Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Цивилизация Древней Руси





Глава 1. Цивилизация Древней Руси

· Древнейшие поселения на территории нашей страны.

Предшественники древних славян.

· Восточные славяне на пороге цивилизации

За свою более чем тысячелетнюю историю государство Рос­сийское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы. Возникшая на стыке Европы и Азии, впитавшая в себя черты и Запада, и Восто­ка, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую ци­вилизацию. Для того чтобы оценить место России в мировом раз­витии, необходимо проследить тот исторический путь, который она прошла от зарождения до настоящего времени.

История крупнейшего в Европе Российского государства раз­вивалась, с одной стороны, подобно истории других народов и государств, а, с другой, — имеет ряд особенностей. Нашими предками были древние славяне. До сих пор ученые не имеют единого мнения о прародине славян, откуда они пришли на про­сторы Восточно-Европейской равнины — территорию будущего Российского государства, когда это произошло, когда образова­лись древние славянские города, а также каким было хозяйство древних славян.

Различные гипотезы ученых сложились и продолжают уточ­няться на основе разнообразных археологических и лингвистиче­ских источников, а также письменных памятников.

По истории России написано много научных работ зарубеж­ными и русскими историками. Среди наших соотечественников исключительное место занимают выдающиеся ученые-историки Н.М. Карамзин (1766—1826), С.М. Соловьев (1820—1879), В.О. Ключевский (1841—1911), С.Ф. Платонов (1860—1933) и др. В советский период истории России посвятили свои труды такие известные ученые, как Б.Д. Греков (1882—1953), Б.А. Рыбаков (р. 1908), Л.Н. Гумилев (1912—1993) и другие.

Древнейшие поселения на территории нашей страны

(от возникновения до VI в. н. э.)

 

На территории нашего Отечества первобытный человек появился в период ранне­го палеолита — древнекаменного века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение шло с юга, о чем сви­детельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500—300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100—35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравни­тельно малочисленны и располагались на значительном расстоя­нии друг от друга.

В период позднего палеолита (35—10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разум­ный (homosapiens), первобытное стадо заменяется болев высокой формой организации общества — родовой общиной.

Уникальным памятником эпохи позднего палеолита является Сунгирьская (близ Владимира) культура. Археологические наход­ки рассказывают о внешнем облике, одежде, материальной куль­туре и ритуальных обрядах того времени.

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболов­ством (присваивающее хозяйство), а позже — земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плуж­ным — в плуг запрягались лошади или волы.

В эпоху бронзового века (III—II тыс. лет до н.э.) началась спе­циализация производящего хозяйства. На Севере в качестве ос­новного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

 

С появлением железного топора (1 тыс. лет до н.э.) стало воз­можным расчищать участки леса под пашню, земледелие продви­галось все дальше на Север.

Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйст­венной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.

Появление металлов, в особенности применение железа, спо­собствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от зем­леделия. Это привело к производству излишков продукции, кото­рые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации.

 

Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IXвв.)

Природные условия

На складывание и развитие государства и его населения оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких, как географическое по­ложение, климатические и природные условия.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограни­ченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Кас­пийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. К морям направляются многочисленные реки с их прито­ками, которые в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими хвойными и лиственными лесами, многочисленными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглини­стые и супесчаные. Далее к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно совпадает с полосой наиболее глубокого и мощ­ного чернозема. Еще далее располагается степная полоса — безлесая, но плодородная и удобная для земледелия. А на юго-востоке равнины, на северном побережье Каспийского моря на­ходится пустыня — непригодные для обработки песчаники и со­лончаки.

Климат в средней полосе Восточно-Европейский равнины кон­тинентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету с непродолжительной активностью растительного покрова прихо­дит долгая холодная и снежная зима.

Все эти природные условия оказывали разностороннее влия­ние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и прожи­вали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была свя­зана с лесом. Его использовали как строительный материал, топ­ливо, для изготовления домашней утвари и т.п. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество1 — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия врагов.

Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения — вна­чале небольшие деревушки, а затем большие села и города.

Речные пути со временем приобрели международное значе­ние, они соединяли уже не только отдельные племена, но и раз­личные народы и страны.

Наиболее важным был известный с VI в. великий водный тор­говый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи на­зывается путем "из варяг в греки". Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к вер­ховьям Днепра, и уже по Днепру к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них — с Византией.

Другой международный речной путь — "из варяг в персы" шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом и далее — со Средней Азией и арабским миром: по-своему значению он не уступал пути "из варяг в греки".

Расселение восточных славян

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытно­общинного строя. В "Повести временных лет" говорится о пле­менных княжениях, которые историки называют племенными сою­зами. Такой союз включал 100—200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В лето­писи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поля­не, в бассейне реки Принять — древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) — радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра — уличи, между реками Днестр и Прут— тиверцы. В предгорьях Карпат жили "белые" хорваты, а по Западному Бугу — дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра — кривичи, в среднем течении Западной Двины при впа­дении в нее реки Полоть — полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов — ильменские славяне, а в бассейне Оки — самые восточные из славянских племен — вятичи.

Каждое племя управлялось своим вождем — старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени — вече.

Данные летописи о расселении восточных славян через много ве­ков были подтверждены археологическими находками женских укра­шений — височных колец, типичных для каждого племенного союза.

Важный фактор в формировании народа и государства пред­ставляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культу­рой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славян­ские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельно­сти или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтий­ские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо-востоке — многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге — хазары, на востоке - волжские болгары, а на юге в Причерноморье — печенеги и дру­гие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей обще­ственной и хозяйственной жизни.

Хозяйственная деятельность

Судя по сохранившимся литературным памятникам и археологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Вос­точно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной поло­сы господствовала пашенная система земледелия — перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали уча­сток леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также ис­пользовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес: из огородных культур — репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводством: разводили лоша­дей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже — деревянный плуг с железным наконечником — лемехом.

В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне — лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: произво­дились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необ­ходимые для удовлетворения насущных потребностей.

Общественный строй

Расселившись по Восточно-Европейской равни не, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: "Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим".

Русский историк В.О. Ключевский писал: "Родовой союз дер­жался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздель­ности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры".

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распа­даться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже тре­бовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяй­ства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины — сосед­ской, территориальной, которая называлась "мир" — на юге, и "вервь"1 — на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водо­емы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли — наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собст­венность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собст­венность отдельных семей.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и приба­вочного продукта. Происходило накопление прибавочного продук­та, а на его основе — развитие обмена между отдельными семья­ми. Это привело к дифференциации общины, росту имуществен­ного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.

Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече1 — народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими со­седями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они со­вершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрез­вычайно возрастала роль военачальника — князя, который зачас­тую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину — группу воинов, преданных только князю. Так, в VIII—IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военно-дружин­ная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объяв­ляли себя собственниками земель племени или племенного сою­за, облагая соплеменников данью (налогом).

Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: за­хваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя ра­ботать на своих землях.

В VI—VIII вв. рабами у восточных славян были в основном за­хваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право2, по которому запрещалось порабощать своих со­племенников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тя­желых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриар­хальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходила резкая диф­ференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства.

Торговля, города

Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже — появлению и развитию торговли, которая шла в основном по мно­гочисленным рекам и их притокам. Особенно активно использова­ли великие водные пути — "из варяг в греки" и по Волге к Кас­пийскому морю — "из варяга персы".

Путем "из варяг в греки" активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда и название самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Доходили они и до греческих причерноморских колоний, и до Византии. Варяги не только мирно торго­вали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям, и на службу в Византию.

Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебря­ные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.

Успехам торговли способствовало распространение по южно­русским степям кочевого тюркского племени хазаров. В отличие от других азиатских народов хазары вскоре стали оседать на зем­ле. Они заняли степи по берегам Волги и Днепра, создали свое государство, центром которого стал город Итиль на Нижней Вол­ге. Хазары подчинили себе восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых брали дань. В то же время славяне использовали протекавшие по территории хазар Дон и Волгу для торговли. В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, пи­сал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину — десятину. По Волге купцы спус­каются к хазарской столице, выходят в Каспийское море, прони­кают на его юго-восточные берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Найденные археологами клады араб­ских монет в районе Днепра свидетельствуют, что эта торговля велась с конца VII—VIII вв.

С развитием торговли связано у славян появление городов. Большинство городов возникало по водному пути Днепр — Вол­хов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена това­рами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорили для гостьбы1. На их месте, сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары.

В "Повести временных лет" уже называются города Киев, Чер­нигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Рос­та, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называли сла­вянскую землю Гардарикой — страной городов.

Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объе­динились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.

Появились первые княжества. Из арабских источников VIII в. мы узнаем, что в то время у восточных славян существовали та­кие княжества: Куявия (Куяба — вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде) и Артания. Появление та­ких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

Обычаи нравы и верования

Быт восточно-славянских племен ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрища — религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по не­весту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному до­говору. На смену этому обряду пришел другой — привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной — пиршеством и воинскими играми.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они покло­нялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца — Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии — Перун, богом ветра — Стрибог, покровителем скота — Белое (Волос). Даждьбог и бо­жество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь — Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога — Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде камен­ных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах — капищах, богам приносились жертвоприно­шения — требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охра­нителем рода, семьи, родначальником жизни — Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще "чур", по церковнославянски — "щур". Сохранившееся и поныне выражение "чур меня" означает "храни меня дед". Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не все­го рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили пешие, в реках — водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные со времена­ми года, с земледельческими работами. В конце декабря колядовали — ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хо­зяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздни­ком были проводы зимы и встреча весны — масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы — про­ходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

Наши далекие предки, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, прошли сложный путь развития. Трудные природно-географические условия и постоянная необходимость отражать набеги на свои земли различных племен и народов, возникновение городов у древних сла­вян задержало на несколько столетий по сравнению с западно­европейскими государствами складывание отдельных княжеств в са­мостоятельное государство. В то же время, вступив на путь разложе­ния родового строя, зарождения земельного и имущественного нера­венства и создания племенных княжеств, развития международной торговли и внешних экономических и культурных связей, восточные славяне в IX в. вплотную приблизились к созданию единого государства — Киевской Руси.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы определяют место России в мировой цивилизации?

2. Расскажите о древнейших поселениях на территории нашей страны.

3. Кто были предшественники древних славян на терри­тории нашего Отечества?

4. Где находилась прародина славян, каково происхож­дение (этногенез) славянских народов?

5. Какие факторы оказывают влияние на складывание и развитие народа?

6. Как происходило расселение восточных славян, кто были их соседями?

7. Расскажите о хозяйственной деятельности и общест­венном строе древних славян.

8. Расскажите о развитии торговли и появлении горо­дов у славян.

 

 

Глава 2

Русь в эпоху Средневековья

• Киевская Русь

• Становление цивилизации в Русских землях

• Формирование и возвышение Московского государства

Киевская Русь

(IX­XII вв.)

Норманнская теория

Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую ин­терпретацию историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать не­мецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль скандинав­ских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта "теория" была поднята на щит фашистами в целях оправда­ния нападения в 1941 г. на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.

Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Это процесс длительный и слож­ный. Для возникновения государственности необходимы соответ­ствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти, имущественное рас­слоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр.

Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Бес­спорны также взаимосвязи между варягами (норманнами — от сканд. "человек севера") и Русью. Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою — и гражданскую власть. Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические, насильственные истоки. Однако довольно спорным, на наш взгляд, является "аргумент" норманнистов о том, что варяжский конунг Рюрик был приглашен с братьями Синеусом и Трувором, о факте существования которых история больше ничего не сообщает. Между тем, фраза "Рюрик пришел с родственниками и дружиной" на древнешведском языке звучит так: "Рюрик пришел с сине хус (свой род) и тру вор" (верная дру­жина).

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, до­казывающих абсолютную самобытность славянской государствен­ности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регуляр­ных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этни­ческое объединение северорусских и южнорусских племен — (все это) характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одно­временно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги (варяги), как и в Запад­ной Европе, стимулировали этот процесс.

Вместе с тем, норманнистские высказывания трудно имено­вать теорией. В них фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они свидетельствуют о том, что варя­ги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государ­ство уже сложилось. Признать варягов создателями государст­венности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси был только русский, а не шведский язык. И договоры Х в. с Византией посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках — русском и греческом, без следов швед­ской терминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь — страна несметных богатств.

Общественный строй

Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством, поначалу, во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вас­салам автономии. Так, бояре — высший слой общества — явля­лись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных.

Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники — ме­стная знать, представители городов, иногда духовенство. На Со­вете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ря­да судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизи­ровала права и автономию вассалов и обладала правом "вето". Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворо­вую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разре­шении важнейших тактических вопросов князь обычно советовал­ся с дружиной в целом. С участием князей, знатных бояр и пред­ставителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех кня­жеств. формировался аппарат управления, ведавший судопроиз­водством, сбором пошлин и тарифов.

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община — замкнутая социальная система, признанная организовать все виды деятельности человека — трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллектив­ным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь об­щина организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений) — своего рода, вечевого идеала, фактически государственное устройство держа­лось на договоре между князем и народным собранием (вече). Состав вече-демократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением или возражением принимало важнейшие решения по вопросам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию и пр.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследст­вие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочев­ников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах суще­ствовали тысяцкие — предводители военного городского ополче­ния. Именно многочисленное народное ополчение зачастую реша­ло исход сражений. И подчинялось оно не князю, а вече. Но как практический демократический институт оно уже в XI в. стало по­степенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общест­венно-политической жизни русской земли.

Хозяйственная жизнь

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Византийские источники характеризуют славян как людей рослых, светлых, живущих осед­ло, так как они "строят дома, носят щиты и сражаются пеши".

Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости при­дал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильны­ми людьми — происходит процесс обояривания земли.

К Х—XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение, формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи, дарения), но и переда­ваемая по наследству. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземель­но зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользо­вание землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Одна­ко значительное число жителей по-прежнему составляли незави­симые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Ключом к пониманию социально-экономического строя древ­нерусского государства может во многом служить полюдье — сбор дани со всего свободного населения ("людей"), хронологически охватывающее конец VIII — первую половину Х в„ а ло­кально и до XII в. Это была фактически наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления верховного пра­ва на землю, установления понятия подданства.

Собранное в колоссальных размерах богатство (продовольствие, мед, воск, меха и пр.) не только удовлетворяло потребности князя и его дружины, но и составляло довольно высокую долю; древнерусского экспорта. К собранной продукции добавлялись рабы, челядь из пленных или попавших в тяжелую кабалу людей,.ходившие спрос на международных рынках. Грандиозные, хорошо охраняемые военно-торговые экспедиции, приходящиеся на летние время, доставляли экспортную часть полюдья по Черному морю в Болгарию, Византию, на Каспий; русские сухопутные ка­раваны достигали Багдада по пути в Индию.

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в "Русской Правде" — подлинном своде древ­нерусского феодального права. Поражая высоким уровнем зако­нотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм "Закона Русского", "Древнейшей Правды" или "Правды Яросла­ва", Дополнения к "Правде Ярослава" (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.), "Правды Ярославичей" ("Правда Рус­ской Земли", утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого), Уста­ва Владимира Мономаха, включавшего "Устав о резах" (процентах), "Устав о закупах" и др.; "Пространной Правды".

Основной тенденцией эволюции "Русской Правды" стало по­степенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступле­ния против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права, охватывавшего каждого жителя государства от княжеских дружинников и слуг, феодалов, свободных сельских общинников и горожан до холопов, челяди и не обладавших соб­ственностью и находившихся в полном владении своего господи­на, фактических рабов. Степень несвободы определялась эконо­мическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы — земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть вре­мени на вотчинных землях.

В "Правде Ярославичей" нашло отражение устройство вотчи­ны как формы земельной собственности и организации производ­ства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной ог­нищанин — княжеский дворецкий. Княжеский подъездной зани­мался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, имелись ремесленники и ремес­ленницы.

Киевская Русь славилась своими городами. Неслучайно ино­странцы называли ее Гардарикой — страной городов. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посада­ми, становились средоточием ремесленного производства и тор­говли. Еще до образования Киевской Руси города Киев, Новго­род, Белоозеро, Изборск, Смоленск, Любеч, Переяславль, Черни­гов и др. сложились на важнейшем водном торговом пути "из ва­ряг в греки". В Х—XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Му­ром и др.

В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, ору­жейное, ювелирное и др.). Продукция ремесленников расходилась порою на десятки и сотни километров вокруг города и за рубеж.

Города приняли на себя также функции торговли и обмена. В крупнейших из них (Киеве, Новгороде) велась широкая и регу­лярная торговля на богатых и обширных базарах, постоянно про­живали как иногородние, так и иноземные купцы. Особое значе­ние в хозяйственной жизни Киевской Руси приобрели внешние экономические связи. Русских купцов "рузариев" хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и при







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.