днем просто сидел без движения, пока семья не привела его ко мне.

Прямо противоположный пример – наша уважаемая соседка, вдова. Она всегда была человеком дела, и еще до сих пор занимается различными общественными делами. Она всегда любила людей и заводила множество тесных знакомств. Люди чувствовали себя превосходно, просто находясь рядом с ней.

Какие разные люди! Мужчина был слишком требователен и целенаправлен; наша соседка же достигла удивительного равновесия. Важно помнить, что эти свойства присутствовали в их личности уже в старшем подростковом возрасте и просто развились с годами. Чем лучше подросток будет понимать смысл и ценность человеческих взаимоотношений, тем вероятнее, что он станет приятным, общительным человеком и сможет выдержать все удары судьбы, не потонув в депрессии. Ключ к этому – в соблюдении «золотой середины».

Конечно же, вы хотите, чтобы ваш старший подросток был достаточно целеустремлен и сумел добиться чего-то в жизни. Но вы также хотите, чтобы он ценил людей и смог создать по-настоящему глубокие личные взаимоотношения как супруг, родитель, друг.

У нас с моей дочкой Кэрри были долгие беседы на эту тему перед тем, как она стала учиться в колледже и жить отдельно. Я делал акцент на том, как важны друзья, приобретенные в высшем учебном заведении. Студенческая дружба – поистине особый вид отношений, по возможности, ее надо поддерживать и в последующие годы. Я посоветовал Кэрри завести записную книжку, где фиксировать имена и адреса всех друзей, которые у нее появятся в эти годы, чтобы иметь возможность связаться с ними в любое время.

Хотя у каждого из нас появляются близкие друзья и во время учебы в школе, институтские друзья все же нечто особенное. Этим людям мы можем позвонить спустя много лет и почти всегда мгновенно возобновить близкие взаимоотношения. Это как беседа, которая начинается с того самого места, где она оборвалась, – и мы вновь переносимся в те «добрые старые времена». Высокое мнение о дружбе особенно важно иметь тому подростку, который чрезмерно устремлен в свое будущее и склонен преуменьшать ценность дружбы.

Хотя ваш подросток может быть и абсолютно другого склада. Он может стремиться лишь к отдыху, веселому времяпрепровождению, наслаждению жизнью и откладывать принятие на себя ответственности на более отдаленное время. Как вам подсказывает здравый смысл, такие склонности тоже надо выявлять и работать над этим с самого младшего подросткового возраста.

Возможно, ваш подросток способен хорошо учиться, но так увлечен вечеринками и развлечениями, что не уделяет должного времени и усилий своей учебе. Эту проблему следует решать напрямую и открыто, если только ваш ребенок не слишком пассивно-агрессивен. Если у него нет проблем с управлением гневом, вы можете помочь ему уравновесить его любовь к развлечениям и необходимость ответственного подхода к жизни. Если вы справились со своей родительской задачей и обеспечили своему подростку безусловную любовь, вы имеете полное право просто заставить его взять на себя определенную долю ответственности и определить достойную цель в жизни.

Приведу один случай, произошедший с нашим сыном Дэвидом, когда ему было 13 лет. Он был способен учиться хорошо, и это так и было до тех пор, пока ему не исполнилось 12. С этого возраста все его время стали занимать футбол и друзья, и ко времени подведения итогов учебы в его ведомости оказались сплошные тройки. Зная, что он может иметь более высокие результаты и видя его чрезмерную склонность к развлечениям, шалостям и общению со сверстниками, мы с Пэт решили изменить ситуацию. Мы позвонили каждому из учителей Дэвида с просьбой в течение полутора месяцев еженедельно присылать нам список его отметок. Дэвиду же мы сказали, что всякий раз, когда будут приходить отметки ниже четверки, всю следующую неделю ему будет запрещено заниматься спортом. Это возымело свое действие – у Дэвида появилась и укрепилась привычка хорошо учиться, и не только в его следующей ведомости были одни пятерки, но и изменилось все его отношение к учебе. Он был доволен своими успехами, и нам больше не нужно было его подталкивать.

Иногда, когда подходит время сдавать экзамены, отношение старшего подростка к учебе становится негативным. Обычно это случается с ребятами, которые не одарены большими способностями к учебе или у которых есть проблемы восприятия. Это, безусловно, может послужить причиной конфликта с родителями, особенно если те ожидали от него больших успехов в учебе. Каждая ситуация требует отдельного рассмотрения. Я видел много случаев подобного рода, которые разрешались тем, что родители предлагали подростку вместо продолжения учебы поработать сперва год или два. Обычно это дает подростку время приобрести опыт, необходимый ему для того, чтобы зрело все обдумать, взвесить свои возможности, определить свою цель, как профессиональную, так и общественную.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.