|
Он встречает их с радостным лицомПосле всего сказанного ясно, что лучше всего, когда мусульманин обладает светлой душой и чистым сердцем и сохраняет на лице приветливое выражение, встречая своих братьев только с улыбкой, чего и добивался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом». Муслим. Привычка сохранять приветливое выражение лица является хорошим свойством, к вырабатыванию которого призывает людей ислам, причисляющий подобное к числу благих дел и указывающий на то, что за это человеку полагается награда. Объясняется это тем, что приветливое и ясное лицо является зеркалом чистого сердца, а такая внешняя и внутренняя чистота относятся к числу тех черт ислама, которые проявляют себя в искренних мусульманах. Вот почему благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Если ты улыбнёшься брату своему, это (зачтётся тебе) как милостыня 15 » 16. Ат-Тирмизи. Что до самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он всегда проявлял радушие по отношению к своим сподвижникам и улыбался, стоило ему только увидеть кого-нибудь из них, о чём свидетельствует хадис, передаваемый со слов одного из видных сподвижников Джарира бин Абдуллаха аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, который сказал:
“С тех пор, как я принял ислам, не было такого, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не допустил меня к себе и не улыбнулся, увидев меня”. Аль-Бухари и Муслим. Что же касается Али, да будет доволен им Аллах, то сообщается, что он сказал: “Если два мусульманина встретятся друг с другом и станут поминать Аллаха, то Аллах простит того из них, выражение лица которого было более приветливым”. Вот почему благородные сподвижники, в душах которые никогда не забывали наставлений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пожимали друг другу руки при встречах и обнимались, возвращаясь из путешествий и походов, что способствовало поддержанию любви и взаимной симпатии между встретившимися друг с другом братьями. В “Табакат” Ибн Са‘да приводится сообщение аш-Ша‘би, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся из похода на Хайбар 17, его встретил Джафар бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнял его, поцеловал его меж глаз и сказал: «Я не знаю, чему больше радоваться, — приезду Джафара или завоеванию Хайбара!»” В другой версии этого хадиса, к этому добавлено следующее: «...и он прижал его к себе и обнял.» Ислам всегда внушал людям любовь к обмену приветствиями, рукопожатиям и объятиям при встрече братьев друг с другом для того, чтобы узы любви между сердцами не ослабевали, а братские связи между верующими укрепились в ещё большей степени, благодаря чему мусульманское общество сумеет сохранить свой ислам и выполнить предназначение этой религии в жизни. Он искренне относится к ним Истинный мусульманин проявляет искренность в своём отношении к Аллаху, к Его Книге, к Его посланнику, к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще, о чём и говорится в хадисе, в котором сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Религия — это проявление искренности 18 ». Люди спросили: “По отношению к кому?” Он ответил: «По отношению к Аллаху, и к Книге Его, и к посланнику Его, и к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще». Муслим. Вот почему неудивительно, что мусульманин искренне относится к своим братьям и никогда не обманывает их. Для восприимчивого мусульманина такая искренность является одной из важнейших основ ислама, и первые мусульмане клялись посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что будут неуклонно придерживаться этой основы, подтверждением чему могут служить слова Джарира бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах:
“Я поклялся посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что буду совершать молитву, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину”. Аль-Бухари и Муслим. Из приводимого выше хадиса видно, что благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, определил религию одним словом — “насыха”, желая указать на то, что искренность и сердечность отношений является естественной опорой этой религии и её твёрдой основой, поскольку без этого вера человека не станет истинной и он не сможет исповедовать ислам должным образом, подтверждением чему служат слова благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует:
«Не уверует никто из вас по-настоящему до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает себе самому» Аль-Бухари и Муслим —, но он сможет желать ему того, чего желает самому себе лишь в том случае, если будет искренне любить его. Не беда, что желать брату своему того же, чего желаешь самому себе, очень трудно. Этого можно достичь, если в сознании человека утвердится ощущение того, что необходимым условием истинной веры является желание брату своему того же, чего желаешь самому себе, и что религия есть проявление искренности. Более того, это должно стать естественным элементом поведения искреннего мусульманина, сердце которого пропиталось радушием ислама, и в нашей древней и новой истории можно обнаружить множество свидетельств того, что искренние мусульмане всегда желали братьям своим того же, чего желали самим себе. В связи с этим мне на ум приходят слова оставшихся в живых стариков, относящихся к предыдущему поколению, которые рассказывали о торговцах Шама, собиравшихся на старых крытых рынках, каковыми являлись специализированные рынки торговцев благовониями, красильщиков, портных и так далее. Они сообщали, что если к кому-нибудь из них приходил покупатель, покупавший у него что-нибудь, после чего к нему же подходил второй, в то время как его сосед ещё не успевал ничего продать, такой торговец мягко говорил покупателю: “Иди и купи что тебе нужно у моего соседа, потому что я уже продал что-то, а он ещё нет”. О Аллах, сколь прекрасной и сладостной становится жизнь, которую осеняет собой подобное братство и сочувствие! И сколь счастливыми становятся люди, когда среди них распространяется дух ислама, а ценности его начинают играть в их взаимоотношениях главенствующую роль! В подобных случаях они живут на той вершине, которой человек смог достичь, лишь обратившись к покровительству этой религии, научившей его тому, что религия есть искренность и что он не уверует по-настоящему до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе. Именно эти высокие принципы любви и сердечности взаимоотношений служили отправной точкой для видного сподвижника Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который часто говорил: “Верующий является зеркалом для своего брата, и если он видит в нём какой-нибудь недостаток, то исправляет его”. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|