Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Женщина и женский мир в гендерно-ориентированных журналах





 

 

И вот тут возникает занятный вопрос: на чем играют, чем искушают эти самые журналы? Ведь понятно, что женщину они не уважают, в грош не ставят – в прямом и переносном смысле. В женских журналах сильнее, чем где-либо еще, женщина утверждается как особый зоологический вид, своего рода колония паразитов, которые хоть и способны двигаться сами по себе, но не могут далеко уйти и всякий раз возвращаются к привычной опоре (каковой является vir).

Михайлова Е.Л.

«Я у себя одна» или Веретено Василисы.

 

Количество женских журналов в России резко возросло в конце 1980 — начале 1990-х годов. В советский период для женщин издавалось два журнала — «Крестьянка» и «Работница». Начиная с 80-хгодов, на территории бывшего Союза стали появляться русскоязычные версия западных глянцевых женских журналов. «Глянцевый журнал» - буквальный перевод английского словосочетания «glossy magazine» - журнал с блестящей обложкой, напечатанный на глянцевой бумаге. Главная его родовая характеристика - равноправное сосуществование словесного и изобразительного (цветного фотографического) рядов.

Очень быстро рынок оказался перенасыщен образцами западного женского «глянца» (Cosmopolitan, Elle, Harper’s Bazaar, Vogue, L’Officiel, Life Style, Marie-Claire, Shape и др.). Появилось огромное количество российских журналов («ОНА(SHE)», «Домовой», «Караван историй», «Gala (Гала)», «Красота и здоровье», «Женское здоровье», «Домашний очаг», «Женский клуб», «Лиза» и др.), в том числе и «тонких», «массовых», дешевых (это в первую очередь журналы издательского дома «Бурда», такие как «Лиза», Burda, Verena, «Даша», Anna, Sabrina и др.). Велико также число теле- и радиопрограмм, а также интернет-ресурсов, посвященных женским проблемам и выполняющих аналогичные женским журналам функции.

Стереотипизация женщин в женских журналах многократно усиливается, по сравнению с гендерно-нейтральными изданиями. Женщина в них предстает либо как деталь интерьера кухни и детской, либо как сексуальный объект. В сущности, все эти журналы посвящены тому, как научить женщину быть красивой, ухоженной и сексуальной куклой, цель жизни которой - быть забавой для мужчины и уметь доставить ему удовольствие. «Женскими проблемами» в этих журналах считаются умение накладывать макияж и сделать свое тело красивым, хорошо заниматься сексом и хорошо готовить, снимать психологическое напряжение мужчины, правильно стирать его рубашки и так далее. В качестве культурного дополнения предлагаются астрология, рукоделие, рассказы о жизни артистов. Социальные или моральные проблемы, сообщения о реальной жизни реальных женщин отсутствуют. В этих журналах зачастую нет места даже для педагогических советов - то есть не только профессия, но и роль матери (которая может отвлечь внимание женщины от обслуживания мужчины) оказывается вторичной. В этом смысле можно сказать, что большинство «женских» журналов - это сплошной стереотип. Зарубежные «Voque», «Elle», «Cosmopolitan» в целом весьма схожи с российскими журналами, хотя там иногда и появляются публикации на социальные темы. Содержание журналов для девочек-подростков типа «Cool» или «Cool girl» характеризуется попсовостью и пропагандой «раскрепощенности»; читательниц учат быть сексуально раскованными кривляками [32].

Материалы в женских журналах практически не содержат в себе информации, рассчитанной на активное, рефлексивное переосмысление. Они построены на принципах монтажа тем, сюжетов, яркого коллажа визуальных и вербальных картинок, работающих на определенный стереотип, который заключает в себе пассивность. Читательницам предлагается уже сформулированные, адаптированные модели поведения и реализации себя. Для достижения «идеала» остается только приложить к себе те или иные клише, методики, рекомендации.

Другая сторона пассивности в том, что содержание журналов представляет собой не средство вовлечения в активное действие, а является средством ухода от действительности. Вербальный и визуальный ряд женских журналов (картинки, фотографии, слова, сюжеты, образы) способствует материализации мечты, внушает иллюзию достижения без каких либо усилий со стороны читательниц. Достигается этот эффект простыми приемами - наличием двух пространственных планов. Первый - привычный, обыденный, - бытовая, рутинная действительность, лишенная новизны, а потому вызывающая дискомфорт. Другой – внебудничный: морские побережья, яркие краски, переживания, скандалы, любовь кумиров и пр. Наличие хотя и журнально-идеализированного пространства позволяет погрузиться в иллюзорный мир фантазий.

Оформление журнала, содержащаяся в нем информации и образы, не столько отражают, сколько транслируют культурные стереотипы поведения и пространства, в котором женщина может реализовывать себя. Такое пространство включает салоны красоты, дорогую косметику, модную одежду, модернизированный быт, обретение собственного стиля, достойного и любящего мужчину. Конструируемый таким образом женский мир создает иллюзию получения каждой читательницей гарантированного пропуска в этот мир и право свободы всех ее действий и желаний, но свободы иллюзорной.

Интеллектуальная информация журналов включает рубрики: видео; книжные и музыкальные обзоры; психологические консультации; публикаций на психоскексуальный темы; сообщения о тренингах. В первой группе рубрик журнал рекомендует специфически женскую литературу, любовные романы российских или зарубежных авторов, сопровождая их краткими аннотациями. Анонсы высокохудожественной и классической литературы на страницах женских романов не имеют четкой периодичности. Есть журналы, в которых рубрики «книги», видео», «музыка» отсутствуют вообще.

Большой интерес представляет психо-сексуальный блок, он занимает не менее 70% женских журналов. Согласно исследованию в «Cosmopolitan» за октябрь 1996 из общего числа статей и заметок – 50: 14 посвящено взаимоотношениям мужчины и женщины, сексу и жизни в браке, 6 – здоровью и красоте, 6 модным тенденциям, 5 – деловым качествам женщины, трудностям связанным с устройствам на работу, и разным «хитростям» по их преодолению, о правах женщин, о сексуальным домогательствам на рабочем месте. 5 публикаций освещают модные тенденции, 4 – домашний очаг, рецепты, дизайн и т.д. [66].

Тематика психологических консультаций охватывает все возможные ситуации, касающиеся взаимоотношений с мужчинами, начиная от чувств первой любви, терзаний ревности, соблазнение мужчин, подозрение в неверности, до конфликтов, связанных с сексом, разделением ролей в семье, любовных связей на стороне и так далее. Список вопросов, с которыми читательницы якобы обращаются в редакцию (общеизвестно, что письма в редакцию пишутся в ней самой), составленный психологом Е.Михайловой говорит сам за себя:

Может ли женщина сама проявить инициативу и познакомиться с понравившимся мужчиной или нужно ждать, когда он обратит внимание?

На какие темы можно (нельзя) говорить при первой встрече, например, может ли женщина говорить, что у нее – «серьезные намерения» или выспрашивать про его личную жизнь?

Что делать, если он говорит, что любит, а жениться не хочет?

Можно ли говорить о себе, своих интересах, или лучше спрашивать его? [68].

За этими вопросами философия жизни, того представления о женщине и ее жизни, в которой она лишена права говорить, а значит быть естественной, искать и находить. В этой философии нет места идее о том, что женщина, ее тело, душа, разум имеют собственные и разные потребности, а не только те, что приписывают ей стереотипы – быть приятной мужчине.

Представление о женщине, которое исходит от глянцевых страниц гендерно-ориентированных журналов, просто пугает. Женщина в них:

зависима – от мужчины, мнений окружающих, моды, чего и кого угодно;

не уверенна в себе настолько, что постоянно нуждается в поглаживаниях, поддержке, заботе;

озабочена не своим развитием, а постоянным «ремонтом фасада»;

не способна к элементарному анализу фактов, причем даже фактов собственной жизни;

живет в страхе совершить ошибку, причем это страх пронизывает ее отношения с мужчиной, которому она вынуждена сдавать экзамен на право находиться рядом;

ревнива, завистлива, склонна к манипуляциям;

в мужчинах, прежде всего, видит не людей, а некое средство достижения своих целей.

В результате представляется образ женщины, у которой нет ни биографии, ни своих желаний, целей, ни возраста, ни самоценности. Некая «надувная игрушка, причем не обязательно из ассортимента секс-шопа, - может быть реквизитом и в гостиной, и на кухне, и в офисе» [68, с. 41].

Такое освещение женщин и «женской темы» в современных СМИ не случайно. Оно есть прямое отражение системы гендерных отношений современного общества, где женщинам отводится место второстепенной группы, сфера жизни и деятельности которых ограничена только личными и семейными интересами. Естественно, что нарисованная СМИ картина не только отражает структуру гендерных стереотипов, но и оказывает влияние на социализацию представителей обоих полов, утверждая одних в идее своего превосходства и широких возможностей, и ограничивая других.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.