|
Семейное воспитание (до 2-3 лет)Общественное образование: · дошкольное образование (с 2-3 до 6 лет); · общее образование (начальное – 4 года; базовое - 5 лет; среднее - 2 года); · специальное образование на всех уровнях; · внеклассное и внешкольное воспитание
Профессиональное образование:
· подготовка специалистов средней квалификации (профессионально- техническое училище, техникум, колледж); · подготовка специалистов высшей квалификации и научных работников (институт, академия, классический университет; подготовка дипломированных специалистов, магистратура, аспирантура, докторантура); · повышение квалификации и переподготовка кадров; · специальное образование на всех уровнях; · самообразование (самовоспитание).
В личностном смысле непрерывное образование – это способ разностороннего развития индивида, образ разумной жизни. Непрерывное образование осуществляется в процессе специально организованного обучения в учреждениях образования и в ходе самообразования. Самообразование – получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности. Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре. Выделяют (М. Князева, В.Д. Диденко) следующие функции самообразования: - экстенсивная: накопление, приобретение новых знаний; - ориентировочная: определение себя в культуре и своего места в обществе; - компенсаторная: преодоление недостатков, «белых» пятен в полученном (школьном, вузовском и др.) образовании. - саморазвития: развитие самосознания, познавательных процессов, рефлексивных способностей; - методологическая: формирование образа мира, своего места в нем; определение смысла профессионального бытия педагога и т.п.; - постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, её технологиям. - коммуникативная: установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами; - развитие творческого потенциала личности; - психотерапевтическая: сохранение жизненной энергии, силы личности; переживание полноты бытия; - омолаживания: преодоление инерции мышления, предупреждение застоя в профессиональном росте; - геронтологическая: поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма. Источниками самообразования являются все компоненты культуры общества: разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, исследовательская и др.), наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, профессиональная деятельность по основной или сопутствующим специальностям; обучение на разных курсах, хобби и другие.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте образование как социальное явление и общечеловеческую ценность. Почему образование является ведущим фактором развития культуры общества и личности? 2. Определите понятие «образование» во всех значениях. 3. Какова роль образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества? Дайте их краткую характеристику. 4. Назовите основные компоненты системы образования в Республике Беларусь. Изобразите ее схематически. 5. Раскройте структуру средней общеобразовательной школы. Какие изменения произошли в последнее десятилетие в организации процесса обучения в общеобразовательной школе? С чем связаны перспективы развития системы общего среднего образования? 6. Обоснуйте положение о том, что непрерывное образование является средством развития и самосовершенствования личности. Глоссарий · Образование как процесс обучения и воспитания (педагогический процесс) – овладение учащимися в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системой знаний, умений, навыков, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. · Образование как результат обучения и воспитания - достигнутый учащимися уровень в овладении системой знаний, умений, навыков, опытом деятельности и отношений. · Образование как система – совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ. · Социализация – процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта. · Образовательная парадигма – концептуальная модель решения задач (проблем) образования, которая на теоретическом уровне обосновывает и определяет направления развития образовательной практики. · Культураобщества - исторически определенный уровень развития общества, совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. · Культура личности – уровень и результат освоения личностью культурных (социальных, нравственных, эстетических, экономических и др.) ценностей, развития ее творческих сил и способностей. · Самообразование – получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|