Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прародина славян и их этногенез





Есть несколько версий прародины славян и их этногенеза3, которые предлагались и предлагаются разными учеными. Но все они за основу берут древнейший русский письменный памятник — летопись "Повесть временных лет”4, авторство которой припи­сывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору (начало XII в.). Нестор выдвигает мифологическую версию происхождения славян: будто бы род их восходит к младшему сыну Ноя—Иафету, который после раздела земель с братьями получил в удел Север­ные и Западные страны. Постепенно в повествовании появляются исторические факты. Нестор поселяет славян в римской провин­ции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Оттуда, теснимые волоками (подразумеваются римляне), славяне вынуждены были переселиться на новые места — на Вислу и Днепр.

"Дунайской" версии прародины славян придерживался рус­ский историк С.М. Соловьев, ссылаясь при этом на древнеримского историка Тацита.

Ученик С.М. Соловьева — историк В.0. Ключевский также признавал "дунайскую" версию прародины славян. Но он внес в нее свои уточнения: прежде, чем восточные славяне с Дуная по­пали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Кар­пат. По Ключевскому, только с VII в. восточные славяне постепен­но расселились на современной Русской равнине.

Часть советских ученых склонялась к дунайскому происхожде­нию славян, но большинство придерживалось той версии, что прародина славян находилась гораздо севернее. При этом они расходились во мнении и об этногенезе славян, и о том, где сла­вяне сформировались в единую этническую общность — в Сред­нем Поднепровье и по Припяти или в междуречье Вислы и Одера.

Археолог и историк академик Б.А. Рыбаков на основании но­вейших археологических данных попытался объединить обе эти версии возможной прародины славян и их этногенеза. По его мнению, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы: с севера на юг шириной около 400 км, а с за­пада на восток протяженностью около 1,5 тыс. км. Западную ее половину с юга ограничивали европейские горы — Судеты, Татры, Карпаты, а на севере земли праславян доходили почти до Балтийского моря. Восточную же половину праславянской земли ограничивала с севера река Принять, а с юга — верховье рек Днестра и Южного Буга и бассейн реки Роси, впадающей в Днепр.

Б.А. Рыбаков считает, что славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, в которое входят такие народы, как германские, иранские, кельтские, индийские, греческие и др. Центром первоначального индоевропейского массива 4—5 тыс. лет тому назад были северо-восточная часть Балканского полу­острова и Малая Азия. На рубеже III и II тыс. до н.э. в северной части Европы (от Рейна до Днепра) развилось пастушеское хо­зяйство, и в поисках пастбищ пастушеские племена во К тыс. расселились широко по Восточной Европе. Осевшие родственные индоевропейские племена постепенно образовали большие этни­ческие массивы. Одним из таких массивов и стали прославяне, заселившие территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты реки Принять на севере.

Сведения о славянах (именовавшихся сколотами) появляются уже в V в. до н.э. у древнегреческого историка Геродота. Другие античные авторы — Полибий (III—II вв. до н.э.), Тит Ливии (1 в. до н. э.—1 в. н. э.), Страбон (1 в. н.э.), Тацит (ок. 58 — ок. 117) при­водят сведения о славянах под названием венедов (венетов), ко­торые жили среди скифских и сарматских племен где-то на Висле. Более подробные сведения о славянах появляются у визан­тийского историка Прокопия Кессарийского (ок. 500 — после 565) и готского историка Иордана (Иорданеса) (VI в).

Прокопий Кессарийский высоко оценивает славян, особенно их умение сражаться в гористых, труднодоступных местах. Об их политическом устройстве он пишет: "Эти племена славян и антов не управляются одним человеком, но издревле живут народовла­стием и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща".

Иордан впервые описывает славян под собственными племен­ными именами венедов, антов и склавенов, как происходящих "от одного корня". По его сведениям, венеды — предки западных славян, обитали на северо-западе до Вислы и на юго-востоке до Днестра. Предки восточных славян — анты, "самые могуществен­ные среди славян", по словам Иордана, — жили на юге по побе­режью Черного моря, в низовьях Днепра и Дуная. Вообще славяне (склавены) жили на севере, в Приладожье и Приозерье.

К тому времени, когда славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались огромные государства, шли активные миграционные процессы. В IV в. распалась огромная Римская империя. В Европе с центром в Риме образовалось За­падное Римское государство. На территории Балкан и Малой Азии возникло новое мощное государство — Восточное, с цен­тром в Константинополе, позже получившее название Византий­ской империи (просуществовало до 1453 г.). Оно стало наследни­ком и преемником греческой культуры, наиболее сильным и экономически развитым европейским государством. Оно оказывало большое влияние на своих соседей и торговавшие с ним племена, в том числе и славян.

В Западной Европе в V—VII вв. шло расселение германских племен, которые завоевали территорию Римской империи. Здесь сложились так называемые "варварские" королевства — франк­ское, Вестготское, Лангобардское и др.

В VI в. славяне (под названием словене) включились в миро­вой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI—VIII вв. по трем основным направлениям: на юг—на Балкан­ский полуостров; на запад — в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север — по Восточно-Европейской равнине. В то же время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. К южным славянам отно­сятся нынешние болгары, сербы, хорваты и др., к западным — поляки, чехи, словаки, мужичане, к восточным — русские, укра­инцы и белорусы.

 

Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IXвв.)

Природные условия

На складывание и развитие государства и его населения оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких, как географическое по­ложение, климатические и природные условия.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограни­ченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Кас­пийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. К морям направляются многочисленные реки с их прито­ками, которые в древние времена служили главным средством сообщения людей.

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими хвойными и лиственными лесами, многочисленными озерами и болотами. Почвы в этих местах в основном суглини­стые и супесчаные. Далее к югу идет полоса лесостепи, которая приблизительно совпадает с полосой наиболее глубокого и мощ­ного чернозема. Еще далее располагается степная полоса — безлесая, но плодородная и удобная для земледелия. А на юго-востоке равнины, на северном побережье Каспийского моря на­ходится пустыня — непригодные для обработки песчаники и со­лончаки.

Климат в средней полосе Восточно-Европейский равнины кон­тинентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету с непродолжительной активностью растительного покрова прихо­дит долгая холодная и снежная зима.

Все эти природные условия оказывали разностороннее влия­ние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины. В лесной полосе, где после своего расселения в основном и прожи­вали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была свя­зана с лесом. Его использовали как строительный материал, топ­ливо, для изготовления домашней утвари и т.п. С лесом были связаны основные промыслы: охота и бортничество1 — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия врагов.

Не менее благотворное влияние на жизнь людей оказывали и реки. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. По берегам рек шло расселение славянских племен: строились поселения — вна­чале небольшие деревушки, а затем большие села и города.

Речные пути со временем приобрели международное значе­ние, они соединяли уже не только отдельные племена, но и раз­личные народы и страны.

Наиболее важным был известный с VI в. великий водный тор­говый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи на­зывается путем "из варяг в греки". Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к вер­ховьям Днепра, и уже по Днепру к Черному морю. Таким образом у восточных славян осуществлялась связь с причерноморскими греческими колониями, а через них — с Византией.

Другой международный речной путь — "из варяг в персы" шел на юго-восток по притокам верхней Волги и далее по этой реке в земли волжских болгар и через Хазарское царство в Каспийское море. Этот торговый путь служил сообщением с волжскими болгарами, Хазарским каганатом и далее — со Средней Азией и арабским миром: по-своему значению он не уступал пути "из варяг в греки".

Расселение восточных славян

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытно­общинного строя. В "Повести временных лет" говорится о пле­менных княжениях, которые историки называют племенными сою­зами. Такой союз включал 100—200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В лето­писи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поля­не, в бассейне реки Принять — древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) — радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра — уличи, между реками Днестр и Прут— тиверцы. В предгорьях Карпат жили "белые" хорваты, а по Западному Бугу — дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра — кривичи, в среднем течении Западной Двины при впа­дении в нее реки Полоть — полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов — ильменские славяне, а в бассейне Оки — самые восточные из славянских племен — вятичи.

Каждое племя управлялось своим вождем — старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени — вече.

Данные летописи о расселении восточных славян через много ве­ков были подтверждены археологическими находками женских укра­шений — височных колец, типичных для каждого племенного союза.

Важный фактор в формировании народа и государства пред­ставляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим языком, укладом жизни, бытом, нравами и обычаями, культу­рой и т.п. В разное время соседские народы подчиняли себе славян­ские племена, втягивали их в сферу своей хозяйственной деятельно­сти или, наоборот, находились под влиянием славян.

Соседями восточных славян (к IX в.) были на западе балтий­ские племена: ливы, чудь, весь, корела и др., западные славяне: поляки (ляхи), словаки, чехи, а также венгры (угры); на северо-востоке — многочисленные угро-финские племена: мордва, мари, мурома, меря и др.; на Нижней Волге — хазары, на востоке - волжские болгары, а на юге в Причерноморье — печенеги и дру­гие тюркские племена.

Расселяясь, восточные славяне вытесняли живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей обще­ственной и хозяйственной жизни.

Хозяйственная деятельность

Судя по сохранившимся литературным памятникам и археологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Вос­точно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной поло­сы господствовала пашенная система земледелия — перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали уча­сток леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также ис­пользовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес: из огородных культур — репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводством: разводили лоша­дей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже — деревянный плуг с железным наконечником — лемехом.

В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне — лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: произво­дились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необ­ходимые для удовлетворения насущных потребностей.

Общественный строй

Расселившись по Восточно-Европейской равни не, восточные славяне жили вначале родовыми общинами, об этом свидетельствует и летопись: "Живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим".

Русский историк В.О. Ключевский писал: "Родовой союз дер­жался на двух опорах: на власти родового старшины и нераздель­ности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры".

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распа­даться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже тре­бовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяй­ства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины — сосед­ской, территориальной, которая называлась "мир" — на юге, и "вервь"1 — на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водо­емы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли — наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собст­венность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собст­венность отдельных семей.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и приба­вочного продукта. Происходило накопление прибавочного продук­та, а на его основе — развитие обмена между отдельными семья­ми. Это привело к дифференциации общины, росту имуществен­ного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.

Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече1 — народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими со­седями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они со­вершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрез­вычайно возрастала роль военачальника — князя, который зачас­тую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину — группу воинов, преданных только князю. Так, в VIII—IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военно-дружин­ная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объяв­ляли себя собственниками земель племени или племенного сою­за, облагая соплеменников данью (налогом).

Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: за­хваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя ра­ботать на своих землях.

В VI—VIII вв. рабами у восточных славян были в основном за­хваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право2, по которому запрещалось порабощать своих со­племенников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тя­желых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриар­хальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходила резкая диф­ференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства.

Торговля, города

Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже — появлению и развитию торговли, которая шла в основном по мно­гочисленным рекам и их притокам. Особенно активно использова­ли великие водные пути — "из варяг в греки" и по Волге к Кас­пийскому морю — "из варяга персы".

Путем "из варяг в греки" активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда и название самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Доходили они и до греческих причерноморских колоний, и до Византии. Варяги не только мирно торго­вали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям, и на службу в Византию.

Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебря­ные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.

Успехам торговли способствовало распространение по южно­русским степям кочевого тюркского племени хазаров. В отличие от других азиатских народов хазары вскоре стали оседать на зем­ле. Они заняли степи по берегам Волги и Днепра, создали свое государство, центром которого стал город Итиль на Нижней Вол­ге. Хазары подчинили себе восточнославянские племена полян, северян, вятичей, с которых брали дань. В то же время славяне использовали протекавшие по территории хазар Дон и Волгу для торговли. В.О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, пи­сал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину — десятину. По Волге купцы спус­каются к хазарской столице, выходят в Каспийское море, прони­кают на его юго-восточные берега и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада. Найденные археологами клады араб­ских монет в районе Днепра свидетельствуют, что эта торговля велась с конца VII—VIII вв.

С развитием торговли связано у славян появление городов. Большинство городов возникало по водному пути Днепр — Вол­хов. Чаще при слиянии двух рек появлялось место обмена това­рами, куда сходились звероловы и бортники для торговли, как тогда говорили для гостьбы1. На их месте, сложились будущие русские города. Города служили торговыми центрами и главными складскими пунктами, где хранились товары.

В "Повести временных лет" уже называются города Киев, Чер­нигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Рос­та, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Поэтому варяжские пришельцы называли сла­вянскую землю Гардарикой — страной городов.

Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объе­динились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.

Появились первые княжества. Из арабских источников VIII в. мы узнаем, что в то время у восточных славян существовали та­кие княжества: Куявия (Куяба — вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде) и Артания. Появление та­ких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.

Обычаи нравы и верования

Быт восточно-славянских племен ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрища — религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали (похищали) себе жен по уговору с ними. В то время у славян было многоженство, невест не хватало. Чтобы задобрить род, у которого умыкали невесту, ее родственникам давали вено (выкуп). Со временем умыкание невесты было заменено обрядом хождения зятя по не­весту, когда невесту выкупали у ее родственников по взаимному до­говору. На смену этому обряду пришел другой — привод невесты к жениху. Родственники жениха и невесты становились свояками, т. е. своими друг для друга людьми.

Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной — пиршеством и воинскими играми.

Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.

Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они покло­нялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца — Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии — Перун, богом ветра — Стрибог, покровителем скота — Белое (Волос). Даждьбог и бо­жество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь — Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога — Перуна, бога грома, молнии, войны.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде камен­ных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах — капищах, богам приносились жертвоприно­шения — требы.

Большое развитие получил культ предков. Он связан с охра­нителем рода, семьи, родначальником жизни — Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще "чур", по церковнославянски — "щур". Сохранившееся и поныне выражение "чур меня" означает "храни меня дед". Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не все­го рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили пешие, в реках — водяные, русалки.

У славян были свои языческие праздники, связанные со времена­ми года, с земледельческими работами. В конце декабря колядовали — ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хо­зяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздни­ком были проводы зимы и встреча весны — масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы — про­ходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.

Наши далекие предки, заселявшие Восточно-Европейскую равнину, прошли сложный путь развития. Трудные природно-географические условия и постоянная необходимость отражать набеги на свои земли различных племен и народов, возникновение городов у древних сла­вян задержало на несколько столетий по сравнению с западно­европейскими государствами складывание отдельных княжеств в са­мостоятельное государство. В то же время, вступив на путь разложе­ния родового строя, зарождения земельного и имущественного нера­венства и создания племенных княжеств, развития международной торговли и внешних экономических и культурных связей, восточные славяне в IX в. вплотную приблизились к созданию единого государства — Киевской Руси.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы определяют место России в мировой цивилизации?

2. Расскажите о древнейших поселениях на территории нашей страны.

3. Кто были предшественники древних славян на терри­тории нашего Отечества?

4. Где находилась прародина славян, каково происхож­дение (этногенез) славянских народов?

5. Какие факторы оказывают влияние на складывание и развитие народа?

6. Как происходило расселение восточных славян, кто были их соседями?

7. Расскажите о хозяйственной деятельности и общест­венном строе древних славян.

8. Расскажите о развитии торговли и появлении горо­дов у славян.

 

 

Глава 2

Русь в эпоху Средневековья

• Киевская Русь

• Становление цивилизации в Русских землях

• Формирование и возвышение Московского государства

Киевская Русь

(IX­XII вв.)







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.