Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Свойства и функции гендерных стереотипов





Формирование образов мускулинности и фемининности начинается с фиксации различий в форме противоположных взаимоисключающих понятий: «добро или зло», «день или ночь», «мужское или женское». Затем этого становится недостаточно, жесткие парные оппозиции превращаются в континуумы, где крайности последовательно переходят друг в друга.

Кон И.С. Вкус запретного плода: Сексология для всех.

 

Свойства гендерных стереотипов в целом совпадают с известными свойствами социальных стереотипов.

Гендерные стереотипы - нормативны. Они являются социально разделяемыми представлениями о том, какой должен быть «настоящий мужчина», как должна вести себя в той или иной ситуации «настоящая женщина», и даже как им одеваться. Поэтому и мужчины и женщины не могут с этим не считаться. Гендерные стереотипы играют важную роль в формировании гендерной идентичности, и таким образом управляют поведением человека во всех сферах жизни (межличностной, семейной, профессиональной, политической).

Гендерные стереотипы имеют эмоционально-оценочный характер. «Мужское» представляется как позитивное и доминирующее; «женское» - как неполноценное и подчиненное. «Подлинно человеческими считаются качества, ассоциируемые с мужским началом; «женщину характеризуют при помощи тех свойств, от которых человек в своей эволюции якобы отталкивается» [90, с. 94]. Подобные оценки (слабость, пассивность, эмоциональность и иррациональность женщин; сила, активность, ум и самообладание мужчин) определяют статусы полов, и являются фактором, приводящим к дискредитации женственности и возвышении мужественности.

Следует отметить, что в различных контекстах «мужское» и «женское» оцениваются как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Женственность может служить символом не только отсталости, но и возможности достижения светлого будущего, с чем связана, например, идея женственности России [89].

Стереотип «истинного мужчины» укрепляется существованием негативного стереотипа мужчины, психологические и физические качества которого представляются как противоположные «истинной маскулинности». По мнению Джудит Батлер [14], традиционный канон маскулинности направлен не столько против женщин, сколько против гомосексуальности. Таким образом, гендерный стереотип всегда имеет дополнение в форме негативного.

Гендерные стереотипы относительно устойчивы и стабильны. Исследователи полагают, что гендерные стереотипы в их современном варианте появились лишь в эпоху во второй половине XVIII века [154]. Многие представления о мужском и женском началах изменились за три столетия не столь значительно. К примеру, современные представления о женской эмоциональности и средневековые воззрения на неспособность женщины контролировать свои чувства, выглядят почти идентичными. Не изменились представления о «мужском» как разумном, справедливом, не подверженном эмоциям. Однако, подобно всем социальным стереотипам, гендерные стереотипы претерпевают изменения по мере того, как изменяются прочие социальные представления и нормы, а также реальный статус стереотипизируемых и стереотипизирующих групп. Сегодня уже нельзя говорить об однозначно разделяемых представлениях о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как о слабом и беспомощном создании. Тем не менее, приходится признать, что изменения гендерных стереотипов идут гораздо медленнее социальных изменений.

Вышеизложенные содержание и свойства стереотипов определяют их функции. Наиболее полное представление о функциях гендерных стереотипов дает В.С. Агеев [4], которые позволяют понять их сущность, назначение и устойчивость.

Дифференцирующая функция заключается в тенденции минимизировать различия между членами одной гомогенной группы (сформированной по признаку пола), и максимизировать различия между членами гетерогенных (противоположных по признаку пола) групп. И в коллективном сознании и в сознании мужчин и женщин существуют стереотипные представления, показывающие отличительные признаки, то есть присущие только представителям определенного пола, а так же стереотипные представления, показывающие различия в свойствах, качествах, предназначениях, по которым мужчины и женщины максимально отличаются друг от друга. Различие достигается за счет того, что гендерные стереотипы имеют большую эмоциональную окраску, и они аффективно заряжены.

Формирующая функция. Гендерные стереотипы содержат информацию о различиях в поведении, свойствах, качествах и предназначении, ролях мужчин и женщин, принятых в обществе. В связи с этим, они играют важную роль в формирования гендерного самосознания, гендерной идентичности и освоения, принятых в обществе гендерных ролей, способствуя, тем самым, гендерно-ролевой социализации.

Гендерная социализация начинается в раннем детстве, и в ходе ее дети используют стереотипные гендерные различия, познавая мир, и познавая самих себя. Знание начинается с распознавания раз­личий и классификации, то есть, прежде всего, с дуализма. Ребенок учится разделять людей и предметы на две группы: одни похожи на него, другие не похожи. Следует так же учитывать что гендерная социализация – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Она отражает личный опыт и меняющиеся социально-культурные условия. На протяжении жизненного пути материалом для построения собственного гендера служит вся система того, что в данной культуре связано с понятиями «мужественность» и «женственность».

Регулятивная и объяснительная функции. Прописанные в стереотипах нормы и правила являются своего рода генеральным соглашением о взаимодействии «мужского» и «женского». С одной стороны они предоставляют информацию разъяснительного характера, о том, что есть «настоящий мужчина» и «истинная женщина» (объяснительная функция). С другой, стороны, они выступают регулятом взаимоотношений между мужчинами и женщинами, объясняя, что можно и что должно, обеспечивая, таким образом, устойчивость представлений о своем гендере (регулятивная функция).

Наиболее важными среди всех функций исследователи считают защиту и оправдание. Кого и от кого защищают гендерные стереотипы? И, что именно они оправдывают? Как известно, гендерные стереотипы нормативны, следовательно, они принимают участие в создании системы социальных отношений, а точнее в конструировании гендерного порядка. Таким образом, стереотипы защищают и оправдывают существующее положение мужчин и женщин в обществе, неравенство их статусов, прав, и возможностей, объясняя их с точки зрения биологических (данных от природы) различий.

Властные отношения должны постоянно подтверждаться, поэтому необходим процесс социального контроля, поддержания и корректировки. Следовательно, оправдательная и защитная функция необходимы; стереотипы устанавливают неравенство, оправдывают и защищают его. По выражению М.Пикеринга, стереотипы делают видимое невидимым: неравенство, таким образом, выглядит вполне естественным, поэтому подчиненная группа принимает эти правила игры [160]. П. Бурдье в работе «Маскулинистское доминирование» так характеризует гендерный порядок. Мужское доминирование «создает женщин как символические объекты, чье бытие есть «бытие воспринимаемых», что сохраняет их в состоянии постоянной символической зависимости. Они существуют, прежде всего, через взгляд мужчин и для взгляда мужчин» [130].

Защитная и оправдательная функции гендерных стереотипов наглядно проявляет себя в распределение социальных ролей («женское» - приватное, мужское – социальное), в недоверии к профессиональной компетенции женщин, в оправдании задержке продвижения женщин по службе. Исследователь В. Лири [144] выявила, что без каких либо объективных оснований женщинам предписывают следующие установки на работу: «женщины работают только ради «булавочных денег»; «работа для них это возможность общаться, то есть на первом месте коммуникативные интересы»; «женщины меньше ценят самоактуализацию и продвижение по службе, чем мужчины». В основе всех этих взглядов, по мнению автора, лежат гендерные стереотипы, согласно которым у женщин отсутствуют черты, позволяющие быть компетентными, независимыми, последовательными, они не обладают логикой и не притязательны.

Американский психолог Г. Филд [137] исследовала отношение мужчин и женщин с консервативными и либеральными взглядами к жертвам изнасилования. Она установила, что мужчины в большей степени, чем женщины склонны приписывать ответственность за случившееся, самой жертве. Однако внутри мужской выборки наблюдаются различия в восприятии жертв изнасилования. Мужчины с консервативными взглядами, склонны приписывать большую ответственность жертве, и считать, что изнасилованная женщина теряет свою привлекательность. Мужчины с либеральными взглядами приписывают ту же степень ответственности жертве, но не отказывают ей в привлекательности. Согласно данным Г. Филд, полицейские так же склонны приписывать ответственность за изнасилование жертве. Таким образом, и применительно к сексуальному насилию гендерные стереотипы выполняют оправдательную функцию для мужчин.

Итак, ответ на вопрос: «Что и кого защищают гендерные стереотипы?», очевиден. Гендерные стереотипы защищают и поддерживают иерархические отношения в обществе, монополию власти доминирующей группы, закрепляя за ней право контролировать поведение подчиненных групп.

Упорядочение картины мира еще одна функция гендерных стереотипов. Гендер принимает участие в формировании представлений об устройстве мира в целом, об организации всей системы отношений в нем: между мужчинами и женщинами, между группами (феминизации или маскулинизации могут подвергаться нация, страна, социальный класс, политический противник), между человечеством и природой. В связи с последним, следует привести известное изречение М.В. Ломоносова «Нам не нужно ждать милости от природы, взять их у нее наша задача». При прочтении его, используя гендерный подход, мы получаем совершенно иной смысл.

Стереотипные представления создают картину мира, где «мужское» и «женское» противопоставлены. Противопоставляемые образы являются неравнозначными: одни получают позитивную оценку, другие – негативную. Механизм противопоставления действует и внутри стереотипного образа: «расщепляя» его на два противоположных элемента. Поэтому стереотипный образ (и женский и мужской) всегда амбивалентен, он и «хороший» и «плохой», а противопоставляемые характеристики взаимосвязаны. Обе полярности и «хороший» и «плохой» призваны конструировать стереотипный образ в соответствии с идеологией гендерных отношений: доминирование «мужского» и подчинение «женского». Качества, оцениваемые как «плохие» внутри стереотипов маскулинности/фемининности необходимы, чтобы усилить желаемые («хорошие») характеристики, и таким образом защитить и оправдать традиционный гендерный порядок.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «гендерный стереотип».

2. Чем отличаются представления о роли мужчины и женщины в современном обществе?

3. Сформулируйте позитивные и негативные аспекты гендерных стереотипов с точки зрения возможности личностного развития индивида.

4. Какова структура стереотипов маскулинности /фемининности? В чем смысл поляризации стереотипов маскулинности /фемининности?

5. Социокультурный и этнический контексты гендерных стереотипов.

6. Существует ли возрастная специфика проявления гендерных стереотипов, в чем она заключается.

7. Опишите роль таких факторов как пол, профессиональный и образовательный статус человека в гендерной стереотипизации?

8. Назовите основные группы гендерных стереотипов, в чем их психологическое наполнение.

9. Каковы основные функции гендерных стереотипов?

Вопросы для размышления

1. Изменилось ли содержание основных групп гендерных стереотипов, если да, то какие доказательства вы можете привести?

2. Каковы Ваши собственные представления о женственности и мужественности? Как они были сформированы?

3. В какой мере социальные стереотипы маскулинности /фемининности могут выступать препятствием в создании условий для самореализации личности? Приведите конкретные примеры.

4. Что такое моральные гендерные стереотипы? Осознайте и сформулируйте свои собственные моральные гендерные стереотипы о мужчинах и женщинах. Проанализируйте их содержание. Какой вывод Вы можете сделать?








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.