Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 12. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ





Вопрос о природе или сущности человека, его происхождении, о месте в окружающем мире – одна из основных проблем в философии, а также в естественных и гуманитарных науках. На протяжении всей истории философской мысли человек всегда стоял в центре размышлений о его природе сущности и смысле его жизни. В настоящее время человека можно рассматривать как живую систему, представляющую собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Люди накапливают в себе все, что достигнуто в предшествующие века. Эта аккумуляция знаний происходит и через механизм биологической наследственности, и через приобщение к культурной традиции путем обучения и воспитания. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, врожденных задатков. Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях жизни в обществе людей, в процессе общения ребенка с взрослыми.

Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность, и вместе с тем он несет в себе и родовую сущность, являясь элементом человечества в целом. Каждый человек выступает как личность только при условии самосознания, понимания своих социальных функций, своего места в обществе. Соответственно, человек может быть свободным только в свободном обществе. Нельзя быть свободным на необитаемом острове. Кроме этих вопросов, мы рассмотрим в этой теме проблему смысла жизни, волнующую человечество, пожалуй, даже больше, чем указанные выше. Смысл жизни – идея жизни, конечная цель жизни, ее ценность. Ввиду многообразия смыслов жизни в разные исторические эпохи существует мнение о невозможности научно достоверного ответа на этот вопрос. Тем не менее, необходимо рассмотреть имеющиеся варианты поиска решения этого всегда интересного и важного вопроса. Зачем ты пришел в этот мир, Человек?

Изучив содержание данной темы, бакалавр должен:

Знать

-решение проблем человека в философии Древнего мира; религиозное решение проблем человека в средневековой философии; проблемы человека в философии эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения;

-постановку и решение проблем личности в работах представителей немецкой классической философии; марксистской философии и

- человек, личность, индивид в марксистской философии; решение проблемы человека в русской философии;

-сущность проблемы антропогенеза и ее решение в истории общественного развития;

-содержание понятий «сущность» человека и его существования в обществе и в мире;

-взаимодействие личности и общества, проблемы смысла жизни;

Уметь

-использовать русское философское наследие по проблемам человека, прежде всего работы, которых глубоко решены мировоззренческие и методологические проблемы;

-применять научные данные, полученные при решении указанных выше проблем, для более глубокого постижения мыслительной деятельности людей;

Владеть

-основным содержанием русской философии по проблемам человека, чтобы использовать его в научных исследованиях.

- пониманием основных проблем современной философской антропологии, чтобы использовать их при более глубоком изучении человека, его личностных качеств, в частности, весьма сложной деятельности.

 

Вариант 17

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое антропосоциогенез? Раскройте понятие и укажите основные этапы антропосоциогенеза.

2. В чем заключается специфика философского рассмотрения человека? Что такое философская антропология? Укажите основные концепции философской антропологии.

3. Раскройте понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность.

 

Основные понятия: антропосоциогенез, человек, личность, индивид, индивидуальность, социологизаторство, биологизаторство, свобода.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев, В. П. Становление человечества [Текст] /В. П. Алексеев. - М.: Политиздат, 1984.- 462 с.

2. Барулин, В.С. Социально-философская антропология [Текст] /В.С. Барулин. -М.: МГУ, 1994.- 236с.

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди [Текст] /Э. Берн. - Ленинград: Лениздат, 1992. - 400 с.

4. Бунак, В.В. Роль homo, его возникновение и последующая эволюция [Текст] /В.В. Бунак. - М.: Наука, 1980. -328 с.

5. Румянцев, А.М. Возникновение и развитие первобытного способа производства [Текст] /А.М. Румянцев. - М.: Наука, 1985.- 181 с.

6. Очерки социальной антропологии [Текст]. - М.: ТОО ТК Петрополис, 1995. -153 с.

7. Файнберг, Л. А. У истоков социогенеза [Текст] /Л. А. Файнберг. - М.: Наука, 1980. - 153 с.

8. Фролов, И. Т. Перспективы человека [Текст] /И. Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1983. - 350 с.

 

ТЕМА 13. УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ.

Общество – высшая ступень развития живых систем, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей в виде функционирования и развития социальных организаций, институтов, групп людей. С позиций системного подхода общество представляет собой необычайно сложную, целостную, саморазвивающуюся, управляемую систему. Общество структурировано, и существуют различные варианты критериев его структурирования, Это могут быть характер общественных отношений, типы социальных групп, общественных институтов, организаций.

Отдавая предпочтение общественным отношениям, исходя из того, что эти отношения проявляются в деятельности, отметим, что в любом обществе можно выделить экономические, политические, правовые, религиозные, научные, моральные, художественно-эстетические виды деятельности, Соответственно, экономика, политика, право, наука и религия, мораль, искусство и будут являться элементами общества как системы.

В свою очередь, каждый элемент общества также структурен и состоит из взаимодействующих друг с другом компонентов – частей.

В этой теме нам надо более четко определиться с каждой из указанных частей системы, дать им характеристику, определить специфику и взаимосвязь.

Следует отметить также, что общество, с одной стороны, само производит необходимые условия своего функционирования и развития, зависит от окружающей его природной и социальной среды. Учитывая то, что каждая конкретная социальная система (общество) является элементом мирового сообщества – человеческой цивилизации в целом, отметим, что социальные – международные – отношения и будут той социальной средой, которая оказывает воздействие на данное общество и испытывает, в свою очередь, обратное влияние

Изучив содержание данной темы, бакалавр должен:

 

Знать

- общество как социальную систему;

-роль деятельности людей и их общественных отношений в развитии общества;

-основные элементы социальной структуры общества, характер их взаимодействия;

-суть и содержание политической системы общества, ее роль в развитии современных социальных процессов;

- правовая сфера жизни общества, ее роль в укреплении общественного правопорядка и законности;

-духовное содержание общественной жизни, роль в ее развитии общественного и индивидуального сознания людей;

Уметь

-применять основные идеи социальной философии при анализе социальных процессов, придавая решающее значение мировоззренческому и методологическому содержанию этих идей;

-Владеть

-всем содержанием современной социальной философии при исследовании различных социальных явлений и процессов, их взаимодействия, а также в ходе решения практических задач.

 

Вариант 18

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Что такое социальная структура общества?

2. Укажите основные типы социального деления общества.

3. Что такое государство? Дайте определение. Какие существуют теории происхождения государства?

4. Что такое гражданское общество? Дайте определение. Раскройте механизм взаимодействия гражданского общества и государства.

 

Основные понятия: общество, государство, класс, страта, формация, цивилизация, политический режим, гражданское общество.

Рекомендуемая литература:

1. Чукин, С. Г. «Хорошее общество» и его противники: к проблеме концептуализации ценностей в социальной науке [Текст] / С. Г. Чукин // Вопросы философии. 2009. - № 5. - С. 36 - 46.

2. Судаков, К. В. Субъективная сторона жизнедеятельности [Текст] / К.В. Судаков // Вопросы философии. 2008. - № 3. - С. 35-43.

3. Соколов, А. С. Социальная реальность как предмет историко-философского осмысления [Текст] / А.С. Соколов // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. № 46/47. С. 285-290.

4. Мотрошилова, Н. В. О современном понятии гражданского общества [Текст] / Н. В. Мотрошилова // Вопросы философии. 2009.- № 6.- С. 12-32.

5. Максимов, Л. В. О месте морали в иерархии ценностей [Текст] / Л. В. Максимов // Философия науки. 2008. - № 9. - С. 112-126.

6. Гринин, Л. Е. Формации и цивилизации [Текст] / Л. Е. Гринин // Философия и общество. 1997. - № 1. - С. 10-88.

7. Власова, В. Б. Человек как творец социальной сферы [Текст] / В. Б. Власова // Философия науки. 2009. - № 4. - С. 114-122.

8. Бауман, 3. Индивидуализированное общество [Текст] / 3. Бауман. - М.: Логос, 2002. - 309 с.

9. Бауман, 3. Текучая современность [Текст] / 3. Бауман. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

10. Горелов, А. А. Социальная экология [Текст]: учеб. пособие / А. А. Горелов.– Москва: МПСИ: Флинта, 2004. – 608 с.

Вариант 19

Ответьте на следующие вопросы:

1 Каковы основные ценности человеческого бытия? Какова структура ценностей? Опишите ценности духовные и материальные. Каково их взаимодействие?

2 Дайте определения морали и нравственности. Как соотносятся моральные ценности и правовые нормы?

3 Как представлена проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории философии?

 

Основные понятия: справедливость, право, мораль, нравственность, эстетика, правовая норма, свобода, экзистенция, подлинное и неподлинное бытие.

Рекомендуемая литература:

1. Гуревич, А. Я. Философское осмысление человека [Текст] /А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1992. - 359 с.

2. Какабадзе, З. М. Проблема человеческого бытия [Текст] /З. М. Какабадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1985. -309 с.

3. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] /И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

4. Маненко, М. Уйти достойно [Текст] /М. Маненко//Человек. 1993.- № 2, С.47-51.

5. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию [Текст] /М. Мамардашвили. М.: Прогресс, Культура, 1992.- 414 с.

6. Крывелев, И. А. История религий [Текст] /И. А. Крывелев. М.: Мысль, 1988. Т.2. - 445 с.

7. Крымский, С. Б. Мировоззренческие категории в современном естествознании [Текст] /С. Б. Крымский, В. П. Кузнецов. Киев: Наук думка, 1988. - 222 с.

8. Лосский, О. Н. Свобода воли. Избранное [Текст] /О. Н. Лосский. - М.: Наука, 1991. - 415 с.

9. Какабадзе, З. М. Проблема человеческого бытия [Текст] /З. М. Какабадзе. -Тбилиси: Мецниереба, 1985.- 309 с.

Вариант 20

 

Ответьте на следующие вопросы:

1. Раскройте концепцию информационного общества.

2. Что такое глобальные проблемы современности? Дайте определение. Опишите экологическую, энергетическую, демографическую проблемы как глобальные вызовы современной цивилизации.

3. Футурология как направление исследовательской мысли: раскройте основные представления.

4. Что такое альтернативистика? Дайте понятие и укажите основные концепции.

5. Каковы перспективы развития современной цивилизации?

 

Основные понятия: прогресс, регресс, коэволюция, прогнозирование, экологический кризис, демографический кризис, глобализация, техника «концепция устойчивого развития».

Рекомендуемая литература:

 

1. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2004. - 784 c.

2. Межуев, Б. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры [Текст] / Б. М. Межуев. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 408 с.

3. Бек, У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию [Текст] / Пер. с нем. А. С. Григорьева, В. В. Седельника; Общ. ред. и послесл. А. И. Филиппова - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.

4. Бауман, 3. Текучая современность [Текст] / 3. Бауман. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

5. Философия. Естествознание. НТР [Текст] / под ред. Ю.

В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 328 с.

6. Розин, В. М. Техника и социальность [Текст] / В.М. Розин // Вопросы философии. 2005. № 5. – С. 95-107.

7. Юдин, Б. Г. От утопии к науке: конструирование человека [Текст] / Б. Г. Юдин // Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. ред. Б. Г. Юдина. – М.: Прогресс -Традиция, 2007. - С. 8-31.

8. Голубинцев, В. О. Глобальные проблемы современности и концепция устойчивого развития [Текст] / В. О. Голубинцев, Г. Г. Козлечков // Феномены природы и экология человека: сборник научных трудов и материалов Пятого Международного Симпозиума: в 2 т. (Казань, 26- 28 мая 2008 г.) Т. 1. – Казань: Хэтер, 2008. – С. 78-81.

9. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества [Текст] / З. Бауман. – М.: Весь мир, 2004. – 188 с.

10. Кутырев, В. А. Человеческое и иное: борьба миров [Текст] / В. А. Кутырев. – СПб.: Алетейя, 2009. – 264 с.

11. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти [Текст] / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2004. – 669 с.

12. Хабермас, Ю. Техника и наука как «идеология» [Текст] / Ю. Хабермас. – М.: Праксис, 2007. – 208 с.

13. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции [Текст] / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ, 2004. – 349 с.

14. Йонас, Г. Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации [Текст] / Ганс Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 479 с.

15. Деррида, Ж. Глобализация, мир и космополитизм [Текст] / Ж. Деррида // Космополис. 2004. № 2 (8). С. 125-140.

16. Грякалов, А. А. Контекст глобализации и философия события [Текст] / А. А. Грякалов // Глобализация: Pro et contra: материалы Международной конференции "Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства". - СПб.: Астерион, 2006, С. 22 - 32.

17. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций: науч. издание [Текст] / С. Хантингтон; ред. К. Королев; пер. с англ.; послеслов. С. Переслегина. – Москва: АСТ, 2005. – 603 с

18. Шаповалов, В. Ф. Философия науки и техники: о смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи [Текст]: учеб. пособие / В. Ф. Шаповалов. – Москва, 2004. – 310 с.

19. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования [Текст] / пер. с англ., под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. - 458с.


ГЛОССАРИЙ КО 2 ЧАСТИ







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.