Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аль-Баззар приводит со слов Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах.





Он поддерживает родственные связи, даже если родственники и не делают этого

Истинный мусульманин поддерживает связи со своими родственниками, даже если они и не стремятся к поддержанию связей с ним. Это объясняется тем, что человек, поддерживающий родственные связи в стремлении снискать благоволение Аллаха Всемогущего и Великого и обрести высокие исламские нравственные качества, не ждет, что ему ответят тем же. Он поддерживает связи со своими родными и близкими независимо от того, проявляют ли они себя таким же образом по отношению к нему. Поступая так, он показывает другим высокий пример того, какие достойные нравственные качества ислам формирует в человеке, что заставляет его всегда придерживаться всего наилучшего в отношениях со своими родственниками. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил, что истинный и искренний мусульманин обладает подобными качествами, сказав:

 

«Не тот поддерживает (родственные связи), кто отвечает тем же 16, (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем (родственники) эти связи порывают». Аль-Бухари.

Наставления благородного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были направлены на укрепление таких качеств, как кротость, терпеливость, способность прощать и снисходительность в душе человека, который поддерживает связи с родственниками, в то время, как они порывают эти связи, проявляют чёрствость и плохо относятся к нему, поскольку было объявлено, что Аллах с теми, кто старается поддерживать родственные связи, несмотря на то, что родственники не отвечают ему взаимностью. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нарисовал устрашающую картину того греха, который совершают чёрствые люди, ведущие себя неподобающим образом и порывающие узы родства. Сообщается, что однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл один человек, который сказал: “О посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!”—, на что он сказал:

 

«Поистине, если дело обстоит так, как ты говоришь, это значит, что ты как бы наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!» Муслим.

Видишь ли ты, как поддерживает Аллах того, кто поддерживает родственные связи и терпеливо сносит сухость порывающих их, посылая такому человеку помощника от Себя, наполняя его сердце терпением, благодаря которому он претерпевает их обиды, и укрепляя его достойные человеческие качества? И видишь ли ты, как благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, уподобил происходящее с этими сухими, заносчивыми и творящими зло людьми с муками, которые испытывают поедающие раскалённую золу в наказание за то, как они отплатили этому хорошо относившемуся к ним, благородному и проявлявшему любовь человеку, ответив ему пренебрежением своими обязанностями, злом и сухостью?

Вот почему истинный мусульманин при всех обстоятельствах не порывает уз родства, стремясь снискать за это благоволение своего Господа, поднимаясь выше проявлений невежества глупости и зла, которые иногда допускают его родственники, и не обращая внимания на незначительные и пустые вещи, которые действуют на мелочных людей и возбуждают в их сердцах гнев. Благочестивый сознательный мусульманин выше того, чтобы обращать внимание на подобные вещи до такой степени, чтобы это оказывало влияние на его связи с родственниками и его хорошее отношение к ним, и он прислушивается к словам благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует:

 

«Родственные связи подвешены к трону и они говорят: “Аллах наградит того, кто поддерживает нас, и отделит того, кто порывает нас!”» Аль-Бухари и Муслим.

Примечания к главе 6

 

1 То есть: сражаться друг с другом подобно неверным.

2 Имеются в виду духовные слух и зрение.

Например, тому, кто является спутником во время путешествия, работает или учится вместе с человеком и т.д.

Речь идёт об одном из византийских императоров.

Амр рассказывает о том, что имело место в начальном периоде пророчества.

Это сообщение приводит аль-Бухари в “Аль-адаб аль-муфрад”.

7Этот хадис приводит аль-Байхаки в “Шу‘аб аль-иман”.

То есть: удалю от милости Своей.

Зайнаб имела в виду то, что она тратила на своих и приёмных детей, а также на мужа.

Зайнаб хочет сказать, что из-за этого они не решались войти к нему.

11Ат-Тирмизи, сказал: “Хороший хадис”.

Название финиковой рощи.

Здесь и далее упоминаются названия родов племени курайш.

Дословно: и я буду орошать их их влагой.

То есть: поддерживайте.

16 То есть: тот, кто отвечает тем же на хорошее отношение со стороны своих родственников.


МУСУЛЬМАНИН
СО СВОИМИ СОСЕДЯМИ

Он лучше всех людей обходится со своими соседями

Благоразумный мусульманин, помнящий об установлениях своей религии, лучше всех людей обходится со своими соседями, проявляет к ним наибольшую доброту и оказывает им наибольшую поддержку.

Он усвоил то, что ислам побуждает его
оказывать благодеяния своему соседу.

Это объясняется тем, что он помнит о многочисленных указаниях и наставлениях ислама, касающихся соседей, и о том высоком месте, которое на шкале человеческих отношений эта религия отвела отношениям с соседями. Поистине, ни до, ни после возникновения этой религии ни одно законодательство и ни одна система даже не приближались ни к чему подобному.

Так, например, в Своей Книге Аллах Всевышний велит оказывать благодеяния соседу, говоря:

 

{И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете 1 } “Женщины”, 36.

С соседом, состоящим с тобой в родстве, тебя объединяют не только соседские отношения, но и узы родства или общее вероисповедание, с соседом, не состоящим с тобой в родстве, ты не связан общим происхождением или вероисповеданием, что же касается “товарища”, о котором говорится в данном аяте, то здесь имеется в виду такой человек, с которым ты вместе делаешь нечто благое.

Таким образом, каждый из тех, кто живёт по соседству с тобой, имеет на тебя определённые права, даже если и не состоит с тобой в родстве и не является твоим единоверцем. Это значит, что ислам велит оказывать соседу почёт, иначе говоря, свидетельствует о том, что в чистом и гуманном исламском шариате ему отводится высокое место.

Вот почему во многих хадисах сообщается о том, что благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал людям хорошо относиться ко всем своим соседям, независимо от того, являются ли они родственниками и единоверцами, тем самым подчёркивая важность, придаваемую в исламе отношениям между соседями. Так, например, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Джибрил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников».

Аль-Бухари и Муслим.

Поистине, это - высокое и достойное место, которое ислам отводит соседу через Верного Духа Джибрила, не прекращавшего подтверждать сказанное благородному посланнику так долго, что он даже подумал, что положение соседа будет возвышено до положения родственника, и он станет таким же наследником, как и родственники.

Получив эти наставления от Джибрила, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в свою очередь, постоянно побуждал людей оказывать соседям уважение и делать им добро и даже произнося свою историческую проповедь во время прощального паломничества, когда он вновь напомнил мусульманам о наиболее важных вещах, о которых необходимо было сказать им, пророк уделил соседям много внимания. Это привлекло внимание одного из видных сподвижников Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, и он также подумал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, включит соседа в число наследников, что и нашло своё отражение в его словах:

“Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидевший на своей верблюдице по кличке аль-Джад‘а, говорил во время прощального паломничества:

«Я наказываю вам хорошо относиться к соседу!» —, и он так много раз повторил это, что я сказал: “Поистине, он объявит его и наследником!” Ат-Табарани.

Благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, придавал велениям о необходимости хорошего отношения к соседу настолько большое значение, что оказание ему благодеяний и отказ от нанесения ему каких бы то ни было обид объявлялся одним из признаков веры в Аллаха и в последний День и наилучшим доказательством воздействия этой веры на человека. Так, например, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, говорит нечто благое или хранит молчание!» Аль-Бухари и Муслим.

А в той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, не обижает своего соседа...»

Настоящий мусульманин проявляет
великодушие по отношению к своему соседу

С учётом этого неудивительно, что истинный мусульманин, сердце и разум которого озарены руководством этой религии, проявляет великодушие по отношению к своему соседу, заботится о нём и всегда поддерживает с ним хорошие отношения, не мешая ему использовать свой дом, если ему что-то понадобится. Поступая таким образом, он руководствуется словами благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

 

«Пусть сосед не препятствует соседу (, если тому понадобится) установить на его стене доску». Аль-Бухари и Муслим.

Он желает ему того же,
чего желает самому себе

Мусульманин, развитый в интеллектуальном отношении, ведомый правильным путём благодаря свету своей религии, обладающий тонким сердцем и обострёнными чувствами, всегда сопереживает своему соседу. Его радует то же, что радует его соседа, и огорчает то же, что огорчает его, и он желает ему того же, чего желает самому себе, памятуя о словах благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

«Не уверует никто из вас (по-настоящему) до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе».

Аль-Бухари и Муслим.

В другой версии этого хадиса, передаваемой Муслимом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, не уверует раб (по-настоящему) до тех пор, пока не станет желать своему соседу (или: ...своему брату) того же, чего желает и самому себе».

Он никогда не упускает возможности проявить заботу о своих соседях, оказавшихся в трудном положении, и угощает их всякий раз, когда у него самого что-нибудь готовят дома. Это связано с тем, что ему тяжело сознавать, что запахи пищи, распространяющиеся из его дома, станут возбуждать аппетит его неимущих соседей, тогда как они не в состоянии ничего добыть для себя, а между тем среди них может оказаться беспомощный маленький ребёнок, несчастный сирота, бедная вдова или слабый старик. Дело в том, что истинный мусульманин всегда помнит о духе социальной солидарности, который воспитывал в душах мусульман посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, сообщается, что однажды он сказал Абу Зарру, да будет доволен им Аллах:

 

«О Абу Зарр, если будешь варить бульон, то добавь побольше воды и позаботься о своих соседях». Муслим.

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Если будешь варить бульон, то добавь побольше воды, а потом загляни к своим соседям и одели их как положено».

Муслим.

Поистине, чувствительная натура истинного мусульманина не позволяет ему спокойно взирать на затруднения и нужду своего соседа в том случае, если сам он наслаждается всеми благами жизни, да и как может переносить это человек, чувства которого обостряются под воздействием ислама, если он слышит слова благородного посланника, да благословит его Аллах и приветствует:

 

«Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед» Ат-Табарани и аль-Баззар —, а также другие его слова:

«Не является верующим тот, кто насыщается в то время, когда его сосед остаётся голодным». Ат-Табарани и Абу Йа‘ля.

ни и Абу Йа‘ля.

Причиной бедственного положения
человечества является отсутствие
высоконравственного мусульманина

Отсюда ясно, что причиной бедственного положения человечества является исчезновение со сцены жизни мусульманина и то, что справедливые и гуманные принципы ислама оказались отодвинутыми в сторону принципами порочными и измышленными самими людьми, что и привело людей к бедствиям, лишениям, голоду и эксплуатации.

Доказательством этого может служить заявление Международной продовольственной сельскохозяйственной организации при ООН, опубликованное в 1975 году. В этом заявлении указывается, что в настоящее время в Африке и Азии голодная смерть угрожает от двадцати до ста миллионам человек, а если положение не изменится, то в дальнейшем от голода каждую неделю будет умирать по три миллиона человек.

Всё это происходит в то время, когда меньшинство богатых стран, в которых проживает только 20 % населения, владеет 80 % мировых богатств.

Однако ещё большие опасения внушает то обстоятельство, что некоторые из этих стран уничтожают произведённые ими продукты питания с единственной целью удержания цен на них на высоком уровне. Примером может служить то, что в некоторых странах сжигаются тысячи тонн кофе, или то, что десятки тысяч телят забиваются и зарываются в землю только для того, чтобы удерживать высокие цены на мясо на мировом рынке. А в некоторых других странах тысячи тонн пшеницы и других видов зерна выбрасываются в моря и океаны на корм рыбам, в то время как миллионы людей умирают от голода.

Поистине велика ответственность мусульман, обязанных нести тот источник света, который озаряет умы и сердца и благодаря которому человечество может вернуться к благоразумию, правильному руководству, безопасности и благоденствию.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.