Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тест «ПОЧЕМУ МЫ ЧАСТО СЛЫШИМ СЛОВО ЭКОЛОГИЯ?»





Что такое экология?

а) наука о животных

б) наука о растениях

в) наука о бережном отношении к окружающему миру

г) наука о космосе

 

Когда отмечают День Земли?

а) 22 апреля

б) 2 декабря

в) 1 января

г) 7 марта

 

Как называют защитников природы?

а) красные

б) белые

в) зеленые

г) синие

 

Какие ученые занимаются защитой окружающего мира?

а) филологи

б) уфологи

в) экологи

г) зоологи

 

Как ты можешь помочь в охране воздуха?

а) меньше дышать

б) не ездить в автобусе

в) высаживать деревья

г) ходить по улице в кислородной маске

 

Как ты можешь помочь в охране водоемов?

а) не купаться

б) меньше поливать растения

в) не бросать мусор в водоемы

г) меньше умываться

 

Что ты не должен делать в лесу?

а) собирать грибы

б) гулять

в) оставлять мусор

г) наблюдать за птицами

 

Какие растения и животные описываются в Красной книге?

а) находящиеся под угрозой исчезновения

б) ископаемые

в) редкие

г) восстановленные

Класс

Опросный лист «Природа благодарит и сердится»

 

Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо: ____________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________.

Напиши, за что природа могла бы рассердиться на тебя: ____________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка метапредметных результатов

Виды УУД 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Познавательные Проба на определе-ние количества слов в предложении (С.Н. Карповой) Постро-ение числового эквивален-та или взаимоод-нозначно- го соответст-вия (методика Ж.Пиаже, А.Шеми-ньска)   Методика «Репка» Диагностика универсально-го действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, модифициро-ванный вариант методики)
Регулятивные   Выкладыва-ние узора из кубиков   Методика «Кодирование»(11-ый субтест теста Д.Векслера в версии А.Ю. Паиасюка)   Проба внимания (С.Л. Гальперин) Методика сформирован-ности действия оценки (методика Г.В.Репкина, Е.В.Заики)
Коммуникативные     «Левая и правая стороны» (методика Ж.Пиаже)   «Рукавич-ки» (методика Г.А. Цукермана) «Кто прав» (методика Г.А. Цукермана) «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Класс

Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

 

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.

Возраст: 10-11 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, я), другому — карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.
Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

- способа взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровен ь: узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

2.Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3.Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (Нарисованную дорогу)с образцом.

 

 

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников
в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 10,5—11 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кою можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я хороший ученик»?

Критерии оценивания:

адекватность выделения качеств хорошего ученика
(успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

 

Подведение итогов реализации программы

Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности.

 

Формы подведения итогов

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Игра «Тайны вокруг нас». Акция «Птичья столовая» Проект«Выращивание лука в комнатных условиях». Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?». Праздник«День птиц». Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Праздник «Наш окружающий мир».   Праздник «Дары осени». Экологическая игра «Хочу все знать!». Проект«Солнце, воздух, вода и…растение». Выпуск буклета «Птицы – наши друзья». Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края». Конкурсэкологических сказок Ярмарка народного мастерства Выставка «Поделки из бытовых отходов». Устный журнал «Что бы ты мог сделать для своего двора». Акция«Наш чистый школьный двор» Ролевая игра «Давай поиграем в волшебников». Экологическая игра «Водоемы просят о помощи», «Жалобная книга природы» (растения). «Жалобная книга природы» (животные). Инсценирование экологических сказок. Конкурстворческих работ «Где мы теряем воду?». Эксперимент«Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее природности для водоснабжения населения». Круглый стол «Как сохранить воздух чистым». Создание кроссвордов «Растения моего края». Заседание клуба «Что будет, если исчезнут насекомые.». Проект«Знакомые незнакомцы». Выращивание цветочных растений и озеленение пришкольного участка. Изготовление кукол-оберегов. Создание буклетов об истории родного края. Выезд на природу с маршрутным наблюдением «Памятники природы Новокузнецка и его окрестностей» Составление «красной книги» исчезающих птиц Кемеровской области. Выпуск «Жалобной книги природы». Создание краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края». Проект «Заповедные зоны Кузбасса». Конкурс кормушек. Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория».  

 

 

В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания.

Тематический план программы

Класс

№ п/п Темы Кол-во часов
теория практика
  Введение в экологию.    
  Молчаливые соседи.    
  Пернатые друзья.    
  О чем шепчут деревья.    
  Загадки животного мира.    
  Секреты неживой природы.    
  Оранжерея на окне.    
  Человек – часть живой природы.    
  Охрана природы.    
  Досуговые мероприятия    
Итого:    

 

Класс

№ п/п Темы Кол-во часов
теория практика
  Общение с природой. Сезонные явления природы.    
  Солнце, воздух, вода…и растения.    
  Птицы нашего края.    
  Богатство родной природы в творчестве народа.    
  Что мы знаем о своем городе.    
  Откуда берется и куда девается мусор?    
  Досуговые мероприятия    
Итого:    

Класс

№ п/п Темы Кол-во часов
теория практика
  Вводный урок «Почему мы часто слышим слово «экология».    
  Вода – источник жизни.    
  Воздух и его охрана.    
  Удивительный мир растений.    
  Загадочный мир животных.    
  Уголок хорошего настроения.    
Итого:    

 

Класс

№ п/п Темы Кол-во часов
теория практика
  Мир глазами эколога.    
  Мы любим свой город.    
  История нашего края.    
  Птицам наша забота.    
  Охрана растений Кемеровской области.    
  Животные, которым грозит исчезновение.    
  Заповедники и заказники родного края.    
  Чем занимаются люди земли Кузнецкой.    
10. Передаём свои знания    
Итого    

 

 

Содержание программы

Класс

 

№ п/п Тема занятий Содержание
Теория Практика
  Введение в экологию Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Экскурсия в природу.
  Молчаливые соседи Наблюдения за домашними питомцами. Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Экскурсия в живой уголок гимназии. Фотовыставка «Наши любимцы».
  Пернатые друзья Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».
  О чем шепчут деревья Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города).
  Загадки животного мира Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Кузбасса и их приспособленность к зимнему периоду. Экскурсия в краеведческий музей. Заочное путешествие «Загадки животного мира».
  Секреты неживой природы Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе. Игра «Тайны вокруг нас».
  Оранжерея на окне Наблюдение за комнатными растениями. Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
  Человек - часть живой природы Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.
  Охрана природы Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. Экскурсия в оранжерею Дворца творчества имени Н. К. Крупской. Посещение живого уголка дворца.
  Досуговые мероприятия   Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник «День птиц». Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Гостиная «В гостях у золотой рыбки». Игра «Азбука экологии». Игра «Приключения в лесу». Праздник «Наш окружающий мир».

 

Класс

 

№ п/п Раздел программы Содержание
Теория Практика
  Общение с природой Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы. Беседа «Прогулки в Природоград». Правила поведения в природе. Экскурсия в природу. Экологическая игра «Загадки природы». Праздник «Дары осени». Тематическая линейка «День Земли»
  Солнце, воздух, вода…и растение Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!» Экологическая игра «Хочу все знать!» Конкурс экологических сказок «Украденное солнце». Акция «Зеленая красавица»
  Птицы нашего края Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии. Посещение краеведческого музея. Тематическая линейка «День птиц». Выпуск буклета «Птицы – наши друзья» Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края». Экологическая игра «Приключения в лесу».
  Богатство родной природы в творчестве русского народа Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе). Экскурсия в краеведческий музей. Выставка рисунков о природе. Ярмарка народного мастерства. Конкурс экологических сказок.
  Что мы знаем о родном городе Экологическая ситуация в городе. Фотоконкурс «Город глазами детей». Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»
  Откуда берется и куда девается мусор? Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.   Выставка поделок из бытовых отходов. Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?» Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Акция «Наш чистый школьный двор».
  Досуговые мероприятия   Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!» Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»

 

 

Класс

 

№ п/п Тема занятий Содержание
Теория Практика
  Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология» Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.  
  Вода - источник жизни Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Кемеровской области. Экологическая игра «Водоемы просят о помощи». Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?» Тематическая линейка «День воды». Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея». Инсценирование экологической сказки «Репка».
  Воздух и его охрана Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Кемеровской области, стране. Круглый стол «Как сохранить воздух чистым». Викторина «Что мы знаем о воздухе». Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».
  Удивительный мир растений Знакомство с растениями лекарями, хищниками. Выращивание и уход за комнатными растениями. Создание кроссвордов «Растения моего края». Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы: «Кто внимательный?», «Угадай по описанию». Экологическая игра «Лесная аптека».
  Загадочный мир животных Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края». Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?» Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные). Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки». Проект «Знакомые незнакомцы»
  Уголок хорошего настроения   Выращивание рассады цветов. Озеленение пришкольного участка.

 

Класс

№ п/п Тема занятий Содержание
Теория Практика
  Мир глазами эколога Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа. Природоохранительная акция «Мой экодом». Экологическая игра «Не проходите мимо!»  
  Мы любим свой город Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем города.   Классный час «Охрана природы – твоя обязанность». Природоохранная акция «Чистый микрорайон». Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Новокузнецка и его окрестностей».
  Птицам - наша забота Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Природоохранная акция «Пернатые друзья». Составление «Красной книги» исчезающих птиц Кемеровской области. Конкурс кормушек
  Охрана растений нашей местности Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения. Устный журнал «Зеленая книга». Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!» «Красная книга растений Кузбасса»
  Животные, которым угрожает исчезновение Разнообразие животных Кемеровской области. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. «Красная книга» животных Кемеровской области
  История нашего края Знакомство с историей Кузнецкой земли от древних времен до 16 века. Наш край в 17 – 21 веках. Экскурсии:»Томская писаница», «Телеутская землица». Изготовление кукол-оберегов. Создание буклета «История моего края».
  Заповедники и заказники родного края Знакомство с растительностью липовой рощи Кузбасса, горной тундры и альпийских лугов, находящихся под охраной. Игра – путешествие «Заповедники и заказники Кемеровской области». Экскурсия «Заповедный край Томуса». Проект «Заповедные зоны родного края». Выпуск «Жалобной книги природы».
  Чем занимаются люди земли Кузнецкой   Экскурсия «Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов». Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».
  Передаем свои знания   Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» КВН «Эта хрупкая планета».

Список литературы

Список литературы для учителя

Основная литература

1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.

3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

Дополнительная литература

1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.

2. Кропочева,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.

3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.

5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.

7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.

Список литературы для обучающихся

Основная литература

1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.

2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.

Дополнительная литература

1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.

2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.

3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Класс







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.