|
Гендерные идеалы в российской культуреСтарые и новые философы, фольклористы и психоаналитики в один голос говорят об имманентной женственности русской души и русского национального характера. И.С. Кон В отечественной культуре (в частности, в фольклоре, в философии, в языковом сознании), женщина отнюдь не представлена безвластной, мужской же идеал далек от облика супермена. Миф о русской женщине строится вокруг представлений о том, что материнский образ включает в себя черты не только уязвимости и страдания, но также силы и всемогущества. Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы формируется в рамках определенного культурного контекста. Если культурный и религиозный контексты отличаются друг от друга, то и сформировавшиеся в рамках данных культур стереотипы маскулинности/фемининности, будут иметь ряд отличий. Следовательно, описание образов российской женщины и российского мужчины будут более полными при сравнении русской и западной культур. Патриархальное устройство общества и христианская религия были общими предпосылками для формирования стереотипа маскулинности/фемининности и в рамках западной, и в рамках русской культур. Это факторы определили подчиненное положение женщины, непризнание ее полноценной личностью, представление о более низком ее интеллектуальном и моральном уровне. Однако в отношении морали, гендерные стереотипы Запада и России отличаются. В связи с этим следует ввести понятие «моральные гендерные стереотипы». Моральные гендерные стереотипы - это устойчивым представлениям об особенностях моральных черт, которые связываются с определенными гендерными ролями [29]. В основе морального стереотипа лежит общее правило, выводимое из более общих положений, принципов, идеалов, и которые в совокупности составляют мировоззрение людей. Каждая культура создает свои моральные гендерные стереотипы исходя из господствующих религиозных воззрений. В связи с этим, стереотипы маскулинности /фемининности в российской культуре будут иметь ряд особенностей. Различия моральных гендерных стереотипов определяются господствующими в обществе религиями. Наиболее распространенными религиозными идеями на Западе являются идеи протестантизма, с его направленностью на достижение благополучия уже в этом мире. Западное общество, построено на праве и договоре граждан как самостоятельных юридических лиц. Основной религией России является традиционное православие. Поэтому российское общество основано на началах взаимного неформального доверия и любви, отсутствии правового самосознания (о россиянах говорят «не законопослушные, а законобоязненные»). Ценности традиционного православия являются частью российской ментальности, и рассматривается россиянами как преимущество перед Западом и доказательство неиспорченности русского человека. С этой точки зрения становится интересным проследить взаимосвязь представлений о предназначении России, сформировавшихся в рамках «русской идеи», и представлений о человеческом идеале вообще, мужском и женском (а значит гендерных) идеалах в частности. Примечательным, в связи с этим является тот факт, что национальный стереотип в странах Запада базируется, как правило, на мужском стереотипе соответствующей нации («истинный англичанин», «истинный немец» и т.д.) [94]. Известно, и особенно благодаря русским философам Серебряного века (Бердяев Н.А. [21], Ильин И.А. [47]), что русский характер часто увязывают именно с концептами женственности. Символом русскости избирается женщина («Россия-Матушка», «Родина-Мать») [88]. Отличительные черты России, согласно идеологам русской идеи: коллективизм, соборность, основа которой - любовь, смирение и самоотверженность. Российской ментальности свойственны психология жертвенности и культ страдания («милость к падшим», жалость к «униженным и оскорбленным»), приоритет моральных оценок над правовыми, стремление руководствоваться не столько правом, сколько «сердцем». Эти ценности порождают идею о «женской душе» России. Термины «душа», используемый для описания России, и «душевность» для русского характера, предполагают фемининное начало, в отличие от маскулинного западного - «дух». Душа в большей степени ассоциируется с телесным, материальным, с сердцем, эмоциональным, а не с рациональным, разумом, которому на Западе соответствует понятие «дух». «Голосуй сердцем» - этот слоган избрал президент Б.Н. Ельцина для своей второй предвыборной кампании, и, как известно, победил. Итак, качества, которыми наделяется образ России, закрепляют представления о женственной России. Западу же свойственна гордыня, приоритет закона, принцип индивидуализма, рационализм. В связи с этим, гендерные идеалы в российской культуре могут иметь ряд особенностей. Гендерные стереотипы именно женщинам приписывают душевность, скромность, бескорыстие, самоотверженность, любовь и милосердие; мужчинам - индивидуализм, соперничество и эгоизм. Такое восприятие образа женщины, наделение ее моральными качествами, основано на распространенном в России культе Богородицы, постоянными эпитетами которой были «Пресвятая», «Пречистая», заменявшие зачастую ее имя. Вознесенная на небо, она воспринималась близкой к простым людям, их первой заступницей перед Сыном, по-матерински переживающей за всех, утешающей, милосердной, отзывчивой. В России насчитывается свыше 700 Богородичных икон, из них чудотворными по разным источникам признаются от 200 до – 486 икон [86]. Совершенно естественно, что подобные и близкие им по смыслу характеристики составляют основу российского общекультурного идеала человека, который выявили и описали санкт-петербургские ученые [76]. Всего было выявлено три типа идеала человека. Первый – традиционно-культурный идеал ( его разделяют44% опрошенных) образован такими качествами как справедливость, верность, преданность, богатство духовной жизни, скромность, бескорыстие, уважение родных традиций, верность своим культурным корням, поддерживание душевных отношений с людьми, способность пренебречь выгодой ради высокой цели. Вполне очевидно, что содержание входящих в него характеристиксоотносится с истинно российскими ценностями, составляющими национальную идею России. Противостоит традиционно-культурному идеалу другой тип человека – рационально рыночный. Входящие в него черты таковы: стремление многого достичь, добиться успеха, жизнь и работа на основе точного расчета, приоритет материального благополучия; активность, инициативность, стремление к свободе и независимости; деловитость, практичность; убеждение, что главное в жизни – реализовать свои способности и знания, подчинение этому других сторон своей жизни. Третий тип – промежуточный, переходный. Его носителей отличает приверженность и к традиционно-культурным, и к рационально-рыночным свойствам. Среди опрошенных только 8% привлекает рационально-рыночный идеал, остальные являются носителями традиционно культурного или промежуточного идеалов человека. Совокупность качеств, входящих в общечеловеческий идеал чрезвычайно близка образу идеальной женщины в российском коллективном сознании. В философских, художественных, исторических, фольклорных текстах российской культуры образ женщины связан с духовностью, милосердием и альтруизмом. Ей также приписываются качества, которые традиционно связывают со стереотипом маскулинности: сила, трудолюбие, ум. Принять этот культурный миф в качестве стереотипа, было бы некорректно с научной точки зрения. Надежные данные представлены в социологических, лингвистических и психологических исследованиях и отмечают наделение российской женщины такими качествами, как душевная красота, сила, ум, доброта, духовность [52], [71], [93]. Достаточно информативными являются результаты исследования гендерных идеалов россиян, полученные Н.А. Нечаевой [71]. Гендерные идеалы – идеализированные представления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин свойственные определенной культуре. В своем исследовании Н.А. Нечаева зафиксировала качества, входящие в гендерный идеал российской женщины, которые испытуемые ценят в женщине. Исследованием было охвачено 1070 человек. Гендерный идеал имеет следующую структуру. Его основу составляет группа «связанных» черт и характеристик, которая определяет направленность сознания (например, патриархальные, либо феминистские характеристики). Такая группа «связанных» черт образует ядро гендерного идеала, на периферии которого располагаются противоположные характеристики. Таким образом, структура идеала включает и черты, которые ценятся и принимаются, но и отвергаемые. Таблица 3. Идеал женщины у россиян
Респонденты отвечали на вопрос: «Какие качества в женщине Вы цените, считаете наиболее важными?». Каждый респондент мог сделать 7 выборов, поэтому сумма превышает 100%. Всего опрошено 1070 человек. Источник: Нечаева Н.А.Идеал женщины в структуре гендерных картин мира / Гендерные тетради. Выпуск второй; СПб филиала Института социологии РАН СПб., 1998, С. 5-19.
Полученный на основе этих данных гендерный идеал российской женщины, по структуре и содержанию, позволил назвать его «традиционно-патриархальный идеал женщины» (Таблица 4). Носители этого идеала составляют 60% опрошенных. Наиболее важными качествами женщины они считают: верность, преданность скромность, бескорыстие; способность пожертвовать многим ради семьи, мягкость, нежность, терпимость. Одновременно с этим, они отвергают такие качества, как «главное в жизни реализовать свои способности, знания», «хороший профессионал», «стремится к самостоятельности и экономической независимости», «активная энергичная» «сильная, уверенная в себе». Только 7% опрошенных считают для себя идеалом женщину, обладающую качествами феминистского типа (Таблица 5), который по своей структуре является зеркальным отражением традиционно-патриархального идеала. Треть участников опроса (33%) относятся к промежуточному, смешанному типу. В их идеале женщины соединены как традиционно ценимые в патриархальном обществе женские качества, так и качества связанные с ориентацией на самореализацию, независимость материальную, социальную и профессиональный успех.
Таблица 4. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|