Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по самостоятельной работе и выполнению контрольных работ по философии для студентов всех направлений подготовки и специальностей заочной формы обучения

 

Часть 2

 

 

 

 

Воронеж 2016


Составитель: канд. филос. наук В.В. Глотова

ББК.87.3(07)

 

Методические указания по самостоятельной работе и выполнению контрольных работ по философии для студентов всех направлений подготовки и специальностей заочной формы обучения. Ч.2 / ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; сост. В.В. Глотова. Воронеж, 2016. 48 с.

 

Методические указания составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего образования и предназначены для бакалавров и специалистов, изучающих философию в качестве обязательной общегума-нитарной дисциплины.

Темы контрольных работ и библиографический список составлены с учетом последовательного и глубокого изучения курса философии.

Предназначены студентам заочной формы обучения

Методические указания подготовлены в электронном виде и содержатся в файле МУ.ЗО.Глотова.2.pdf.

 

Рецензент канд. филос. наук, доц. О.В. Пастушкова

 

Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р политолог. наук, проф. В.А. Смышляев.

 

Издается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета.

 

 

© ФГБОУ ВО «Воронежский государст-

венный технический университет», 2016


ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей своей истории, философия рас-сматривает такие вопросы, как правильно мыслить и, даже, как правильно жить. Некоторые вопросы, в процессе ознакомления с ними, покажутся вам сложными. Но усилия, затраченные вами, будут вознаграждены.

В данных «Методических рекомендациях» будет дана ориентация на рассмотрение философских учений о главных вопросах бытия, познания, человека и общества в контексте исторического их развития. Человек философствует потому, что он человек, будучи сознательным существом, он не может поступать иначе, так как это самый универсальный способ осознания собственного существования и ориентации в окружающем мире. На протяжении всей разумной истории своего существования человек пытался понять свое место в нем. Поэтому назначение философии состоит в возвышении человека, в обеспечении условий его совершенствования, для обеспечения лучшего состояния человечества. Философия не представляет собой простое собрание истин, которые можно представить в форме легкой для запоминания, это динамичный мир понятий, различных идей и множества концепций, проблем. Разумеется, ориентироваться в этом мире достаточно сложно. Мы выражаем уверенность, что «Методические рекомендации» помогут облегчить понима-ние многих философских проблем, веками волнующих человека. Мир человека - это мир идей. За политикой, средствами массовой информации, за системой образования стоят целые философские системы, хотя не все подозревают об этом.

Предпринятая нами попытка написать данные «Мето-дические рекомендации» должны стимулировать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности, поэтому в реко-мендациях предлагается множество вопросов, тестов, литературы и других видов материала, способствующих для дальнейшего размышления.Есть надежда на то, что предложенная работа окажется полезной, поскольку в наш информативный век необходима осведомленность об идеях, стоящих за фасадом современных научных, культурных и социальных перемен.

Знать

- основные этапы развития русской философии;

-содержание философских учений Х!Х века, прежде всего философских воззрений славянофилов и западников, влияние которых имеет место и по сей день;

-концепции представителей религиозной философии;

- основные идеи представителей русского материализма;

Уметь

- объективно истолковывать место и роль русских мыслителей в развитии отечественной и мировой философии;

-понимать значение русской философии в развитии духовной жизни российского общества;

Владеть

- пониманием содержания основных направлений русской философской мысли, используя это в познавательной и практической деятельности.

Вариант 11

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы характерные особенности русской философии? Назовите этапы развития русской философии и их представителей.

2. В чем заключается суть дискуссий славянофилов и западников?

3. Экзистенциализм в русской философии: Н.Бердяев.

4. Что такое «философия положительного всеединства»? Раскройте положения философской системы Вл. Соловьева.

5. Что такое «русский космизм»? Раскройте основные положения учений К.Э. Циолковского, Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского.

 

Основные понятия: западники, славянофилы, космизм, мистицизм, символизм, добро и зло, София, «русская идея».

Рекомендуемая литература:

1. Мотрошилова, Н. В. История философии: Запад-Россия-Восток. [Текст] / Н. В. Мотрошилова. В 4-х кн., кн.2. - М.: «Греко-латинский кабинет», 2000. – Кн. 2. - 557 с.

2..Мотрошилова, Н. В. История философии: Запад-Россия-Восток. [Текст] / Н. В. Мотрошилова. В 4-х кн., кн.3. - М.: «Греко-латинский кабинет», 2000. – Кн. 3. – 448 с.

3. Сиземская, И. Н. Русская «философия-поэзия» как форма историософского миросозерцания (начало) [Текст] / И. Н. Сиземская //Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 127-133.

4. Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы http://www.runivers.ru/philosophy/ РУНИВЕРС логосфера

5. История философии /Русская Цифровая библиотека по философииhttp://filosof.historic.ru/books/c0011_1.shtml

6. Владимирский, Б. М. Путями русского космизма: Путями русского космизма: Судьбы людей и идей. Влияние космоса на социальные процессы. Поиск жизни во Вселенной [Текст] / Б. М. Владимирский, Л. Д. Кисловский. - М.: Либроком, 2011. - 144 с.

7. Казютинский, В. В. Проблемы типологии космизма как феномена мировой культуры [Текст] // Научные чтения памяти К. Э. Циолковского. Калуга, 2009. – 374 с.

8. http://nffedorov.ru/wiki/ Н. Ф. Федоров

Знать

- сущность таких направлений современной философии, как рационализм и иррационализм, материализм и идеализм, сциентизм и антисциентизм;

- основные формы проявления этих направлений в познавательной деятельности людей;

-особенности и современное значение антропологического направления современной философии;

-исторические этапы и формы развития современного позитивизма;

- содержание и современные формы экзистенциализма;

- сущность таких течений современной философии, как структурализм, марксизм и неомарксизм, постпозитивизм, герменевтика;

Уметь

- находить социальные, естественнонаучные и гуманитарные основания появления и развития современных философских направлений. Течений и школ;

Владеть

- знанием содержания современных направлений развития философии и их методологической роли в исследовании научных проблем и проблем современной общественной жизни.

Вариант 12

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое «философия жизни»? Как понимали основной онтологический принцип ее представители?

2. Раскройте представления З.Фрейда о структуре личности.

3. В чем особенности постановки и раскрытия проблемы человека в философии экзистенциализма?

4. Что такое позитивизм? Раскройте эволюцию позитивизма с середины 19 до 20 вв.(позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).

 

Основные понятия: неопозитивизм, позитивизм, сциентизм, «пограничная ситуация», подлинное и неподлинное бытие, антисциентизм, свобода, экзистенция, экзистенциалы, личность, «воля к жизни», бессознательное, «сверх я».

 

Рекомендуемая литература:

1. Мотрошилова, Н. В. История философии: Запад-Россия-Восток. [Текст] / Н. В. Мотрошилова. В 4-х кн., кн.4. - М.: «Греко-латинский кабинет», 2000. – Кн. 4. – 448 с.

2. Мотрошилова, Н. В. История философии: Запад-Россия-Восток. [Текст] / Н. В. Мотрошилова. В 4-х кн., кн.3. - М.: «Греко-латинский кабинет», 2000. – Кн. 3. – 448 с.

3. Сумерки богов [Текст] / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр - М.: Политиздат, 1990. - 398 с.

4. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Текст] / Ф. Ницше.- М.: Интербрук, 1990. - 301 с.

5. Канке, В. А. История философии: мыслители, концепции, открытия [Текст] / В. А. Канке. - М.: Логос, 2003. - 432 с.

6. Постмодернизм. Энциклопедия. [Текст] – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

7. Камю, А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде [Текст] / А. Камю // Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. – С. 23-101.

8. Кьеркегор, С. Страх и трепет [Текст] / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993. – 382 с.

9. Бодрийар, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийар. –М.: Политиздат, - 2000. – 327с.

10. Делез, Ж. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип [Текст] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. – М.,1990. – 269 с.

11. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм [Текст] / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. – 256 c.

12. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н. Б. Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000. – 347 с.

13. Пигулевский, В. О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму [Текст]/ В. О. Пигулевский. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Фолиант», 2002. – 418 с.

14. Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура [Текст] / З. Фрейд. – М.: Ренессанас, 1992. – 296 с.

15. Юнг, К. Г. Человек и его символы [Текст] / К. Г. Юнг. – М.: Серебряные нити, 1997. – 320 с.

16. Бычков, В. В. Феномен неклассического эстетического сознания [Текст] / В. В. Бычков // Вопросы философии. – 2003. - № 10; № 12. – С. 61-71; С. 80-92.

17. Нарский, И. С. Очерки по истории позитивизма [Текст] / И. С. Нарский. - М.: Изд-во МГУ, 1960. - 207 с.

18. Зотов, А. Ф. Современная западная философия [Текст] / А.Ф. Зотов. - 2-е изд. перераб. - М.: Высшая школа, 2005. - 781 с.

19. История философии [Текст]: учеб. пособие / под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Ф.В. Бугая. - М.: Академ. Проспект, 2004. - 688 с.

20. Маритен, Ж. Философ в мире [Текст] / Ж. Маритен; пер. с фр., послесл., коммент. Б.Л. Губмана. - М.: Высшая школа, 1984. – 192 с.

21. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней [Текст]: Т. 4. От романтизма до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери.– СПб.: Пневма, 2003.- 880 с.

22. Современная западная философия [Текст]: Словарь. - М.: Политиздат. 1991.- 414 с.

Знать

-развитие взглядов на пробле6мы бытия и материи в истории философии;

-многообразие форм бытия, основные особенности природного и социального бытия, бытия материального и духовного;

- развитие естественнонаучного понимания «материя» в связи с новейшими открытиями в области естествознания;

- основные проявления материального бытия: вещи, свойства, отношения;

-структурные уровни организации

- пространство и время как формы существования материи.

Уметь

-использовать знания о различных формах бытия при решении более частных научных и философских проблем;

-применять знания о формах развития и взаимодействия материальных явлений в научных исследованиях;

-использовать методологию материалистической философии при анализе взаимодействий материального мира;

-правильно исходить из современных представлений науки и философии о пространстве и времени, учитывать их при исследовании социальных и природных явлений;

Владеть

- методологией применения знаний о различных формах материального и духовного бытия при исследовании различных явлений действительности;

- современными знаниями о пространстве и времени, пониманием специфических сойств и учитывать их в научных исследованиях явлений действительности.

 

Вариант 13

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Каковы философский смысл и специфика категории бытия?

2. Каковы основные формы бытия?

3. Как раскрывалось понятие бытия в истории философской мысли начиная с эпохи античности?

 

Основные понятия: бытие, небытие, действитель-ность, реальность, детерминизм, индетерминизм, системный подход, универсум.

Рекомендуемая литература:

1. Астрономия и современная картина мира [Текст]. – М., 1996. – 247 с.

2. Философия [Текст]: учеб. пособие для высших учебных заведений (издание четвертое). - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 576 с.

3. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии [Текст] / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во МГК, 1986. – 246 с.

4. http://www.philosophy.ru

Вариант 14

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Дайте определение материи. Каковы современные представления о структуре и свойствах материи?

2. Раскройте понятия «пространство» и «время» как форм бытия материи.

3. Опишите движение в качестве важнейшего атрибута материи.

Основные понятия: материя, движение, пространство, время, субстанция, структурность.

Рекомендуемая литература:

1. Ацюковский, В.А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической философии [Текст] /В.А. Ацюковский. М.: Наука, 1998. -294 с.

2. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии [Текст] /А.Л. Доброхотов. М.: Мысль, 1995.- 271 с.

3. Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни[Текст]. Минск: НТЦ АПИ, 1999.- 198 с.

4. Трубников, Н.Н. Время человеческого бытия [Текст] /Н.Н. Трубников. М.: МГУ, 1998.- 255 с.

 

Знать

-естественно-научные и социальные предпосылки возникновения и развития сознания;

-сознание как специфическая форма духовной деятельности;

- понятие «идеального», его содержания, отношений к реальному миру;

Активное проявление сознания в деятельности людей;

-общественное и индивидуальное сознание, их взаимодействие и роль в развитии общества

Уметь

-правильно представить себе сущность идеального, его содержание и формы активности в деятельности людей;

Владеть

- пониманием социальной природы сознания людей и его роли в их деятельности и поведении.

 

Вариант 15

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте философское определение сознания.

2. Как соотносится сознание и мозг человека? Раскройте идеалистическую и материалистическую и концепции сознания.

3. Что такое самосознание? Дайте определение.

4. В чем специфика социальных форм сознания?

 

Основные понятия: сознание, самосознание, рефлексия, язык, идеальное, отражение.

 

Рекомендуемая литература:

1. Дубровский, Д. И. Новое открытие сознания? (По поводу книги Джона Серла "Открывая сознание заново" [Текст] / Д. И. Дубровский // Вопросы философии, 2003.- № 7. -С. 92-111.

2. Деннет, Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания [Текст]: пер. с англ. А. Веретенникова / Д. Денет; под общ. ред. Л.Б. Макеевой. - М.: Идея-Пресс, 2004. -184 с.

3. Патнем, Х. Разум, истина и история [Текст] / Х. Патнем. - М.: Праксис, 2002. - 296 с.

4. Серл, Д. Открывая сознание заново [Текст] / Д. Серл. М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.

ТЕМА 11 ПОЗНАНИЕ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

Гносеологической стороной основного вопроса философии, как мы с вами помним, является вопрос о познаваемости мира. Даная тема посвящена обоснованности такой проблемы. Вначале мы рассмотрим, как в истории философии решалась проблема познания, определим, в чем сущность и смыл познания. Немаловажным является и кто и что является объектом исследования, а также, субъектом познания. На нашем занятии мы должны выделить виды и формы познания. Известно, что целью любого познания является поиск истины, нам надо будет изучить, как в разных философских традициях понималась истина, что есть абсолютная, относительная, объективная и т.д. истина. Как проверяется истина? Что есть истина? Марксистская философия в качестве критерия истины предлагает практику, наша задача убедиться в правоте «практика есть критерий истины» или опровергнуть ее.

Современная система методов в науке столь же разнообразна, как и сама наука. По способу методы бывают эмпирические и теоретические. В основе науки лежит единство эмпирических и теоретических методов.

Изучив данную тему, бакалавр должен:

Знать

-сущность человеческого познания явлений действитель-ности;

-отношение ученых и философов к самой проблеме познания явлений действительности – научное и ненаучное, вера в бесконечное познание мира и уверенности в его непознаваемости;

-сущность агностицизма;

-формы чувственного и рационального познания;

- сущность сенсуализма, эмпиризма и рационализма;

-обыденные научные познания действительности;

-общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование;

-границы познавательной деятельности людей;

Уметь

-применять различные методы и средства познания в научных исследованиях и в решении практических задач;

Владеть

-знанием указанных методов и средств познания, применять их в научных поисках истины и в решении практических социальных проблем

Вариант 16

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Дайте философское определение познавательной деятельности. Каковы структура и формы познания?

2. Что такое истина? Дайте определение. Укажите критерии истины.

3. В чем заключается специфика научного познания? Каковы его методы? Укажите критерии научности знания.

 

Основные понятия: антропосоциогенез, человек, личность, индивид, индивидуальность, социологизаторство, биологизаторство, свобода.

Рекомендуемая литература:

1. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм [Текст] / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. 1985. - Т. 18. - 525 с.

2. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // 1983. - Соч. Т. 21. - 625 с.

3. Ленин, В. И. Философские тетради [Текст] / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. 1983. - Т. 29. - 782 с.

4. Анохин, П. К. Психическая форма отражения действительности [Текст] / П. К. Анохин // Ленинская теория отражения и современность. София, 1969. - 459 с.

5. Арефьева, Г. С. Общество, познание, практика [Текст] / Г. С. Арефьева. М.: Мысль, 1988. - 210 с.

6. Классическая философия науки: хрестоматия [Текст] / под ред. В. И. Пржиленского. - Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. - 590 с.

7. Степин, В. С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации [Текст] / В. С. Степин, Л. Ф. Кузнецова. - М., 1994.- 274 с.

8. Турсунов, А. Философия и современная космология [Текст] / А. Турсунов. - М., 1977. - 221с.

9. Гуссерль, Э. Метод прояснения [Текст] / Э. Гуссерль // Современная философия науки.- М.: Логос, 1996.- С. 365-375.

10. Цицин, Ф. А. Об альтернативных концепциях космогонического процесса [Текст] / Ф. А. Цицин // Вселенная, астрономия, философия. - М., 1988. С. 134-140.

11. Хазен, А. М. О возможном и невозможном в науке, или где границы моделирования интеллекта [Текст] / А. М. Хазен. – М.: Наука, 1988. – 382 с.

12. Уиггинс, А. Пять нерешенных проблем науки [Текст] / А. Уиггинс, Ч. Уинн. – Москва, 2005. – 302 с.

13. Введение в историю и философию науки [Текст]: учеб. пособие / С. А. Лебедев, В. В. Ильин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический проект, 2007. – 384 с.

14. История и философия науки (Философия науки) [Текст] / Е. Ю. Бельская [и др.]; ред. Ю. В. Крянев, Л. Е. Моторина. – Москва: Альфа-М; Москва: Инфра-М, 2007. – 335 с.

15. Поппер, К.Логика научного исследования; пер: науч. издание [Текст] / К. Поппер; сост. В. Н. Садовский. – Москва: Республика, 2005. – 446 с.

16. Витгенштейн, Л.Избранные работы: Логико-философский трактат; Коричневая книга; Голубая книга: науч. издание [Текст] / Л. Витгенштейн; пер. с нем., англ. В. Руднева. – Москва: Территория будущего, 2005. – 436, [1] с.

17. Казютинский, В. В. Космическая философия – постнеклассическая наука – освоение космоса [Текст] // Космос и общество (история и современность). М., 1991. - С. 82-119.

18. Леге, Ж.-М. Кого страшит развитие науки [Текст] / Ж.-М. Леге. – Москва: Знание, 1988. – 192 с.

Основные понятия: наблюдение, эксперимент, истина, заблуждение, вера, знание, теория, гипотеза.

Знать

-решение проблем человека в философии Древнего мира; религиозное решение проблем человека в средневековой философии; проблемы человека в философии эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения;

-постановку и решение проблем личности в работах представителей немецкой классической философии; марксистской философии и

- человек, личность, индивид в марксистской философии; решение проблемы человека в русской философии;

-сущность проблемы антропогенеза и ее решение в истории общественного развития;

-содержание понятий «сущность» человека и его существования в обществе и в мире;

-взаимодействие личности и общества, проблемы смысла жизни;

Уметь

-использовать русское философское наследие по проблемам человека, прежде всего работы, которых глубоко решены мировоззренческие и методологические проблемы;

-применять научные данные, полученные при решении указанных выше проблем, для более глубокого постижения мыслительной деятельности людей;

Владеть

-основным содержанием русской философии по проблемам человека, чтобы использовать его в научных исследованиях.

- пониманием основных проблем современной философской антропологии, чтобы использовать их при более глубоком изучении человека, его личностных качеств, в частности, весьма сложной деятельности.

 

Вариант 17

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое антропосоциогенез? Раскройте понятие и укажите основные этапы антропосоциогенеза.

2. В чем заключается специфика философского рассмотрения человека? Что такое философская антропология? Укажите основные концепции философской антропологии.

3. Раскройте понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность.

 

Основные понятия: антропосоциогенез, человек, личность, индивид, индивидуальность, социологизаторство, биологизаторство, свобода.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев, В. П. Становление человечества [Текст] /В. П. Алексеев. - М.: Политиздат, 1984.- 462 с.

2. Барулин, В.С. Социально-философская антропология [Текст] /В.С. Барулин. -М.: МГУ, 1994.- 236с.

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди [Текст] /Э. Берн. - Ленинград: Лениздат, 1992. - 400 с.

4. Бунак, В.В. Роль homo, его возникновение и последующая эволюция [Текст] /В.В. Бунак. - М.: Наука, 1980. -328 с.

5. Румянцев, А.М. Возникновение и развитие первобытного способа производства [Текст] /А.М. Румянцев. - М.: Наука, 1985.- 181 с.

6. Очерки социальной антропологии [Текст]. - М.: ТОО ТК Петрополис, 1995. -153 с.

7. Файнберг, Л. А. У истоков социогенеза [Текст] /Л. А. Файнберг. - М.: Наука, 1980. - 153 с.

8. Фролов, И. Т. Перспективы человека [Текст] /И. Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1983. - 350 с.

 

Знать

- общество как социальную систему;

-роль деятельности людей и их общественных отношений в развитии общества;

-основные элементы социальной структуры общества, характер их взаимодействия;

-суть и содержание политической системы общества, ее роль в развитии современных социальных процессов;

- правовая сфера жизни общества, ее роль в укреплении общественного правопорядка и законности;

-духовное содержание общественной жизни, роль в ее развитии общественного и индивидуального сознания людей;

Уметь

-применять основные идеи социальной философии при анализе социальных процессов, придавая решающее значение мировоззренческому и методологическому содержанию этих идей;

-Владеть

-всем содержанием современной социальной философии при исследовании различных социальных явлений и процессов, их взаимодействия, а также в ходе решения практических задач.

 

Вариант 18

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Что такое социальная структура общества?

2. Укажите основные типы социального деления общества.

3. Что такое государство? Дайте определение. Какие существуют теории происхождения государства?

4. Что такое гражданское общество? Дайте определение. Раскройте механизм взаимодействия гражданского общества и государства.

 

Основные понятия: общество, государство, класс, страта, формация, цивилизация, политический режим, гражданское общество.

Рекомендуемая литература:

1. Чукин, С. Г. «Хорошее общество» и его противники: к проблеме концептуализации ценностей в социальной науке [Текст] / С. Г. Чукин // Вопросы философии. 2009. - № 5. - С. 36 - 46.

2. Судаков, К. В. Субъективная сторона жизнедеятельности [Текст] / К.В. Судаков // Вопросы философии. 2008. - № 3. - С. 35-43.

3. Соколов, А. С. Социальная реальность как предмет историко-философского осмысления [Текст] / А.С. Соколов // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. № 46/47. С. 285-290.

4. Мотрошилова, Н. В. О современном понятии гражданского общества [Текст] / Н. В. Мотрошилова // Вопросы философии. 2009.- № 6.- С. 12-32.

5. Максимов, Л. В. О месте морали в иерархии ценностей [Текст] / Л. В. Максимов // Философия науки. 2008. - № 9. - С. 112-126.

6. Гринин, Л. Е. Формации и цивилизации [Текст] / Л. Е. Гринин // Философия и общество. 1997. - № 1. - С. 10-88.

7. Власова, В. Б. Человек как творец социальной сферы [Текст] / В. Б. Власова // Философия науки. 2009. - № 4. - С. 114-122.

8. Бауман, 3. Индивидуализированное общество [Текст] / 3. Бауман. - М.: Логос, 2002. - 309 с.

9. Бауман, 3. Текучая современность [Текст] / 3. Бауман. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

10. Горелов, А. А. Социальная экология [Текст]: учеб. пособие / А. А. Горелов.– Москва: МПСИ: Флинта, 2004. – 608 с.

Вариант 19

Ответьте на следующие вопросы:

1 Каковы основные ценности человеческого бытия? Какова структура ценностей? Опишите ценности духовные и материальные. Каково их взаимодействие?

2 Дайте определения морали и нравственности. Как соотносятся моральные ценности и правовые нормы?

3 Как представлена проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории философии?

 

Основные понятия: справедливость, право, мораль, нравственность, эстетика, правовая норма, свобода, экзистенция, подлинное и неподлинное бытие.

Рекомендуемая литература:

1. Гуревич, А. Я. Философское осмысление человека [Текст] /А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1992. - 359 с.

2. Какабадзе, З. М. Проблема человеческого бытия [Текст] /З. М. Какабадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1985. -309 с.

3. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] /И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

4. Маненко, М. Уйти достойно [Текст] /М. Маненко//Человек. 1993.- № 2, С.47-51.

5. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию [Текст] /М. Мамардашвили. М.: Прогресс, Культура, 1992.- 414 с.

6. Крывелев, И. А. История религий [Текст] /И. А. Крывелев. М.: Мысль, 1988. Т.2. - 445 с.

7. Крымский, С. Б. Мировоззренческие категории в современном естествознании [Текст] /С. Б. Крымский, В. П. Кузнецов. Киев: Наук думка, 1988. - 222 с.

8. Лосский, О. Н. Свобода воли. Избранное [Текст] /О. Н. Лосский. - М.: Наука, 1991. - 415 с.

9. Какабадзе, З. М. Проблема человеческого бытия [Текст] /З. М. Какабадзе. -Тбилиси: Мецниереба, 1985.- 309 с.

Вариант 20

 

Ответьте на следующие вопросы:

1. Раскройте концепцию информационного общества.

2. Что такое глобальные проблемы современности? Дайте определение. Опишите экологическую, энергетическую, демографическую проблемы как глобальные вызовы современной цивилизации.

3. Футурология как направление исследовательской мысли: раскройте основные представления.

4. Что такое альтернативистика? Дайте понятие и укажите основные концепции.

5. Каковы перспективы развития современной цивилизации?

 

Основные понятия: прогресс, регресс, коэволюция, прогнозирование, экологический кризис, демографический кризис, глобализация, техника «концепция устойчивого развития».

Рекомендуемая литература:

 

1. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2004. - 784 c.

2. Межуев, Б. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры [Текст] / Б. М. Межуев. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 408 с.

3. Бек, У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию [Текст] / Пер. с нем. А. С. Григорьева, В. В. Седельника; Общ. ред. и послесл. А. И. Филиппова - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.

4. Бауман, 3. Текучая современность [Текст] / 3. Бауман. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

5. Философия. Естествознание. НТР [Текст] / под ред. Ю.

В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 328 с.

6. Розин, В. М. Техника и социальность [Текст] / В.М. Розин // Вопросы философии. 2005. № 5. – С. 95-107.

7. Юдин, Б. Г. От утопии к науке: конструирование человека [Текст] / Б. Г. Юдин // Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. ред. Б. Г. Юдина. – М.: Прогресс -Традиция, 2007. - С. 8-31.

8. Голубинцев, В. О. Глобальные проблемы современности и концепция устойчивого развития [Текст] / В. О. Голубинцев, Г. Г. Козлечков // Феномены природы и экология человека: сборник научных трудов и материалов Пятого Международного Симпозиума: в 2 т. (Казань, 26- 28 мая 2008 г.) Т. 1. – Казань: Хэтер, 2008. – С. 78-81.

9. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества [Текст] / З. Бауман. – М.: Весь мир, 2004. – 188 с.

10. Кутырев, В. А. Человеческое и иное: борьба миров [Текст] / В. А. Кутырев. – СПб.: Алетейя, 2009. – 264 с.

11. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти [Текст] / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2004. – 669 с.

12. Хабермас, Ю. Техника и наука как «идеология» [Текст] / Ю. Хабермас. – М.: Праксис, 2007. – 208 с.

13. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции [Текст] / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ, 2004. – 349 с.

14. Йонас, Г. Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации [Текст] / Ганс Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 479 с.

15. Деррида, Ж. Глобализация, мир и космополитизм [Текст] / Ж. Деррида // Космополис. 2004. № 2 (8). С. 125-140.

16. Грякалов, А. А. Контекст глобализации и философия события [Текст] / А. А. Грякалов // Глобализация: Pro et contra: материалы Международной конференции "Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства". - СПб.: Астерион, 2006, С. 22 - 32.

17. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций: науч. издание [Текст] / С. Хантингтон; ред. К. Королев; пер. с англ.; послеслов. С. Переслегина. – Москва: АСТ, 2005. – 603 с

18. Шаповалов, В. Ф. Философия науки и техники: о смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи [Текст]: учеб. пособие / В. Ф. Шаповалов. – Москва, 2004. – 310 с.

19. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования [Текст] / пер. с англ., под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. - 458с.


ГЛОССАРИЙ КО 2 ЧАСТИ

Вопросы к зачету

1. Мировоззрение и его основные исторические типы: миф, религия, философия. Основные философские проблемы и специфика их развития. Структура философского знания. Функции философии, ее место в духовной жизни общества.

2. Особенности возникновения и развития философии Древнего Китая. Проблема человека и государства в философии конфуцианства.

3. Человек и космос в философии даосизма.

4. Буддизм и джайнизм: картина мира, учение о человеке.

5. Натурфилософия античности: проблема субстанции.

6. Учение софистов. Философия Сократа.

7. Платон как родоначальник идеализма: учение о мире идей.

8. Аристотель – энциклопедист античной философии: учение о материи и форме, представления о государственном устройстве.

9. Основные проблемы средневековой мысли: вера и разум, спор об универсалиях.

10. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.

11. Проблема достоверности знаний в философии Нового времени: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт).

12. Влияние научной революции XVII в. на постановку философских проблем. Механистическая картина мира.

13. Проблема социальной философии в европейском Просвещении XVIII в.

14. Гносеология и этика И.Канта.

15. Объективный идеализм и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля. Противоречие между методом и системой (Абсолютный идеализм и диалектика).

16. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

17. Социально-экономические, политические, естественно - научные предпосылки и теоретические источники возникновения философии марксизма.

18. Марксизм: диалектико-материалистические взгляды на природу и общество, исторический материализм.

19. Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.

20. Основные черты и периодизация русской философии.

21. Особенности философской мысли XVIII в. – М.Ломоносов, А.Н.Радищев.

22. Русская философия XIX века: П.Я.Чаадаев и А.И.Герцен, славянофилы и западники.

23. Человек в философии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Особенности русского гуманизма.

24. Русский космизм: Н.Федоров, А.Чижевский, В.Вернадский, К.Циолковский.

25. Характерные черты философской мысли конца IХ –нач.ХХ в. Философский иррационализм.

26. Психоанализ З.Фрейда. Структура человеческой личности в неофрейдизме (К.Юнг).

27. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

28. Экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности личности (М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.П. Сартр, К.Ясперс).

29. Философия постмодернизма.

30. Неопозитивизм. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века (Л. Витгенштейн, Б.Рассел, К.Поппер, И. Лакатос).

31. Философский смысл проблемы бытия (историко-философский аспект). Основные формы бытия.

32. Материя как философская категория. Структура материи. Понятия движения, пространства и времени.

33. Сознание, его происхождение и сущность. Идеальное и материальное.

34. Историко-философские концепции природы и сущности человека.

35. Природа, общество, человек. Антропосоцио-генез и его комплексный характер.

36. Философский аспект понятий «личность», «индивидуальность», «индивидуум».

37. Постановка проблемы общества и человеческой истории в различных философских концепциях.

38. Структура общества и его система. Гражданское общество и государство.

39. Культура и цивилизация. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и развития культур и цивилизаций.

40. Типологизация исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Понятие исторического прогресса.

41. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность, оценка, истина, норма.

42. Моральные и нравственные ценности. Ценностная характеристика добра и зла.

43. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.

44. Сущность познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Диалектика веры и знания.

45. Проблема научной истины. Критерии истины. Роль практики в процессе познания.

46. Научное познание: этапы, уровни, методы, формы. Принципы научного познания.

47. Наука как вид духовного производства. Проблема классификации наук.

48. Научные революции и смены типов рациональности.

49. Социальное прогнозирование, его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерега-ющий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

50. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.

51. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Особенности разрешения глобальных проблем.

52. Будущее человечества: перспективы развития современной цивилизации.


Библиографический список для всех вариантов

Основная литература:

1. Философия [Текст]: учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Г. И. Иконникова, В. П. Ратников и др.; под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, Высш. образование, 2009. - 561с.

2. Миронов, В.В. Философия [Текст]: учебник для вузов / В.В. Миронов. -







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.