Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семейное воспитание (до 2-3 лет)





             
   
 
 
 
   


Общественное образование:

· дошкольное образование (с 2-3 до 6 лет);

· общее образование (начальное – 4 года; базовое - 5 лет; среднее - 2 года);

· специальное образование на всех уровнях;

· внеклассное и внешкольное воспитание

 

       
   
 
 

 


Профессиональное образование:

 

· подготовка специалистов средней квалификации (профессионально-

техническое училище, техникум, колледж);

· подготовка специалистов высшей квалификации и научных работников

(институт, академия, классический университет; подготовка дипломированных

специалистов, магистратура, аспирантура, докторантура);

· повышение квалификации и переподготовка кадров;

· специальное образование на всех уровнях;

· самообразование (самовоспитание).

 
 

 


В личностном смысле непрерывное образование – это способ разностороннего развития индивида, образ разумной жизни. Непрерывное образование осуществляется в процессе специально организованного обучения в учреждениях образования и в ходе самообразования. Самообразованиеполучение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности. Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре.

Выделяют (М. Князева, В.Д. Диденко) следующие функции самообразования:

- экстенсивная: накопление, приобретение новых знаний;

- ориентировочная: определение себя в культуре и своего места в обществе;

- компенсаторная: преодоление недостатков, «белых» пятен в полученном (школьном, вузовском и др.) образовании.

- саморазвития: развитие самосознания, познавательных процессов, рефлексивных способностей;

- методологическая: формирование образа мира, своего места в нем; определение смысла профессионального бытия педагога и т.п.;

- постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, её технологиям.

- коммуникативная: установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами;

- развитие творческого потенциала личности;

- психотерапевтическая: сохранение жизненной энергии, силы личности; переживание полноты бытия;

- омолаживания: преодоление инерции мышления, предупреждение застоя в профессиональном росте;

- геронтологическая: поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма.

Источниками самообразования являются все компоненты культуры общества: разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, исследовательская и др.), наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, профессиональная деятельность по основной или сопутствующим специальностям; обучение на разных курсах, хобби и другие.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Охарактеризуйте образование как социальное явление и общечеловеческую ценность. Почему образование является ведущим фактором развития культуры общества и личности?

2. Определите понятие «образование» во всех значениях.

3. Какова роль образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества? Дайте их краткую характеристику.

4. Назовите основные компоненты системы образования в Республике Беларусь. Изобразите ее схематически.

5. Раскройте структуру средней общеобразовательной школы. Какие изменения произошли в последнее десятилетие в организации процесса обучения в общеобразовательной школе? С чем связаны перспективы развития системы общего среднего образования?

6. Обоснуйте положение о том, что непрерывное образование является средством развития и самосовершенствования личности.

Глоссарий

· Образование как процесс обучения и воспитания (педагогический процесс) – овладение учащимися в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системой знаний, умений, навыков, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

· Образование как результат обучения и воспитания - достигнутый учащимися уровень в овладении системой знаний, умений, навыков, опытом деятельности и отношений.

· Образование как система – совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

· Социализация – процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта.

· Образовательная парадигма – концептуальная модель решения задач (проблем) образования, которая на теоретическом уровне обосновывает и определяет направления развития образовательной практики.

· Культураобщества - исторически определенный уровень развития общества, совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

· Культура личности – уровень и результат освоения личностью культурных (социальных, нравственных, эстетических, экономических и др.) ценностей, развития ее творческих сил и способностей.

· Самообразование – получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.