Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Видыиправилаэмпирическихисследований вклиническойпсихологии





Исследования в клинической психологии могут проводиться в виде исследования отдельных случаев или же выборок испытуемых из групп, представляющих интерес для выявления определенных закономерностей. Чаще всего исследования проводятся на трех типах выборок: 1) выборки из общей популяции (так назы­ваемые популяционные исследования); 2) группы риска (напри­мер, дети психически больных родителей, родителей с высоким уровнем тревожности, дети, проживающие в детском доме, и т.д.); 3) клинические группы (группы больных, страдающих различны­ми психическими расстройствами).

При исследовании клинических групп и групп риска для срав­нения, как правило, берутся так называемые контрольные груп­пы — группы здоровых испытуемых, которые не отличаются от исследуемых по основным демографическим параметрам. Срав­нение этих групп по различным психологическим параметрам позволяет описать специфические отклонения в исследуемой клинической группе. Методы математического анализа (кор­реляционный, кластерный^регрессионный анализ и др.) позволя­ют установить некоторые типы связи между факторами, выдвинуть гипотезы о причинно-следственных отношениях между ними, об их влиянии на возникновение и течение заболевания и т.д.

В процессе постоянного развития и совершенствования на­ходятся исследовательские правила клинической психологии — процедуры и способы получения научных данных (см. т. 1, под-разд. 3.6; 4.6; 5.6; 6.1.6; 6.2.6; 7.1.6; 7.2.4). В современной психоло­гии доминируют методы, направленные на максимальную объ­ективацию. Главным критерием надежности полученных научных данных является их воспроизводимость другими исследовате­лями.


От анализа отдельных случаев (casestudy), которые способ­ствуют выдвижению новых гипотез относительно роли различных факторов, ученые переходят к контролируемым исследованиям больших выборок. Исследуемые факторы выделяются в качестве контролируемых переменных, с помощью математических мето­дов изучается их структура, а также связь с соответствующими симптомами и расстройствами. Разрабатываются методы, на­правленные на выявление этих переменных и их количественную оценку.

Методы математической статистики являются неотъемлемой частью большинства современных эмпирических исследований. Однако нельзя недооценивать роль феноменологических иссле­дований, наблюдения и описания, анализа отдельных случаев, истории жизни, материалов психотерапевтических сессий, ио время которых устанавливается доверительный личностный контакт с пациентами. Как мы уже отмечали при описании каче­ственных методов анализа в главе, посвященной психодинамиче­ской традиции (т. 1, подразд. 3.6), есть знание, которое можно получить только в условиях глубокого контакта, оно не поддается полному воспроизведению при исследованиях выборок, так как и них совершенно иной тип взаимодействия.

Глубокое знание феноменологии и практическая работа с пациентами служат базой для выдвижения наиболее продук­тивных и новых научных гипотез относительно психологиче­ских механизмов тех или иных расстройств. Многочисленные змпирические исследования нередко проистекают из продуктив­ной гипотезы, возникшей в процессе психотерапии пациентов с теми или иными проблемами. Вместе с тем зрелость гипотезы и теории в современной клинической психологии во многом оце­нивается на основе ее проверки (верификации) с помощью ко­личественных методов математической статистики на больших выборках. В этом заключается одно из противоречий современной методологии исследований, выход из которого состоит, видимо, в признании взаимодополняемости качественных и количе­ственных методов.

В современной клинической психологии предъявляются высо­кие требования к надежности и валидное™ методов исследования. В каждом научном исследовании существует этап отбора или раз­работки методов, которые бы надежно выявляли и измеряли тре­буемые переменные, а не что-то другое. Надежность харак­теристика методики, отражающая точность измерений и устойчи­вость к действию посторонних факторов. Вопросы валидно-сти касаются того, какие и насколько обоснованные выводы могут быть сделаны на основе применения данных методик. Су­ществуют специальные процедуры проверки методик на валид-ность и надежность, описанные в литературе по психодиагности-


ке. Для применения методики в психодиагностических целях не­обходим целый ряд процедур ее стандартизации: проверка ме­тодики на надежность и валидность, апробация на большом ко­личестве представителей данной популяции (выборка должна быть репрезентативной) и на определенных клинических группах. Это позволяет выделить определенный диапазон значений показателей, который считается нормативным. Отклонения от него с большой вероятностью свидетельствуют о нарушениях, соотносимых с определенными психологическими проблемами, риском психиче­ских расстройств или психическими расстройствами.

Приведем некоторые иллюстрации развития эмпирических исследований. Роль теплых доверительных отношений с людьми для психического и физического здоровья отмечалась многими психиатрами и психотерапевтами. Однако объективация иссле­дований социальной поддержки стала возможной только после разработки инструментов, направленных на ее количественную оценку. Были выделены и обоснованы с помощью факторного анализа разные аспекты социальной поддержки. Вначале эти ис­следования носили популяционный характер. После того как была выявлена достоверная связь уровня социальной поддержки с психическим и физическим здоровьем, начались исследования влияния социальной поддержки на течение психических рас­стройств (клинические группы). Динамические срезовые иссле­дования психического состояния пациента и выраженности того или иного фактора позволяют отследить связь между течением расстройства и действием того или иного фактора. Так, например, была установлена статистически достоверная корреляция соци­альной поддержки с характером течения депрессии у женщин (см. гл. 4).

Однако корреляционные исследования не дают ответа на во­прос о роли данного фактора в этиологии расстройства. Для от­носительно надежных выводов о наличии причинных связей между каким-то фактором и психическим расстройством прово­дятся лонгитюдные (или так называемые проспективные) ис­следования больших кокррт испытуемых, не страдающих психи­ческими расстройствами. Эти когорты отслеживаются на протя­жении ряда лет с периодическими замерами исследуемого фак­тора риска и буферного фактора (например, уровня социальной поддержки). Затем сравнивается группа заболевших в ходе на­блюдения и группа здоровых. Если исследуемый фактор значимо более выражен в группе больных, то это позволяет сделать от­носительно надежный вывод о его вкладе в этиологию данного расстройства. Так, получены весомые доказательства того, что у людей с низким уровнем социальной поддержки выше риск пси­хических расстройств и соматических болезней (BrughaТ. — 1995).


Поскольку лонгитюдные исследования очень трудоемки и до­роги, ученые нередко пользуются ретроспективными данными, например, самооценочными опросниками, касающимися уровня социальной поддержки до заболевания и т.д. Эти данные могут выть получены и более объективно — например, с привлечением жспертов, владеющих ими. Соответственно, такие исследования получили название ретроспективных самооценочных к ретро­спективных экспертных. Их данные, однако, считаются менее падежными, чем результаты проспективных исследований.

* * *

Итак, развитиеклиническойпсихологиипривелоксоединению различныхисследовательскихправилипроцедур, изначальнопроти­вопоставлявшихсядругдругу. Так, качественныеметодыисследова­ния, анализслучаевпризнаютсястольжеважными, какиколичествен­ныеметодыисследования, т.е. рассматриваютсякаквзаимодопол­няющие. Правиланадежности, валидностиирепрезентативности представляютсобой«трикита», накоторых«стоят»эмпирические исследования. Дляихреализациивсовременнойклиническойпсихо­логииразработаныизощренныеитрудоемкиеисследовательские процедуры.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.