Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 9 УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)





Понятие «бытие» является фундаментальной категорией философии. Во все времена разные философы и философские школы вкладывали неодинаковый смысл в это понятие. В данной теме мы рассмотрим основные подходы к рассмотрению проблем бытия, как в историческом, так и современном аспекте, а также исследуем формы бытия и их специфику. Известно, что самой читаемой книгой в мире является Библия, а самая первая ее глава называется «Бытие». У нас будет возможность сравнить философское и религиозное понятие бытия.

Неразрывно с понятием бытие и составной его частью является понятие материи. Нам известен Основной вопрос философии, который звучит как, что первично: материя или сознание? Понятие материя за всю свою историю претерпела много подходов к определению ее, мы их также в этой теме рассмотрим, увидим, как развитие науки оказывало влияние на изменение понятия материя. Определим соотношение понятия материя в физике, например, и в философии. Выделим ее виды, определим свойства, рассмотрим условия ее существования. Наиболее сложным и противоречивым свойством материя являются пространство и время, мы вдумаемся в них и попробуем разобраться, исходя из знаний современной науки и философии.

 

Изучив содержание данной темы, бакалавр должен:

Знать

-развитие взглядов на пробле6мы бытия и материи в истории философии;

-многообразие форм бытия, основные особенности природного и социального бытия, бытия материального и духовного;

- развитие естественнонаучного понимания «материя» в связи с новейшими открытиями в области естествознания;

- основные проявления материального бытия: вещи, свойства, отношения;

-структурные уровни организации

- пространство и время как формы существования материи.

Уметь

-использовать знания о различных формах бытия при решении более частных научных и философских проблем;

-применять знания о формах развития и взаимодействия материальных явлений в научных исследованиях;

-использовать методологию материалистической философии при анализе взаимодействий материального мира;

-правильно исходить из современных представлений науки и философии о пространстве и времени, учитывать их при исследовании социальных и природных явлений;

Владеть

- методологией применения знаний о различных формах материального и духовного бытия при исследовании различных явлений действительности;

- современными знаниями о пространстве и времени, пониманием специфических сойств и учитывать их в научных исследованиях явлений действительности.

 

Вариант 13

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Каковы философский смысл и специфика категории бытия?

2. Каковы основные формы бытия?

3. Как раскрывалось понятие бытия в истории философской мысли начиная с эпохи античности?

 

Основные понятия: бытие, небытие, действитель-ность, реальность, детерминизм, индетерминизм, системный подход, универсум.

Рекомендуемая литература:

1. Астрономия и современная картина мира [Текст]. – М., 1996. – 247 с.

2. Философия [Текст]: учеб. пособие для высших учебных заведений (издание четвертое). - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 576 с.

3. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии [Текст] / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во МГК, 1986. – 246 с.

4. http://www.philosophy.ru

Вариант 14

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Дайте определение материи. Каковы современные представления о структуре и свойствах материи?

2. Раскройте понятия «пространство» и «время» как форм бытия материи.

3. Опишите движение в качестве важнейшего атрибута материи.

Основные понятия: материя, движение, пространство, время, субстанция, структурность.

Рекомендуемая литература:

1. Ацюковский, В.А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической философии [Текст] /В.А. Ацюковский. М.: Наука, 1998. -294 с.

2. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии [Текст] /А.Л. Доброхотов. М.: Мысль, 1995.- 271 с.

3. Диалектика в науках о природе и человеке: эволюция материи и ее структурные уровни[Текст]. Минск: НТЦ АПИ, 1999.- 198 с.

4. Трубников, Н.Н. Время человеческого бытия [Текст] /Н.Н. Трубников. М.: МГУ, 1998.- 255 с.

 

ТЕМА 10. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ

Человек давно понял, кроме окружающей его реальности, есть и другая реальность – это его внутренний мир, обозначаемый понятиями «душа», «разум», «чувства», «рассудок» где сознанию отведено не последнее место. Поэтому вопросы о том, как возникает сознание, почему оно возникает, что собой представляет, были и остаются актуальными, сложными, требующими объяснения. И не случайно этими вопросами занимается целый ряд наук – таких как, психология, медицина, логика, философия. При этом, философия, обобщая данные конкретных исследований, формирует общее представление о природе сознания. В данной теме мы попытаемся с вами, вслед за мыслителями прошлого, определить, что такое душа человека, есть ли она и почему так много внимания ей уделяется. На этом занятии нам надо определиться с проблемой возникновения сознания, выяснить, какую роль в этом сыграли труд и язык, как объясняют возникновение и сущность сознания, различные философские школы. Много внимания проблемам сознательного и бессознательного уделяется в фрейдизме. Нас так же с вами интересует вопрос самосознания и его специфики. Для того, чтобы прояснить картину и сформировать свое мнение на этот счет, нам предстоит решить тесты и ответить на контрольные вопросы, которые сформулированы так, что ответить на них односложно не представляется возможным. Одно из определений сознания звучит так: «Сознание –высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» А.Г.Спиркин

 

Изучив данную тему, бакалавр должен:

Знать

-естественно-научные и социальные предпосылки возникновения и развития сознания;

-сознание как специфическая форма духовной деятельности;

- понятие «идеального», его содержания, отношений к реальному миру;

Активное проявление сознания в деятельности людей;

-общественное и индивидуальное сознание, их взаимодействие и роль в развитии общества

Уметь

-правильно представить себе сущность идеального, его содержание и формы активности в деятельности людей;

Владеть

- пониманием социальной природы сознания людей и его роли в их деятельности и поведении.

 

Вариант 15

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте философское определение сознания.

2. Как соотносится сознание и мозг человека? Раскройте идеалистическую и материалистическую и концепции сознания.

3. Что такое самосознание? Дайте определение.

4. В чем специфика социальных форм сознания?

 

Основные понятия: сознание, самосознание, рефлексия, язык, идеальное, отражение.

 

Рекомендуемая литература:

1. Дубровский, Д. И. Новое открытие сознания? (По поводу книги Джона Серла "Открывая сознание заново" [Текст] / Д. И. Дубровский // Вопросы философии, 2003.- № 7. -С. 92-111.

2. Деннет, Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания [Текст]: пер. с англ. А. Веретенникова / Д. Денет; под общ. ред. Л.Б. Макеевой. - М.: Идея-Пресс, 2004. -184 с.

3. Патнем, Х. Разум, истина и история [Текст] / Х. Патнем. - М.: Праксис, 2002. - 296 с.

4. Серл, Д. Открывая сознание заново [Текст] / Д. Серл. М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.

ТЕМА 11 ПОЗНАНИЕ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

Гносеологической стороной основного вопроса философии, как мы с вами помним, является вопрос о познаваемости мира. Даная тема посвящена обоснованности такой проблемы. Вначале мы рассмотрим, как в истории философии решалась проблема познания, определим, в чем сущность и смыл познания. Немаловажным является и кто и что является объектом исследования, а также, субъектом познания. На нашем занятии мы должны выделить виды и формы познания. Известно, что целью любого познания является поиск истины, нам надо будет изучить, как в разных философских традициях понималась истина, что есть абсолютная, относительная, объективная и т.д. истина. Как проверяется истина? Что есть истина? Марксистская философия в качестве критерия истины предлагает практику, наша задача убедиться в правоте «практика есть критерий истины» или опровергнуть ее.

Современная система методов в науке столь же разнообразна, как и сама наука. По способу методы бывают эмпирические и теоретические. В основе науки лежит единство эмпирических и теоретических методов.

Изучив данную тему, бакалавр должен:

Знать

-сущность человеческого познания явлений действитель-ности;

-отношение ученых и философов к самой проблеме познания явлений действительности – научное и ненаучное, вера в бесконечное познание мира и уверенности в его непознаваемости;

-сущность агностицизма;

-формы чувственного и рационального познания;

- сущность сенсуализма, эмпиризма и рационализма;

-обыденные научные познания действительности;

-общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование;

-границы познавательной деятельности людей;

Уметь

-применять различные методы и средства познания в научных исследованиях и в решении практических задач;

Владеть

-знанием указанных методов и средств познания, применять их в научных поисках истины и в решении практических социальных проблем

Вариант 16

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

1. Дайте философское определение познавательной деятельности. Каковы структура и формы познания?

2. Что такое истина? Дайте определение. Укажите критерии истины.

3. В чем заключается специфика научного познания? Каковы его методы? Укажите критерии научности знания.

 

Основные понятия: антропосоциогенез, человек, личность, индивид, индивидуальность, социологизаторство, биологизаторство, свобода.

Рекомендуемая литература:

1. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм [Текст] / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. 1985. - Т. 18. - 525 с.

2. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // 1983. - Соч. Т. 21. - 625 с.

3. Ленин, В. И. Философские тетради [Текст] / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. 1983. - Т. 29. - 782 с.

4. Анохин, П. К. Психическая форма отражения действительности [Текст] / П. К. Анохин // Ленинская теория отражения и современность. София, 1969. - 459 с.

5. Арефьева, Г. С. Общество, познание, практика [Текст] / Г. С. Арефьева. М.: Мысль, 1988. - 210 с.

6. Классическая философия науки: хрестоматия [Текст] / под ред. В. И. Пржиленского. - Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. - 590 с.

7. Степин, В. С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации [Текст] / В. С. Степин, Л. Ф. Кузнецова. - М., 1994.- 274 с.

8. Турсунов, А. Философия и современная космология [Текст] / А. Турсунов. - М., 1977. - 221с.

9. Гуссерль, Э. Метод прояснения [Текст] / Э. Гуссерль // Современная философия науки.- М.: Логос, 1996.- С. 365-375.

10. Цицин, Ф. А. Об альтернативных концепциях космогонического процесса [Текст] / Ф. А. Цицин // Вселенная, астрономия, философия. - М., 1988. С. 134-140.

11. Хазен, А. М. О возможном и невозможном в науке, или где границы моделирования интеллекта [Текст] / А. М. Хазен. – М.: Наука, 1988. – 382 с.

12. Уиггинс, А. Пять нерешенных проблем науки [Текст] / А. Уиггинс, Ч. Уинн. – Москва, 2005. – 302 с.

13. Введение в историю и философию науки [Текст]: учеб. пособие / С. А. Лебедев, В. В. Ильин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Академический проект, 2007. – 384 с.

14. История и философия науки (Философия науки) [Текст] / Е. Ю. Бельская [и др.]; ред. Ю. В. Крянев, Л. Е. Моторина. – Москва: Альфа-М; Москва: Инфра-М, 2007. – 335 с.

15. Поппер, К.Логика научного исследования; пер: науч. издание [Текст] / К. Поппер; сост. В. Н. Садовский. – Москва: Республика, 2005. – 446 с.

16. Витгенштейн, Л.Избранные работы: Логико-философский трактат; Коричневая книга; Голубая книга: науч. издание [Текст] / Л. Витгенштейн; пер. с нем., англ. В. Руднева. – Москва: Территория будущего, 2005. – 436, [1] с.

17. Казютинский, В. В. Космическая философия – постнеклассическая наука – освоение космоса [Текст] // Космос и общество (история и современность). М., 1991. - С. 82-119.

18. Леге, Ж.-М. Кого страшит развитие науки [Текст] / Ж.-М. Леге. – Москва: Знание, 1988. – 192 с.

Основные понятия: наблюдение, эксперимент, истина, заблуждение, вера, знание, теория, гипотеза.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.