|
И я опускаю глаза, когда передо мной показывается моя соседка,не поднимая их до тех пор, пока убежище не скроет её в себе. 4 Что же касается поэта Мискина ад-Дарими, жившего в эпоху омеййядов, то он написал такие стихи: Мой огонь и огонь соседа - одно и то же, и ему приносят (мой) котёл раньше, чем мне. Моё соседство не нанесёт ущерба соседу, Даже если не будет у двери его занавески, Ибо лишаюсь я зрения, когда появляется моя соседка, А возвращается оно ко мне лишь после того, как скрывает её завеса. Ислам же только развил в нас это благородное человеческое качество в ещё большей степени, поскольку эта религия содержит в себе множество указаний на необходимость проявления заботы о соседе, охраны его чести и достоинства, умалчивания о его недостатках, удовлетворения его потребностей, отведения взоров от его жены и дочерей и удаления от него всего того, что может вызвать его недоверие и причинить ему зло. Таким образом, неудивительно, что истинный и искренний мусульманин является наилучшим соседом, которого когда-либо знало человеческое общество. Интеллектуально развитый мусульманин, отличающийся чуткостью и усвоивший нравственные принципы и высокие наставления своей религии относительно соседей, тысячу раз подумает, прежде чем начинать враждовать и ссориться с ними независимо от того, что бы его к этому ни подталкивало, так как он никогда не забывает слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который предостерёг людей от ссор со своими, соседями, сказав:
«В День воскресения первыми из (всех) двух споривших между собой (на суд предстанут) соседи 5 ». Ахмад и ат-Табарани. Он не допускает упущений, делая ему добро Мусульманин, который исповедует свою религию должным образом, не жалеет сил, делая добро своему соседу. Он широко открывает перед ним двери внимания, любви и уважения и опасается пренебречь даже одной из своих обязанностей по отношению к человеку, живущему с ним по соседству, чтобы не оказаться одним из тех чёрствых, скупых и творящих мало добра соседей, о которых благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:
«Сколь много соседей, зависевших от своего соседа, скажут в День воскресения: “О Господь мой, этот закрывал передо мной двери и отказывал мне, когда мне что-нибудь было нужно!”» Аль-Бухари в “Аль-адаб аль-муфрад”. Сколь скверно это положение и какой стыд испытает в День свидетельства тот, кто из скупости не делал добра своему соседу! Ислам уподобляет мусульман высокому зданию, все части которого плотно примыкают друг к другу. Каждый кирпич, из которых сложено это здание, является одним из членов этой общины и каждый из этих кирпичей должен быть прочным и крепко связанным с другими кирпичами, чтобы обеспечить зданию в целом устойчивость и долговечность, так как в противном случае оно окажется слабым и может разрушиться. Вот почему ислам обеспечивает каждый из таких кирпичей надёжным креплением, которым является духовная пища, благодаря чему обеспечивается их взаимная поддержка и спайка, а делается это для того, чтобы здание мусульман оставалось прочным и его не могли поколебать ни какие-либо случайности, ни сильные ураганы. Какой прекрасный пример приводит благородный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говоря о сплочённости, солидарности и взаимной поддержке мусульман:
« (В отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга». Аль-Бухари и Муслим. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:
«В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единое телу: когда один из его членов поражает болезнь, то и всё тело отзывается на это бессонницей и жаром». Аль-Бухари и Муслим. Ясно, что религия, которая стремится к тому, чтобы её последователи были столь удивительным образом связаны друг с другом, будет укреплять связи между соседями и стараться устанавливать их на прочной основе любви, доброты, единства и хороших взаимоотношений. Он терпеливо сносит мелкие неприятности, доставляемые ему соседом, и обиды, Ввиду всего вышеизложенного мусульманин, сердце которого озарено указаниями его религии, проявляет терпение по отношению к своему соседу. Его не охватывает гнев, когда, сосед доставляет ему мелкие неприятности, и он не предъявляет к нему претензий, если тот допускает какую-нибудь ошибку или упущение. Он прощает его, надеясь, что за это его вознаградит Аллах, и веря, что его прощение не останется незамеченным, но поможет ему снискать любовь и благоволение Аллаха, в пользу чего свидетельствует хадис, который передал Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, при встрече с Мутаррифом бин Абдуллахом, сказавшим ему: “О Абу Зарр, дошло до меня, что ты передаёшь один хадис, и поэтому я искал встречи с тобой”. Он сказал: “Ты встретил меня”. Мутарриф сказал: “Я слышал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал тебе: «Поистине, Аллах Всемогущий н Великий любит троих и ненавидит троих».” Он сказал: “Да, и я не буду возводить ложь на посланника Аллаха, “. Мутарриф сказал: “Но кто же эти трое, которых любит Аллах Всемогущий и Великий?” Он сказал: “Это — человек, который выступил в поход на пути Аллаха, храня терпение и стремясь приблизиться к Аллаху, и сражался, пока не был убит, и вы можете найти упоминание о нём в Книге Аллаха Всемогущего и Великого”—, после чего прочитал аят: {Поистине, Аллах любит тех, кто сражается на Его пути (, выстраиваясь) рядами, будто они — плотно сбитое здание.} “Ряды”, 4. Мутарриф спросил: “А кто ещё?” Он сказал: “Человека, у которого есть плохой сосед, наносящий ему обиды, и который сносит эти обиды до тех пор, пока Аллах не избавляет его от него при жизни или после смерти...” Ахмад и ат-Табарани. Он не отвечает тем же, Одно из наставлений этой религии, доведенных посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, до сведения своих сподвижников, заключается в том, что сосед не должен воздавать соседу злом за зло, но сносить наносимые ему обиды, если он сумеет сделать это, в надежде на то, что тот исправится и прекратит обижать его, когда увидит, что его сосед не отвечает на его зло тем же, а проявляет терпение, кротость и выдержку. Поистине, это является одним из наиболее достойных и благородных качеств и в то же время — одним из самых действенных воспитательных методов, способствующих искоренению того дурного, что нашло себе место в некоторых душах. Сообщается, что однажды Мухаммад бин Абдуллах бин Саллям, да будет доволен им Аллах, явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Мой сосед обидел меня”. Он сказал: «Терпи». Через некоторое время Мухаммад снова пришёл к нему и сказал: “Мой сосед обидел меня”—, и он снова сказал: «Терпи»—, а когда он пришёл в третий раз и сказал: “Мой сосед обидел меня”—, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иди и выбрось свои вещи на дорогу, а если кто-нибудь подойдёт к тебе, скажи: “Мой сосед обидел меня”—, и тогда на него падёт проклятие! Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, уважает своего соседа...» “Жизнь сподвижников”, 3/50.
Примечания к главе 7 Имеются в виду рабы. Эти слова пророка можно понимать двояко. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|