|
Число–предметнаучногоисследованияфразеологизм французский символика числительное С самого началаследуетзаметить,чточислонеестьсчет,ночислоестьрезультатсчета,приконструктивномпониманиичисла,исчетестьпутькконцепту «Число»,приплатоническомпониманиичисла,какобъективносуществующейсущности,−этоконцепт «число»,который,естественно,связываетсяспонятиемнатуральногорядачисел. ФилософскийсловарьА.Лаландавстатье «число» (nombre)отмечает,чтопоследовательностьчисел,натуральныйрядчисел,частосмешиваетсяссамимпонятиемчисла,чегонеследуетделать,идаетважноепримечание: «Идеячислапредполагает…трансформациюпоследовательности(время)всумму(пространство).Этопоследнееусловие,по-видимому,самоеважное,таккакеслимыограничиваемсяпоследовательностью,тоимеемделолишьсрядомилимножеством,ноещёнесчислом.Этимопровергаетсяразличие,котороеКантпыталсяустановитьмеждугеометрией,наукойопространстве,иарифметикой,наукойовремени,посколькуобразованиеидеичислатребует,вкачествесвоегоусловия,формысосуществованияиодновременности» (Lalande)[Цит.По] Хотя,такимобразом,концепт «числа» отличенотконцепта «последовательности»,иотконцепта «сосуществования» (впространстве),т.е.счета,темнеменее,дажевсамыхабстрактныхопределенияхпонятия «число» всовременныхработахпооснованиямматематики,всущности,обаэтисопутствующиеконцептасохраняютсявчистомвиде,причинаэтогозаключаетсявконструктивномхарактересамойматематики.Вовсякомслучае,способвыражениячиселвматематикечасто,еслиневсегда,являетсяконструктивным:знакомчиславыступаетнечтоиное,какизображениеспособаполученияэтогочисла.Например,знакдроби¾означает,всущности, «число3,разделенноеначисло4»,где3и4–знакисоответствующихчисел,акосаяилигоризонтальнаячерта–знакделения. Обратимсятеперькнекоторымболееабстрактнымопределениямчисла.Дж.Литлвудотмечает,чтоимеетсявозможностьопределитьдействительныечислатакназываемымисечениямиДедекинда.Длялингвистанетакважныдеталиэтогоопределения,которыемыопускаем,какегосущество. «Вопределениидедекиндовасечения,–пишетЛитлвуд,–всерациональныечислараспределяютсянадвакласса,LиR(отleft–левый,right–правый),причемкаждоечислоизLрасположенолевее(т.е.ономеньше)каждогочислаизR…совокупностьвсевозможныхсеченийвмножестверациональныхчиселпредставляетсобоймножествоэлементов,обладающихтемисвойствами,которыемыхотелибыпридатьконтинууму «действительныхчисел»,ипоследниестановятсянадлежащимобразомобоснованными…представляетсяестественным(идаженеизбежным)определитьдействительноечислокакклассL(можнобылобы,конечно,определитьегоикакклассR)»[]. И,наконец,самоеинтересноедлялингвиста:чтоже,посуществу,означает «сечение»,Schnitt? «ДлясамогоДедекиндаSchnittбылактомразрезания,анетем,что «отрезалось»,он «постулирует»,что «действительноечисло» осуществляетразрезание,нонеможетсэтимполностьюпримириться…Междупрочим,счистолингвистическойточкизрения,–продолжаетЛитлвуд,–сноваSchnittиsectionозначаютиактразрезания,ито,чтооказываетсяотрезанным.Этототслучай,когданеверноелингвистическоетолкованиемоглобыозначатьнаучныqпрогресс».Вобщемслучаеязыковыеобозначенияпроцессов(иэтоотмечаетлингвистика)стечениемвремени,аиногдаисразуже,оказываютсяобозначениямирезультатовпроцессов.Дедекиндовосечение,определяяоперациюразрезания,–аэтопосуществуактсчета,хотяиусложненный,–определяеттемсамымирезультатэтойоперации–число. 5 –эточислопальцевчеловеческойруки,числочастейсветанаЗемле.Но 5 естьичислобукввсловечислоиливсловебуква,иливсловеслово; 5 естьчислоразличныхправильныхмногогранников,числолепестковвцветкегераниилилютика…Такимобразом,ужеизэтихпримеровясно,чточисло 5 отражаеткакие-тореальныесвойствавещейдействительного,материального,т.е.независимоотнашегосознаниясуществующегомира…Чтообщегоестьмеждусобраниембукввсловебукваисобраниемихвсловечисло.Нетрудноувидеть,подписавэтисловадругподдругом,чтокаждойбуквеверхнегособранияможнопоставитьвсоответствиебуквунижнего. 5 –этообщеесвойствовсехмножеств,равномощныхмножествупальцевчеловеческойруки».С.А.ЯновскаяизлагаетсчетдаяковсостроваБорнео,описанныйЛеви-Брюлем.Делошлооподсчетесуммыштрафа,которыйселениядолжныбылиуплатить.Посланецразложилнастолеклочкибумаги,служившиесвоегородафишками,исосчиталих,пользуясьпальцамирукдлясчетадо 10,затемонположилнастолногу,считаянанейкаждыйпалециуказываяодновременнонаклочокбумаги,соответствующийназваниюселениясименемеговождя,счисломвоиновисуммойштрафа.Кконцусвоегоспискапереднимбыло45клочковбумаги,разложенныхнастоле. «Равенствочиселможноустановить,незнаясамихэтихчисел».Есливсеместавтеатребылизаняты,тозрителейбылостолько,сколькомест(приэтомчисломестнеизвестно). Очевидно,чтововсехэтихобластяхзнания «число» –этознакразнозначимыхсистем. «Семиотика»,например,определяяязыккакоднуиззнаковыхсистем,показывает,вчемонсходенивчемразличенсдругимисредствамипередачиинформациивприродеиобществе.Этосравнениехорошораскрываетсамыесущественные,т.е. «родовые» иглавныечертывсодержанииистроенииестественногоязыка,егодостоинстваиграницыеговозможностей.Сравнениеязыкасдругимисемиотикамипозволяетувидеть,чемхорошиязыкиживотных,вчемпреимуществаискусственныхзнаковыхсистемикоммуникативнаясиларитуаловиискусств. Успехкоммуникациивомногомзависитотеесемиотическогообеспечения–оттого,вкакоймереудалосьвыразитьнужнуюинформациювконцентрированномзнаковомвиде–вритуале,символе,формуле,вгеографическойкарте,терминологии,лозунгеилиафоризме,впоэмеиликинофильме.Сравниваявозможностизнаковыхсистем,приникаявсознание,семиотикапомогаетнаходитьнетолькодейственныеканалыисредствакоммуникации,ноиметодыинформационнойзащитыотнежелательныхвоздействий. Интерескданнойнаукеогромен,новлитературеоченьмногопроблемного,спорного–инестолькоиз-занедостаткаисследований,сколькоиз-заразнообразиясемиотическихидей. Семиотика(отгреч. «semion» - «знак», «признак»)изучаетзнакиизнаковыесистемыкаксредствахранения,передачиипереработкиинформациивчеловеческомобществе,вприродеивсамомчеловеке.Терминсемиотикапомимовышеуказанногозначениянауки,метомимическиупотребляютсятакжевзначении «знаковаясистема» (например «биологическиесемиотики», «семиотикабессознательного», «ритуальнаясемиотика»).Всепроцессы,связанныеспередачей,хранениемипереработкойинформациивприродеиобществе,протекаютсиспользованиемзнаковыхсистемиливнесистемных(изолированных)знаков,т.е.являютсясемиотическими. Постилюмышленияипосемиотическомуобъекту№1–естественномуязыку–семиотикаближевсеголингвистике.Вантологияхиобзорахсовременнойсемиотикикееклассикамотносятфилософов,логиков,математиков(ЧарльзМоррис;УмбертоЭко),психологов(ЖанПиате;Л.С.Выготский),литературоведов(М.М.Бахтин;РоланБарт),лингвистов(ФердинанддеСоссюр;РоманЯкобсон),атакжережиссеров(ВладиславМейерхольд;ПьерПаолоПазолини;Эйзенштейн),романистовиэссеистов(ХорхеЛуисБорхес;УмбертоЭко(философ,искусствовед)ит.д. Теснаясвязьсемиотикиилингвистикисвязанасособымстатусомязыкасредидругихзнаковыхсистем:поСоссюру,язык– «наивысшаяизэтихсистем».Семиотиканеконкурируетсдругимилингвистическимиметодологиямииконцепциями,амирнососуществуетсними. Сточкизрениялогикипредставлениязнания,семиотическийподходкконкретнойзнаковойсистемесоответствуетэтапулогическогоопреленияобъекта,которыйвклассическомслучае(definitiopargenusproximumetdifferentionspecificam),т.е. «определениечерезближайшийродивидовоеотличие»;предполагаетотысканиеближайшегородадляопределяемогообъектаиотличительныхпризнаков,имеющихсятолькоунего. «Знак» современстоиков(III–IIв.в.дон.э.)всеегоопределениеуказываетнаегодвусторонний(материально-идеальный)характер. «Знак» (отлат. «signum»)–этоматериальный,чувственно-воспринимаемыйпредмет(явление,признак),выступающийвкачествепредставителя(заместителя)другогопредмета,свойстваилиотношения,ииспользуемыйдляполучения,храненияипереработкиипередачиинформации.Каждыйзнакимеет,во-первых,материальнуюсторону–этоегоозначающее(лат. «signans»),илипланвыражения,иво-вторыхидеальнуюсторону–значениезнака,илисодержание,втерминахсемантики–означаемое(лат. «signadum»),илиплансодержания. Вкакой-тостепениэтитерминымогутпоказатьсяперифразойдревнейшейфилософскойоппозиции(формаисодержание). Языкчеловекаоказалсятемцентромивместестемосновнымводоразделом,которыйобъединяетиразделяетмирприродныхикультурныхсемиотик.Всамомжеязыке–культурноеначалопреобладаетиимееттенденциювозрастать. Р.О.Якобсонговорилотом,что,поотношениюковсемкультурнымсемиотикам,язык–это «орудие»,модельиметаязык. Однимизключевыхпонятийисемиотики,преждевсего,ноилингвистики(илиболееконкретно,семантики)является «символ». «Символ» -этоособыйвидзнаков.Внастоящеевремяэтоттерминиспользуетсявдвухпринципиальноразличныхсмыслах:во-первых,всемиотике–каконзаданЧ.Пирсом,и,во-вторых,врелигиозно-мистическойтрадиции[]. Хорошоизвестно,чтоосновоположниксемиотикиЧ.Пирсвыделилтриосновныхтипазнаков:индексы(Index),иконическиезнаки(Ikon),символы(Symbol). Index –этознак,связанныйсобозначаемымпредметомпричинно-следственнойсвязью,иименнопотомучтоIndexявляетсяследствиемпоотношениюкнекоторойпричине,онможетвыступатьвроли,такназываемого «естественного» знакаэтойпричины:(дым–знакогня). Icon –этознаки,обладающиенекимсходствомсобозначаемым,иименновсилуэтогосходстваониимогутиспользоватьсякакего «заместители»,т.е.знакиобозначаемого:(фотография,чертеж). Symbol –чистоусловныезнаки(поЧ.Пирсу).(Врелигиозныхимистическихученияхтермин «символ»используетсявсовершенноиномсмысле). Слово «символ» происходитотгреческогослова «симболон»,чтозначитвбуквальномпереводе «смешанноевкучу». «Симболонами» другиегрекиназывалиосколкиразбитойплитки,сложивихвместе,людимоглиопознатьдругдругакакучастниковсделки,договора,сообщества.Такимобразом, «символ» -естьтайныйзнак,понятныйтолькопосвященнымисвязывающийихвединоемножество;во-вторых,символестьусловныйзнак,означениикоторогоспециальнодоговорились. Висториикультурызатермином «символ» закрепилосьиноеегозначение; «символ» -этонечтотайное,скрытое,частосверхъестественное,божественное. Многиеученыесчитают,чтоистокисимволическоймыслинаходятсяещевпервобытнойкультуре;онипрослеживаются,вовсякомслучае,нижнегопалеолита,когданасмену «первобытномуреализму» приходит «символизм» изображений.Причемпоявлениесимволизмаявляетсяважнымпоказателемразвитияабстрактногомышления. Знакможетприобрестихарактерсимволаблагодаряоченьсложнымисторико-культурнымассоциациям. Такимобразом,рассматриваяпониманиесимволоввисторико-культурномсмысле,их,поклассификацииЧ.Пирсанельзяотнестикчистоусловнымзнакам. Подводяитогсказанному,можноотметить,что: во-первых,некоторыесимволыблизкикиконическимзнакам,т.к.обладаютнекимподобиемсобозначаемымобъектом(явлением); во-вторых,некоторыесимволыблизкикиндексам,т.к.могутрассматриватьсяилисчитатьсяпроявлением,порождениемобозначаемого; в-третьих,некоторыесимволыстановятсятаковымивсилу, «соприкосновения» -присутствиявситуации,гдеимелместообозначаемыйпредметилиявление(крествхристианстве); в-четвертых,некоторыесимволыстановятсятаковымивсилутого,чтоимеютобщуюприродусобозначаемым(капляможетвыступатьвкачествесимволаВоды,илибожестваВоды);особыйслучай,когдаэлементмножествастановитсясимволомвсегомножестваилидругихегоэлементов(примерыизкитайскойнумерологии),вэтомсмыслеинтересносуществованиевязыкетакназываемых «общихимен» (дерево,человек,наука);когдаонивзятывнеконтекста,нельзяпонятьозначаютлионимножествоилиегоопределенныйобъект. Даннаяклассификация,конечно,неявляетсяполной,ноонадаетнекотороепредставлениеопроисхождениисимволов.Мыприводимеевработе,таккак «число» вязыке,иособенновофразеологии,являетсянекимсимволомсположительнойилиотрицательнойоценкой.Либоимеетиноеэтнокультурноесимволическоезначение.
![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|