|
Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии обществаСтр 1 из 49Следующая ⇒ Образование является важнейшим фактором развития общества, определяющим перспективы его развития. Свои функции образование выполняет в соответствии с теми или иными образовательными парадигмами (греч. paradeigma – пример, образец). Образовательная парадигма – концептуальная модель решения задач (проблем) образования. Парадигмы образования на теоретическом уровне обосновывают и определяют направления развития образовательной практики, проектирования конкретных моделей организации образования. Элементы, от содержания и доминирования которых зависит формирование той или иной парадигмы, представлены в схеме 1.
Схема 1
Представления о системе Осознание типа культуры Принципы знаний и умений, и способов развития человека кодирования необходимых человеку в процессе освоения и передачи конкретной исторической эпохи культурного опыта информации
Образовательная Парадигма
Положение и функции Осмысление ценности и Представления об образе ученика в образова- роли образования в обществе и месте педагога в образова- тельном процессе тельном процессе
В мировой и отечественной педагогике на протяжении веков формировались следующие парадигмы образования. 1. Знаниевая и культурологическая. З наниевая парадигма активно оформлялась еще в средневековье и с тех пор реализуется в рамках традиционной классно-урочной системы обучения. Основное положение этой парадигмы заключается в идее передачи учащимся «готовых», «завершенных» знаний. Культурологическая парадигма ориентирует образование не на овладение «суммой» знаний, а на освоение элементов культуры, способов обучения, общения, поведения. 2. Технократическая и гуманистическая парадигма. Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации образования на основе репродуктивной деятельности учащихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксированных эталонов знаний и опыта. Процесс обучения строится как технологический процесс (реализуется посредством обучающих, корректирующих, контролирующих и оценивающих процедур) с четко определенными критериями обучения. В мировоззрении учащихся преобладают средства над целью, технологии и техники над общечеловеческими ценностями. Для гуманистической парадигмы человек не является объектом манипуляций, а представляет собой высшую ценность. Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие, сотрудничество, оказание поддержки личности. 3. Педоцентристская и детоцентристская. Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение в качестве главных факторов развития ребенка, при этом основная роль отводится педагогу. При анализе процесса образования определяющими являются методика, новаторство, творчество педагога в то время, как личностные качества, интересы и способности учащихся учитываются недостаточно. Детоцентристская парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов. 4. Социетарная и человекоориентированная. В основе социетарной парадигмы лежат принципы государственного управления образованием. Государство определяет характер и цели образования, а управление образованием носит только государственный характер. В рамках человекоориентированной (антропологической) парадигмы в процессе обучения и воспитания учитываются в первую очередь индивидуальные особенности и интересы всех участников образовательного процесса (ребенка, родителей, педагогов и др.). В современной образовательной практике сочетаются элементы всех этих парадигм или преобладает одна из них в рамках отдельной педагогической системы (например, авторской школы). В соответствии с образовательными парадигмами в обществе организуются те или иные модели образования. Взаимосвязь основных функций образования и моделей образования отражена в схеме 2. Схема 2
Современное образование имеет тенденцию приобретать личностно ориентированную направленность, становится гибким и динамичным. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг, которая позволяет личности сознательно выбирать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями, способностями, гендерными особенностями.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|