Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ





Антисциентизм – противоположная сциентизму мировоззренческая позиция, подчеркивающая ограниченность возможностей науки. Данное направление толкует науку как силу крайне враждебную, чуждую подлинной сущности человека, третирует научное знание, возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы.

Антропогенез – процесс возникновения и развития человека. Дарвин, Гексли и Геккель доказывали происхождение человека от высших ископаемых обезьян.

Бессознательное – в широком смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий – бессознательное – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия (гипноз). З.Фрейд начал с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма – вытеснения. Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, противоположной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться, и ставятся под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества.

Биологизаторство – течения в социологии второй половины Х1Х и начала ХХ века. Основные положения их строятся на механическом перенесении законов биологии (борьба за существование, естественный отбор) на жизнь человеческого общества. Попытка объяснить явления общественной жизни при помощи ссылок на биологию ненаучна.

Бытие – фундаментальная философская категория, обозначающая исходный принцип философского познания, а также понятие, лежащее в основании мира. Целесообразно выделить 4 взаимосвязанные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного (идеального); 4) бытие социального.

Воля – сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий.

Гипотеза – научное допущение или предложение, истинное значение которого неопределенно.

Государство – Основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Добро и зло – морально-эстетические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей, а также общественных классовых позиций. Под добром понимается то, что общество считает нравственным, достойным подражания. Зло – безнравственно, достойно осуждения.

Догматизм – метод мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами, без учета конкретных условий. Догматизм отвергает принцип конкретной истины.

Духовность – сложное, производное от термина «дух». Духовность – реальность, не сводимая к вещественному, материальному, ощутимому чувствами. Это надчувственное, идеальное образование. Духовность – специфически человеческое качество. Духовность, её содержание, её направленность – это та или иная система ценностей.

Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией.

Западники – выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по буржуазному пути.

Знание – адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий, проверенный практикой и удостоверенный логикой процесс познания действительности.

Индивид – обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь – в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность – индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам.

Информация – сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прогматических характеристик.

Иррационализм – (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) течение в философии, которое в противоположность рационализму ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто, не доступное разуму или иноприродное ему. Понятие иррационализм объединяет разнородные философские системы, выдвигающие на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитизм), мистическое «озарение». По исходному содержанию все религиозные и религиозно-философские учения являются иррационалистическими, хотя в дальнейшем истолковании они используют формы рационального мышления. Иррационализм с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира.

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

Картина мира – понятие, обозначающее сформированную мировоззрением определенной эпохи систему знаний о мире, его причинах, структуре, порядке взаимодействия составных частей, взгляды на природу человека, его место и роль в целостной организации миропорядка.

Класс – классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (В.И.Ленин).

Коммунизм – тип общества, основанный на общественной собственности на средства производства.

Коэволюция – концепция динамичного равновесия между обществом и природой, с целью сохранения того и другого.

Личность – человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми.

Механистическая картина мира – представления о мире, согласно которым все явления вызываются причинами, родственными механическому взаимодействию, и оцениваются в соответствии с законами (классической) механики. Механистическая картина мира сложилась в эпоху Просвещения, когда естественные науки стали самостоятельно исследовать мир природы, используя собственную естественнонаучную терминологию.

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Научный факт – форма научного познания, в основе которой лежит процедура теоретической интерпретации того или иного явления.

Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость есть проявление, момент закономерности. Необходимость – существенная черта закона. Она может быть как динамической так и статистической.

Неопозитивизм – возник как течение в философии ХХ века и разделяет исходные принципы позитивизма. Сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научных знаний, как это делал классический позитивизм Х1Х века, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Делает предметом своего рассмотрения формы языка и пытается осуществить анализ знаний через возможности выражения его в языке. Неопозитивисты имеют несомненные заслуги в разработке современной логики, семантики и специальных вопросов методологии науки.

Ноосфера – сфера разума, термин введен французским ученым Леруа, получил дальнейшее развитие в трудах В.И.Вернадского.

Норма моральная – форма нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки.

Общество - основополагающая категория философии и социологии. В широком смысле понимается как отделившаяся от природы часть мира, представляющая собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, групп и отдельных индивидов. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Определенный этап человеческой истории.

Первоматерия – натурфилософское понятие, исходящее из вещественно-субстратного принципа, лежащего в основании мира (вода – Фалеса, огонь – Гераклита, голиомерии – Анаксагора и др.).

Позитивизм – (франц. Positivisme – положительный) философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Создателем позитивизма был Огюс Конт. Истории философии известно 3 формы позитивизма: 1) позитивизм (середина Х1Х века – О.Конт, Г.Спенсер); 2) махизм или второй позитивизм (конец Х1Х – начало ХХ в. – Э.Мах, Авенариус); 3) логический позитивизм или лингвистическая философия (20 годы ХХ века Карнап, Шлик, Витгенштейн).

Политическая система общества – система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. наряду с государством в нее входят партии, профсоюзы и др. организации.

Постиндустриальное общество – общество, в основе которого лежат интеллектуальные технологии. Ведущей ценностью данного общества является информация.

Право – система норм, правил, установленных или санкционированных государственной властью. Особенность правовых норм заключается в том, что их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. В своем развитии неорганическая природа закономерно порождает органическую (биосфера).

Проблемы глобальные – это проблемы, которые затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности; решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества.

Прогресс – тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному.

Прогнозирование – совокупность приемов и методов, используемых для построения моделей будущего.

Психоанализ – метод психотерапии и психологическое умение, стоящее в центре внимания бессознательные психические процессы и мотивации (был разработан в конце Х1Х – начале ХХ веков З.Фрейдом). С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах – динамическом, энергетическом и структурном. На первом этапе развития было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психической структуре возникло в психоанализе позднее (З.Фрейд «Я» и «Оно», 1923). Третья психическая структура – «Сверх – Я» формируется в результате усвоения социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. Психоанализ исходит из того, что травматические события, аффективные переживания, не исполнившиеся желания не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в зашифрованной форме, в виде невротических комплексов.

Разум и рассудок – философские категории, выражающие два уровня мыслительной деятельности. Детальная разработка принадлежит И.Канту. рассудок мыслит упорядоченное, систематизированное, он всегда носит конечный, ограниченный характер, т.к. конечно и ограничено содержание, порождаемое чувственным познанием. Разум же стремится найти бесконечное, безусловное и абсолютное. Но разум не достигает этой цели и впадает в неразрешимые противоречия – антиномии.

Реальность – бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с др. формами бытия (возможными, вероятными и т.п.). В исторической философии реальность отличалась от действительности, т.е. реальность большей частью трактовалась как бытие чего-либо существенного в данной вещи, как бытие ее самой.

Регресс – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменение к худшему.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Понимание свободы противостоит волюнтаризму.

Славянофилы – представители консервативного политического и идеалистического философского течения, стремившиеся обосновать необходимость особого пути развития России.

Справедливость и несправедливость – нормативные понятия морали, играющие большую роль и в социально-политическом сознании масс. В понятиях с. и н. Существующее (или несуществующее) положение вещей характеризуется как должное, соответствующее сущности и правам человека, или, наоборот, как то, что противоречит им и потому должно быть устранено.

Страта – общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (образовательным, возрастным и т.д.). Всегда противопоставляется марксистскому понятию «класс».

Субстанция – предельное основание мира, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому, и самостоятельно существующему. Субстанциональный принцип в истории философии выступал в форме монизма (учение, исходящее на одной субстанции в объяснении мира. Монизм может выступать в форме материализма (Гольбах, Дидро, Маркс) и идеализма (Платон, Гегель), дуализма (исходит из равноправного существования двух субстанций – духовного и материального (Декарт); и плюрализма (исходит из существования множественности субстанций (К.Гартман).

Сциентизм – (от лат. scientia – знание, наука) мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Сциентизм выдвигает науку в качестве научного эталона всей культуры.

Техносфера – совокупность орудий труда, с помощью которых естественная природа преобразуется в искусственный мир.

Теория – совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее.

Универсум – единство многообразия миров. Здесь безразлично, рассматриваем ли мы миры как одно-качественные (например, материальные) или полагаем, что миры в корне различны (одни материальные, другие духовные, третьи – символические и т.д.).

Философская система – такая концепция, которая включает в себя важнейшее из философского знания и отвечает на все основные философские вопросы.

Цивилизация – устойчивая социокультурная общность людей или стран, сохраняющая свое своеобразие и уникальность на больших отрезках исторического времени. Этап перехода от дикости и варварства к собственно человеческим формам жизни.

Человек – субъект общественно-исторической деятельности и культуры. человек – предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и мн. др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия дает им определенное истолкование и осмысление.

Экзистенциализм – (от позднелат. Existentia – существование) – философия существования, иррациона-листическое направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, Камю, Мерло-Понти). Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Бытие – непосредственно данное человеческое существование, экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни даже рациональными фи-лософскими средствами. Структура экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования заботы, страха, решимости, совести. Прозревает экзистенцию человек в «пограничной ситуации», между жизнью и смертью. Точкой отсчета экзистенции является трансцендирование, т.е. выход за свои пределы. Экзистенциализм отразил духовную ситуацию современного общества, обнажил его противоречия и болезни, но выход из нее предложить не смог.

Эксперимент – научно поставленный опыт, наблю-дение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Экологический кризис – глобальные, негативные изменения биосферы спровоцированные техногенной деят-ельностью человека. Эмпирический – основанный на опыте.

Этика – раздел философии, изучающий мораль, нравственность.

Явление – философская категория в паре с категорией сущности, отражающая формы предметного мира и его по-знание человеком. Явление – внешняя форма существования предмета.


Вопросы к зачету

1. Мировоззрение и его основные исторические типы: миф, религия, философия. Основные философские проблемы и специфика их развития. Структура философского знания. Функции философии, ее место в духовной жизни общества.

2. Особенности возникновения и развития философии Древнего Китая. Проблема человека и государства в философии конфуцианства.

3. Человек и космос в философии даосизма.

4. Буддизм и джайнизм: картина мира, учение о человеке.

5. Натурфилософия античности: проблема субстанции.

6. Учение софистов. Философия Сократа.

7. Платон как родоначальник идеализма: учение о мире идей.

8. Аристотель – энциклопедист античной философии: учение о материи и форме, представления о государственном устройстве.

9. Основные проблемы средневековой мысли: вера и разум, спор об универсалиях.

10. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.

11. Проблема достоверности знаний в философии Нового времени: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт).

12. Влияние научной революции XVII в. на постановку философских проблем. Механистическая картина мира.

13. Проблема социальной философии в европейском Просвещении XVIII в.

14. Гносеология и этика И.Канта.

15. Объективный идеализм и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля. Противоречие между методом и системой (Абсолютный идеализм и диалектика).

16. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

17. Социально-экономические, политические, естественно - научные предпосылки и теоретические источники возникновения философии марксизма.

18. Марксизм: диалектико-материалистические взгляды на природу и общество, исторический материализм.

19. Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.

20. Основные черты и периодизация русской философии.

21. Особенности философской мысли XVIII в. – М.Ломоносов, А.Н.Радищев.

22. Русская философия XIX века: П.Я.Чаадаев и А.И.Герцен, славянофилы и западники.

23. Человек в философии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Особенности русского гуманизма.

24. Русский космизм: Н.Федоров, А.Чижевский, В.Вернадский, К.Циолковский.

25. Характерные черты философской мысли конца IХ –нач.ХХ в. Философский иррационализм.

26. Психоанализ З.Фрейда. Структура человеческой личности в неофрейдизме (К.Юнг).

27. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

28. Экзистенциализм. Проблема свободы и ответственности личности (М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.П. Сартр, К.Ясперс).

29. Философия постмодернизма.

30. Неопозитивизм. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века (Л. Витгенштейн, Б.Рассел, К.Поппер, И. Лакатос).

31. Философский смысл проблемы бытия (историко-философский аспект). Основные формы бытия.

32. Материя как философская категория. Структура материи. Понятия движения, пространства и времени.

33. Сознание, его происхождение и сущность. Идеальное и материальное.

34. Историко-философские концепции природы и сущности человека.

35. Природа, общество, человек. Антропосоцио-генез и его комплексный характер.

36. Философский аспект понятий «личность», «индивидуальность», «индивидуум».

37. Постановка проблемы общества и человеческой истории в различных философских концепциях.

38. Структура общества и его система. Гражданское общество и государство.

39. Культура и цивилизация. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и развития культур и цивилизаций.

40. Типологизация исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Понятие исторического прогресса.

41. Ценности, их природа и принципы классификации. Ценность, оценка, истина, норма.

42. Моральные и нравственные ценности. Ценностная характеристика добра и зла.

43. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.

44. Сущность познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Диалектика веры и знания.

45. Проблема научной истины. Критерии истины. Роль практики в процессе познания.

46. Научное познание: этапы, уровни, методы, формы. Принципы научного познания.

47. Наука как вид духовного производства. Проблема классификации наук.

48. Научные революции и смены типов рациональности.

49. Социальное прогнозирование, его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерега-ющий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

50. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.

51. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Особенности разрешения глобальных проблем.

52. Будущее человечества: перспективы развития современной цивилизации.


Библиографический список для всех вариантов

Основная литература:

1. Философия [Текст]: учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Г. И. Иконникова, В. П. Ратников и др.; под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, Высш. образование, 2009. - 561с.

2. Миронов, В.В. Философия [Текст]: учебник для вузов / В.В. Миронов. -М.: Проспект, 2009. - 239 с.

3. Философия: учебник для бакалавров [Текст]: / В. Н. Лавриненко и др.; под ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 575 с.

4. Философия [Текст]: учебник / О. А. Митрошенков и др.; под ред. О.А. Митрошенкова - М.: Гардарики, 2004. – 655 с.

5. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийяра) [Текст]: учеб. пособие / под ред. Л.Я. Курочкиной. - Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008. - 296 с.

6. Систематическая философия [Текст]: учеб. пособие / под ред. Л.Я. Курочкиной. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010. - 303 с.

7. Бучило, Н. Ф. Философия [Электронный ресурс]: электрон. учебник / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. - 5-е изд., перераб. и доп.. - Электрон. дан. (683 МБ). - М.: Кнорус, 2009.

 

Дополнительная литература:

1. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов [Текст]: В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - М.: Республика, 2003. -623 с.

2. Спиркин, А. Г. Философия [Текст]: учебник для технических вузов / А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2008, 2007,2005 и изд. др. лет. - 368 с.

3. Алексеев, П. В. Философия [Текст]: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - 3-е изд., перераб. и доп. - МГУ, 2001. - 428 с.

4. Лавриненко, В. Н. Философия [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 677 с.

5. Рассел Б. История западной философии [Текст]: В 3 кн. / под ред. В. В. Целищева. - 3-е изд., - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. — 992 с.

6. Философия. Курс лекций (аудиокнига MP3)/ В. Э. Вечканов -«КноРус» 2010. - ISBN: 978-5-406-00685-6

7. Пастушкова, О. В. Конспект лекций по философии: учеб. пособ. [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф. данные (29,9 Мб) / О.В. Пастушкова. - Воронеж: ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", 2014. – 1 электрон. опт. диск.

8. Глотова, В. В. Основные проблемы философии [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. В. Глотова; ФГБОУ ВПО "Воронежский гос. технический ун-т". - Воронеж: ВГТУ, 2013. - 1 электрон. опт. диск.

Словари, хрестоматия:

1. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 559 с.

2. Философский словарь [Текст]. - М.: Республика, 2002. - 720 с.

3. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М: Инфра-М, 1997. - 576 с.

4. Философский словарь [Текст] / В. Н. Мирошниченко, Л. В. Остапенко, Э. В. Шахова. - М.: Феникс, 2004. - 560 с.

5. Современный философский словарь [Текст]. - СПб.: Академический проект, 2004. - 864 с.

6. Кириленко, Г. Г. Краткий философский словарь [Текст] / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. - М.: Слово, АСТ, 2002. - 480 с.

7. Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. [Текст]. - 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. -512 с.

8. Новейший философский словарь [Текст] / Сост. А. А. Грицанов. - 2-е изд.,перераб. и доп. - Мн.: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. - 1280 с.

9. Хрестоматия / Сост. П.С. Гуревич. - Москва: Гардарики, 2002. - 543 с.

 

Интернет- ресурсы:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. [Электронный ресурс]: Режим доступа: World Wide Web. URL: http://iph.ras.ru/enc.htm Институт Философии Российской Академии Наук

2. Цифровая библиотека по философии // http:filosof.historic.ru

3. Библиотека Гумер – философия http://www.gumer.info /bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

4. Научная электронная библиотека Elibrary.ru //http://elibrary. ru/query_results.asp?

5. Федеральный Интернет – экзамен в сфере професси-онального образования //http://www.fepo.ru/

6. http://philosophy.ru

7. http://lib.ru/FILOSOF/

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………1
ТЕМА 7. Русская философия: основные направления и особенности развития………………… 2
ТЕМА 8.Современная западная философия …………5
ТЕМА 9.Учение о бытии (онтология)………………10
ТЕМА 10.Философские проблемы сознания………..13
ТЕМА 11. Познание (гносеология)………………….16
ТЕМА 12. Природа человека и смысл его существования …………………………………………20
ТЕМА 13. Учение об обществе ………………………23
Глоссарий ко 2 части ………………………………….31
Вопросы к зачету ……………………………………...41

 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе и выполнению контрольных работ по философии для студентов всех направлений подготовки и специальностей заочной формы обучения

 

Часть 2

 

Составитель: Глотова Валентина Васильевна

 

В авторской редакции

 

Компьютерный набор В.В. Глотовой

 

 

Подписано к изданию 13.12.2016

Уч.-изд. л. 3,0.

 

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.