|
Развития педагогической теории и этапы ее становленияПедагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний, ее развитие неотделимо от развития общества. Уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Позже эти знания нашли отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, составивших содержание народной педагогики. Педагогическая мысль в рамках народной педагогики – это первый этап развития педагогики как науки. Житейский педагогический опыт развивался и сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и составлял основу научного педагогического знания. Второй этап связан с зарождением педагогических идей в русле религиозных и философских учений. Третий этап развития педагогического знания представлен формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. Суть четвертого этапа заключается в переходе от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Указанные этапы не выстраиваются в хронологическом порядке и не имеют четких границ. Все они так или иначе реализуются и в настоящее время. На протяжении тысячелетий в разных религиях (христианство, ислам и другие) складывались теоретические суждения о воспитании (заповеди, притчи, мифы). Интересные педагогические мысли оставили философы античности: Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и другие. Они раскрыли цели и этапы образования человека, разработали основы возрастной периодизации. Педагогические идеи и наставления воплотились в трактатах Конфуция («Беседы и суждения»), Плутарха («О воспитании»), Квинтилиана («Ораторское искусство») и других мыслителей. Схоластическая философия XII-XIII веков, арабская философия, проникшая в Западную Европу (XIII-XIV вв.), также способствовали развитию педагогической мысли и университетов. Философы Эпохи Возрождения (XIV-XVI) утверждали в жизни и привносили в педагогику идеи гуманизма (Ф. Рабле, М. Монтень и другие). С XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Это создает условия для становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний. Английский философ Ф. Бэкон в трактате «О достоинстве и приумножении наук» (1623) вычленил педагогику из философских наук и включил ее в свою классификацию наук как самостоятельную науку. Возникновение педагогики как науки связывают с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он предпринял попытку доказать наличие универсальных законов развития человека от рождения до конца жизни. В своих трудах («Великая дидактика» и других) он обосновал необходимость обучения и воспитания человека сообразно всеобщим законам природы, разработал систему принципов обучения, теоретически обосновал классно-урочную систему, заложил основы традиционного (классического) образования. Большое влияние на развитие педагогики оказали мыслители Эпохи Просвещения. Например, французский философ Ж.Ж. Руссо (1712-1778) положил начало новому направлению в педагогике – «естественному (свободному) воспитанию». Его педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании» является своего рода манифестом гуманистической педагогики. В XVII-XIX веках происходит генерирование новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. Это нашло отражение в педагогических трудах и деятельности И.Г. Песталоцци (1746-1827), И.Ф. Гербарта (1776-1841), А. Дистервега (1790-1866) и других педагогов. Немецкий педагог И.Ф. Гербарт в своем знаменитом сочинении «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» разрабатывал педагогику как теорию, фундаментом которой являются философия, психология и этика. При этом он настаивал на суверенности педагогической науки, которая должна была «стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». Гербарт впервые развил идею воспитывающего обучения, ввел разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса. Он предложил также практические способы нравственного воспитания. В начале XIX века педагогика окончательно отделилась от религии и философии и стала самостоятельной. Интенсивное развитие педагогической теории и практики в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений в XVIII веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Поэтому педагогика начинает формироваться в это время и как учебная дисциплина. В развитие педагогики большой вклад внесли отечественные педагоги: Симеон Полоцкий (1629-1680), М.В. Ломоносов (1711-1765), Н.И. Пирогов (1810-1881), Л.Н. Толстой (1828-1910), К.Д. Ушинский (1824-1870), П.Ф. Каптерев (1849-1922) и другие. Так, К.Д. Ушинский в своем главном педагогическом труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» заложил фундамент современного педагогического знания, изложив в нем основы общей теории развития личности. Развивалась педагогическая наука и в советский период в трудах С.Т. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1941), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970) и других. Педагоги второй половины ХХ века обогатили теорию обучения и педагогическую психологию. Среди них: Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и многие другие. Эти ученые разрабатывали идеи и теории оптимизации и активизации обучения, содержания образования, методов обучения, развивающего, проблемного, личностно ориентированного обучения, педагогического процесса и его технологизации, методологию педагогических исследований. 2. Педагогика как наука и учебный предмет Современный термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях. Выделяют (по Н.В. Бордовской):
Для определения педагогики как науки необходимо осмыслить её объект и предмет исследования. (Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания. Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые данной наукой.) Большинство современных ученых полагают, что объект педагогики – это сфера образования, то есть те явления действительности, которые обуславливают развитие, обучение и воспитание человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Образование изучают и другие науки (философия, социология, психология, экономика). Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных, культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика изучает сущность, закономерности, перспективы, тенденции развития педагогического процесса (образования), являющегося фактором и средством развития человека на протяжении всей его жизни. Иначе говоря, педагогика изучает процесс развития и формирования личности в условиях воспитания и обучения. Педагогика одновременно является и теоретической, и прикладной наукой. Будучи теоретической наукой, она осуществляет теоретический анализ практики образования, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции и перспективы его развития. Как прикладная наука, педагогика использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации. С этим двойственным характером педагогики связаны ее основные функции и соответствующие группы задач (см. схему 14). Педагогика как искусство педагогической практикипредставлена своеобразием профессионального опыта учителей или воспитателей. Педагогическое искусство - практическая реализация педагогической теории на высоком уровне педагогического мастерства. Важной составной частью педагогического искусства (мастерства) являются освоенные педагогом педагогические технологии. Педагогическая технология - это совокупность научно обоснованных последовательных операций и действий педагога, приводящих к наиболее эффективному, заранее запланированному результату. Если первоначально педагогическая практика представляла собой педагогическую деятельность на основе здравого смысла, интуиции, традиционных представлений о воспитании, то современная педагогическая практика организуется как конкретное воплощение в педагогическом процессе рекомендаций педагогической теории. Схема 14 Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|