Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уточнение звуков по артикуляции и звучанию. Характеристика и сравнение звуков





4.3 «5


Крылова Н. Л. и др.

Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи: Ьдгот. класс: 1-е отд-ние: Пособие для учителя/Н. Л. Крылова, I. Б. Писарева, Л. Г. Ефремова.— М.: Просвещение, 1993.— 144 с.: л.— ISBN 5-09-004094-Х.

В пособии предлагается материал, предназначенный для работы на уроках произноше-ия в подготовительном классе I отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями ечи. Методические указания помогут учителю сформировать у детей четкую и правильную ечь. Цветное приложение, состоящее из сюжетных и предметных картинок и схем, исполь-уется при обучении конкретным речевым навыкам.

Книга предназначена учителям школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, может ыть интересна студентам педвузов, логопедам и родителям.

(03)—93 •09-004094-Х

20100—216

Крылова Н. Л., Писарева И. В., Ефремова Л. Г., 1993


ПРЕДИСЛОВИЕ

В подготовительные классы I отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи поступают дети, у которых отмечается общее речевое недо­развитие. Для них характерно позднее начало речи. В связи с этим к моменту поступления в школу опыт их речевого общения оказывается значительно меньше, чем у сверстников, поступающих в общеобразовательную школу.

Речь детей, как импрессивная, так и экспрессивная, отличается неполно­ценностью всех компонентов речевой системы — фонематики, лексики и грам­матического строя. Обращенную речь они понимают ограниченно, в обиходе пользуются короткими аграмматичными фразами, допускают грубые ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов (даже простых), нарушают правила согласования. Словарный запас у детей беден. Словоупотребление часто носит неточный или случайный характер. Замена слов происходит как по смысловому, так и по звуковому признаку (креслодиван, продуктыфрукты). В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Слов, характеризующих признаки предметов и действия, мало. Навыки слово­образования крайне слабые.

Общее звучание речи у детей нечеткое. Грубо нарушено звукопроизноше-ние: до 17—20 несформированных звуков. Среди них есть генетические ранние. Например, нарушены йотация, смягчение, озвончение и т. д. Часто звуко-произношение нарушается в связи с искажением артикуляционных укладов — межзубное, боковое и горловое произношение (антропофоническое искажение звучания фонем). Наблюдается и смешение звуков как по месту, так и по способу артикуляции, т. е. фонологические недостатки произношения, свиде­тельствующие о несформированности фонематических процессов.

Недоразвитие фонематического восприятия выражается в перестановке, пропусках и добавлениях слогов, звуков в слоге, сокращении количества слогов. Отсюда неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом, что осложняет обучение грамоте, приводит к специфическим ошибкам на письме. Произносительные затруднения особенно ярко выражены в самостоя­тельной речи детей. Они тормозят овладение лексико-грамматической сторо­ной речи, так как ребенок затрудняется в договаривании значимых элемен­тов слов.

У детей с речевым недоразвитием нарушена просодическая сторона речи. Они с трудом овладевают ритмико-мелодической стороной речи, не улавливают ритм и рифму стихотворной формы, допуская передачу текста стихотворения своими словами. Речь детей интонационно невыразительна.

Одной из основных задач школы для детей с тяжелыми нарушениями речи является воспитание у учащихся четкой, внятной и выразительной речи. В подготовительном классе речевой школы эта задача в основном решается на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях. На индивидуальных занятиях начинается работа по преодолению индивидуальных


Ьнетико-фонематических затруднений с учетом особенностей нарушения речи [. е. этиологии и патогенеза речевой недостаточности). Большое внимание [еляется развитию моторики артикуляционного аппарата, уточнению произ-[шения имеющихся звуков, постановке отсутствующих звуков, автоматиза-1и произношения звуков в слогах, словах несложной слоговой структуры, Езвитию слухового внимания и элементарных навыков фонематического вос-риятия и звукового анализа. Таким образом, на индивидуальных занятиях Издаются необходимые предпосылки для проведения работы на уроках произ-ршения с использованием фронтальных методов коррекционного воздействия. Г В пособии представлен материал, позволяющий осуществлять фронталь-1ю работу на уроках произношения по овладению учащимися произноси-ельной стороной речи.

Книга состоит из четырех частей:

I. Предисловие.

II. Методические рекомендации.

III. Речевой материал для занятий по произношению.

IV. Приложение.

В методической записке сформулированы задачи обучения детей правиль-ому произношению, освещены принципы отбора речевого материала для дан-ой работы и перечислены некоторые методы и приемы работы с предлагае-вьш материалом.

В III части книги с учетом требований программы по русскому языку 1ля подготовительного класса дан конкретный речевой материал, обеспечиваю­щий работу по овладению правильным произношением.

Рисунки к пособию оформлены в виде приложения. Они предназначены аля работы над словом, словосочетаниями, предложениями и текстами. Учи-гель использует в работе эти рисунки, которые предварительно разрезаются, а недостающие картинки подбирает из существующих наглядных пособий.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Основным принципом подбора и организации учебного материала пособия является системный подход к преодолению речевого дефекта, позволяющий взаимосвязанно решать задачи формирования произношения и подготовки к грамоте.

Дефекты произношения проявляются главным образом в самостоятельной речи. Материал пособия подобран с целью помочь учителю формировать у учащихся правильную речь как полноценное средство общения.

При отборе материала для пособия учтены уровень речевого развития учащихся и некоторые их психологические особенности. Лексико-граммати-ческий материал приведен в строгое соответствие с произносительными воз­можностями учащихся, учтена доступность значения слов и их актуальность для общения, а также связь с программой по развитию речи.

Звуки в пособии в соответствии с программой отрабатываются в следую­щей последовательности: а, о, у, м, п, в, к, н, ф, т, х, э, и, ль, мь, пь, вь, кь, нь, фь, хь, и, с, сь, ы, з, зь, б, бь, ть, д, дь, л, г, гь, л, ш, р, рь. Сначала отрабатываются звуки, наиболее простые по артикуляции, генетичес­ки более ранние. Изучение звуков, акустически или артикуляционно близких, раздвигается во времени. Работа на уроках произношения проводится на чисто произносимых звуках, т. е. только на звуках, уже отработанных на предыдущих уроках или индивидуальных занятиях.

В пособии часть отрабатываемых звуков в соответствии с программой сгруппирована следующим образом: 1-я группа звуков — а, у, о; 2-я группа — м, н, в, к, ф, т; 3-я группа — мь, пь, вь, кь, нь, фь, хь. Это объясняется тем, что данные звуки сохранны в произношении, не требуют коррекции (см. программу); чисто произносимый словарь с этими звуками крайне ограни чен. Работая над отдельным звуком каждой из перечисленных групп, учител! включает весь чисто произносимый словарь из звуков данной группы, но npi этом внимание учеников акцентируется на отрабатываемом звуке. MaTepnaJ для остальных звуков оформлен в виде отдельных глав и включает речевое материал только из пройденных звуков и данного формируемого звука.

Некоторые методические указания по работе с пособием и по организации работы на уроке1

В пособии разработана система специальных упражнений, которые в зави симости от целевой установки используются учителем в следующих направ лениях: дальнейшее развитие у учащихся артикуляционных возможностср фонематического восприятия; овладение учащимися правильным слитньи произнесением слов постепенно возрастающей звуковой и слоговой слож

Методические указания к ряду упражнений и к речевым играм даны в III части пособи!


ти навыками звуко-слогового анализа, употреблением слов в связной речи зблюдением необходимого фразового ударения и интонации. При выполне-упражнений рекомендуется уделять особое внимание воспитанию у уча-хся речевого самоконтроля. [Речевой материал пособия сгруппирован по следующим четырем направ-

Г

иям, отражающим содержание и примерную последовательность этой ра-ы на уроках произношения:

1. Уточнение и сравнение звуков по артикуляции и звучанию.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Автоматизация произношения звука, а также в зависимости от этапа
1адения произношением звука дифференциация произношения смешиваемых
ков.

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Эти направления в работе тесно взаимосвязаны друг с другом: подго-(ливают усвоение последующего либо служат совершенствованию уже юенного материала. Так, например, четкое произношение звука с опорой кинестетические ощущения помогает выделению звука из слога, слова, о способствует развитию фонематического восприятия. В свою очередь, звитие фонематического восприятия ускоряет процессы формирования про-•юсительных навыков. Таким образом, формируется и закрепляется связь жду произносительным и слуховым образом.

Система упражнений в пособии построена с учетом основных дидактиче-ix принципов: от легкого — к трудному, от простого — к сложному, от зна-мого — к незнакомому и т. д.

Рекомендуемая в книге работа по формированию правильного произно-ния развивает логическое мышление. С этой целью специально подобран териал для обучения детей логическим приемам (сравнение, анализ, син-обобщение). Например, дети приучаются сравнивать фонемы, морфемы звучанию и по смыслоразличительной роли. Это, в частности, помогает в осуществлении практического переноса усвоенных языковых закономер-стей.

Во все разделы пособия включен материал, учитывающий программу по звитию речи, в том числе по отработке словосочетаний, подготавливающей оизношение предложений. Это помогает развитию у учащихся коммуника-вной функции речи и повышению их речевой активности. Исходя из предложенного в пособии материала, учитель сам определяет я каждого урока и конкретное содержание, и объем работы в зависимо-и от цели урока и от речевых возможностей учащихся. При этом необхо-мо включать в содержание урока материал всех четырех направлений в боте.

УКИ А, У, О, М, П, В, К, Н, Ф,

х, э, к—х, и

Варь

ЗВУК X

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук х.

2. Уточнить его артикуляцию.

3. Познакомиться с понятием «согласный звук».

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук э.

2. Уточнить его артикуляцию.

3. Охарактеризовать звук.

4. Сравнить артикуляцию звуков а — э, уэ, о — э.

5. Узнать гласный звук (а, о, у, э) по беззвучной артикуляции и произнести
его.

6. Узнать гласный звук по графическому изображению Щ 12 и произнести
все гласные звуки.

Звук э в словах

1. Произнести слова отраженно.
Эмма, это, эхо.

2. Отгадать загадку.

Я лаю со всякой собакой, И всякую песню свою

Я вою со всякой совою. Я вместе с тобою пою. (Эхо.)

3. Игра «Эхоэ (см. с. 18).
Лексический материал (см. выше).

Звук э в предложениях

1. Игра «Чудесный мешочек». Дети поочередно достают картинку из
чудесного мешочка» и на вопрос учителя: «Кто это?» или «Что это?» —
твечают: «Это утка. Это панама (кот, паук, окно, мак, танк)».

2. Игра «Кто это?». На небольшом полотне выставлены картинки: кот,
аук, утка, кит, конь, мама, папа, Вова, Эмма. Вызванный к доске ученик
ерет одну из картинок, показывает ее остальным ученикам и спрашивает:
Кто это?» На вопрос отвечает кто-нибудь из учащихся. Затем вопрос задает
чедующий ученик и т. д.

V. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Назвать первый звук в словах.
Это, Анна, Эмма, ухо, эхо.

2. Произвести синтез звуков э и х. s

Игра «Живые звуки». Двое детей становятся у доски. Одного из них штель назначает «звуком э», а другого — «звуком х». Каждый из учеников юизносит друг за другом «свой» звук, несколько растягивая его. Получается ог эх. Слог может «прочитать» ученик с места.

вуки к—х

1. Произнести звуки к и х.

2. Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание (краткость и длительность)
уков.


Паук и муха

В комнате летала (муха). Вова никак не мог поймать (муху). Муху поймал (паук). Паук свил паутину. В паутину и попала эта (муха).

Кого хотел поймать Вова? Кто поймал муху?

Звуки кх в словосочетаниях и в предложениях

1. Игра «Чудесный мешочек» (см. словарь на с. 16).

2. Повторить отраженно или по картинкам.
У паука муха. У Антона уха.

У окна тахта. У тахты моток ниток.

Ва без стечения согласных

щест в и тельные

т, мех, пень, конь, лее, лёд, лень, липа, лето, кулёк, филин, финик, пакет, ia, монета, поляна, веник, поле, пони, кофе, кино, пион, лимон, тополь, ь, напиток, минута, великан, валенок, кипяток, Винни-Пух, камень.

а г о л ы

ли, пили, пели, пилю, колю, велю, пеку, летали, купили, узнали, купали, и, катали, попали.

гстоимение и.

>ва со стечением согласных

ществительные

льм, лифт, клён, клюв, лента, пальма, ветка, кепка, нитка, килька, вафли, туфли, капля, пальто, плита, пельмени, улитка, калитка, гка, пелёнка, купальник, котлета, конфета, охотник, клюква.

а г о л ы

глю, леплю, пахнет, мокнет, клеит.

речие гко.


ЗВУК ЛЬ

\. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук ль. Уточнить его артикуляцию.

Шутка.

Вот и стал я столяром, Раз-два—(по полену),
Заработал топором: Три-четыре—(по колену),

...................................... Пять-шесть—(по колену),

Семь-восемь—(по колену).

7. Закончить начатое предложение, выбрав из двух слов подходящее
по смыслу.


Лена и Тома куклу в тазу....

На пришкольном участке ученики картошку...


копали или купали?


8. Повторить ряды слов: поле, поляна, полянка; купили, копали, катали.

9. Игра «Не зевай». Прослушать и повторить по одному слову из ряда
слов в предложенной последовательности: колено, малина, поляна; вафли,
туфли, капли.
Четвертый ученик повторяет первое слово предложенного
ряда и т. д. (условия игры см. на с. 25).

Звук ль в предложениях

1. Игра «Эхо». Ученики делятся на две группы: группа «заблудившихся»
в лесу и группа «эхо». Учитель спрашивает: «А где Лена?» (Павлик, Коля,
Валя и др.— см. на с. 18). «Заблудившиеся» дети громко зовут: «Ау, Лена!»
(Павлик, Коля, Валя и др.). «Эхо» тихо говорит им.

2. Повторить предложения за учителем.

У калитки улитка. У Оли лента. Лёве и Толе налили компот. На поляне Валя и Коля.

3. Повторить предложения за учителем по картинкам. Кратко ответить
на вопросы учителя. • Рис. 12—14.


Ляля и Алик поливали лилии^ Папа и мама купали Толю. Лиля и Оля катали Алика.

Что делали Ляля и Алик? Что они поливали? Что делали мама и папа? Кого купали мама и папа? Что делали Лиля и Оля? Кого катали Лиля и Оля?

Арь

Ова без стечения согласных

уществительные

аи, йод, юг, яма, маяк, хоккей, иней, улей, аллея, линия, лилия.

л а г о л ы

ою, мою, копаю, катаю, купаю, ехали, летаю, покупаю, поливаю.

рилагательные

lexoeou, полевой, новая, манная, пуховая, военная, каменная, лимонная, вал.

естоимения, мой, моя.

Нова со стечением согласных

>уществительные

Обка, клей, майка, лейка, хвоя, кофейник, копейка, ателье, линейка, нка.

' л а г о л ы

Чью, пью, клею, клюёт, поймаю.

Трилагательные

Тетний, меткий, липкий, лёгкий, тонкий, ватная, купальная, малиновая, квенная, кофейная, томатная, хоккейная, уютная, мохнатая.

К Я

,РАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

. Произнести звук и.!. Уточнить его артикуляцию.

Игра «Не зевай» (см. с. 25).

Лексический материал: майка, мойка; копейка, кофейник.

3. Ответить на вопросы к картинкам одним словом. • Рис. 23—26.
Чем угостили малыша? (Конфетой.) Чем машет девочка? (Панамой.)

Чем девочка отгоняет осу? (Веткой.) Чем завязали шар? (Ниткой.) Чем машет мальчик? (Кепкой.)

4. Из данных словосочетаний выбрать слова, отвечающие на вопросы
какой? какая? Выделить голосом окончания -ой, -ая.

Меховая шапка. Меховой воротник.

5. Прослушать словосочетания тонкая паутина, тонкий лёд, тонкие
нитки.
Ответить одним словом на вопросы какой? какая? какие?

Звук и в словосочетаниях и в предложениях

1. Игра в лото с ответом, в который входят слова мой, моя, мои. Детям
раздают картинки. Учитель спрашивает: «Чей кофейник?», «Чья юбка?» и т. д.
Ответы: «Мой кофейник», «Моя юбка».

Для лото можно использовать любые картинки, в названиях которых нет неправильно произносимых звуков.

2. Повторить словосочетание моя майка, постепенно ускоряя темп.

3. Составить предложения по картинкам и по вопросам учителя. • Рис. 27—
30.

Кто поёт? Что делает Майя?

Что делает Тая? Что пьёт Тая?

Что делает Матвей? Что моет Матвей?

Что делает Яков? Что копает Яков?

Лексический материал: Майя поёт. Тая пьёт кофе. Матвей моет окно. Яков копает яму.


1овторить предложения за учителем, изменяя их по образцу.

i р а з е ц. Я пою. А как сказать про Майю? — Майя поёт. сказать про Майю и Яну? — Майя и Яна поют.

имерные предложения.

юпаю яму. Я катаю ком. Я покупаю новую юбку.

Игра-драматизация «Просьбы». Учитель предлагает ученикам обратить-росьбой к Майе или к Матвею.

> р а з е ц. Майя, пой. Матвей, пой.

1йя (или Матвей), имитируя соответствующее действие, составляет ожение типа Я пою. Кто-нибудь из учеников составляет предложение Майя (или Матвей) поёт.

ексический материал: мыть кофейник, катать ком, копать

в текстах

лучить наизусть текст с опорой на картинку. Назвать имя из текста >гком ы. • Рис. 31.

>т комната. В ней уютно. У Майи и Матвея кофейник. В кофейнике кофе, и Матвей пьют кофе.

Словарь

I ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук сь..

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Познакомить учащихся с понятиями «твердый звук» и «мягкий звук».

4. Охарактеризовать звук.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звуки с и сь.

2. Уточнить и сравнить артикуляцию звуков.

3. Охарактеризовать звуки.

Топик

У Васи Топик. Это совсем маленький пёсик. Ему налили суп в миску. Топик ест суп, а потом спокойно спит.

Юва со стечением согласных

уществительные

>1ква, косынка, вывеска, выставка, умывальник.

а гол <тлет. -

рилагательные ильный, сытный, мыльный. а речия чльно, сытно.

Ы

'АКТЕРИСТИКА ЗВУКА

Произнести звук ы. Уточнить артикуляцию звука. Охарактеризовать звук.


4. Узнать гласный звук ы по графическому изображению.

5. Произнести все гласные звуки (а, э, ы, о, и, у).

Звук ы в словах

1. Назвать слова по картинкам или отраженно (см. словарь на с. 52).

Игра «Лото» (см. с. 29).

Лексический материал: совасовы, соснасосны, мостмосты, кусткусты, котлетакотлеты, косакосы, кофтакофты, пальмапальмы, тыкватыквы, пакетпакеты, конфетаконфеты, ленталенты.

3. Дополнить предложение, начатое учителем (с показом предметных
картинок).

На крыше мяукал... (кот). — На крыше мяукали... (коты).


У дома растёт... (клён). — У дома растут... (клёны).

В косу вплетена красная... — В косы вплетены красные...

(лента). (ленты).

В витрине магазина лежит огром- — На бахче выросли огромные...

ная... (тыква). (тыквы).

4. Запомнить ряд слов и расположить соответствующие картинки в определенном порядке: сын, косынка, мосты, кусты} пакеты, конфеты, котлеты.

* 5. Отгадать загадку.

Стоят на крыше всех выше. (Антенны.)

Звук ы в словосочетаниях и в предложениях

ЗВУКИ 3, ЗЬ

Словарь

Звук з в словах

1. Назвать картинки и произнести отраженно (см. словарь на с. 57).

2. Отгадать загадки.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Летом белый, а зимой серый. (Зайка.)

Не гриб, а в шляпе.

Не аист, а на одной ноге.

Не крыша, а от дождя укрывает. (Зонт.)

3. Закончить строки стихотворений при повторном прослушивании.

Эта кнопка и шнурок— Шесть котят есть хотят.

Электрический (звонок). Дай им каши с молоком.

Пусть лакают (языком).

4. Закончить предложения, начатые учителем, с помощью предметных
картинок или по смыслу.

Каждый день нужно чистить... (зубы). На двери висит... (замок). Гале в палец попала... (заноза). Сегодня мы научились произносить звук (з).

5. Игра «Кто больше запомнит?». На наборном полотне выставлен ряд
картинок (зубы, зонт, змея, язык, звонок, замок). Ученики называют все
картинки. Затем учитель переворачивает картинки и предлагает ученикам
вспомнить и назвать картинки.

6. Повторить ряд слов, постепенно ускоряя темп.
Коза — козлёнок — козлята.

7. Игра «Четвертый лишний». Назвать «неподходящее слово», т. е. то,
в котором нет звука з: зайка, коза, лиса, козлёнок.

* 8. Дополнить предложения в рассказах по вопросам.

Коза

У нас была коза. Я пасла (кого?)... (козу). Мама доила (кого?)... (козу). Однажды исчезла наша (кто?)... (коза). Никогда не было (кого?)... (козы). Мы пошли искать (кого?)... (козу). Она мирно паслась в лесу. Мы отвели нашу (кого?)... (козу) домой и дали корм (кому?)... (козе).


Зайка

В лесу жил зайка. Летом мех серый (у кого?)... (у зайки). Наступила зима. Зимой стал белый (кто?)... (зайка). Не видно на белом снегу (ко го?) (зайку). Не страшен серый волк (кому?)... (зайке).

Звук з в словосочетаниях и в предложениях

1. Дать полные ответы на вопросы.

Когда заливают каток? — Каток заливают зимой. Где показывают кино? — Кино показывают в зале.

2. Повторить предложения за учителем.

Это лето знойное. Зоя знает Зину. Лиза купит вазу. Звук з звонкий. * 3. Ответить кратко на вопросы учителя.

Из чего шьют шубы? (Из меха.)

Из чего делают лимонный сок? (Из лимона.)

Из чего варят малиновое варенье? (Из малины.)

4. Составить предложения из слов, данных: а) вразбивку; б) в началь
ной форме.

а) Зовёт, Зоя, Лизу, в кино.
Купили, зайку, и, мне, козлика.

б) Зоя, позвонить, Зина.
Мама, купить, Зоя, Незнайка.

5. Анализ предложения Звонок звенит.
Звук з в текстах

Прослушать тексты. Повторить тексты с опорой на картинки. Выучить наизусть первый текст. • Рис. 94—95.

1. У Лизы коза. Козу зовут Заноза. У козы маленький козлёнок. Козлёнка
назвали Звонок.

2. Лиза и Зоя в кино. Им показывают мультфильм «Коза и кот». Коза
и козлята пекут запеканку. Ах, как пахнет запеканка! Коза и козлята зовут
кота. В окно лезет кот.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук зь.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

Звук зь в словах

1. Назвать картинки. Определить место звука зь в словах.
Зима, Зина, земля, музей, вазелин, земляника, обезьяна.

2. Прослушать предложения и произнести слова со звуком зь.

Зимой заливают каток. Летом Зина ела землянику. У Зои зелёный шар.

3. Произнести по картинкам ряд слов, запомнить их и повторить без
картинок. (Игра «Не зевай» — см. с. 25.)

Лексический материал: зелень, зима, изюм.

4. Повторить ряд слов, постепенно ускоряя темп: зеленьзелёный
зелёные.


Звук зь в словосочетаниях и в предложениях

1. Повторить за учителем словосочетания зимнее пальто, лютая зима,
козий пух.

2. Составить словосочетания с опорой на картинки. Назвать картинки:
ветка, тополь, ветки, земляника, ленты, клен. Подобрать к ним слова зелёный,
зелёная, зелёные.

3. Игра «Подарки кукле Зине». Учитель предлагает ученикам сделать
подарки кукле Зине. На наборном полотне — картинки. Вызванные ученики
берут по одной картинке и говорят: «Зина, возьми изюм. Зина,' возьми
землянику».
И т. д.

4. Произнести предложения по картинкам. • Рис. 96—98.

Толя везёт Зину. Маленький Кузьма лезет на камень. Зину взяли в кино.

Jfc

6. Дать полные ответы на вопросы учителя: «Какое время года наступает
после осени? зимы? весны? лета?»

Образец. После осени наступает зима. И т. д.

,£-

7. Выучить наизусть. -

И летом и зимой хвойный лес стоит зелёный.


8. Анализ предложения по схеме ^ 21. Зайка ест капусту.

Звуки с — з в текстах

Рассмотреть картину «Зима в лесу». Прослушать рассказ учителя. Ответить на вопросы. Выучить текст наизусть. • Рис. 109—ПО.

Зима в лесу

Вот зимний лес. На ветках снег. Зимой в лесу зеленеют только сосны и ели. Под кустом спит зайка. На полянке мелькает лиса.

Какие деревья зеленеют в лесу?

Где зимует зайка?

Кто мелькает на поляне?

Дополнительный словарь

Записка, занавеска; запускаю, засыпаю, записываю, сказать.

ЗВУКИ Б, БЬ

Словарь

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКЛ

1. Произнести звук б.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

Звук б в словах

1. Назвать слова по картинкам или отраженно (см. словарь на с. 67).

2. Отгадать загадку.

Заворчал живой -замок.

Лёг у двери поперёк. (Собака.)

3. Выбра'ть картинки, -в названиях которых есть звук б, и назвать их.
Земляника, бусы, бык, альбом, конфеты, банан, батон, малина, зубы.

4. Назвать картинки. Определить с помощью хлопков количество слогов
в каждом слове. Разложить все картинки на три группы: односложные,
двухсложные и трехсложные слова.

Бак, бант, банка, букет, буфет, зубы, собака, автобус, бублик.

5. Игра «Кто больше запомнит?». На наборном полотне шесть — восемь
картинок. Ученики называют их. Затем учитель переворачивает картинки и
предлагает ученикам вспомнить их. Выигрывает тот, кто запомнил большее
число картинок.

Лексический материал: бант, автобус, банка, бык, банан, батон, букет, буфет, собака, альбом.

6. Прослушать предложения, выделить и произнести слова со звуком б.

Красивый альбом лежит на полке. На лесной поляне пасётся бык. У Полины новые бусы. Автобусы стоят на площади. Папа купил батон.

Звук б в словосочетаниях и в предложениях

1. Игра «Кто больше запомнит?». (Наращивание предложений.)

а) У Любы были бублики.

У Любы были бублики и батоны.

У Любы были бублики, батоны и бананы.

б) Люба моет бак.

Люба моет бак и банку. Люба моет бак, банку и тазик.

2. Составить предложения из данных слов с опорой на картинки.
Валя, у, бусы, стол, альбом, на. Букет, банка, в.

3. Повторить предложения за учителем по картинкам. Ответить на вопросы
к картинкам. • Рис. 111 —113.

На окне стоит банка, а на столе стоят банки. У Тани болит зуб, а у Любы не болят зубы. Люба ест вкусный бублик, а Лена ест вкусные бананы.

Где стоит банка? Где стоят банки?


Что болит у Тани? А у Любы болят зубы?

Какой бублик ест Люба? Какие бананы ест Лена?

Зоя наклеила открытки... (в альбом).

4. Дополнить предложения по сюжетным картинкам с помощью вопроса куда? • Рис. 114—118.

Пассажиры садятся... (в автобус). Мама налила молоко... (в банку). Мама сложила бельё... (в бак). Хозяйка ставит тарелки... (в буфет).

Звук б в текстах

1. Выучить предложения, связанные по смыслу. Назвать слова со звуком б.
Булька умеет носить сумку в зубах. Булька — умная собака!

2. Прослушать текст. Повторить каждое предложение за учителем.

Азбука

Вот азбука. Азбука состоит из букв. Мы знаем не все буквы. Мы знаем буквы а, у, м, х. Составим буквы так: м, у, х, а; у, х, а. Какие слова мы составили из букв?

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук бь.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

Бобик

У Любы собака Бобик. Бобик весь беленький. Люба любит Бобика.

— Бобик, на хлеба!

Бобик виляет хвостом. Он знает Любу.

Как зовут Любину собаку?

Дополнительный словарь

Полюбить, побывать и другие глаголы с приставкой по-.

ЗВУК ТЬ

Словарь

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук ть.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.

В аптеке

Мама и Витя были в аптеке. Они купили витамины. Пить витамины полезно.

Где были мама с Витей? Что они купили в аптеке?

В библиотеке

Тима и Настя любят сказки. Они были в библиотеке. Там есть сказки. Тима и Настя взяли любимые сказки.

Где были Тима и Настя? Что они взяли в библиотеке?

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

• 1. Произнести звук д.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Познакомить с понятием «твердый согласный звук».

4. Охарактеризовать звук.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

1. Произнести звук дь.

2. Уточнить артикуляцию звука.

3. Охарактеризовать звук.


Дельфины

Мы с Димой ходили в кино. В кино мы видели дельфинов. Дельфины умные и сильные. Они находились в воде. Дельфины совсем не боялись людей.

Куда ходили мы с Димой? Кого мы видели в кино? Какие дельфины?

На стадионе

В понедельник Вадик и Дима ходили на стадион. Они болели за кома! «Динамо». Но победили футболисты не «Динамо», а футболисты коман «Зенит».

За кого болели Вадик и Дима? Футболисты какой команды победи,

Дополнительный словарь

р

Видит, идёт, сидит, одевает, будит, даёт, дует, достаёт, водит, VjMaem, обедает, кидает; глаголы с приставками до-, от- и под-: доеду, пъеду; существительные с приставкой под-: подъезд и т. д.; откуда.

ВУК Л

Смелый Полкан

Пастух пас стадо. У пастуха была собака Полкан. Пастух заснул. Волк 1апал на стадо и схватил козу. Полкан был смелый. Он отбил козу.

Кто пас стадо? Кто заснул?

Кто схватил козу? Кто отбил козу?

6. Прослушать текст, повторить за учителем каждое предложение. Отве-

[

ить на вопросы к рисунку. 0 Рис. 176. Васька и клубок

Клава вязала платье. Клубок упал со стола на пол. Клава этого не заметила. ia полу сидел кот Васька. Увидел кот клубок и стал его катать лапками.)н совсем запутал нитки. Клава весело сказала: «Не дам я тебе, Васька, шлока». Но Клава не наказала Ваську. Она сама была виновата.

Что делала Клава? Что сделал Васька? Наказала ли Клава Ваську?

Звуки л и ль в текстах

1. Отгадать и выучить загадку.

Он пол подметал — И тихонько лёг под стул, Он сильно устал, И заснул. (Веник.)

2. Повторить стихотворение за учителем или выучить его наизусть.

Лени искала булавку. Булавку искать было лень —

Булавка упала под лавку. Искала булавку весь день.

3. Повторить за учителем рассказ по серии картинок и ответить на
вопросы. • Рис. 178—180.

а) Была весна. Снег таял. Возле дома стоял тополь. Садовник спилил
ветки тополя.

б) Клава унесла ветку тополя в дом и поставила её в воду.

в) На ветке появились зелёные клейкие листики.

Что сделал садовник весной? Что поставила Клава в воду? Где появились клейкие зелёные листики?

4. Прослушать и повторить за учителем текст. Пересказать текст, изменив
время действия («Что было вчера?»).

Мама полет лук. Лида поливает салат. А Слава носит воду. • Рис. 181.

5. Прослушать текст, повторить каждое предложение за учителем. Ответить
на вопросы к рисунку. • Рис. 182.

Белка

В лесу стоит сосна. Она с дуплом. В дупле белка. Зимой белке не холодно в дупле. Под сосной видны следы белки и лисы. Это лиса хотела поймать белку. Но белка ускакала в дупло. Сиди, белка, в дупле! Под сосной лиса!

Кто в дупле?

Чьи следы видны на снегу?

Дополнительный словарь

Пластилин, холодильник, ледокол; ломали, плыли, кололи, пололи, полос­кали, ласкали, лопнули, хлопнули, хлопали, плакали, ловили, делали, хвалила.


2. Повторить отр.аженно пословицу и поговорку.

Не болтай, а дело делай.

Есть не ел, да у стола посидел.

3. Выучить наизусть или повторить за учителем стихотворение.

Белый — снег, белый — мел. Я видел сам,

Белый зайка, ясно, бел. Я видел сам:

А вот белка не бела, Плыла коза по небесам,

Белка белой не была. Она была белым-бела,

Она из облака была.

4. Повторить отраженно скороговорки. Первую из них произнести,
постепенно ускоряя темп.

Две лопатки около кадки. Мила молоко купила — колбасу купить забыла.

5. Прослушать текст. Ответить на вопросы к рисункам. Выучить текст.

Рис. 174—175.

Смелый Полкан

Пастух пас стадо. У пастуха была собака Полкан. Пастух заснул. Волк напал на стадо и схватил козу. Полкан был смелый. Он отбил козу.

Кто пас стадо? Кто заснул?

Кто схватил козу? Кто отбил козу?

6. Прослушать текст, повторить за учителем каждое предложение. Отве­
тить на вопросы к рисунку. 0 Рис. 176.

Васька и клубок

Клава вязала платье. Клубок упал со стола на пол. Клава этого не заметила. На полу сидел кот Васька. Увидел кот клубок и стал его катать лапками. Он совсем запутал нитки. Клава весело сказала: «Не дам я тебе, Васька, молока». Но Клава не наказала Ваську. Она сама была виновата.

Что делала Клава? Что сделал Васька? Наказала ли Клава Ваську?

. РЛЗВИТИГ. НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Произвести анализ слова полка по схеме • 28. Обозначить место
ударения.

2. Какое слово получится?

1-й звук — с, 2-й звук — т, 3-й звук — у, 4-й звук— л. Вместо звука л произнести звук к. Какое слово получится?

3. Прослушать текст. Ответить на вопрос: «Какие ошибки сделала Клава?»
Помогите Клаве.

Клава писала новые слова. Она написала не «кукла», а «кука», не «палка», а «папка». Слава засмеялся, а Клава заплакала. Алла Николаевна сказала Славе: «Не смейся, а помоги Клаве».


г

звуки л—ль

Звуки л и ль в текстах

1. Отгадать и выучить загадку.

\ Он пол подметал — И тихонько лёг под стул, Он сильно устал, И заснул. (Веник.)

2. Повторить стихотворение за учителем или выучить его наизусть.

Лена искала булавку. Булавку искать было лень —

Булавка упала под лавку. Искала булавку весь день.

3. Повторить за учителем рассказ по серии картинок и ответить на
вопросы. • \Рис. 178—180.

а) Была весна. Снег таял. Возле дома стоял тополь. Садовник спилил
ветки тополя!

б) Клава унесла ветку тополя в дом и поставила её в воду.

в) На ветке появились зелёные клейкие листики.

Что сделал садовник весной? Что поставила Клава в воду? Где появились клейкие зелёные листики?

4. Прослушать и повторить за учителем текст. Пересказать текст, изменив
время действия («Что было вчера?»).

Мама полет лук. Лида п<







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.