Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гендер как когнитивная схема





 

 

Накопленные общие знания о категориях людей не позволяют справедливо судить об уникальных качествах отдельной личности

С. Фиске и С. Тейлор

 

Серьезной методологической базой, позволяющей объяснить механизмы гендерной стереотипизации, является с нашей точки зрения концепция социальной категоризации, получившая развитее в рамках теории социального познания. Авторы теории С. Фиске и С. Тейлор [138], объясняют стереотипизацию исходя из закономерностей процесса познания. Социальное окружение человека переполнено большим количеством информации. Человек не имеет возможности рассматривать каждую группу как уникальную. Чтобы свести все многообразие окружающего мира к воспринимаемой форме, он распределяет ее по категориям. Таким образом, он вынужден использовать стереотипы, в которых уже содержится необходимая информация, позволяющая воспринимать социальную ситуацию и ориентироваться в ней. Способность к категоризации очень важна для познания окружающей действительности и социальной адаптации. В противном случае, человек мог бы лишиться рассудка, если бы замечал и обрабатывал всю поступающую информацию. Применительно к гендеру это будут следующие категории: «мальчики» - «девочки», «мужчины» - «женщины».

Согласно логике рассуждений С. Фиске и С.Тейлора, человек, распределяя всю воспринимаемую информацию по категориям, формирует особые когнитивные схемы. Будучи сформированными, схемы в дальнейшем влияют на то, как происходит восприятие, хранение, и воспроизведение поступающей внешней информации. Как правило, человек имеет наготове когнитивные схемы для большинства социальных ситуаций (событийные схемы), для социальных групп, которые он идентифицирует по роду деятельности (ролевые схемы), по гендеру (гендерные схемы). Все эти схемы руководят обработкой получаемой информации о людях и ситуациях. Пол, раса, национальность – являются наиболее очевидными и основными характеристиками, которые человек использует в качестве критериев для группирования информации об окружающих людях и управления ею.

Концепция схемы основывается на том, что систематизированные предварительные знания (схемы) оказывают влияние на то, как люди конструируют социальную реальность. Заложенные в схемах убеждения, стереотипы и ожидания определяют то, как человек интерпретирует входящие данные.

Все это имеет непосредственное отношение к гендерной стереотипизации. Гендерные стереотипы выступают в качестве гендерных схем. Человек воспринимает, запоминает и интерпретирует входящую информацию в соответствии с его представлениями (стереотипами) о гендерах. Так мужчина, считающий, что женщина в силу ее «женских» качеств не способна к управленческой работе, будет видеть в каждом конфликте женщины-руководителя с подчиненными подтверждение известных ему стереотипных знаний: «женщины не обладают необходимой эмоциональной устойчивостью, самообладанием и эффективностью», которые требует управленческая должность. Однако такое видение не будет распространяться на мужчин-руководителей, так как аналогичное поведение мужчины считается вполне допустимым, что подтверждается известным выражением: «Если руководитель-мужчина кричит на работе, это значит, он выражает недовольство, или излагает свои идеи. Если же женщина-руководитель повышает голос, она истеричка». В свою очередь, женщина, убежденная, что мужчины непостоянны и неверны, с легкостью вспомнит среди известных ей мужчин тех, кто соответствуют ее стереотипу, и усомнится в мужчине, которого ей опишут, как верного и надежного супруга.

Результаты исследования Тейлора и коллег показали, что именно гендерные схемы, а не объективные данные являются важным критерием, влияющим на восприятие. Тейлор и Фальконе в своем эксперименте попросили участников прослушать шесть записей политических дискуссий, которые вели три мужчины и три женщины на собраниях избирателей. Каждый кандидат выдвигал по шесть конкретных предложений. Для эксперимента ученые выбрали 36 предложений, которые были в равной степени полезными, имели созидательный характер, и одинаковый рейтинг. После прослушивания дискуссий, испытуемым предлагалось оценить, насколько политически благоразумным и убедительным был каждый кандидат, и насколько эффективно он мог бы управлять округом. Испытуемые оценили кандидатов-мужчин на много выше по четырем из пяти показателей [22, с. 204-205].

Данное исследование еще раз подтвердило, что пол используется в качестве базовой схемы для обработки информации о поведении и способностях людей, а ее оценка и интерпретация зависят от наполнения данной схемы, то есть содержащихся в ней гендерных стереотипов.

Причины устойчивости гендерных схем. Почему же гендерные схемы (они же стереотипы) устойчивы, и не меняются под влиянием новой информации? Причины, по мнению авторов концепции следующие. Категоризация, как разделение окружающего мира на составные элементы начинается в раннем детстве и составляет суть процесса когнитивного развития. Чтобы облегчить для себя усвоение огромного количества информации, дети прибегают к категоризации. А гендер выступает в качестве первого и наиболее важного критерия категоризации. По мнению К. Мартин и С. Халверсон [149], ребенок в первую очередь классифицирует людей, их поведение и особенности с точки зрения их принадлежности к «мужской» и «женской» категориям. Такая классификация способствует формированию в сознании когнитивной структуры, которую Мартин и Халверсон, назвали схемой собственного пола.

Схема собственного пола включает представления, сценарии, планы действий, необходимые для реализации поведения соответствующиго гендеру. Идентифицировав свой пол, ребенок начинает буквально «впитывать» информацию о правилах, нормах и моделях поведении, людей своей группы. Общество, в свою очередь предоставляет ему такую информацию, причем постоянно подчеркивая идею о важности гендерных различий и следовании гендерным моделям. Источники наполнение гендерных схем (литература, СМИ, фольклор) изображают мужчин и женщин непохожими друг на друга. Родители, воспитатели, учителя и сверстники побуждают детей обращать внимание на гендер, гендерные различия и следовать им, способствуя, тем самым, наполнению гендерных схем соответствующим содержанием (гендерными стереотипами). Таким образом, некритически воспринятая и схематично хранящаяся информация начинает управлять в дальнейшем процессом обработки вновь поступающих данных. Индивид настраивается мыслить, действовать и прогнозировать действия окружающих в соответствии с тем, что «записано» в его гендерных схемах.

Основное содержание гендерных схем можно свести к следующему: мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга. Распространенные стереотипы представляют мужчин активными, агрессивными, стремящимися к независимости, эффективными в работе, а женщин – пассивными, зависимыми, эмоциональными. Данные стереотипы устойчивы, и продолжают существовать, несмотря на очевидные изменения в поведении, профессиональной и социальной активности женщин и мужчин. Люди продолжают видеть мужчин и женщин более непохожими друг на друга, чем это есть на самом деле. Подтверждением тому служат результаты исследования, полученные К. Мартином [20,с. 202]. В своем исследовании он предложил и мужчинам и женщинам отметить, какими качествами из сорока предложенных они обладают. Среди этих качеств были «типично мужские», «типично женские» и «нейтральные». Второй группе, куда так же входили мужчины и женщины, он предложил определить какому проценту мужчин и женщин каждое из качеств, по их мнению, присуще. В результате было выявлено, что ответы мужчин и женщин о себе в первой группе отличались только по пяти пунктам (эгоцентризм, цинизм, сопереживание, плаксивость, суетливость). Вторая группа представила мужчин и женщин совершенно разными по всем сорока признакам.

Итак, сформированные гендерные схемы устойчивы и не восприимчивы к новой, противоречащей им информации. Подобное явление получило название «эффект устойчивости» [138]. Суть явления заключается в том, что при восприятии и запоминании противоречащей схеме информации человек не изменяет свои стереотипы. Схемы сохраняют свою прочность и при столкновении с доказательствами, их опровергающими. Устойчивость схем Тейлор и Фиске объясняют, тем, что если бы индивид изменял свои схемы, пытаясь подгонять их к каждому новому нюансу, любой возникающей ситуации, то преимущества, которые обеспечивает использование схем, при обработке информации, были бы сведены к нулю. Получая информацию, которая не укладывается в имеющуюся схему, человек создает подкатегорию, которую включает в уже имеющуюся категорию, в то же время зная, что она не подходит для всех элементов данной категории. Исследовательница К. До [134] установила, что люди имеют подкатегории для классификации женщин (домохозяйка, карьеристка, спортсменки, феминистки, объекты сексуального влечения) и мужчин (спортсмены, «синие воротнички» бизнесмены, мачо). Дж. Эдвардс [136] выявил четыре подкатегории мужчин: бизнесмены, спортсмены, любители домашнего очага и неудачники. Механизм создания подкатегорий позволяет сохранить общий стереотип, таким образом, и достигается его устойчивость.

Устойчивость схем напрямую зависит от частоты использования. Чем чаще активизируются схемы, тем они будут доступнее для памяти, и тем чаще человек будет обращаться к ним, чтобы проинтерпретировать социальную реальность. Про гендерные схемы можно сказать, что они находятся «в постоянной готовности». Настойчивое напоминание общества посредством литературы, кино, СМИ, о важности гендерной дихотомии делает гендерную схему еще более когнитивно доступной и, соответственно, устойчивой. Подчеркивание гендерных различий способствует формированию пристрастного отношения к своей группе и предубеждения к чужой, провоцируя тем самым состояние конфликта между гендерами. В результате даже в условиях возрастания социальных и профессиональных контактов между мужчинами и женщинами, стереотипы не исчезают, и необходимая для корректировки образа «Другого» информация просто не воспринимается. Данное явление противоречит «контактной гипотезе», которую в свое время выдвинул Г. Олпорт [126]. Олпорт утверждал, что стереотипы разрушаются при получения информации от другой группы, в случае позитивного межперсональнoго контакта.

Следовательно, объяснение причин устойчивости гендерных стереотипов, а так же взглядов о неравноценности и иерархичности «мужского» и «женского» следует искать не в реальных качествах субъектов и объектов стереотипизации (мужчин и женщин), а в общих закономерностях конструирования их образов.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.