Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Девиантное поведение несовершеннолетних подростков: гендерные аспекты





 

 

Словарь терминов

Агенты гендерной социализации - (основные факторы гендерной социализации) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.

Андрогиния - совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт.

Андроцентризм - глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность к единой мужской норме, которая представляется как универсальная объективность, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются, как отклонение от нормы, как маргиналия. Таким образом, андроцентризм - это не просто взгляд на мир с мужской точки зрения, а выдача мужских нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели.

Гегемонная маскулинность - тип мужественности, занимающей доминирующую позицию в структуре гендерных отношений не только по отношению к женщинам, но и другим типам мужественности (сексуально активный гетеросексуал; профессионал, выполняющий мужскую и только мужскую работу; финансово самостоятельный; жестко отделяющий себя от мира семьи, эмоций и т.д.).

Гендер – понятие, с помощью которого современная социальная наука обозначает свод социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Гендер включает символы, нормы и законы, выработанные культурой в процессе своего развития, и регулирующие жизнь отдельного человека, групп и общества в целом. Другими словами это система культурных значений, присвоенных полу, следовательно, гендер является искусственным, социально сконструированным и должен быть понят как совершенно независимая категория. Гендер указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые общество предписывает мужчинам и женщинам, на основании их половых различий. Гендер не сводим буквально к совокупности психологических черт личности (соответственно мужских и женских). Ключевым здесь является приписывание психологических черт индивидам, с целью закрепления за ними социального статуса и ограничения в системе гендерных отношений. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление, а значит неравенство статусов, возможностей и способностей мужчин и женщин в обществе.

Гендерлект - постоянный набор признаков мужской и женской речи. Возникновение этого понятия обусловлено формированием гипотезы гендерных субкультур. Сегодня наука не отрицает существования некоторых стилевых особенностей, свойственных преимущественно мужчинам или преимущественно женщинам в рамках четко очерченной ситуации общения. При этом считается, что они возникают под влиянием как социокультурных (например, употребление женщинами ругательств осуждается больше, чем мужская брань), так ситуативных факторов. Выход гендерных исследований за рамки влиятельных европейских языков и развитие лингвокультурологии позволили получить данные, свидетельствующие также о культурной обусловленности мужской и женской речи. Наиболее перспективным и обоснованным направлением изучения мужской и женской речи в настоящее время считается изучение стратегий и тактик речевого поведения мужчин и женщин в различных коммуникативных ситуациях с обязательным учетом культурной традиции данного общества. Широко распространена также точка зрения, что женщины употребляют больше уменьшительных суффиксов и вежливых форм, чаще называют партнера по коммуникации по имени и в целом используют больше контактоустанавливающих речевых действий.

Гендерная адаптация - социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психической реальности и поведения с характером взаимоотношений между полами, сложившимися в данном обществе.

Гендерная дифференциация – процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и который является средством социальной стратификации.

Гендерная идентичность - это аспект самосознания, представленный многоуровневой системой соотнесения личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности. Как составляющая социальной идентичности, гендерная идентичность имеет свою структуру и содержание. В ее структуре выделяется три уровня: базовая идентичность – соотнесение личности с альтернативными представлениями о маскулинности-фемининности; ролевая – соотнесение поведения и переживаний личности с существующей в данной культуре полоролевыми стереотипами; персональная, интегрирующая описанные уровни и характеризующая соотнесение личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения.

Гендерная социализация - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера: принятых в социуме моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов.

Гендерная схема - когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая функционирует как предвосхищающая структура и благодаря которой человек воспринимает, запоминает и интерпретирует входящую информацию в соответствии с его представлениями (стереотипами) о гендерах.

Гендерная схематизация - обобщенная и натренированная когнитивная готовность человека кодировать и организовывать социальную информацию (о других, о себе) соответсвено культурным определениям «мужское», «женское».

Гендерный дисплей - социально обусловленное многообразие проявления половой принадлежности на уровне межличностного общения. Это основной механизм создания гендера (doing gender) в процессе взаимодействия лицом к лицу. Гендерный дисплей проявляется в телесных проявлениях, символике, стиле и содержании общения. Имя, внешний облик, тембр голоса, манера речи и движения, стиль выражения чувств - все эти множественные проявления представляют собой гендерный дисплей, который позволяет идентифицировать собеседника как мужчину или женщину. Термин был введен американским социологом Ирвином Гофманом, автором социологии драматургического интеракционизма. Используя понятие гендерный дисплей, сторонники социального конструктивизма вслед за Гофманом утверждают, что проявления гендера невозможно свести к исполнению половых ролей, что гендерную идентичность нельзя отменить или сменить, подобно платью или роли в спектакле. Гендерный дисплей - это многообразие представлений и проявлений «мужского» и «женского» в межличностном взаимодействии. Гендерный дисплей - это своего рода «игра», ориентированная на партнеров по пьесе и мизансцене; эта игра давно срослась с жизнями «актеров» и представляется игрокам и наблюдателям естественным проявлением их сущности. В этом и заключается загадка конструирования гендера — каждую минуту участвуя в «маскараде» представления пола, люди делают это таким образом, что игра по правилам кажется естественным проявлением человеческого Я. Гендерный дисплей не является производным анатомо-физиологического пола. Он не универсален, он детерминирован культурой и властными отношениями. Разные общества, социальные группы и даже разные социальные ситуации предполагают различные конвенциональные формы гендерного дисплея. Различия гендерных дисплеев заставляют обратить внимание на властное измерение отношений между полами, явленное в межличностном взаимодействии.

Гендерные идеалы идеализированные представления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин свойственные определенной культуре.

Гендерная идеология - система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание.

Гендерное самосознание -является системой, элементами которой выступают, помимо гендерной идентичности, представления о собственном соответствии моделям фемининности и маскулинности, оценка подобного соответствия и готовность поступать в плане создания собственной модели поведения.

Гендерный конфликт - взаимодействие или психологическое состояние, в основе которого лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей. Различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов.

Гендерное неравенство - характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Термин был введен в 1980 г. Joan Scott, для объяснения системы социального устройства, в которой мужчины и женщины рассматриваются как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. Все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в «силовой позиции».

Гендерные нормы - это определенные правила поведения и предписания, формирующие представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина», играющие важную роль в поддержании гендерной системы и конструировании гендерного сознания. Гендерные нормы внедряются в сознание детей в процессе семейного воспитания (в лице родителей и родственников), в системе образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), через институты культуры (в том числе при помощи книг и средств массовой информации). Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ.

Гендерные отношения -это отношения стратификации, в основе которых лежит неравенство.

Гендерные роли - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли – вид социальных ролей, они нормативны, выражают определенные социальные ожидания (экспектации), проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности.

Гендерная стереотипизация - процесс приписывания индивидам на основании их половой принадлежности психологических качеств и статусных характеристик, закрепляющих доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин.

Гендерные сте­реотипы -социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным, в зависимости от пола поведением, различным рас­пределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов; и которые поддер­живаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желаемой манере и ощущать свою целостность, непротиворечивость

Гендерная стратификация - процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Дифференциальное подражание - это процесс социализации, в ходе которого индивид выбирает поло-ролевые модели в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе и пр. и начинает подражать принятому в них поведению.

Дифференциальное усиление - процесс социализации в ходе которого принятое в обществе гендерно-ролевое поведение поощряется и одобряется, а несоответствующее наказывается. Вознаграждение чаще всего выступает в форме общественного одобрения, и наоборот, отклонение от требуемой гендерной модели в ряде случаев наказывается социальным неодобрением

Маскулинность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин.

Моральные гендерные стереотипы -это устойчивым представлениям об особенностях моральных черт, которые связываются с определенными гендерными ролями.

Патриархат – система общественных отношений, в которых доминирующая роль принадлежит мужчинам (в хозяйстве, семье, обществе); это господство мужчин как социальной группы над женщинами, принявшая форму социальной системы.

Половая идентичность - осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания.

Сексизм - индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола; институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненное положение.

Социальная идентичность - личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами, нормами, которые помогают процессу Я-категоризации (гендерная, профессиональная, этническая, религиозная).

Схема собственного пола - когнитивная структура, которая включает представления, сценарии, планы действий, необходимые для реализации поведения соответствующие гендеру.

Фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин

 


Литература

1. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? //Общественные науки и современность. 1996. - №6.- С. 123-125.

2. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход. // Гуманистические проблемы психологической теории. М., Наука, 1995. - С. 27-47.

3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990. – 275 с.

4. Агеев В.С. Психологические и социальные функции поло-ролевых стереотипов. //Вопросы психологии. 1987. - №2. - С. 152-158.

5. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / В.С.Агеев // Вопросы психологии. – 1986. – № 1.с. 95-99.

6. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования, № 5 (2/2000), сс.261 – 273.

7. Ажгихина Н.И. «Железная леди» или «Баба-Яга»? «Женская тема» в современной российской прессе// Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». - М.: МЦГИ, 1997. - С.43-46.

8. Алпатов В.М. История лингвистических течений. С. 222.

9. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. – 1996. - № 1. - с. 131-141.

10. Антонова Н.В. Личностная идентичность педагога и особенности его общения: Автореферат дисс. Канд. психол. Наук. М., 1995.

11. Афанасьев А.Н. Т. 1. М., 1957. С. 228-244; 349-356.

12. Арканцева и Е.М. Дубовская Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки //Мир психологии. – 1999. - №3. – С. 124-127.

13. Архипова Н. Женщины в России и рынок // Проблемы теории и практики управления. 1994. №1.

14. Батлер Дж. Гендерное беспокойство //Антология гендерных исследований Сб. пер. /. Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилси, 2000.

15. Барчунова Т. Сексизм в букваре. - ЭКО. Новосибирск, 1995, N3.

16. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичность. //Мир психологии. 1999. - №3. - С. 140-147.

17. Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М., Аспект пресс, 2001.

18. Белкин А. И. Почему мы такие. Психологические этюды. – М., 1993.

19. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 319 с.

20. Бердяев Н.Н. Метафизика пола и любви //Русский эрос. М.,1991.

21. Бердяев Н.А. О «вечно-бабьем» в русской душе // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х., 1994. Т. 2. С. 290-301.

22. Берн Ш. Гендерная психология – СПб,: прайм - ЕВРОЗНАК, 2001.

23. Бондаренко Л.Ю. «Роль женщины: от прошлого к настоящему» //Общественные науки и современность 1997. №3. с. 163-170.

24. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (концепции феминизма) //Вопросы философии. – 1998. -№2. – с.167 180.

25. Бреслав Г., Хасан Б. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии, 1990. - №3. - С.66-67.

26. Бузин В.Н. Критический анализ исследования феномена идентификации //Методологические и теоретические проблемы современной психологии. – М., Институт психологии АНСССР, 1988.

27. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

28. Бурдье П. Начала. М., 1994.

29. Величенко Е. А. Проблема измерения моральных гендерных стереотипов в рамках русской и западной типов культур. http://anthropology.ru/ru/texts/velichenkoea/ruse...

30. Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства HA РФ о средствах массовой информации. М.: МЦГИ /Проект гендерная экспертиза, 1998. http://www.medialaw. ru/publications /books/gender/3-2-2.html

31. Воронина О. А. Круглый стол по гендерному образованию // Вы и мы. 1998. №2(18). С. 12 – 17.

32. Воронина О.А. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ http://magazines.russ.ru /znamia/1999/2 /voronina.html

33. Ворник Б.М., Говорун Т.В. Роль стереотипов в возникновении сексуально-психологических дисгармоний // Материалы научно-практич. Конф. Сексопатологов «Проблемы современной сексологии и сексопатологии» М., 1996. С. 26-27.

34. Гаджиева Р.Г. Влияние гендерных стереотипов на профессиональную самореализацию личности //Актуализация потребности в личностно-профессиональной самореализации госслужащих. РАГС, 2000. с. 112-118.

35. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы. Сб. статей под ред. О.А. Ворониной. М., 2005.

36. Гидденс Э. Социология. М. 1999.

37. Горошко Е. Гендерная проблематика в языкознании. / Введение в гендерные исследования. Ч.I: Учебное пособие/ Под ред. И.А Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; Алетейя, 2001.

38. Грошев И.В. Гендерные образы в рекламе //Вопросы психологии. 2000.№ 6, с. 38-49.

39. Гусева Ю. Е.Динамика репрезентации образа женщины-политика в женских журналах // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе. Материалы международной научной конференции. Иваново, 23-25 июня 2002 г. Иваново.: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2002. С. 115-120.

40. Гусева Ю.Е. Гендерная социализация. // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С Клециной. СПБ.: Питер, 2003. - с. 85-90.

41. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование.-М.:Народное образование, 1999.

42. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 1987.

43. Джейс Ф.Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения // Сексология. – СПб.: Питер, 2001. – с.144-161.

44. Джери Д. Джери Дж. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том I. (А-О). Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2001.

45. Жеребкин С. Гендерная проблематика в философии. //Введение в гендерные исследования Ч. 1: Учебное пособие /Под ред. И.А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; Спб.: Алетейя, 2001. С. 390-426.

46. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // Ушакин С.А. (ред.) Указ. Соч. С.446.

47. Ильин И.А. О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской душе // Ильин И.А. Собр. Соч. М., 1997.

48. Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1991. №4. С 25-33.

49. Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности. // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1984. Вып. 2. С. 109-112.

50. Каган В.Е. Стереотипы мужественности – женственности и образ «Я» у подростков //Вопросы психологии 1989. – С 109-112. Вып. 2.

51. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 1999.

52. Кирилина А.В. О применении понятия гендер в русскоязычном лингвистическом описании. // «Филологические науки» 2000г. №3. С. 18-19.

53. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

54. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии //Вопросы психологии. 2002. № 2. – С. 61-78.

55. Козлов В.В. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.

56. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

57. Козлов В.В. Тест «ЛОКАА». Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев мужчины женщины. Методическое руководство. Москва, 2010.

58. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. //Введение в гендерные исследования Ч. 1: Учебное пособие /Под. ред. И.А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; Спбю: Алетейя, 2001. – с. 562-599.

59. Кон И. Психология половых различий// Психология индивидуальных различий / Тексты под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982. С. 78-83.

60. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и патологии. – Новосибирск, НГПУ, 2000. – 256 с.

61. Котлова Т.Б., Рябова Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных исследований. //Материалы круглого стола: Гендерные стереотипы в социокультурных процессах средних городов России (Региональные аспекты). Иваново, 2001.

62. Кустова О.Л. Исследование гендерных стереотипов методом личностного дифференциала. //Практикум по гендерной психологии /Под.ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – с.229-242.

63. Лаврова О.В. Глубинная топологическая психотерапия: идеи трансформации. Введение в философскую психологию: Монография (серия “Новые идеи в психологии”). – СПб.: «Издательство ДНК», 2001.

64. Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ставрополь – 2004.

65. Лейбин В.М. Эдипов комплекс: инцест и отцеубийство. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000.

66. Максимова. Т.Женские романы и журналы на фоне постмодернистского пейзажа, или «каждая маленькая девочка мечтает о большой любви». //Потолок пола. Сб. научных и публицистических статей /Под ред. Т.Б. Борчуновой. Новосибирск. 1998.

67. Месснер М. Маскулинность и профессиональный спорт // Антология гендерных исследований Сб. пер. /. Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилси,, 2000.

68. Михайлова Е.Л. «Я у себя одна» или Веретено Василисы. М.: Независимая фирма «Класс»., 2003. (Библтотека психологии и психотерапии, вып. 101).

69. Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках. - Париж: ЮНЕСКО, 1991.

70. Мюллер В.К. Англо-русский словарь – 22е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1989.

71. Нечаева Н.А.Идеал женщины в структуре гендерных картин мира / Гендерные тетради. Выпуск второй; СПб филиала Института социологии РАН СПб., 1998. С. 5-19.

72. Новикова И. Репрезентации мужественности и войны в советских и российских кинофильмах. // Гендерные исследования, № 6, 2001 С. 185-191.

73. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. – М.: Рефл-Бук, Ваклер, 1998.

74. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003.

75. Ожигова Л.Н. Исследование гендерных стереотипов личности//Практикум по гендерной психологии /Под.ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – с. 164-170.

76. Опрос взрослого (старше 18 лет) населения Санкт-Петербурга (1995 г.) № 682. Грант Института «Открытое общество» (OSI/PSS № 825/94/)

77. Палуди М. Психология женщины. СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.

78. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания – М., 1988.

79. Попова Л.В. Гендерная социализация в детстве (или Что нужно знать воспитателям о том, как девочки и мальчики научаются «быть женщинами и мужчинами») //Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / Под ред. Л. В. Штылевой. Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001. С. 40-47.

80. Психология: Словарь. /Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.

81. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь и повседневность: глазами историка // Вишневский А.Г. (ред.) Демографическая модернизация, частная жизнь и идентичность в России. М., 2002. С. 44-46.

82. Пушкарева Н.Л. «Странные» мужчины в русской национальной традиции. http:/ /www.mujskoe.loyia.ru /Konftez2.htm-…

83. Радина Н.К. Городской мужчина: уже не «мачо», но все еще патриархатен. // Материалы научной конференции «Мужское в культурном контексте города» 22–24 апреля 2004 г. Москва - Санкт-Петербург 2004.

84. Ранк О. Миф о рождении героя. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997.

85. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Осипова Г.В. М.: Изд-во «Норма-инфра». 1998.

86. Русская мифология. Энциклопедия. – М.: Эксимо; СПб.: Мидгард, 2007.

87. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер,1999.

88. Рябов О.В. Матушка-Русь: опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историографии М.: Ладомир, 2001.

89. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI-XX вв.). Иваново, 1999.

90. Рябов О.В. Человек ли женщина?»: русская антропология в контексте историософских поисков национальной идентичности // Гендер: Язык. Культура. Комуникация. М., 2001.

91. Рябова Т.Б Идеал женщины-правительницы дома в позднее средневековье // Женщина и российское общество: Научно-исторический аспект. Иваново, 1995.

92. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново, 1999.

93. Рябова Т.Б. Маскулинность в российском политическом дискурсе: история и совре­менность // Женщина в российском обществе. 2000. № 4. с. 47-52.

94. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность, Культура. Общество. Т.V. Вып. 1-2 (15-16). 2003. С 120-139.

95. Самюэльс Э. Юнг и постюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. Пер. с англ. – М.: ЧеРо, 1997.

96. Семенова Л.Э. «Великое дело, когда в доме есть мужчина»: гендерный анализ детской художественной литературы //Материалы научной конференции «Мужское в культурном контексте города» 22–24 апреля 2004 г. Москва - Санкт-Петербург 2004.

97. Сипер Э. избранные труды по языкознанию и культурологи. – М., 1993.

98. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

99. Струнников В.А. БСЭ. М., 1975. Т. 20. С. 171-174.

100. Тайсон Ф. Тайсон Р. Психоаналитическте теории развития. Екатеринбург. Деловая книга, 1998. – 528 с.

101. Титова О. И. Гендерные различия в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2007.

102. Усманова А. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований. //Введение в гендерные исследования Ч. 1: Учебное пособие /Под ред. И.А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; Спбю: Алетейя, 2001. С. 427-465.

103. Уэст К, Зиммерман Д. Создание гендера (doing gender) // Гендерные тетради. Вып. 1 СПб., 1997. С.107-109.

104. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989. с. 384.

105. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 1993.

106. Фрейд З. Я и Оно // Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. Вступ. Ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990.

107. Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс, 1994.

108. Фромм Э. Ситуация человека. Ключ к гуманистическому психоанализу //Проблема человека в западной философии. М., 1988.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.