Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Для средних специальных учебных заведений





Шадринск 2012

УДК 373.167

ББК 81.2 Нем. 922

У 29

У 12

 

Учебное пособие по грамматике немецкого языка для средних специальных учебных заведений / И.П.Вениаминова, Л.А.Чайко.–ГАОУ ДПО ИРОСТ, ГБОУ СПО ШМК. – Шадринск, 2012. –107с.

 

 

Авторы-составители:

Вениаминова Ирина Павловна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Шадринский медицинский колледж»

Чайко Лариса Александровна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Шадринский медицинский колледж»

 

Рецензенты:

Марфицына Ольга Александровна – преподаватель кафедры Гуманитарного и эстетического образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий».

Шадрина Наталья Александровна –заведующий методичесим кабинетом ГБОУ СПО «Шадринский медицинский колледж»

 

Учебное пособие по грамматике немецкого языка предназначено для студентов средних специальных учебных заведений, содержит краткие теоретические сведения по основным разделам грамматики немецкого языка и упражнения к ним. Пособие направлено на практическое овладение грамматикой немецкого языка в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта для средних специальных учебных заведений. Пособие может быть рекомендовано для самостоятельной работы студентов.

 

© Вениаминова И.П., 2012

© Чайко Л.А., 2012

© ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2012

© ГБОУ СПО ШМК, 2012

 

 

Содержание

Введение................................................................... 5

Часть I. Синтаксис.

Раздел 1. Простое предложение............................... 6

§ 1 Общие сведения.................................................. 6

§ 2 Порядок слов в простом распространенном предложении 6

§ 3 Неопределенно-личные предложения с местоимением man 10

§ 4 Безличные предложения................................... 13

§5 Утвердительные и отрицательные предложения 16

Раздел 2. Сложное предложение............................ 23

§ 1 Сложносочиненное предложение.................... 23

§ 2 Сложноподчиненное предложение................... 25

§ 3 Виды придаточных предложений 26

Часть II. Морфология

Раздел 1. Глагол..................................................... 31

§ 1 Общие сведения.............................................. 31

§ 2 Настоящее время............................................. 33

§ 3 Präsens неправильных глаголов..................... 39

§ 4 Спряжение глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками43

§ 5 Спряжение в Präsens глаголов с возвратным местоимеием sich 45

§ 6 Präteritum сильных и слабых глаголов..... 48

§ 7 Perfekt сильных и слабых глаголов........... 52

§ 8 Plusquamperfekt............................................. 56

§ 9 FuturumI..................................................... 58

§ 10 Модальныеглаголы.............................. 59

§ 11Страдательныйзалог................................. 64

§ 12 Неопределеннаяформаглагола............. 67

§ 13 Инфинитивныеобороты um+ zu + Infinitiv, statt + zu + Infinitiv,

ohne+ zu + Infinitiv 69

§14 Конструкции haben + zu + Infinitiv, sein + zu + Infinitiv 70

Раздел 2. Имя существительное...................... 71

§ 1 Артикль............................................................... 71

§ 2 Имя существительное................................ 75

§ 3 Образование множественного числа имен существительных 75

§ 4 Типы склонения существительных........... 78

§ 5 Управление предлогов........................................ 81

Раздел 3. Имя прилагательное....................... 83

§ 1 Склонение прилагательных...................... 83

§ 2 Степени сравнения прилагательных...... 86

Раздел 4. Имя числительное............................ 87

§ 1 Количественные числительные........................... 88

§ 2 Порядковые числительные........................ 88

Раздел 5. Наречие.................................................... 91

Раздел 6. Местоимения.................................... 93

§ 1 Личные местоимения.............................. 93

§ 2 Возвратное местоимение sich.................. 94

§ 3 Притяжательные местоимения................ 96

§4 Указательные местоимения.................................. 99

§ 5 Вопросительные местоимения......................... 100

§ 6 Неопределенные местоимения............................ 101

§ 7 Относительные местоимения.............................. 102

§ 8 Местоименные наречия....................................... 103

Список литературы и Интернет-ресурсы................. 105

Введение

Учебное пособие по грамматике немецкого языка разработано в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Немецкий язык» составленной с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089.Данное пособие имеет цель способствовать усвоению студентамиграмматики немецкого языка,что необходимо для развития навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, письма, аудирования. Грамматические сведения, представленные в пособии, помогут студентам в работе над переводом профессионально направленных текстов.

Пособие включает в себя теоретические сведения и упражнения. В теоретической части изложены основные правила грамматики, затем по каждой теме дается ряд упражнений, расположенных по принципу “от простого к сложному”. Большинство упражнений содержат образцы для выполнения. Упражнения, помеченные звездочкой, имеют повышенную трудность, прежде чем их выполнять, следует повторить правило. Если упражнение выполняется устно, то все фразы рекомендуется проговаривать вслух, это поможет прочнее усвоить грамматические структуры. Но многие упражнения полезно делать письменно, это позволяет эффективно исправить допущенные ошибки и усвоить материал.

Учебное пособие можно использовать как в текущей работе на практических занятиях под руководством преподавателя, так и в самостоятельной работе студентов по овладению грамматикой немецкого языка.

Желаем творческих успехов!

 

 

Часть I. Синтаксис. Простое предложение

Общие сведения

 

Для простого предложения в немецком языке характерными являются:

1. Наличие двух главных членов предложения - подлежащего и сказуемого (das Subjekt, das Prädikat):

Ichkomme morgen. Я приду завтра.

Mantanzt. Танцуют.

Esfriert. Морозит.

 

2. В состав сказуемого обязательно входит глагол (сравните с русским языком):

Ich bin Student. Ястудент.

Diese Fachschule ist neu. Это училище новое.

 

3. Сказуемое в предложении всегда занимает определенное место зависимости от типа предложения (повествовательное, вопросительное, повелительное):

Die Studenten lesen eine Zeitung. (повествовательное)

Lesen Sie eine interessante Zeitung? (вопросительное)

Zeige mir die erste Seite! (повелительное)

 

Каждое высказывание имеет определенную цель: сообщить что-либо, задать вопрос, побудить собеседника к какому-либо действию. В зависимости от цели высказывания предложения классифицируют:

Þ повествовательное

Þ вопросительное

Þ повелительное

 

 

§2. Порядок слов в простом распространенном предложении

 

· Повествовательное предложение.

Изменяемая часть сказуемого всегда стоит на втором месте.

Ich gehe heute ins Kino.

Heute gehe ich ins Kino.

 

Подлежащее может стоять либо на первом, либо на третьем месте, сразу после сказуемого. При прямом порядке слов подлежащее стоит на первом месте:

Ich gehe heute ins Kino.

 

При обратном порядке слов подлежащее стоит после сказуемого:

Heute gehe ich ins Kino.

Сказуемое может состоять не только из одного глагола, но и из нескольких. В этом случае изменяемая часть сказуемого стоит на втором месте, а неизменяемая – на последнем:

Ich will heute ins Kino gehen. Я хочу сегодня пойти в кино.

Ich habe gestern ins Kino gegangen. Я вчера ходил в кино.

 

· Вопросительное предложение.

Вопросительные предложения делятся на:

a) вопросительное предложение без вопросительного слова;

b) вопросительное предложение с вопросительным словом

 

В вопросительных предложениях без вопросительного слова изменяемая часть сказуемого стоит на первом месте, затем идет подлежащее, неизменяемая часть сказуемого стоит на последнем месте:

Gehst du heute ins Kino?

Willst du Schi laufen?

 

В вопросительных предложениях с вопросительным словом на первом месте стоит вопросительное слово, затем изменяемая часть сказуемого, затем идет подлежащее, неизменяемая часть сказуемого стоит на последнем месте:

Wohingehstdu heute?

Wannwillstdu ins Kino gehen?

 

Запомните вопросительные слова:


wer? кто?

was? что?

wem? кому?

wen? кого?

wessen? чей?

wo? где?

wohin? куда?

wann? когда?

wie? как?

wieviel? сколько?

welcher? какой?

welches? какое?

mit wem? какая?

и другие.


 

Вопросительные слова, относящиеся к имени существительному, стоят непосредственно перед ним, занимая одно с ним место в предложении:

Wessen Buch ist das?

Welche Sprache studieren Sie?

Der wievielte ist heute?

 

· Повелительное предложение.

В повелительных предложениях, которые обычно выражают приказ, просьбу, указание, предложение, команду или запрещение, употребляется повелительное наклонение (Imperativ), и изменяемая часть сказуемого (спрягаемый глагол) стоит на первом месте:

 

 

Sprecht lauter! Говоритегромче!

Wiederholen Sie bitte den Satz! Повторите, пожалуйста, предложение!

Bleibt stehen! Стойте!Оставайтесь стоять!

Gehen wir heute ins Kino! Пойдемте сегодня в кино!

 

Упражнения:

 

1. Определите порядок слов в предложениях. Найдите подлежащее и сказуемое.

1. Im Garten arbeite ich viel.

2. Am Morgen turnen wir gern.

3. Mein Bruder studiert Geschichte.

4. Meine Schwester besucht uns jede Woche.

5. Bald beginnt der Winter.

6. Der Patient ist krank.

7. Ich studiere an der Fachschule.

8. Jeden Tag besuche ich die Bibliothek.

9. Am Montag haben wir zwei Vorlesungen.

10. Heute ist das Wetter gut.

 

2. Задайте вопрос группе студентов, используя при этом 2 лицо множественного числа.

Образец:

Fragen Sie, ob sie täglich die Fachschule besuchen.

Besucht ihr täglich die Fachschule?

 

Fragen Sie:

1. ob sie am Sonntag ins Kino gehen.

2. ob sie Sport treiben.

3. ob sie das Theater besuchen.

4. ob sie heute zu Besuch gehen.

5. ob sie die Aufgaben zusammen machen.

6. ob sie am Sonntag frei sind.

3. Задайте вопрос своему другу. Используйте при этом 2 л. ед.ч.

Fragen Sie:

¨ wie er heibt;

¨ wo er wohnt;

¨ um wieviel Uhr er aufsteht;

¨ womit er in die Fachschule fährt;

¨ welche Bücher er gern liest;

¨ wohin er am Sonnabend geht;

¨ wann er die Bibliothek besucht;

¨ ob er Medizin gern hat;

¨ wie seine Lieblingslehrer heiben.

 

4. Прочтите предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое. Определите их место в предложении.

 

Das Wetter ist heute schön. Die Sonne scheint hell. Es ist aber windig. Ich gehe in die Fachschule. Heute haben wir interessante Fächer. Am Abend will ich ins Kino gehen. Meine Freundin geht mit mir nicht. Sie soll die Hausaufgaben machen. Morgen soll sie auch einen Bericht machen. Sie geht heute nach der Fachschule in die Bibliothek. Meine Freundin ist sehr verantwortungsvoll.

 

5. Прочтите еще раз упражнение 2. Измените, если это возможно, порядок слов в предложении.

 

6. Задайте вопрос к каждому предложению из упражнения 2.

 

7. Продолжите предложения:


Das Wetter...

Am Abend...

Meine Freundin soll morgen...

Meine Freundin geht heute...

Die Sonne...

Es ist...


 

8. Составьте предложения из данных ниже слов:

1. Heute; ich; ins Konzert; gehe.

2. Morgen; die Studenten; 2 Vorlesungen; haben.

3. Die Studenten; ins Kabinett Nummer 1; gehen.

4. Am Dienstag; eine Versammlung; in der Fachschule; findet... statt.

5. Im Winter; wir; gehen; oft; auf die Eisbahn.

6. Heute; der Unterricht; beginnt; um 2 Uhr.

7. Mein Bruder; Medizin; jetzt; studiert.

8. Gestern; ich; war; krank.

9. Mein Freund; eine große Familie; hat.

10. Seine Frau; als Arzt; im Krankenhaus; arbeitet.

11. Ich; meinen Freund; besuchen; will; im Sommer.

12. Meine Schwester; bald; will; nach Moskau; fahren.

 

9. Прочтите предложения без вопросительного слова. Дайте ответ на вопрос. Составьте вопросительное предложение с вопросительным словом, данным в скобках. Ответьтенанего.

1. Gehen Sie heute ins Kino? (mit wem?)

2. Studieren Sie an der Fachschule? (seit wann?)

3. Arbeiten Sie im Garten? (wie?)

4. Studieren Sie? (wo?)

5. Gehen Sie in die Bibliothek? (wann?)

6. Wohnen Sie in Moskau? (wo?)

7. Beginnt die Vorlesung um 8 Uhr? (wann?)

8. Machen Sie am Morgen Gymnastik? (was?)

9. Interessierst du dich für Fremdsprachen? (wofür?)

10. Lesen Sie die Zeitungen? (wie?)

 

10. Составьте вопросы без вопросительного слова и с вопросительным словом к следующим предложениям:

1. Ich lebe in Schadrinsk.

2. Wir wohnen im Studentenheim.

3. Er studiert Medizin.

4. Sie besucht uns montags.

5. Wir machen viele Übungen schriftlich.

6. Ich berichtige die Feheler meiner Freundin.

 

11. Работа в малых группах. “А” читает предложение, “В” задает вопрос, “С” отвечает на вопрос.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.